Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Святилища с наскальными изображениями

Проблема анализа типов и функций святилищ до сих пор оживленно обсуждается в литературе по наскальным изображениям, поскольку она затрагивает некоторые аспекты методологии их изучения. Некоторые исследователи сейчас акцентируют внимание на функциональном подходе к памятникам такого рода и считают его достаточно перспективным [1-4].

Определение/обозначение «святилище», часто используемое в различных реконструкциях, требует специального пояснения относительно его толкования, поскольку с ним связано множество других родственных понятий: храм, культовое место, жертвенник, жертвенное место, жертвенная площадка, ритуальный комплекс, сакральный объект, священное место и др. [2; 16].

Под «святилищами» мы подразумеваем (в контексте петроглифических изысканий) долговременно функционировавшие многокомпонентные сакральные центры сосредоточения духовной культуры человеческих сообществ, а конкретно — своеобразные храмы под открытым небом, где благодаря нахождению комплекса почитаемых объектов — скал с пригодными для нанесения рисунков плоскостями, водных источников, жертвенных площадок, скальных расщелин, гротов, валунов и других типов священных локусов — совершались различные культово-мистериальные действия, приуроченные к важнейшим событиям календарного или иного цикла в жизни конкретных социумов и связанных с их религиозно-мифологическими представлениями [5]. Таким образом, для того чтобы стать впоследствии «святилищем» долговременного характера, конкретно выбранная претендующая территория должна, по архитектонике и размещению природных объектов, по системе взаимосвязей ключевых компонентов, соответствовать мировоззренческим представлениям и запросам практики отправления культово-обрядовых действий и возможным другим критериям. При выборе таких мест древние люди учитывали, видимо, состояние объекта в различных круговоротах в природе, а также его положение относительно солнца или луны, т.е. соответствие астрономическим критериям.

К таким возможностям некоторые исследователи относят необычную форму геологической структуры скалы, наличие биофизических аномалий в зонах тектонических напряжений и др. [6; 49].

А. И. Мартынов, специально занимавшийся этой проблемой, правильно считает, что «первичным в период создания и функционирования памятника были не изображения, а те конкретные природные факторы, которые и определяли место как священное, определенное для ритуальных действий» [7; 169].

Таковыми могут стать необычные скалы, останцы, сопки, урочища, ущелья, горные перевалы, сами горы и т. д. После того, как подходящий по всем параметрам объект выбран жрецами, старейшинами или другими служителями культа или «геомантами» [8; 201] и др. происходит, естественно, сакрализация этого пространства.

Процесс нанесения на поверхность камня рисунков, возможно, являлся частью (основной или второстепенной — вопрос особый) многоступенчатого сложного ритуала, который происходил на святилище, но в любом случае для выбивки на твердой поверхности камня рисунков человек должен был владеть, кроме навыков и мастерства, определенным набором стилистических приемов, выработанных в данную эпоху, и, главное, он должен был знать, что и кого изображать и зачем это нужно делать?

Если какой-то конкретный сюжет наскальных изображений отражает мифопоэтические представления людей, скажем, эпохи бронзы, то художник должен знать содержание мифа (или его снабжают такой информацией сведущие члены социума — хранители таких знаний?), по мотивам которого он создает это полотно. Наличие так называемых культовых сюжетов в составе наскальных композиций без учета совокупности других признаков и компонентов не является надежным аргументом для квалификации того или иного местонахождения как святилища. Для этого необходимо определить алтарный комплекс, систему взаимосвязей его структур, составные элементы и архитектонику всего «святилища».

Из всех крупнейших многокомпонентных и разновременных археологических комплексов, известных сейчас на территории Казахстана, где в качестве основного элемента выступают петроглифы, только Тамгалинский исследован относительно неплохо. Еще в 1980 г. А.Н.Марьяшев указал на возможность квалификации этого местонахождения как святилища [9; 222].

Два участка урочища Тамгалы, находящиеся рядом, на противоположных берегах одноименной речки, там, где она, огибая мыс на правом борту ущелья, делает крутой поворот на северо-восток, могут считаться, на наш взгляд, святилищем. На этих участках (обозначенных в различных публикациях как 4 и 5 группы) в виде двух невысоких холмов, разделенных неширокой речной долиной, где, кстати, наблюдается природный акустический эффект, расположены ступенчатые скальные выходы — амфитеатры, куда удачно «вписаны» два алтарных комплекса с групповыми изображениями «солнцеголовых» персонажей, квалифицируемых как символы солнечных божеств (но не изображения самих божеств) эпохи бронзы, и множеством других разновременных петроглифов, возможно, отправлялись культы, происходили значимые события, которые в совокупности с другими элементами позволяют определить это место как «святилище». Все остальные группы рисунков урочища Тамгалы, несмотря на яркость образов, сложность композиционных решений и другие параметры, могут быть квалифицированы как периферийные зоны, поскольку у них отсутствуют важные компоненты, предопределенные самой природой. Поэтому на этих участках проводились, возможно, вторичные или заключительные действия после посещения axis mundi (одинокая высокая сопка при входе в ущелье справа, расположенная строго к северу от святилища). Как храм под открытым небом (так определено местонахождение Тамгалы у вышеназванных исследователей [3; 61]) он должен иметь четко очерченные границы.

Термины «храм» и «святилище», хотя и обозначают однопорядковые явления, иногда обнаруживают разное применение. В философском понимании храм является обязательным атрибутом любой цивилизации, но вовсе не обязательно его представлять в виде монументальных сооружений.

Само накопление духовного потенциала человеческой культуры — это извечное строительство «храма», не обязательно заключенного в стены и под крышу. В индоиранской и индоарийской культурной традиции храмы как здания вовсе не упоминаются, зато часто встречаются словосочетания «вместилище богов», «место почитания», «место богов». В Яштах Авесты герои призывают к божествам «на берегах водоемов, на вершинах гор, а иногда, просто не сходя с коня». Рассказывая о Герросе — «священной территории» скифов и об их обычаях и нравах, Геродот подчеркивает, что у них нет храмов и алтарей в том смысле, как это понимал эллин, т.е. в смысле зданий.

Святилище в ряде случаев воспринимается не как постоянно действующий «храм», а функционирующий окказиально (т. е. эпизодически) природный объект во время цикличных мероприятий или чрезвычайных событий. Самое упрощенное определение святилища дано А.А.Формозовым, который таковыми называет места скопления наскальных рисунков [10; 9]. Л.С. Марсадолов считает, что большинство святилищ связано с астрономическими направлениями — восходом или заходом Солнца и Луны, а также окружающими горами [8; 203].

Внимания заслуживает мнение И.Д.Русаковой, которая разделила известные ей петроглифические комплексы на территории Хакасии на три типа — святилища, сторожевые посты (наблюдательные пункты) и «скалы-книги», или информационные центры. Святилищами она предлагает назвать местонахождения, характеризующиеся следующими чертами: а) доступность памятника, удобные к нему подходы; б) гладкая поверхность крупного размера; в) наличие большого количества рисунков; г) рисунки в основном объединены в одну или несколько композиций; д) плоскость видна из долины; е) перед плоскостью есть площадка, на которой может находиться одновременно до нескольких десятков человек; ж) с площадки перед плоскостью видна долина [11; 74-75]. Таким образом, ее взгляды по ключевым моментам определения святилища совпадают с мнениями других исследователей. Что касается третьего момента — «скалы-книги» или «информационного центра», то это довольно интересная расстановка акцентов в определении статуса некоторых особо примечательных местонахождений петроглифов. Если первая часть определения — «скала-книга» — в некоторой степени созвучна с понятиями «изобразительный текст» и «изобразительный ряд», который выстраивается для последующего чтения, то вторая часть — информационный центр, — по-видимому, открывает новые возможности квалификации храмов, святилищ и других подобного рода объектов как действительных средоточий накопленных древними социумами опыта, знаний и навыков, связанных не только с изобразительной деятельностью, но и с другими направлениями жизнедеятельности, а также хранением, передачей и распространением их во времени и в пространстве.

Как святилища, кроме Тамгалы, могут быть определены в перспективе комплексы Ешкиольмес, Баян Журек, Кулжабасы, Терс, Карасай в Жетысу, Сауыскандык, Арпаузен на Каратау, Акбаур на востоке, Толеубулак на Эмбе, Коскудык на Манкыстау, Акбидайык в Павлодаре, но работы на этих памятниках еще не завершены. Для того чтобы достоверно идентифицировать и интерпретировать данную категорию археологических объектов как святилищ, «храмов под открытым небом» и т. д., нужны более строгие критерии и дополнительные аргументы.
Функция святилищ связана с особой формой практики обслуживания духовных потребностей людей на протяжении длительного периода времени. В тех случаях, когда основным системообразующим элементом структуры многокомпонентных святилищ являются петроглифы, они не могут служить лишь фоном для совершения обрядовых действий, как это утверждают авторы упомянутой работы [3; 63].

Петроглифы в системе многоступенчатых обрядовых действий, которые происходили в таких святилищах, выполняли свою основную знаково-коммуникативную функцию. Часть сюжетов, особенно мифологического содержания, могла появиться во время таких мистерий. Не исключено, что служители культа — жрецы и др. — в процессе отправления соответствующего культа давали комментарии и расшифровку содержания мифов или другой закодированной в сложных образах и сюжетах петроглифов информации.

Наиболее значимые образы — «солнцеголовые», сосредоточенные на упомянутых выше двух алтарных участках (вне зависимости, кого они олицетворяли — самих небесных богов [12; 213-221], других обожествленных персон или участников мистерии и т.д.), служили главными объектами поклонения; у подножья этих комплексов происходили кульминации культово-обрядовых событий, акты жертвоприношений и т.д. Любопытно наличие «жертвенника» «под центральной сценой святилища Тамгалы», где были обнаружены кости, большую часть которых составляют кости крупного рогатого скота, отмечают А.Н. Марьяшев и С.А. Потапов, к сожалению, без указания на соответствующий источник информации [13; 139-140]. Впрочем, на характер и форму происходивших там мистерий наглядно и красноречиво указывает сама основная композиция «алтарного комплекса» Тамгалы, где перед двумя солнцеголовыми «гигантами» развернута сцена с участием 12-ти ряженых персонажей, которые, выстроившись в ряд, совершают различные экстатичные движения — танцы, эротические действия и др.

Есть вопросы по терминологии, типам святилищ [1, 14, 15], их функциям и иерархии, взаимосвязи с другими искусственно созданными культовыми объектами, успешное решение которых зависит от накопления фактического материала.

Отметим очень интересную версию относительно функций и назначения тамгалинского «храма-святилища», выдвинутую краеведом В.В.Сараевым, посвятившим не одно десятилетие изучению феномена Тамгалы. Он определил статус этого объекта в эпоху бронзы (хотя он мог функционировать и в последующие эпохи, меняя форму и содержание ритуалов) как «храм, в конструкции которого заложено само небо», с явной ориентацией на возможность учета древними людьми при выборе местности в качестве сакрального места неких астрономических координат [16; 19]. Определение святилища как «культового места» здесь неприемлемо, оно значительно сужает его функциональную характеристику.

В целом его мнение о том, что при определении местности в качестве будущего «храма» сначала учитывались природно-ландшафтные параметры, правильное и в некоторой степени совпадает с нашим взглядом, изложенным выше. Однако трудно согласиться, что основным фактором при выборе является непригодность (или малая пригодность) местности для жизнеобеспечения. Это ошибочное представление о механизмах адаптации человека к полупустынным зонам, имеющим вполне достаточные ресурсы для развития пастушеского скотоводства в указанный период истории. Речь может идти об участке земли протяженностью не более 1000-1500 м, шириной 500-600 м, отчужденного от активной хозяйственной деятельности, но ставшего в бронзовом веке и в последующие эпохи сакрализованным пространством, располагающим — как внутри себя, так и вокруг — необходимыми для жизнеобеспечения значительного числа людей условиями и природными ресурсами.

Основным критерием при выборе будущего святилища было наличие подходящих для нанесения рисунков плоскостей каменных пород, а далее, как мы показали выше, учитывалось различное сочетание других факторов. Впрочем, неважно, по каким критериям облюбовали это место древние, главное — В. В. Сараев признает его как храм под открытым небом, где жили «отшельники», которые занимались обрядовой деятельностью, изучали гармонию между природой и человеком, хранили опыт и мировоззренческие ценности, а также на практике осуществляли передачу сакральных знаний другим. Судя по логике изложения, эти отшельники являлись художниками, создававшими мифологические и прочие сюжеты наскальных полотен. Они же погребены в тех каменных ящиках и цистах, которые расположены вне сакральной зоны, на примыкающей вплотную к ней территории. Наши взгляды по некоторым параметрам совпадают, особенно когда он рассуждает о возможных ритуалах на функционально взаимосвязанных участках урочища (4 и 5-я группы), т.е. на самом святилище, но различаются в деталях.

Актуальной до сих пор остается проблема отношения людей к данной категории памятников историко-культурного наследия. Важно, насколько они вписаны в государственную систему и стали частью системы общественных ценностей, как это организовано, например, в странах Фенноскандии (Богуслен и др.), в Азербайджане (Гобустан), Италии (Валкомоника), Южной Корее, Российской Федерации (Залавруга, Каповая пещера, Томская писаница) [17; 170]. Сейчас все больше раздается призывов о необходимости изменения отношения людей к памятникам наскального изобразительного искусства и создания соответствующей системы использования в познавательном туризме с целью пропаганды знаний о древней истории.

На первый план в переживаемый отрезок исторического времени выдвигаются проблемы сохранения. Петроглифы Каскабулака, находящиеся в пределах территории государственного природного заповедника «Аксу-Жабагылы» в горах Таласского Алатау, практически относятся к музеефициро-ванным объектам с особым режимом работы и ограничением доступа. Это обстоятельство во многом спасло памятник от обширного разрушения под воздействием антропогенных факторов. Наличие небольшого ледника и высокая точка расположения (3300-3500 м над уровнем моря) обеспечивает памятнику возможность предотвратить пагубное воздействие кислотных дождей. Поэтому Аксу-Жабагылы можно считать одним из немногих «чистых» памятников, сохранивших первозданный облик. Там не проводились работы по копированию с помощью микалентной бумаги. Тем не менее наши работы на этом объекте в 2003 г. выявили признаки разрушения некоторых плоскостей с рисунками посетительскими автографами. В ряде стран одним из возможных средств по сохранению считается отказ от указания точного местонахождения памятника в различных справочниках по туризму и т. д., поэтому некоторые специалисты даже считают возможным ввести систему поддержания конфиденциальности подобной информации [18; 22-23].

Пристальное внимание к наскальным изображениям урочища Тамгалы, благодаря яркости материала и, что немаловажно, близости к научному и политическому центру страны, и ряду других благоприятных факторов, обеспечили этому памятнику популярность в научной и культурной среде казахстанского общества достаточно рано. В результате многочисленных обсуждений и рекомендаций Тамгалинский археологический комплекс был включен Министерством культуры РК, по согласованию с Институтом археологии им. А.Х.Маргулана МОН РК и другими научно-исследовательскими учреждениями и общественными организациями, в республиканский предварительный список памятников, рекомендуемых от Казахстана для включения в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Затем подготовка соответствующих документов была поручена НИПИ ПМК МК РК. В результате целенаправленных работ Национальной Комиссии РК по делам ЮНЕСКО и Министерства культуры РК в 2004 г. археологический комплекс Тамгалы был включен вторым от Казахстана в Список Всемирного культурного наследия, что явилось важнейшим событием в культурной жизни страны (первым — мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави).

До этого в 2003 г. Постановлением Правительства РК был создан Государственный историко-культурный и природный заповедник «Тамгалы». Сейчас там ведутся работы по созданию соответствующих научно-организационных инфраструктур и укреплению материально-технической базы функционирования заповедника. Комплекс Тамгалы — пока единственный музеефицированный памятник древнего искусства в Казахстане, не считая Аксу-Жабаглинские. Есть еще один петроглифический памятник, правда, немногочисленный по составу, в заповедной зоне Национального природного парка «Алтын-Эмель».

В перспективе археологическими скансенами могут стать петроглифы возле энеолитического поселения Коскудык 1 близ г. Актау, в гроте Толеубулак на территории Актюбинской области, писаницы грота Акбаур в Восточном Казахстане и петроглифы Акбидайык в Павлодарской области, а также археологический комплекс с рисунками Теректы Аулие в Карагандинской области, по которым уже ведутся соответствующие работы. Важный, имеющий несколько прагматический характер аспект работы с наскальными изображениями, на который уже обратили внимание специалисты, — это интеграция мотивов и образов древнего наскального искусства в современное художественное пространство [19; 196-200].

Она наблюдается сейчас во многих уголках земли, в Казахстане тоже. Такой феномен связан с пробуждением глубинной памяти человека и его психологией мировосприятия в новых условиях и является своеобразным отражением прошлого в смешанных (неэклектичных) художественных образах и осознанием индивидуумом действительной потребности свободного общества. Это не просто вещи, разрисованные мотивами наскального искусства или созданные по мотивам древних произведений современных художников, а гораздо более глубокое явление, порожденное особенностями человеческого сознания. Созвучность древних и современных художественных явлений в некоторых условиях отмечена исследователями [19; 199].

 

Список литературы
1. Мартынов А.И. К вопросу о типологии памятников петроглифического искусства // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. — М., 1990. — С. 13-18.
2. Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематич. науч. конф. — Санкт-Петербург, 14-17 ноября 2000 г. — СПб.: СПбГУ, 2000. — 235 с.
3. Марьяшев А.Н., Горячев А.А. Наскальные изображения Семиречья. — Алматы: Общественный фонд «Родничок», 2002.— 238 с.
4. Бобров В.В., Савинов Д.Г. Принцип хроностратиграфии в изучении петроглифов как древних святилищ // Мир наскального искусства. — М., 2005. — С. 35-36.
5. Самашев З. Петроглифы Казахстана. — Алматы: Өнер, 2006. — С. 32.
6. Мартынова Г.С., Покровская А.Ф. Природный фактор наскального искусства Притомья // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. Материалы 12 ЗападноСибирской археолого-этнографической конференции. — Томск, 2001. — С. 48-49.
7. Мартынов А.И. Современное общество и памятники наскального искусства // Мир наскального искусства. — М., 2005.— С. 168-171.
8. Марсадолов Л.С. Общие закономерности при выборе места в окружающем ландшафте для культовых объектов Саяно-Алтая во 2-1 тыс. до н. э. // Культурно-экологические области: взаимодействие традиций и культурогенез. — СПб., 2007. — С. 199-211.
9. Марьяшев А.Н. Петроглифы Семиречья // Звери в камне. — Новосибирск, 1980. — С. 211-229.
10. Формозов А.А. К проблеме «очагов первобытного искусства» // Советская археология. — № 3. — 1983. — С. 5-13.
11. Русакова И. Д. Наскальное искусство и окружающее пространство // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. — Томск, 2001. — С. 74-76.
12. Марьяшев А.Н., Потапов С.А. Культовые сюжеты в петроглифах эпохи энеолита и бронзы // Материалы конференции «Маргулановские чтения-1990». — М., 1992. — С. 212-222.
13. Марьяшев А.Н., Потапов С.А. Некоторые вопросы хронологии и семантики петроглифов эпохи бронзы // Современные проблемы изучения петроглифов. — Кемерово, 1993. — С. 133-142.
14. Мартынов А.И., Марьяшев А.Н., Абетеков А.К. Наскальные изображения Саймалы-Таша. — Алма-Ата, 1992. — С. 46.
15. Бутягин А.М., ЧистовД.Е. Факторы выделения античных святилищ 6-4 вв. до н.э. // Святилища: Археология ритуала и вопросы семантики. — СПб., 2000. — С. 62-67.
16. Сараев В.В. Феномен Тамгалы // История и археология Семиречья. Вып. 3. — Алматы: Общественный фонд «Родничок», 2007 — С. 7-21
17. Мартынов А.И. Как мы распоряжаемся археологическим историко-культурным наследием? // Археология Южной Сибири. — Вып. 23. — Кемерово, 2005.
18. Беднарик Р., Дэвлет Е.Г. Консервация памятников наскального искусства Верхней Лены // Памятники наскального искусства. — М., 1993. — С. 7-24.
19. Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства. — М.: Научный мир, 2002. — 240 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.