Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Национальный характер. Менталитет: Сущность, Проблемы

Такие феномены, как этничность, нация, национальный характер, язык, национальная идея, национальный дух стали одними из популярных тем общественных наук, число публикаций по которым все возрастает. Но ориентироваться в потоке литературы не просто, поскольку явления этничности, нации и т. д. затрагивают практически все стороны жизни как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Это касается не только политики, экономики или культуры, но и философии.

Речь идет о том, что даже в анализе и описании конкретных конфликтных ситуаций акцентирование того или иного аспекта в конфликте во многом определяется теоретической позицией исследователя. Разумеется, не менее значимую роль играют его гражданские установки. Поэтому сегодня так важно знание этих феноменов, знание основных теорий и подходов в интерпретации перечисленных выше терминов.

Одна из сложнейших проблем современнго мира — проблема национально-этнических общностей. Поэтому целью нашей работы является анализ их взаимосвязей, выявление значимости национального менталитета, национального духа, национальной идеи в характере любого народа, создается впечатление, что национальные проблемы превращаются в наиболее болевую точку нашей жизни. В этих условиях пристальное внимание к специфике и особенностям национальных отношений, пожалуй, как никогда, актуально.

Ни один человек не бывает полностью похож на другого, даже близнецы, имея близкое сходство, не одинаковы абсолютно. Так и люди разных народов и наций, обладая некой внешней схожестью, в то же время отличаются друг от друга вкусами, характером, чувствами и мировосприятием. То, что люди разных наций имеют сходство, это закономерно, ибо они в целом из одного корня — человеческого рода. Вместе с тем осязаемые различия присутствуют не только в людях разных народов, но и у представителей одной нации. Если взять в целом народы, они также различаются. Каждый имеет свой собственный менталитет. Если народы не имели бы такого различия и своеобразия, то в мире насчитывались бы не тысячи народов, а один планетарный — народ мира.

Национальный менталитет каждого народа есть совокупность особых характерных черт, исходящих из интеллектуальной, умственной, психологической способностей наделенных историческими, геополитическими, климатическими, этнографическими, этническими и бытовыми условиями жизни людей данной общности.

Каждая нация характеризуется своим менталитетом. Он является индивидуальной чертой нации, отличающей ее от других этнических образований. Изучая тот или иной народ, мы постигаем его менталитет, являющийся как бы прообразом индивидуальности и самобытности этого этноса.

Специфический менталитет нации складывается в течение всей истории ее становления. Менталитет — это не внешний признак того или иного народа. Например, крупный нос у кавказких народов, узкие глаза калмыков и якутов, русые волосы славян и т.д. не являются признаками национального менталитета, так как он не связан с внешними атрибутами, а выражается сущностью и глубоким содержанием самой нации. Возьмем, к примеру, американский народ. Эпоха реформации в Америке ослабила фатальную независимость индивидуума от общественных структур.

Национальный менталитет не приобретается однажды и навсегда. Он формируется веками и обладает сравнительно устойчивым и консервативным содержанием. Но он не лишен и способности укрепляться, обогащаться и трансформироваться. В результате великих исторических перемен и новых воскрешений он может подвергаться качественным изменениям. Ибо менталитет — это историческое приобретение нации в силу непосредственного воздействия географических, этнических, климатических, хозяйственных, социокультурных особенностей бытия. Менталитет нации по своему характеру не является однотипным — положительного или отрицательного содержания. Он включает в себя все — и позитивное, и негативное. Народ, убеждаясь в консервативности и несуразности отдельных элементов своего менталитета, может избавляться от них. Но это длительный исторический процесс, охватывающий большой отрезок времени.

Менталитет формируется не по желанию и потребности народа, наоборот, фиксирует фактическое состояние и уровень развития национального бытия. Он являет собой как бы полнокровную характеристику нации. Сохраняя свой менталитет, нация постоянно заботится о своей исторической перспективе. При этом, уважая национальную самобытность, она не может кичиться своим превосходством, унижая и игнорируя менталитет других. У соседей — братских дружественных народов можно перенять всю культуру, технику, науку, хорошую идею, но невозможно заимствовать их менталитет. Ибо он сродни лишь тому народу, которому присущ. Менталитет не передается от одного народа другому. Каждый богат своим, принадлежащим лишь ему менталитетом1.

Менталитет народа проявляется через его представителей. Человек при общении с выходцами из другой нации сразу обнаруживает их характерные черты, т. е. менталитет народа.

Человек, чтобы обеспечить себе нормальную жизнь, постоянно находится в роли искателя или исследователя. Он всю жизнь в поиске и действии, хочет разгадать тайну жизни. Ф.Достоевский писал своему брату, что он занимается разгадкой этой тайны, ибо хочет быть человеком (см.: Собр. соч. - 1983. - Т. 28. - Кн. 1. - С. 67). Разгадка тайны человека означает познание менталитета народа. Без постижения сущности национального менталитета нельзя сполна понять любого индивида.

Менталитеты вырабатываются условиями жизни нации и историческими реалиями. Если обратиться к истокам этногенеза любого народа, можно выявить его ментальность, присущую лишь ему. У казахов, китайцев, чукчей и т.д. — свой менталитет. Но место и значение любой нации в истории и современном мире не определяются ее менталитетом — это не жребий, по которому обычно устанавливается очередность выхода на сцену или на ринг при выступлениях артистов и спортсменов, и это не паспорт элитарности и великости той или иной нации2.

Менталитет этноса — совокупность особых черт и характеров, содержащих всю сложность духовного, экономического, этнического и исторического развития народа. Конечно, менталитет любой нации является ярким отражением ее национальной идентичности, признанием принадлежности всех людей, составляющих эту нацию, именно к этой этнической общности. По менталитету человека можно распознать его причастности к какому-либо народу.

Безграничная вера американца в себя определяет его национальный менталитет. Уверенность легко передается окружающим, энергичным и самоуверенным характером он заряжает других. В конечном результате все общество чувствует себя бодро и жизнерадостно.

Отсюда вытекает другой не менее важный вопрос: каково соотношение национального менталитета с национальным духом? Так что же такое национальный дух, что он вбирает в себя, какова его роль в жизни нации, как он соотносится с национальным менталитетом?

Сначала попытаемся дать его дефиницию. Национальный дух — это качественное состояние национального самочувствия. Дух — это не статичное состояние народного самосознания, он имеет подвижный характер: возвышается, снижается, а в какой-то период ослабляется. Чем объясняется неустойчивость национального духа, почему он не сохраняет однажды обретенную верхнюю степень накала?

Национальный дух органически связан с развитием самой нации. История, как известно, не протекает гладко, в одной плоскости. Она переживает самые разнообразные переломные моменты в своем развитии. И нация функционирует не в вакууме и не на другой планете, а на нашем земном шаре, населенном разными народами и странами. Жизнь любой нации проходит в тесном взаимодействии с этим разнообразным, загадочным миром. В нынешнем научно-техническом и информационном пространстве любой народ не может однозначно утверждать, что его самодостаточная жизнь обеспечивается лишь у себя дома, без непосредственного незримого вмешательства извне. Поэтому естествен зигзагообразный, извилистый путь развития всякого народа. Непредсказуемый, неустойчивый путь развития стал обычным явлением для любой нации. Он и предопределяет состояние самого национального духа народа.

Иначе говоря, национальный дух — совокупный результат качественного состояния национальной реалии. Никогда не будет возвышен дух народа, который находится в постоянном унижении, зависимости и покорности. Национальный дух — это не совокупность бойцовских качеств отдельных героев и народных витязей. Это высокое чувство связано с защитой Отечества, героической борьбой народа за судьбу страны, выпячиванием и доминированием ее судьбоносных интересов. Когда привлекательная общенациональная идея охватывает весь народ, тогда она и обретает феномен национального духа. Когда народ живет одной высокой идеей, он становится всесильным. А в экстремальных ситуациях национальный дух превращается в некую магическую волшебную силу.

Всем известно, что у нас в Казахстане на уровне государственной политики ставится задача воспитания благородного национального духа. Властными структурами принимаются меры, направленные на укрепление национального самосознания и упрочение национального духа граждан молодого независимого государства. Разделенная, расколотая нация не может обладать цельным здоровым духом. Дух народа возвышен лишь тогда, когда он представляет собой единую целостность.

Подъем национального духа люди понимают по-разному: одни считают, что для этого необходимо добиваться превосходства своей нации над другими или обособления от них, другие это понятие связывают с навязыванием своей воли чужим, чтобы удерживать их в покорности и унижении. Считают, что это позволит воспитывать превосходный национальный дух. Эти суждения носят ложный характер. Словом, оболванивают народ вредной идеей об исключительности и элитарности своего народа по сравнению с остальными. Некоторые даже увлекаются археологическими раскопками, чтобы доказать древность своего народа как признак его преимущества над другими. Подобные затеи — бесполезны. Древность народа не главный критерий его величия и святости. Величие народа определяется не возрастом, а достигнутым уровнем его духовности, конкретным вкладом в человеческую цивилизацию.

Любой народ может восторгаться своей древней самобытной культурой, но уровень цивилизации определяется сегодняшним уровнем развития общества. Тот, кто ограничивается упованием и любованием древним багажом культуры, никогда не добьется новых вершин в развитии. Следовательно, любой народ, озабоченный своей судьбой и перспективой, призван постоянно заботиться о совершенствовании и обогащении своей духовности. Народ должен всесторонне развиваться и в экономическом, и в научном, и в духовном отношениях. Здесь нельзя игнорировать роль экономики. Любое общество без экономической мощи считается нищим, неполноценным во всех отношениях: по жизненному уровню и духовному потенциалу.

Как можно поднять дух народа? Для этого следует распознать саму его сущность. Народный дух — это не таинственное явление, связанное с чудесами божества. Это историческое, общественное, духовное явление. Дух не передается автоматически из поколения в поколение. Он воспитывается, впитывается самим народом, хотя бы его абсолютным большинством, притом на конкретных положительных примерах. У кого здоровый дух, тот всегда силен, ему сопутствует удача. Кто духом слаб, тот всегда труслив, боязлив, нерешителен и несамостоятелен.

Дух народа — это не состояние самочувствия определенной его части, обласканной властью. Народ — понятие неделимое, целостное. Если отсекается определенная часть, это уже не общность, не народ. Он теряет не только свою целостность, но и священный возвышенный дух3.

Национальный дух немыслим, конечно, без экономической мощи страны. Дух народа не только поддерживается интеллектуальным потенциалом общества, но и экономической мощью государства. Дух возвышается тогда, когда обеспечивается самодостаточная жизнь народа, когда люди смотрят в свое будущее с верой и оптимизмом. Национальный дух унижается, еслинарод нищает, криминализирует, впадает в уныние и апатию. С таким униженным народом никто не считается, наоборот, его игнорируют, попирают его национальное чувство и достоинство.

Национальный дух органически вплетен в ткань государственной мощи и доблести, отсюда он питается жизненным соком.

Проблемы национального менталитета и национального духа пока слабо разработаны в казахстанской науке. О них лишь в последнее время стали громко заявлять историки, политики, философы, психологи, писатели и журналисты. Эта тема еще не стала объектом специального исследования. В статье мы коснулись лишь отдельных сторон важной проблемы. Сегодня национальный феномен, безусловно, требует новой трактовки в научном и практическом плане. Возьмем казахов. Вчера еще они — полукочевой народ, внешне прост и скромен, открыт и обычен. О менталитете этого народа очень блистательно сказал Казыбек би — один из трех знаменитых биев казахов XIX века: «Мы, казахи, скотоводы, — говорил он, — сирый народ, никому не угрожаем, на себя лишь уповаем — мирный народ».

Каждая личность есть своеобразный единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности. Индивидуальное своеобразие личности не может быть выражено в общих понятиях. У каждого народа мы видим различные особенности национального характера и поведения.

Менталитет можно определить как сформированную под влиянием географических, геополитических и социальных факторов общность, как систему стереотипов поведения, чувственно-эмоциональных реакций и мышления, являющуюся выражением иерархически соподчиненных приоритетов и ценностей.

Ценности создаются и не изолируются от своего творца, они живут в нем: питаются его социальными духовными соками, становятся неизбежным атрибутом его общественно-исторической натуры, оказывая на него действенное влияние. Шаг за шагом совершенствуя свои национальные ценности, народ сам медленно, но неуклонно сообразуется с ними; приводит потребности своего духа в соответствие с их уровнем на данном этапе. Ни одно новое поколение не может обойтись без запасов культуры, знаний, традиций, этических норм и других ценностей.

Говоря об актуальности темы, нужно отметить, что сейчас, в условиях независимого Казахстана, формируются новые ценности. Это ценности транзитного периода: например, личная ответственность, стремление к успеху, предпринимательская активность. Так как произошло некоторое изменение ценностей, произошло и изменение менталитета казаха. Он уже не такой, каким был в условиях кочевой жизни.

Но в целом казах останется казахом, русский — русским и т. д. Это значит, что менталитет существовать будет, хотя и в измененном виде. Менталитет нации — это феномен, требующий комплексного исследования. Ему присущи целостность и синкретичность. С этой позиции менталитет можно охарактеризовать как интегральное образование, где сливаются интеллектуальные, ценностные, интуитивные, духовные постижения действительности. Эти вопросы в свое время не зря оказались в центре внимания Бердяева, Солженицина, Кагана, Абая, Шакарима, Байтурсынова и многих других мыслителей. 

 

Список литературы

1.КшибековД.К. О казахском менталитете // Вестн. КазГУ. - 2000. - № 2. - С. 147.

2.Калмырзаев А. Национальный менталитет и национальный дух // Мысль. - 2000. - № 8.

3.ОрынбековН.С. Духовные основы консолидации казахов. - Алматы, 2001.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.