Проблемой алкоголизма интересуются не только медики, исследователи, но и психологи, и это вполне понятно, так как злоупотребление спиртными напитками наносит ущерб не только самому пьющему, увеличивая риск возникновения у него несчастного случая, тяжёлого заболевания внутренних органов и нервной системы, снижения интеллекта и деградации личности и, в конечном итоге, преждевременной смерти, но и наносит значительный ущерб семье и окружающим его людям. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к характерологическим сдвигам у окружающих, комплекс которых обозначается термином «созависимость». Созависимыми могут быть как жёны, так и любые другие члены семьи больного и даже его близкие друзья. Сам больной зависит от алкоголя, а близкий человек, вместе с ним проживающий, зависит от состояния больного. Вообще единой и всеобъемлющей дефиниции созависимо- сти не существует, например, Пятницкая расценивает её как нарушение личности, а другие психологи считают её болезнью, течение и исход которой предсказуемы [1].
На данный момент точное число детей, живущих в семье с одним или двумя больными алкоголизмом родителями неизвестно, однако есть основания полагать, что оно очень велико.
Частота различных проблем, медицинских и психологических, у детей больных алкоголизмом родителей повышена по сравнению с их частотой у детей не больных алкоголизмом родителей. Очевидно, что часть проблем может объясняться влиянием генетических факторов, а часть — системой воспитания в семье [2].
Все семьи с наличием больного алкоголизмом родителя являются дисфункциональными. Основные признаки дисфункциональной семьи заключаются в следующем: члены семьи не уделяют внимания друг другу (в особенности родители детям); вся жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами — деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать секреты семьи. Ситуация в алкогольной семье всегда нездоровая и нестабильная, поскольку алкоголизм забирает слишком много энергии, которая в норме направляется на поддержание стабильности и создания здоровой окружающей среды, на духовный рост личности.
Таким образом, воспитание в семье с наличием больного алкоголизмом родителя сопряжено с возникновением у ребёнка психологических особенностей, требующих психокоррекции. Этим вызвано развитие за рубежом сети специальных психологических консультаций для таких детей [3].
Целью нашего исследования является изучение индивидуально-психологических особенностей личности ребёнка, воспитывающегося в «алкогольной семье», и выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Для конкретизации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1) изучение и анализ теоретических источников по данной проблематике;
2) определение предмета и объекта исследования;
3) подбор методического инструментария и формирование выборки для проведения психологического исследования;
4) проведение психологического исследования, направленного на выявление психологических особенностей личности ребёнка в «алкогольной семье»;
5) анализ результатов проведённого исследования, направленного на выявление психологических особенностей личности ребёнка в «алкогольной семье».
После обзора и анализа теоретических источников по данной проблеме мы предположили, что у детей в «алкогольных семьях» более высокий уровень тревожности и агрессии, более высокий уровень эмпатии, а также то, что семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, отличаются дисгармоничностью и дисфункциональностью в системе внутрисемейных отношений.
Наше исследование было направлено на изучение системы внутрисемейных отношений, а также индивидуально-психологических особенностей личности ребёнка, воспитывающегося в «алкогольной семье».
Проявления созависимости довольно разнообразны, поскольку касаются всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы верований и шкал оценок, а также сказываются и на физическом здоровье. Поэтому распознавание созависимости может представлять некоторые трудности.
Созависимость устанавливается, если:
- индивид длительное время в прошлом или всё ещё подвергается в настоящее время воздействию высокострессовой семейной ситуации (зависимость члена семьи от алкоголя, наркотиков);
- индивид сообщает о наличии, либо у него наблюдается, не менее 5 из следующих признаков:
1) страх (постоянная занятость проблемами других; непроходящая тревога, неприятные предчувствия; избежание риска во взаимоотношениях, недоверие к людям; контролирующее поведение; попытки манипулировать поведением других);
2) стыд / вина (непроходящее чувство стыда как за своё поведение, так и за поведение других; чувство вины проблемы других; ненависть к себе; фасад превосходства и вызывающей грубости для прикрытия пониженной самооценки);
3) затянувшееся отчаяние (отчаяние и безнадёжность в отношении изменения ситуации; пессимистический взгляд на жизнь; низкая самооценка и чувство поражения в жизни, что не соответствует реальным достижениям);
4) гнев (постоянное чувство гнева на больного, семью и себя; страх потерять контроль в гневе, распространяющийся на всё на свете; пассивно-агрессивное поведение, в особенности в отношении больного алкоголизмом);
5) отрицание (упорное отрицание источника семейных бед; упорная минимизация тяжести проблем; оправдание, защита пьющего от негативных последствий);
6) ригидность (когнитивная ригидность; поведенческая ригидность); ригидность морально- духовных принципов; эмоциональная ригидность — доминирование единственного аффекта (вина, жалость к себе, гнев);
7) нарушение идентификации собственных потребностей (утрата способности заявлять о своих нуждах и заботиться об их удовлетворении; трудность в определении границ своего духовного я; личная зависимость — необходимы другие для подтверждения самооценки, страх быть брошенным; беспокойство о том, что подумают другие);
8) смещение понятий (сомнения в том, что же является реальным; тенденция неверно распознавать и обозначать чувства; легковерие, доверчивость, амбивалентность) [4].
Алкоголиком может стать каждый. Однако исследования показали, что для детей алкоголиков риск обрести алкогольную зависимость в 4-6 раз выше, чем для детей неалкоголиков.
Изучение употребления алкоголя среди молодежи в Казахстане во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях:
- изучались распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;
- исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм;
- определялась взаимосвязь между успеваемостью и употреблением алкоголя;
- разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения.
Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие
распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки [5].
Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И.В.Сажина «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.
Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками. Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков,
Forslung (1970) выяснил, что алкогольное поведение матери оказывает существенное воздействие на алкоголизацию прежде всего дочерей. Алкогольное поведение отца обусловливает таковое его дочери и имеет наибольшее влияние на алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников было взаимосвязано с тем, будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля. Vidkhri (1974) выделяет несколько типов соотношения между алкогольной культурой микросоциальной средой и установками индивида в отношении алкоголизации:
- «абстинентной культуре» соответствует остановка на полное воздержание;
- «амбивалентной культуре» — двусмысленная и противоречивая алкогольная установка;
- «либеральной культуре» соответствует «допускающая» установка, однако запрещающая откровенное пьянство;
- «патологической культуре» — алкогольная установка, допускающая любые проявления пьянства [6].
Автор видит причины пьянства в особенностях процесса социализации, деформировавших культурные нормы поведения, в том числе и потребления алкоголя.
Согласно оценкам две трети алкоголиков составляют мужчины. Исследования случаев алкоголизма показывают, что алкоголизм зачастую является частью общей картины депрессивного заболевания. Многие алкоголики страдают эмоциональными проблемами, приобретенными с детства, часто связанными с потерей, отсутствием или неадекватностью одного или обоих родителей [7].
При сравнении детей больных алкоголизмом родителей с детьми, чьи родители расценивались как благополучные, было обнаружено: у детей из семей с наличием алкоголизма в 7 раз больше суицидальных попыток, также в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходное государственное учреждение, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний и в 2 раза больше вероятность делинквентного поведения [1].
Общее количество испытуемых, принявших участие в нашем исследовании, составляет 100 человек, из них 40 родителей и 60 детей.
Все испытуемые являются жителями с. Приишимского Осакаровского района Карагандинской области.
Все обследуемые дети — учащиеся СШ № 7 села Приишимского Осакаровского района Карагандинской области в возрасте от десяти до пятнадцати лет.
После проведения методики «мотивы потребления алкоголя» (МПА) среди родителей выделились две подгруппы:
- родители с патологическим мотивом потребления алкоголя (17человек — 42,5 %);
- родители с социально-психологическими и с личностными мотивами потребления алкоголя (23 человека — 57,5 %).
В результате среди детей сформировались две подгруппы:
- дети, воспитывающиеся в семьях, где кто-либо из родителей характеризуется преобладанием патологического мотива потребления алкоголя, т.е. дети, воспитывающиеся в «алкогольных семьях» (28 человек — 46,6 %);
- дети, воспитывающиеся в семьях, где кто-либо из родителей характеризуется преобладанием социально-психологических и личностных мотивов потребления алкоголя, т.е. дети, воспитывающиеся в семьях, где родители не злоупотребляют спиртными напитками (32 человека —53,4 %).
Из 60 испытуемых 40 человек — девушки в возрасте от 10 до 15 лет и 20 — юноши от 10 до 15лет.
На данной группе испытуемых проведены следующие методы:
1) метод клинической беседы;
2) мотивы потребления алкоголя (МПА) (с родителями);
3) опросник А.Меграбяна и Н.Эпштейна (диагностика эмпатии);
4) опросник Спилбергера (измерение тревожности);
5) проективная методика «Несуществующее животное»;
6) методика Рене Жиля;
7) диагностика состояния агрессии у подростков.
В результате проведённого исследования были сформулированы следующие выводы: у детей, живущих в семьях, где хотя бы один родитель болен алкоголизмом, более высокий уровень тревожности, чем у детей, живущих в семьях, где родители не злоупотребляют спиртными напитками.
У детей, воспитывающихся в «алкогольных семьях», преобладают косвенная агрессия, которая окольным путём направлена на другое лицо, раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). У детей же, воспитывающихся в семьях, где родители не злоупотребляют спиртными напитками, агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения проявляются в меньшей степени.
Нами было предположено, что у детей, воспитывающихся в «алкогольных семьях», более высокий уровень эмпатии, чем у детей в семьях, где родители не злоупотребляют спиртными напитками. Наша гипотеза подтвердилась после проведения подсчета результатов по модифицированному опроснику А.Меграбяна и Н.Эпштейна. В среднем уровень эмпатии у детей в алкогольных семьях равен 11.68, а в семьях, где родители не злоупотребляют спиртными напитками, равен 9.84.
В результате проведения математических вычислений критерия Манна-Уитни в группах испытуемых были выявлены существенные различия относительно уровня эмпатии.
Все семьи с наличием больного алкоголизмом являются дисфункциональными. Причинами дис- функциональности могут быть и другие стрессовые события, помимо алкоголизма, но алкогольная семья всегда дисфункциональна, лишь временами она может нормально жить. Основные признаки дисфункциональной семьи заключаются в следующем: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители неправильно относятся к детям; вся жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами — деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один или более секретов семьи; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, используются эмоциональные репрессии; взаимоотношения ригидны.
Ситуация в алкогольной семье всегда нездоровая и нестабильная, поскольку алкоголизм забирает слишком много энергии, которая в норме направляется на поддержание стабильности и создания здоровой окружающей среды для здорового роста. Суть здоровой функциональной семьи — создание условий для духовного роста. Здоровые отношения являются открытыми, гибкими. Несмотря на интимность и интенсивность, здоровые отношения позволяют каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми. Давно замечено, что симптомы алкоголизма — это проявление дисфункции семьи. Оба супруга вносят свой вклад в эту проблему и терпят на себе её воздействие.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы, что:
1) у детей в «алкогольных семьях» более высокий уровень тревожности и агрессии;
2) у детей в «алкогольных семьях» более высокий уровень эмпатии;
3) семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, отличаются дисгармоничностью и дисфункциональностью в системе внутрисемейных отношений, в ходе проделанной работы подтвердились.
Представленная работа — это лишь начало нового этапа исследования проблемы личности ребёнка в «алкогольной семье», во время которой содержащиеся в работе положения пройдут основательную теоретическую и эмпирическую проверку.
Список литературы
1 Москаленко С.К. Ребенок в алкогольной семье: психологический портрет // Вопросы психологии. — 1991. — № 3 — С. 46-54.
2 Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. — 1985. — № 4 — С. 85-90.
3 Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
4 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1990. — 125 с.
5 ЗавьяловВ.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. — М.: Просвещение, 1988. — 245 с.
6 Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути преодоления, проблемы и разработка методов психотерапии. — Л.: Медицина, 1991. — С. 112-117.
7 Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. — М.: Медицина, 1986. — 184 с.