Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Особенности поликультурного образования студентов педагогических вузов

Сфера высшего образования является одним из главных социальных институтов общества, ока­зывающих целенаправленное воздействие на процесс социализации личности, её профессиональной адаптации и становления. Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей культуроориентированного образования, но и внедрения в практику учебных заведений инновационных парадигм. Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для позна­ния культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащих к различным этносам, конфессиям, расам [1]. В этой связи проблема поликультурного образования се­годня становится актуальной.

В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивается, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, чело­век осознал межпоколенную взаимосвязь и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой—    привить ему уважение к различным культурам. Международная энциклопедия образования рассмат­ривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, куль­турных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Идея формирования поликультурной личности всегда имела место в казахской народной педаго­гике [2]. Сегодня вопросы поликультурного воспитания в сфере высшего образования актуальны. Это связано со становлением независимого государства Республики Казахстан, этнокультурными особен­ностями населения и полувековым господством унифицированной системы образования, приведшим к отчуждению людей от истории, языка и культуры своего народа. В этой ситуации казахстанское общество нуждается в новой парадигме образования, важнейшей задачей которой должно стать вос­питание патриотичности и поликультурности обучающихся [3]. Только полифония культуры может формировать полифонию мышления и действия. Только общество, состоящее из личностей, воспи­танных в лучших традициях своего народа, владеющих родным языком и осознающих самоценность и самобытность иной культуры, чужого языка способно к гражданскому согласию и миру [4; 3]. В этой связи представляется крайне необходимым развивать и совершенствовать пространство поли- культурного образования, в котором декларируемая междисциплинарность учебного процесса осно­вывалась бы на духовных координатах и достижениях отечественной гуманитарной и естественнона­учной мысли. Представляется, что поликультурный аспект современной цивилизации может стать мощной гуманистической парадигмой межкультурного диалога на основе идей педагогики толерант­ности.

В качестве целей педагогики толерантности выступают передача знаний о толерантности через обучение; формирование умений и навыков толерантного взаимодействия с другими; формирование толерантности в качестве одной из важнейших ценностей в системе ценностей самого обучаемого (через воспитание путем развития потребности и способности к выбору), и на этой основе, мотивов толерантного поведения и установки на толерантность. Последняя представляет собой настроенность индивида на определенный тип поведения и состоит в его эмоционально-волевой готовности к рав­ноправному диалогу с другим человеком и критическому восприятию явлений окружающей действи­тельности, к целостному восприятию другого с сознанием и принятием его отличительных характе­ристик как проявления его индивидуальности и неповторимости, готовности к компромиссу и готов­ности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфлик­та в ситуациях столкновения двух индивидов, отличающихся друг от друга по своему статусу, поло­вому, возрастному, профессиональному и другим признакам [5].

В связи с этим воспитание педагогической толерантности в поликультурном образовании у сту­дентов педагогических вузов приобретает глобальное проективное значение в рамках модернизации современного образования в целом.

Педагогическая толерантность выступает интегрирующей формой, несущей в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности [6; 14]. Толерантность, в силу своей многосторонности, являясь объектом изучения многих наук, не имеет однозначного определения и понимается в различных научных дисциплинах по-разному: как активная форма отношения к миру; приспособительная функция организма; эквива­лентность и мера различности; нравственная сдержанность; терпимость, эмоциональная устойчи­вость и т.д. Многомерный подход к рассмотрению явления толерантности инициирован сложностью рассматриваемого явления как интегративной, многокомпонентной и многоплановой проблемы.

Толерантность не навязывается сверху, а формируется в процессе обучения и воспитания, на основе личного жизненного опыта [7]. Формирование толерантности выступает и как условие успешного развития современного общества, и как социальный заказ системе образования, как акту­альная проблема современной педагогики.

Поликультурное образование на основе толерантности дает возможность глубже изучить и осоз­нать многообразие народов, населяющих мир, ориентировать студентов — будущих педагогов на ценности культуры, диалога, миропонимания. Поликультурное образование также направлено на изучение формальной и неформальной систем образования и передачи национальных ценностей, традиций, ритуалов, выражающих взгляды и верования разных народов. Как писал М.М. Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целост­ность, одновременно обогащая другую.

Очевидно, что в условиях многокультурного мира и полиэтнического казахстанского общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры преподава­теля. Оно включает в себя культурологические, этноисторические знания, понимание важности куль­турного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражаю­щие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.

В работе по формированию толерантности у студентов педагогических вузов у преподавателей возникают значительные трудности, связанные с недостаточной разработанностью методологии и методики поликультурного обучения, отсутствием учебных пособий и методических материалов, отражающих местные региональные особенности, а также идеи многообразия окружающего мира [8].

А значит, в логике поликультурного образования целесообразно знакомить студентов с собст­венной историей, художественным искусством, традициями в контексте культурного развития Казах­стана и мира. Это позволяет более четко определить роль и место родной культуры в общецивилиза­ционном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образова­тельное пространство и, в конечном итоге, способствует расширению социальной мобильности лич­ности. Включение в учебные планы интегрированных курсов литературы, культуры, истории, рели­гии, искусства народов региона помогает понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообо- гащение культурно-исторического опыта различных этнонациональных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал [9].

Такое направление в реализации поликультурного образования позволяет ориентироваться педа­гогам на всестороннее овладение студентами культурой своего собственного народа, как непремен­ное условие интеграции в иные культуры; обучение студентов правам человека и миролюбию; фор­мирование представлений о многообразии культур в Казахстане и мире; воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества; создание условий для интеграции в культуры других народов; формирование умений и навыков эффективного взаимо­действия с представителями различных культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Выпускник вуза должен быть личностью с поликультурным образованием, высокой нравствен­ной культуры, здоровым и активным, интеллектуально развитым [4; 19].

Компонентами поликультурного образовательного пространства выступают ценностно­содержательный; личностно-ориентированный; операционно-деятельностный; регионально­интеграционный. Они отражают комплекс отношений студентов — будущих педагогов к личности как высшей ценности в педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культур­ному самоопределению и самоизменению; к профессии педагога как посредника между человеком и культурой, способному ввести личность в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждому в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности; к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, обще­человеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество; к учебному заведению как к це­лостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры [9].

При работе со студентами педагогических вузов необходимо руководствоваться тем, что они — будущие учителя, которые должны будут передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям. По сути, выпускник педагогического вуза — связующее звено между по­колениями, носитель общественно-исторического опыта. Педагогическая профессия требует двой­ной подготовки — специальной и человековедческой [10]. Педагог должен быть погружен в кон­текст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусства, способов деятельности во всем своеобразии. Толерантность — профессионально необходимое личное качество педагога, дик­туемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Несомненно, что ценностной доми­нантой профессиональной культуры выпускника педагогического вуза должны быть такие духовные ценности, как любовь, свобода, совесть, вера, ответственность и толерантность, не как терпимость, а как способность жить вместе, способствовать развитию другого.

В системе мировоззренческих убеждений учителя важное место должно занимать понимание то­го, что толерантность — это основное условие, благодаря которому может быть обеспечена интегра­тивная функция современного многонационального, поликонфессионального общества; что воспита­ние в духе гражданственности должно опираться на привитие навыков для жизни, основанной на терпимости и признании равных прав всех; что необходима реализация такого образовательного тре­бования характерного для нашего времени, как понимание и принятие другой культуры [11].

Педагог должен проявлять себя как представитель определенного этноса, воспринимающего че­ловека иной национальности через уважение, интерес и признание его достоинств, тем самым предъ­являя воспитанникам конкретный наглядный образ практического воплощения идей поликультурно­сти, толерантности. Поликультурная толерантность должна стать тем стержневым качеством буду­щего учителя, которая будет способствовать осуществлению эффективного взаимодействия с воспи­танниками в условиях многонационального и поликонфессионального общества.

Анализ теоретических работ, посвященных проблеме поликультурного образования (Н.В. Ба­рышников, В А.Власов, К.Ж. Кожахметова, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Ж.Ж. Наурызбай, Л.Л. Суп- рунова, П.В. Сысоев и другие), позволил выделить основные образовательно-воспитательные на­правления в поликультурной среде вуза:

  • формирование у будущих педагогов представлений о многообразии различных типов культур (расового, этнического, социального, гендерного, религиозного);
  • формирование умений общаться и сотрудничать с представителями разных национальностей, рас, вероисповеданий, социальных групп;
  • создание условий для интеграции в культуру других народов;
  • воспитание позитивного отношения к культурным различиям, понимание равенства культур;
  • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного общения, т.е. формирование гуманистическо­го мировоззрения;
  • содействие активной деятельности, направленной на разрешение существующих культурных конфликтов, минимизацию культурной дискриминации, культурной агрессии и культурного ванда­лизма.

При активизации поликультурной среды вуза важно рассмотреть направления поликультурного образования и воспитания за рубежом (С. Лоуренс), анализирующие особенности антирасистского мировоззрения, осознания своей принадлежности к определенной расе, достоинств и особенностей той или иной расы; межкультурные тренинги (Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин), целью которых является формирование межкультурной компетенции, т.е. общих лингвистических, социаль­ных и психических способностей и умений, дающих возможность осознать принадлежать к группе людей определенной культуры и успешно общаться с ними [12].

В практической деятельности нами использовались различные методики формирования толе­рантности в высшей школе, например, В.П. Комарова, О.В. Исаевой, Н.А. Гамовой, Л.Ф. Гайсиной, которые формирование толерантности в учебном процессе проводят через изменение содержания образования и подкрепление в общеобразовательных дисциплинах толерантных проявлений. Так же исследователи опираются на воспитательные задачи вуза и на примере Оренбургского государствен­ного университета раскрывают специфику формирования толерантности в досуговой деятельности студента [13].

Мнение Е.В. Рыбак совпадает с указанным выше, исследователь утверждает, что процесс фор­мирования толерантности у студентов высших учебных заведений предполагает необходимость пе­рестановки акцентов в содержании учебного материала [14]. Однако аспекты воспитательной работы в данных работах не затрагиваются, хотя, на наш взгляд, являются не менее важными.

Формирование толерантности во внеучебной, факультативной деятельности описано в работе П.Ф. Комогорова [6]. Оно опирается на различные тренинговые формы, идеалы гуманизма и принци­пы диалоговой культуры. С позиции диалога выстроено формирование толерантности у студентов в работе Е.В. Стрельцовой, Е.А. Ашихминой.

Интересно исследование В. А. Фокина по формированию толерантности у студентов в организа­ции социальных проектов. По его мнению, данный метод в последнее время стал эффективным усло­вием формирования социально значимых качеств, в том числе и толерантности [15].

Н.Ю. Кудзиева исследовала особенности формирования толерантности у преподавателей вуза, что граничит с понятием «педагогика толерантности» [16].

Формированию толерантности студентов в поликультурной среде вуза способствует реализация ряда методик и методических приемов, что предусматривает изучение проблем воспитания толерант­ности в процессе освоения психолого-педагогических дисциплин, педагогической практики, во вне­аудиторной деятельности. Применимы лекции проблемного типа («Легко ли быть толерантным учи­телю, если нет взаимопонимания с учеником?»), лекций-конференций («Педагогическая толерант­ность», «Общение и взаимодействие в поликультурной среде»), семинаров — деловых игр («Пробле­мы толерантности») и др.

Важное значение имеет организация научных исследований в области педагогики толерантности (работа в исследовательских группах, написание курсовых и выпускных квалификационных работ).

Формированию толерантности студентов помогает педагогическая практика, которая усиливает исследовательский характер деятельности студентов и способствует получению практического опыта в решении обозначенной проблемы: организация образовательного процесса в условиях поликуль- турной среды (наблюдение за деятельностью учителя в период ознакомительной практики); воспита­ние толерантности — одна из важнейших задач классного руководителя (беседы и наблюдения за деятельностью классного руководителя во внеурочной воспитательной работе).

В результате проектной деятельности студентами были инициированы и осуществлены со­циально-значимые проекты различных направлений: проект «Мир в твоих руках», видеопроект «Лен­та национальных культур» и др.

«Лента национальных культур» — это фильм об обрядах и обычаях разных народов. Данный проект был мультикультурным, поскольку в нем участвовали казахи, татары, башкиры, украинцы, азербайджанцы, русские, грузины, корейцы и киргизы. Было собрано более 20 обрядов, связанных с детьми и подготовлен видеофильм, демонстрация которого осуществлялась для всех участников и просто желающих посмотреть. Этот проект решил вопросы культурной идентичности, позволил уча­стникам проявить толерантные свойства личности, обрести надежду на сохранение и развитие на­циональных традиций.

Студентами был разработан и реализован «Рекламный проект», который предполагал серию реклам культурной продукции (зданий архитектуры, национальных праздников, национальных блюд и др.) с учетом культурных традиций разных стран. Также ими был инициированы и проведены со­циологические опросы по следующим темам: «Ассоциации» (участникам опроса предлагалось объ­яснить, с чем ассоциируются цвета, растения, одежда и т.п. в разных культурах); «Моя семья» (уча­стникам предлагалось описать психотип отца, матери, детей в семьях различных народов) и др.

Воспитательная деятельность реализуется по нескольким направлениям. Одними из значимых направлений при включении в поликультурную среду выступают мероприятия по формированию патриотизма в педагогическом вузе, например, встречи студентов разных национальностей с целью обмена мнениями по культуре и истории стран, укрепления межнациональных отношений; участие в региональном конкурсе лучших курсовых работ, рефератов и научных докладов о патриотизме и гражданственности в современных условиях казахстанского общества; организация и участие на творческих вечерах, мероприятиях, посвященных развитию народного фольклора, народных песен и танцев, а также других жанров и видов народного творчества.

Реализация методик саморазвития студентов педагогических вузов в поликультурной среде во внеучебной деятельности предполагала их участие в проектной деятельности («Молодежь и тради­ции» и др.); в ярмарках народных ремесел, народных праздниках (Наурыз и др.), народных играх («алтын қабақ», «ақ сүйек» и др.), турнирах интеллектуальных игр («тоғыз құмалақ») и др.

Поликультурное образование студентов педагогических вузов активизирует процессы самопо­знания, саморазвития, способствующие развитию механизмов рефлексии; направляет деятельность преподавателей высшей школы на выявление субъектами образования их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет воз­можность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореали­зации); актуализирует поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консульта­тивного, информационного и практического характера; направлено на развитие толерантных качеств личности студентов.

Формирование толерантной позиции студентов педагогических вузов выступает одним из важ­нейших направлений в реализации адекватного взаимодействия в поликультурной среде; педагогика толерантности является концептуальной основой развития студента и залогом успешности осуществ­ляемого процесса.

Список литературы

1      Кожахметова К.Ж., ЮнусоваМ.С. Научно-методические основы поликультурного образования и организации дея­тельности воскресных школ Республики Казахстан. — 2006. — С. 3.

2      Кабылбекова З.Б. Воспитание поликультурной личности студента как педагогическая реальность: Дис. ... канд. пед. наук. Тараз, 2000. — С. 76.

3      Наурызбай Ж.Ж. Воспитание патриотизма и поликультурности в организациях образования // Многопрофильный университет: патриотизм, поликультурность, конкурентоспособность будущих специалистов: Сб. материалов VIII Между- нар. конф. Байконуровских чтений. — Жезказган, 2008. — Кн. 1. — С. 3.

4      Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование: теоретический аспект и инновационный опыт. — Жезказган: ЖезУ, 2001. — 55 с.

5       Филонов Г.Н. Теория поликультурного образовательного пространства // Педагогика. — 2006. — № 3. — С. 102-105.

6      Комогоров П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведе­ния: Автореф. дис. . канд. психол. наук. — Курган, 2000. — 23 с.

7      Набиева Д.Н., Алиев Ш.М. Толерантность как фактор стабилизации межэтнических отношений в поликультурном образовательном пространстве // Этнопедагогика и сравнительная педагогика // Поликультурное образование. — 2004. — № 13. — С. 1.

8       Супрунова Л.Л. Основные направления поликультурного образования в гуманитарном вузе // Вестник ПГУ. — 2003.—  № 1. — С. 21.

9     Давыдов Ю.С., Лазарев Б.Б., Супрунова Л.Л. Цивилизация и поликультурное образование (на примере Северного Кавказа) // Известия Академии педагогических и социальных наук. — Вып. 4. Социокультурное пространство современного образования. — М.-Воронеж, 2000. — С. 28-31.

10   Сысоев П.В. Язык и культура в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранный язык в школе. — 2001. — № 4. — С. 12-18.

11   Шеламова Г.М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея: Авто- реф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2003. — 21 с.

12   Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учеб. пособие для вузов по дисциплине «Культурология». — М.: Аль- фа-М: Инфра-М, 2006. — 286 с.

13   Комаров В.П. и др. Толерантность в общении студенческой молодежи: Моногр. — Самара: Из-во СамГПУ, 2003. — 216 с.

14   РыбакЕ.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.—  М., 2004. — 24 с.

15   Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — С. 218-225.

16   Кряклина Т.Ф., Почуева Н.Ф. Поликультурное образование: содержание, смысл, значение // Образование в Сибири.—   1997. — № 1 (5). — С. 25-29.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.