В начале XXI в. национальная идея занимает одно из ведущих мест в политике и международных отношениях. Национальная жизнь и духовная культура, а также культура межнационального общения в последние годы сильно изменились, поскольку экономический и социально-культурный опыт многих наций находится в процессе модернизации.
В сложившихся условиях многие ученые пытаются сформулировать теорию о новой национальной идее, которая могла бы вывести на новый уровень осмысление национальной жизни и межнационального взаимодействия [1].
Конец 80-х - начало 90-х годов ХХ в. характеризуются кардинальными политическими и экономическими изменениями, произошедшими в первую очередь в государствах Центральной и ЮгоВосточной Европы, которые, наряду с открытием границ и новыми подходами во взаимоотношениях Востока и Запада, вызвали к жизни новые мощные миграционные потоки. В 1990 г. Европа стала свидетелем самого крупного с конца Второй мировой войны передвижения людей: свои страны покинули 1,3 млн. человек [2].
По оценкам экспертов, в частности американских политологов Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, расширяющееся экономическое неравенство в сочетании с крупномасштабными гражданскими беспорядками вызвало растущие волны людей, оказавшихся в поясе миграции. В Западной Европе все большее число мигрантов прибывает из Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и бывшего СССР в поисках политического убежища или экономических возможностей, что породило в ряде стран отрицательную реакцию против «чужаков»- мигрантов [3].
Объемы миграционных потоков продолжали оставаться значительными и в последующие годы. Западноевропейские страны стали предпринимать шаги по установлению контроля за миграционными процессами и ограничению притока новых иммигрантов. Был принят ряд документов, состоялось множество международных конференций, встреч и переговоров, в ходе которых обсуждались различные аспекты новой волны миграции населения. Тем не менее из-за непростого экономического положения, политической нестабильности, проявления межэтнических противоречий в странах Восточной Европы и СНГ эта проблема продолжает оставаться достаточно острой. Вызывает беспокойство и нелегальная миграция. Основную массу незаконных мигрантов составляют граждане Анголы, Эфиопии, Сомали, Турции, Пакистана, Шри-Ланки, Афганистана, Вьетнама, Китая.
Проблемы международной миграции не могли не стать предметом исследований. В работах рассматриваются различные исторические, этнические, социальные аспекты миграционных потоков и деятельности государственных служб по их регулированию [4].
В последнее время международная миграция все чаще рассматривается с точки зрения возникновения социальных сетей, соединяющих страны эмиграции и иммиграции. Разрабатываемая сейчас концепция «политических и социальных переводов» отражает признание того, что миграция создает обмен идеями и социальным опытом в той же мере, как обмен людьми и деньгами. Сохранение тесных связей между людьми, уехавшими в поисках лучшей доли и оставшимися на родине, ведет к формированию сообществ, которые могут рассматриваться как своего рода транснациональный habitus (организм). Современные мигранты определяются как «трансмигранты», поскольку они развивают и поддерживают семейные, социальные, экономические, политические, организационные и религиозные отношения, простирающиеся через границы.
Правительства стран эмиграции все более призывают к росту национальной солидарности, пересекающей национальные границы. Понятие «подданных», проживающих за границей, родственно концепции «детерриторизации этнического государства», в которой границы определяются социально, а не географически. А это ведет к возникновению своеобразных межнациональных конфликтов [5].
В 1980-е годы исследователи поставили вопрос о том, какой характер носят межнациональные отношения в странах Западной Европы, какое влияние они оказывают на процессы, происходящие в государствах. Были выдвинуты аспекты (исторический, религиозный, политический), в русле которых рассматривались межнациональные отношения. Ученые 1980-х годов рассматривали межнациональные отношения как некую формальность, так как этнические группы не были уравнены в правах. Они подчеркивали тот факт, что отношения между преобладающим большинством и различными этническими группами и национальными меньшинствами имели не столько политическую, сколько религиозную подоплеку. Именно религиозный аспект являлся основополагающим в исследованиях 1980-х гг. [6]. Почти не учитывались культурологические и цивилизационные различия, так как национальные группы, преобладающие в те годы в отдельных государствах и являющиеся национальными меньшинствами, являлись выходцами из стран Европы. Межнациональные отношения в этот период рассматривались лишь с точки зрения влияния определенных групп населения на развитие социальной и культурной жизни общества. При этом не учитывался тот факт, что проблема уже не носит государственного характера, а приобрела более широкие масштабы.
В исследованиях 1990-х годов в области межнациональных отношений, в связи с изменениями на политической арене, многие вопросы и аспекты проблемы были рассмотрены с новой точки зрения. Впервые проблемы межнациональных отношений в Западной Европе освещались с позиций культурологической и цивилизационной идентичности народов, населяющих этот регион. Многие ученые в это время уже предвидят некоторую нестабильность в сохранении традиционных культурных ценностей, пишут о том, что культурное наследие становится общим, стираются границы между культурами и традициями. В этот период все более часто поднимается вопрос о расизме и национализме. Исследования были сведены к ряду вопросов:
- - станет ли проблема межнациональных отношений и миграции проблемой общеевропейского масштаба?
- - готова ли Европа смириться с фактом преобладания смешанных семей?
- - возможно ли сохранение культурных ценностей в рамках интеграционных процессов? [7].
Исследование этих вопросов привело к тому, что проблема стала ключевой не только в рамках социальной, но и политической жизни общества. Были выдвинуты теории и предположения о возможных путях развития данной ситуации, предложены определенные варианты решения проблемы. Труды начала XXI в. выявили закономерности развития межнациональных отношений в рамках определенных структур. Было выдвинуто предположение о том, что культурологический феномен является главной составляющей вопроса межнациональных отношений. Многие склоняются к тому факту, что западноевропейское общество давно стало мультикультурным, что повлияло не только на отношения определенных групп населения коренных наций к этническим меньшинствам, но и позволило в некоторой степени уравнять права тех и других [8].
Специалисты выдвинули теорию о том, что мультикультурное общество, возможно, наиболее приемлемый вариант развития межнациональных отношений в странах Западной Европы, так как политические процессы, такие как интеграция и глобализация, в немалой степени способствовали этому.
Многие ученые отводят роль международного арбитра в вопросе межнациональных отношений не столько политическим кругам тех или иных государств, сколько неправительственным организациям и крупным международным организациям. Некоторые исследователи видят решение проблемы в построении новых политических моделей, заявляют о том, что все большую роль на пути решения проблемы межнациональных отношений играет ООН. Специалисты подчеркивают немаловажную роль законодательных и нормативных актов Европейского Союза в частности и мировой общественности в целом для предотвращения возможных конфликтных ситуаций в Западной Европе, вызванных расовой дискриминацией и ксенофобией. Многие ученые указывают, что западноевропейское общество (включая мигрантов и национальные меньшинства) приобретает мультикультурные черты, т.е. становится более терпимым и более разнообразным в культурно-религиозном плане. Большую роль при этом отводят средствам массовой информации, которые нередко являются выразителями идей определенных политических кругов.
В настоящее время исследования в области межнациональных отношений в странах Западной Европы актуальны и разнообразны. Специалисты рассматривают проблему с разных точек зрения и предлагают новые модели и теории. В то же время исследования больше носят теоретический, нежели практический характер. А это приводит к тому, что проблема не только не решается, а еще и усугубляется внешними процессами, происходящими на мировой арене.
Список литературы
- ВольновВ. Проблема наций в свете теорий цивилизаций. — М., 2003. — 447 с.
- Гольдин Г.Г. Международная миграция: зарубежный опыт и Россия. — М., 1998. — 275 с.
- Foreign Policy into the 21st Century: The U.S. «Leadership Challenfle». Center for Strategic International Studies. — Washington, 1997. — P. 14.
- Современные этнонациональные процессы в странах Западной Европы / Под ред. С.А.Токарева. — М., 1981. — 360 с.; У истоков формирования наций в Европе: общественно-культурное развитие и генезис национального самосознания. — М., 1984. — 220 с.; Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в России и странах Запада. — М., 2003. — 175 с.; Денисенко М. Изменения в иммиграционной политике развитых стран // strana.oz. ru; Международные миграции и глобализация: международные и региональные миграционные тенденции (1965-2000 гг.) // archipelag.ru/
- Воробьева О.Д. Миграция населения. Выпуск 1: теория и практика исследования // lib.socio.msu.ru/1/library; Транснационализм мигрантов и перспективы глобального развития. № 243-244. — 17-30 апреля 2006 // demoscope.ru; Гринблат Ж.-А. Иммиграционные сценарии для стареющей Европы // strana-oz.ru
- Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы // Э.Рапп-Лантарон / Под ред. И.Р.Григулевич. — М., 1976. — 215 с.; Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза. — М., 1976. — 256 с.; Современный расизм как он есть / Под ред. Н.Ю.Ножновой, Ю.Оганисьян. — М., 1985. — 175 с.; Павленко А.В. Европейские мигранты в Великобритании. — М., 1986. — 275 с. и др.
- Формирование наций в Центральной и Юго-Восточной Европе / И.С.Миллер. — М., 1990. — 310 с.; Гольдин Г.Г. Указ. соч.; Зотова О.М. Идея европейского единства и национальная идентичность // Вестн. МГУ. — Сер. 18. — 1999. — № 3; Русский архипелаг — иммиграция: новая проблема нового столетия. — М., 1999. — 150 с.; Jovanovic M.N. European Economic Integration. Limits and Prospects. — London-New York: Routledge, 1997. — 248 p.
- Молодчикова И.Н. Особенности этнических миграций в странах Центральной Европы в XX - начале XXI века.— Будапешт, 2006. — 315 с.; Савельев А.Н. Мультикультуризм — угроза Европе и России. — М., 2006. — 260 с.; Многоэтнические государства и защита прав меньшинств // strana-oz.ru; Новые диаспоры / Под ред. В.И.Мукомеля и Э.А.Паина // lib.socio.msu.ru/1/library.