Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Из истории распространения католицизма в Северном Казахстане во второй половине ХТХ - начале ХХ вв.

Многонациональный состав населения Северного Казахстана, формировавшийся на протяжении нескольких столетий, во многом предопределил и религиозное своеобразие региона. Первые прояв­ления католицизма на территории Казахстана датируются ХШ в. Связаны они с пребыванием като­лических миссионеров, которые по поручению римских первосвященников ездили к Великим ханам (миссии Г.Рубрука и др.).

В последующие века католичество было вытеснено исламом, и проявлений католичества на тер­ритории Казахстана почти не наблюдалось, вплоть до середины ХК в. С этого времени начался но­вый этап распространения христианства на территории современного Казахстана, связанный с ре­формами и переселенческой политикой царской администрации Российской империи.

Однако процесс оформления католических общин на соседней территории Сибири мы можем проследить начиная с конца XVIII в. Для XVIII - начала XIX вв. характерен приток на русскую службу большого числа иностранцев. В XVIII в. в Сибири немцы состояли на военной службе, не­редко занимая высокие посты, организовывали деятельность государственных учреждений, делопро­изводство и администрирование. Среди иностранцев были католики, выходцы из самых разных гер­манских земель, Австрии, Польши, Литвы.

Начало XIX в. ознаменовалось бурными событиями наполеоновских войн и восстанием декаб­ристов. В Сибирь начали поступать военнопленные, среди которых было особенно много поляков- католиков. Большая часть поляков была зачислена рядовыми в Сибирское казачье войско и размеще­на в укреплениях Сибирских линий. Довольно большое число поляков, которые были представлены в основном военным сословием, добровольно переселилось в западную Сибирь и на территорию Се­верного Казахстана во второй четверти XIX в. В исповедных реестрах Батальонных военных чинов в середине XIX в. среди списка служащих Линейного Сибирского батальона из 202 человек служащих насчитывалось 2 чиновника римско-католического вероисповедания.

Рост численности римско-католической общины в Западной Сибири и Казахстане происходил также вследствие интегрирования в Российскую империю территорий Польского государства, кото­рое окончательно прекратило свое существование в 1815 г., поэтому среди католиков-прихожан Се­верного Казахстана доминировали поляки, оказавшиеся в Сибири в силу различных обстоятельств. Можно выделить три их категории: политические ссыльные, добровольные переселенцы и беженцы.

К первой категории следует отнести участников польского освободительного движения, под­вергшихся репрессиям со стороны российских властей. Политическая ссылка «во внутренние губер­нии России» была одной из репрессивных мер правительства по отношению к ним. Значительную часть репрессированных составляло католическое духовенство западных губерний и Царства Поль­ского, которое находилось в оппозиции к русским властям и политике русификации, что выразилось в активном его участии в польских восстаниях 1830-1831 и 1863-1864 гг. [1; 79]. Последствия этих восстаний — ссылка участников антиимперских выступлений и появление первых католических об­щин в казахской степи во второй половине ХК в. Ссыльные поляки составляли большинство като­лического населения Северного Казахстана. В общественном мнении слова «поляк» и «католик» бы­ли практически синонимами. После польского восстания 1863-1864 гг. в Западной Сибири были раз­мещены 10779 ссыльных. В архивных фондах были обнаружены документы со списками лиц, вы­сланных из Польши за участие в мятеже 1863 г. Привилегированного сословия высланных в Омск и Петропавловск было 32 человека, в Семипалатинской области — 23 лица польской национальности. Из пунктов анкеты ссыльных можно выделить основное: звание политических ссыльных, из каких губерний Западного края они происходят, в чем именно заключалось их участие в мятеже и какого они поведения [2]. Среди высланных в Казахстан были священники, получившие относительно мяг­кие приговоры за недоказанностью вины. В г. Петропавловске проживали два ссыльных ксендза — Д.Шимбек и А.Богуш. В циркуляре МВД от 16 февраля 1874 г. было отмечено, что ксендзы остава­лись под надзором полиции «по неодобрительному поведению и прикосновенности к уголовным де­лам», несмотря на то, что все другие означенные лица были освобождены [2; 6-6 об.]. Лица, пригово­ренные к поселению, лишались всех своих прав, в том числе и сана. Было запрещено использование по отношению к ним титула «ксендз». Правительство прекрасно понимало, что католические свя­щенники играют интегрирующую роль для польских ссыльных, противодействуют их ассимиляции. Однако местные власти в первые годы их пребывания не мешали священникам исполнять свои обя­занности в среде ссыльных католического вероисповедания. Предполагалось, что материальные трудности вынудят ксендзов отказаться от пастырской деятельности. Но этого не произошло [3].

Католическая церковь вела довольно активную тайную миссионерскую деятельность на терри­тории России, главным образом через орден иезуитов. В 1815 г. в Сибирь прибыли иезуиты — четы­ре человека, двое из которых — ксендз Марцелий Каменьский и брат Казакевич — основали миссию в Томске и стали опекать всех поляков Западной Сибири, в том числе и Степного края. Но в 1820 г. орден был изгнан из России.

В Сибири иезуитов сменили бернардинцы. Они осуществляли руководство католическими при­ходами Сибири и исполняли обязанности настоятелей при храмах, которых было недостаточно для удовлетворения духовных нужд всех католиков региона. Томский настоятель католического прихода раз в год объезжал территорию Тобольской губернии и Степного края. В 1847-1848 гг. в Тобольске был построен костел, но его настоятелю не было разрешено ездить по территории. Вскоре от полити­ческих ссыльных католического исповедания региона начали поступать письменные просьбы вла­стям о присылке к ним католического священника, но чаще всего они отклонялись, поскольку закона на отпуск средств из казны на длительные разъезды курата не было. Но число прошений росло: в 1867 г. одно такое прошение подписали более 60 польских ссыльных, проживающих в Петропавлов­ске. Тобольский губернатор А.И.Деспот-Зенович и генерал-губернатор Западной Сибири А.П.Хрущов серьезно подошли к этой проблеме. Тобольский губернатор предложил открыть курату кредит в 300 рублей. Генерал-губернатор обратился в МВД с просьбой открыть для Тобольской и Томской губерний особый кредит в 600 рублей. В 1872 г. Департамент духовных дел министерства распорядился об открытии кредита специально для разъездов куратов. Благодаря настойчивости си­бирских властей вопрос был решен положительно [4].

Кроме того, в 1868 г. вышел указ об амнистии, согласно которому приговоренные до 1 января 1866 г. к каторжным работам освобождались от них и направлялись на поселение. С приговоренных к поселению снимались ограничения на передвижения по территории Сибири, а также было разрешено выезжать в европейскую часть России. Осужденным на поселение в Сибири позволялся выбор рода занятия, ссыльным ксендзам разрешалось осуществлять религиозно-просветительскую деятельность. Амнистия не распространялась на тех, кто совершил преступление уже на каторге, или на неблагона­дежных. Так правительство решило проблему недостатка ксендзов в регионе, представив сосланным сюда за политические преступления священникам право исполнять свои обязанности.

Известно, что в 1914 г. католическое духовенство было представлено в Петропавловском уезде 6 священнослужителями (4 мужчин и 2 женщины) и 1 куратом в г. Петропавловске, тогда как в г. Ом­ске служили 2, а в Акмолинском уезде 31 человек духовного звания (21 мужчина и 10 женщин) [5].

История католической церкви в Казахстане продолжилась процессом формирования польского и немецкого населения Северного Казахстана в конце Х!Х - начале ХХ вв. и во многом была связана с крестьянской колонизацией восточных окраин империи. Этот период можно считать временем заро­ждения польской и немецкой диаспоры в Северном Казахстане. Немцы и поляки поддерживали тес­ные контакты друг с другом, но смешанные браки между ними были редкими. Разрешались браки католиков с православными, но дети от такого брака должны были приписываться в православные метрические книги.

Немецкими католиками были заселены Кокчетавский (преимущественно Келлеровская волость) и Петропавловский уезды Акмолинской области.

К третьей категории переселенцев — беженцам — относились католики, в основном поляки, ко­торые стали жертвами Первой мировой войны. Вследствие ходатайства Совета съездов польских ор­ганизаций помощи жертвам войны и по соглашению с МВД в 1915-1916 гг. в Степном генерал- губернаторстве стало возможным осуществлять командирование римско-католического духовенства в районы поселения беженцев-католиков для удовлетворения их религиозных потребностей [6].

В конце XIX - начале ХХ вв. происходит увеличение численности католического населения Се­верного Казахстана. Динамику роста католиков, представленную в табличном выражении, мы рас­сматривали по статистическим отчетам Тургайской области за 1899, 1911 гг., Акмолинской и Семи­палатинской областей — за 1900, 1911 гг.

Таблица

Численность католиков в Северном Казахстане [7]
Годы Тургайская область Акмолинская область Семипалатинскаяобласть Всего
м.п. ж.п. м.п. ж. п. м.п. ж.п. Обоего пола
1 1899-1900 71 23 997 175 145 1411
2 1911 4041 3710 7961 7486 469 428 24112

 

За 11-12-летний промежуток времени виден прогрессивный рост католического населения — в Семипалатинской области увеличилось в 2,8 раза, в Акмолинской — в 15,5, а в Тургайской — в це­лых 82 раза. К тому же, если в Семипалатинской области распределение католического населения по уездам и уездным городам было почти одинаковым (за исключением Зайсанского уезда), то в Тур- гайской и Акмолинской областях католики заселяли в основном Кустанайский и Петропавловский уезды.

Проведем сравнительный анализ количественных данных по северным уездам трех областей в разные годы, но прежде сопоставим изменения состава католического населения по уездам Тургай- ской, Акмолинской и Семипалатинской областей.

Католическое население Тургайской области было распределено неравномерно. Впервые като­лики появляются в Тургае, Актюбинске, Иргизе, проживая долгое время в городах. В г. Кустанае они были обнаружены в 1892 г. С начала нового века происходят изменения в потоках расселения като­ликов. Если в конце XIX в. основными территориями расселения были г. Тургай и Иргиз, то с 1904 г.—   Кустанайский и Актюбинский уезды, и поселяются они преимущественно в сельской местности. Количество городского католического населения в последних двух уездах в изучаемый период было примерно одинаковым, однако число сельского католического населения в Кустанайском превышало сельчан-поляков Актюбинского уезда, например, в 1909 г. в 5 и в 1915 г. в 4 раза.

Основным районом расселения католиков в Тургайской области до второй половины 90-х годов XIX   в. были собственно областной центр и 1-2 человека в г. Кустанае. В сельской местности из числа первых насельников, исповедующих католическую веру, не было. Начиная с 1904 г., т.е. с периода массовых переселений, прослеживается неуклонный рост католиков, и рост этот наблюдается в большей степени в Кустанайском уезде — городское католическое население увеличилось к 1915 г. в 10 раз, а сельское — почти в 2 раза. В Тургайском регионе происходит обратный процесс — умень­шение числа горожан (уже к 1911 г. католики в г. Тургае не проживали), но появление католиков в 1912 г. в сельской местности Тургайского уезда, где к 1915 г. было 9 мужчин и 12 женщин [8].

Ярко выраженной хаотичностью расселения католиков является Акмолинская область. Изна­чально самыми многочисленными по числу католиков были г. Омск и одноименный уезд. Среди уез­дов Акмолинской области, территории которых входят в состав современного Казахстана, в 1900 г. соотношение северного уезда — Петропавловского и других (Кокчетавского, Атбасарского, Акмо­линского) выглядело так: 179 к 62, 7, 27 соответственно. Во втором десятилетии XX в. происходит увеличение сельского населения католического вероисповедания в Кокчетавском уезде. Так, в 1911 г. их количество составило 3737 чел. обоего пола, а в 1914 г. — 4116 (в Петропавловском уезде — соот­ветственно 729 и 16). В 1915 г. в г. Петропавловске проживали 7547 католиков обоего пола. В других же городах Акмолинской области положение было следующим: в г. Омске — 4425, Кокчетаве — 37, Атбасаре — 4, Акмолинске — 9. В сравнении с другими регионами Петропавловский уезд, а особен­но его уездный город, наиболее заселен католиками. С 1900 г. происходит естественный прирост описываемых конфессиональных групп, к 1911 г. — в 6,4 раза [9].

Семипалатинская область в отношении конфессионального состава характеризуется своей одно­родностью. Католики составляли небольшой процент от общего числа населения. Павлодарский уезд Семипалатинской области по сравнению с другими северными уездами Тургайской и Акмолинской областей являлся менее заселенным католиками, как до, так и после Столыпинской аграрной рефор­мы. Увеличение численности католического населения в этом регионе прослеживается с 1907 г. В 1908 г. большой прирост переселенцев-католиков наблюдается в сельской местности — с 26 до 379 человек за год. Произошло увеличение числа католиков на селе по отношению к городскому населе­нию — в 1911 г. по сравнению с 1908 г. их численность возросла с 21 до 101 человека. Однако общее количество католического населения по Павлодарскому уезду в период с 1908 по 1911 гг. заметно снизилось — с 400 до 240 человек [10].

Немецкие населенные пункты, образованные в период добровольного аграрного переселения, в основном были однородными по своему конфессиональному составу. По данным обзора Акмолин­ской области за 1912 г. по вероисповеданию немецкое население данного региона распределялось следующим образом: католиков — 14775 чел. (26,6 %), лютеран — 29947 (54 %), баптистов — 10061 (18,2 %), меннонитов — 580 (2 %) [11]. К колонизации северных районов Казахстана присоединились выходцы из Прибалтики, Украины, Белоруссии, среди которых также присутствовали представители католической конфессии.

Католические приходы Казахстана в то время входили в состав Могилевской архидиоцезии. Ве­рующие, проживающие большей частью в северных областях республики, обслуживались священни­ками Омской епархии и не имели длительное время церквей и часовен.

С учреждением в 1857 г. Тираспольской архиепархии с центром в городе Саратове в её состав были включены католические приходы Северного Казахстана. Тогда же на территории Казахстана появились выпускники из Саратовской семинарии — священники Иосиф Вольф и Адам Гаррейс в г. Кустанае и г. Тургае, Карл (или Эдуард) Гопфауф — в Тургайской области. В г. Кустанае в конце Х!Х в. существовал католический храм, филиал Омского прихода. Священники прихода в начале ХХ в. служили также в Акмолинском и Семипалатинском районах с колониями польских и немецких пе- реселенцев-католиков.

Строительство церквей началось в начале ХХ в. Согласно правилам о постройке иноверческих молитвенных зданий католические костелы могли строиться лишь там, где этого требовали рост на­селения или обширность католического прихода и трудность передвижения. Приход должен был быть не менее 100 дворов, или 300-400 душ. Так, 20 февраля 1901 г. МВД писало архиепископу: «Степной генерал-губернатор сообщил о ходатайстве уполномоченных от жителей-католиков г. Пе­тропавловска Акмолинской области С.Вонсовича, К.Добровольского и Р.Клопотовского о разреше­нии устройства молитвенного дома (капеллы) в Петропавловске». Генерал-губернатор сообщал, что в районе Петропавловска проживают 205 католиков, в Кокчетавском и Ишимском уездах — не менее 300, поэтому ходатайство, с его точки зрения, заслуживает удовлетворения. Епископ Омский и Се­мипалатинский (русская православная церковь) согласился с удовлетворением ходатайства. Вновь организованная община была приписана к Омскому деканату [12].

Сведения об активных мероприятиях в области храмостроительства находим в архивных мате­риалах переписок, полученных из Строительного отделения от 6 марта 1913 г. за № 4280, где сооб­щается о постройке в п. Семеновском Лаврентьевской волости Кустанайского уезда римско- католической церкви. В этом же документе говорится о постройке католического молитвенного дома в пос. Нелюбинский Павловской волости Кустанайского уезда [13]. Данные факты подтверждаем до­кументами местных архивов, где из списков молитвенных домов и других религиозных сооружений по Кустанайскому уезду обнаружены сведения о деятельности 3 католических культовых сооруже­ний в пос. Мариинский, Нелюбинский и Викентьевский Павловской волости и 1 костела в селе Озер­ном Шеминовской волости. При этом в документе указан год постройки последнего — здание вы­строено из саманного кирпича стоимостью в 30 рублей в 1905 г. [14]. В 1913 г. строительное отделе­ние Тургайского областного правления препровождало переписку, присланную при надписи Куста- найского уездного начальника за № 363, благодаря которой узнаем о перестройке римско- католического молитвенного дома в п. Озерном Кустанайского уезда [13; 1].

В 1917 г. Кустанайский приход насчитывал 6000 католиков и 8 молитвенных домов. В Петро­павловске существовала церковь Пресвятого Сердца Иисуса, часовни находились в поселках Стесе- ловка и Келлеровка. Приходы были немногочисленными. Например, перед революцией в 1917 г. в Петропавловске существовал католический приход, насчитывающий 3000 верующих, приход с. Озерное (Кустанайский приход) охватывал 3342 немца — выходцев из Тираспольской епархии и около 300 — 400 поляков [1; 80].

С 1898 г. в областном центре существовало Омское Римско-Католическое благотворительное общество, оказывавшее помощь католическому населению Степного края. Цель общества — улуч­шение материального и нравственного состояния бедняков католического исповедования. Для вы­полнения намеченного общество устраивало народные читальни, библиотеки, открывало школы, об­щественные столовые, ночлежные дома, общежития, дома трудолюбия, больницы и др. заведения [15; 223-224]. Аналогичную помощь оказывало отделение «Санкт-Петербургского Римско- Католического общества взаимного вспоможения на случай смерти», которое было открыто в г. Ом­ске в 1911 г. [16].

Таким образом, на протяжении XIX в. формировались польские, а также немецкие католические общины, которые подпитывались массовыми и регулярными ссылками, специфический состав кото­рых в определенной степени повлиял на общегосударственную и местную политику в отношении католической церкви. Кроме того, вследствие превращения Северного Казахстана в конце XIX — начале XX вв. в один из центров колонизации, это сразу же вызвало новый приток людей инославно- го вероисповедания. В свою очередь административно-территориальные и социально-экономические особенности региона во многом повлияли на формирование своеобразного состава местных католи­ческих общин и их развитие. С конца XIX в. очень четко прослеживается увеличение количества протестантов, в том числе за счет уменьшения числа католиков.

Резюмируя отмеченное выше, можно заключить, что католики представляли собой значитель­ную группу населения Северного Казахстана в дореволюционный период. Характерны следующие особенности возникновения и распространения групп католиков:

Католики Казахстана принадлежали к представителям европейских народов. В основном это были немцы, поляки и славяне, а также небольшие группы финнов, чехов, эстонцев, литовцев, латы­шей. Процесс оформления католических общин на территории Северного Казахстана начинается с XVIII в. А их активное переселение на территорию края приходится на конец ХК - начало ХХ вв. Сначала потоки переселенцев католического вероисповедания направились в города, но в начале

ХХ в. происходит заселение и сельской местности. Присутствие католиков на территории Северного Казахстана характеризуется неравномерностью, дисперсностью расселения. Проживали они компактно, создавая несколько селений, которые находились недалеко друг от друга, чаще всего в одной волости. Значительное число изучаемых конфессиональных групп проживало в Кустанайском уезде Тургайской области, Петропавловском уезде Акмолинской области и Павлодарском уезде Семипалатинской области.

Строительство церквей, молитвенных домов наблюдается в начале ХХ в., однако известно о существовании католического храма в г. Кустанае в конце Х!Х в. Приходы и общины католиков оформляются в начале ХХ в. С началом формирования католического населения стали появляться и первые формы начального обучения детей, на территории Северного Казахстана открытие школ про­исходило в 1909-1911 гг.

Как и в других регионах, инославные (т.е. неправославные) религиозные группы подвергались гонениям и давлению со стороны православного населения и местной власти. Это наблюдалось в мо­мент их распространения, когда происходили резкие колебания количества католического населения (особенно в начале Первой мировой войны).

 

Список литературы

  1. 1      Иванов В., Трофимов Я. Религии Казахстана: Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. — Алматы: Аркаим, 2003. — 238 с.
  2. 2       ЦГА РК. — Ф.64. — Оп.1. — Д.1388. — Л.1-34.
  3. 3      ЦГА РК. — Ф.64. — Оп.1. — Д.1419. — Л.1-42.
  4. 4       ГАОО. — Ф.3. — Оп.4. — Д.6938. — Л.1-2 об.; Оп.5. — Д.7720. — Л.2-3 об., 5, 8, 11-11об., 15-16, 18, 21-21 об., 25, 27, 30-30 об., 33, 35, 37, 47-48.
  5. 5       Обзор Акмолинской области за 1914 г. — Омск, 1915. — Ведомость № 1.
  6. 6       ЦГА РК. — Ф.64. — Оп.1. — Д.1311. — Л.6.
  7. 7      Обзор Тургайской области за 1899 г. — Оренбург, 1900. — Ведомость № 6, Обзор Тургайской области за 1911 г. — Оренбург, 1912. — С. 18; ЦГА РК. Ф.393. — Оп.1. — Д.52. — Л.16; Обзор Акмолинской области за 1911 г. — Омск, 1912 — Ведомость № 3; ЦГА РК. — Ф.460. — Оп.1. — Д.77. — Л.5, 7, 12, 14, 16, 18, 20, 22 об.-23.
  8. 8      Обзор Тургайской области за 1892 г. — Оренбург, 1893. — Ведомость № 5; Обзор Тургайской области за 1904 г. — Оренбург, 1905. — Ведомость № 6; Обзор Тургайской области за 1909 г. — Оренбург, 1910. — С. 17; Обзор Тургайской области за 1911 г. — Оренбург, 1912. — С. 18; Обзор Тургайской области за 1912 г. — Оренбург, 1913. — С. 18; Обзор Тур- гайской области за 1915 г. — Оренбург, 1916. — С. 9.
  9. 9      ЦГА РК. — Ф.393. — Оп.1. — Д52. — Л.16; Обзор Акмолинской области за 1911. — Омск, 1912 г. — Ведомость № 3; Обзор Акмолинской области за 1914. — Омск. 1915 г. — Ведомость № 2; ЦГА РК Ф.393. — Оп.1. — Д.131. — Л.1 об.-2.
  10. 10  ЦГА РК. — Ф.460. — Оп.1. — Д.77. — Л.5, 7, 9, 12, 14, 16, 18, 20, 22 об.-23; Обзор Семипалатинской области за 1902 г. — Семипалатинск, 1903. — Ведомость № 2.
  11. 11   Обзор Акмолинской области за 1912 г. — Омск, 1913.
  12. 12   ЦГА РК. — Ф.64. — Оп.1. — Д.943. — Л.2, 12.
  13. 13   ЦГА РК. — Ф.25. — Оп.1. — Д.846. — Л.10-11.
  14. 14   ГАКО Ф.237. — Оп.1. — Д.149. — Л.6.
  15. 15   Памятная книжка. Адрес-календарь Акмолинской области на 1909 г. / Астана. История столицы и края XIV-XIX вв. / Сост. С.Алдан. — Астана: Фолиант, 2006. — 292 с.
  16. 16   ЦГА РК. — Ф.369. — Оп.1. — Д.2960. — Л.4-20.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.