Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Осмысление мистического опыта в ракурсе бытия и сущности человека

В последнее время внимание философии все более занимает проблема восстановления изна­чально бывшей гармонии и взаимосвязи между философским и религиозным видением мира. Такая гармония возможна лишь в том случае, если философия не может претендовать на исчерпывающее постижение всего с помощью разума, т.е. не преувеличивает его возможности и признает существо­вание трансцендентного начала, которое недоступно разуму.

Совершенно очевидно то, что научное знание в целом не должно ограничиваться суммой пред­метных знаний, непосредственно доступных на опыте и обобщенных в виде научных истин. Приме­ром тому служат слова одного из творцов новой науки И.Ньютона: «Главная обязанность натураль­ной философии — делать заключения из явлений, не измышляя гипотез, и выводить причины из дей­ствий до тех пор, пока мы не придем к самой первой причине, конечно не механической» [1; 280]. Однако не следует скептически относиться к знанию «иного» рода и проявлять совершенное недове­рие, так как познание есть возможный и необходимый процесс постижения скрытой в вещах духов­ной сущности человеческим разумом.

Данный подход к научному познанию признает тот факт, что невозможно приступить к Сущему, превышающему всякое сущее, лишь посредством чувств или своей природной одаренности и ума, склонного все анализировать, сравнивать и строить умозаключения. Конечно же, ум может направлять человека в некотором познании Истины, но это познание будет, скорее, похоже на источ­ник воды, изображенный на картине: она может быть исполнена совершенно, но не сможет утолить жажду даже одного человека.

В этом смысле примечательно высказывание С.Л. Франка о том, что наше сознание настолько заполнено предметным бытием и приковано к нему, что с самого начала склонно воспринимать все вообще, что как-либо ему доступно и открывается, как составную часть предметного мира. В проти­воположность «внешнему» «внутреннее» бытие представляется противостоящим пространственному бытию и локализовано «внутри» человеческого тела. Этим определением «душевного» бытия как «внутреннего» оно и помещается в состав предметного мира как небольшая, относительно незначи­тельная и подчиненная его часть. Тем самым остается незамеченным своеобразие этой формы бытия [2; 318,319].

Несомненно, что познание существенно зависит от духовной жизни личности, а также глубоко обусловлено теми ценностными и мировоззренческими горизонтами, в которых оно разворачивается, которые служат выражением духовного самоопределения личности и эпохи. Именно ценности и идеалы социального мира, сопричастность им дают человеку уверенность в незыблемости того, что ставится и ценится выше его собственного существования, чем человек соизмеряет собственные по­ступки и развитие, — отмечает Г.Л.Тульчинский [3;208]. По мнению профессора В.Д.Кудрявцева- Платонова, истина предмета, которую ищет познание, раскрывается через рассмотрение феноменаль­ной стороны предмета на фоне его идеального образа, через соотношение того, чем он является, с тем, чем должен быть.

В этом ключе углубление и расширение познания теснейшим образом связаны с нравственным совершенством личности. Познание рассматривается здесь не просто как функция гносеологического субъекта, а как целостный акт личности. По словам проф. Зеньковского, «онтологическая сторона познания и состоит в сближении с предметом познания, чтобы перейти в любовь к нему. Достаточно уяснить себе эту конечную задачу познания, чтобы понять, что так называемая «теоретичность» по­знания, понимая это в смысле греческого Theoria, вовсе не есть чисто созерцательное отношение к предмету, — это есть движение духа к предмету, имеющее в виду обнять его любовью и соединиться с ним через эту любовь» [4;71].

По утверждению И. А. Ильина, всякое доказательство покоится, в конечном счете, на живом опыте, на живом восприятии и увидении. Всякое доказательство ведет к предмету, который надо вос­принять, увидеть и пережить; и тому, кто не может воспринять предмет или не хочет испытать и уви­деть его, вообще никогда и ни в какой области нельзя ничего доказать [5;105].

Имеется в виду то, что в познании Сущего следует учитывать все возможности — и рациональ­ные, и интуитивные (сверхрациональные), — с акцентом на интуицию. Отсюда в познании (научном, философском или религиозном) происходит соединение разума и веры.

В книге «Религиозный смысл философии» И.Ильин защищает точку зрения, что философия есть «душевно-духовное делание» [6;.23], а не чисто интеллектуальная работа над построением концеп­ций. Философствование должно исходить из подлинного духовного опыта, должно быть верным ис­тине, «знать верно, подлинно, объективно» [6;28], творчески создавать «верующее знание и знающую веру» [6;29].

Таким образом, истина и вера духовно очевидны, поэтому каждый, по мнению И.Ильина, дол­жен внутренне обрести ее личным усилием. Философия призвана силой мысли освещать окружаю­щую жизнь, преодолевать ее затемненность, «преображать сущность подлинной жизни» [6;40], на­полнять ее пониманием высшего смысла. Для этого философ, по мысли И.Ильина, должен справить­ся с тьмой в собственной душе, очистить ум и сердце, «овладеть силами своего бессознательного, очистить их, придать им гибкость и покорность, сделать их совершенным орудием предметовидения» [6;52]. Это «творческий процесс, протекающий пред лицом Божиим и при участии божественных сил, живущих в человеке» [6;55]. И нужно, подчеркивает И.Ильин, ответственно формировать в себе зре­лый и подлинный духовный опыт, в котором истина не только открывается ищущему ее, но и убеди­тельно свидетельствуется окружающему миру. Отсюда — призвание философа религиозно: «необхо­дима новая философия религиозности и откровения, чтобы вновь открылось замкнутое око человече­ское...» [6;88]. Этой мысли философа созвучны слова К.П.Победоносцева, который пишет: «Душа мыслящая желает и требует ... найти себе точку, на которой можно утвердить равновесие жизни, создать для нее характер» [7;418].

И несмотря на то, что религия имеет иной, отличительный от философии «центр притяжения», нельзя исключить взаимосвязи философии и религии как «союза разума и опыта», поскольку сам ре­лигиозный опыт не исключает и его логической аргументации [8; 1299,1300]. И в этом смысле выс­шая и главная цель философии состоит в том, чтобы «возбудить в человеке нужду искания единой бесконечной премудрости Божественной и человеку предназначенной» [9;50]. Подобное искание, по словам В.В.Зеньковского, «есть источник неугасимого движения души, есть источник ее динамизма» [10;55]. Н.Бердяев говорит о «раскрытии бесконечного», «прорыве в бесконечность» [11;210]. Рас­сматривая проблему личностного становления, К.Ясперс подчеркивает: «Человек никогда не может удовлетвориться самим собой как бытием, но все время стремится выйти за свои пределы» [12;376]. Современный исследователь Э.В.Соколов обращает особое внимание на «органически свойственное человеку стремление расширять границы своего бытия», потребность «постоянно выходить за преде­лы данности, делать выбор в отношении неизвестного, непознанного» [13;202]. О стремлении лично­сти выходить за пределы наличного бытия, как одном из необходимых условий духовной самореали­зации человека, упоминает И.С.Кон: «...сущность личности — в потребности и способности выхо­дить за пределы непосредственно данного, включая и свое собственное эмпирическое бытие» [14;317]. М.Ш.Шведов рассматривает человека как существо, находящееся в состоянии «незавершен­ной завершенности» [15;177]. О готовности к постоянному самосозиданию и духовной самореализа­ции упоминает и М.К.Мамардашвили: «Фундаментальная страсть человека — дать родиться тому, что находится в зародышевом состоянии, осуществиться» [16;313].

Там, где возникает вопрос о смысле, ценностях и тайне бытия, есть место для философии. И здесь ценность, по словам Г.П.Выжлецова, «представляет собой не просто необходимую и должную, но и желаемую цель, становящуюся идеалом» [17;23]. Данная гносеология, несомненно, требует осо­бой логики рассуждения, по-особому выражающей строй философских категорий, влияющих на раз­витие онто-гносеологических структур философско-религиозной мысли.

Область мистического опыта составляют явления не столько редкие или исключительные, не­обычайные, сколько такие, которые можно назвать онтологически пограничными: явления, в которых можно говорить о преодолении границ, выходе за пределы самого способа бытийствования человека, онтологического горизонта человеческого существования, т.е. окружающего бытия. Как подчеркива­ет С.Д.Лобанов, для человека возможно преодоление своей ограниченности в роде. Он способен одо­леть рамки своего рода открытием для себя области возможного и бесконечного. И это уже не разло­жение жизни в неживое, а переход за пределы самой природы в сверхчеловеческое, или духовное [18;87].

Несомненно, что мистический опыт принадлежит граничным, предельным областям антрополо­гической реальности, поэтому требует от философии специального подхода, где необходимо поста­вить задачу систематической реконструкции мистического опыта. И, конечно же, такая задача требу­ет от философско-религиозной мысли новых путей. Как справедливо замечает И.Ильин, «.настоящая вера вырастает именно из этого другого опыта и идет своим особым путем («мето­дом»), отнюдь не вторгаясь в научную область, не вытесняя и не заменяя ее» [19;39].

Понятие опыта достигло большой отчетливости в естественных науках, где создан целый фор­мализованный канон опытной (экспериментальной) науки; но столь же несомненно, что концепция опыта как «научного эксперимента» не отвечает ситуации во многих обширных областях человече­ского опыта, в том числе философского и религиозного.

Х.-Г.Гадамер, признанный одним из ведущих философов XX в., вступая в спор с Гегелем, воз­главившим путь к «полной победе разума», заключил, что диалектика опыта получает свое подлин­ное завершение не в каком-то итоговом знании, но в той открытости для опыта, которая возникает благодаря самому опыту. Гадамер делает вывод, что опытен тот, кто помнит о человеческой конечно­сти и кто знает, что время и будущее ему не подвластны [20]. Сам же опыт, по мнению Гадамера, есть «неясное понятие», которое относится к числу наименее ясных понятий, какими мы располагаем [21;409].

Современный исследователь исихазма С.С.Хоружий исходит из предположения, что опыт может быть духовной, душевной деятельностью, тождественной работе сознания и воли. Эта деятельность в первую очередь сводится к осознанию собственных устремлений, отличающихся от абстрактного познания тем, что оно изменяет жизнь человека [22;40]. Откликаясь на «зов» свыше, человек, по сло­вам епископа Варнавы (Беляева), «ощущает этот «зов», дает, со своей стороны, «отзыв» (отклик), ко­торый тут же переходит в «позыв» или даже в настоящий религиозный «голод». » [23;22].

Речь идет о предельной антропологии, мета-антропологическом процессе, ведущем к изменению способа бытия человека. В нем человек входит в область, где начинают меняться определяющие, конститутивные свойства человеческого существования. По словам Г.Мелиса, «бедность становится здесь в то же время величайшей полнотой» [24;261].

И здесь пространство знания оказывается шире научной области, так как порой достигается лишь теми высшими способностями духа, которыми не располагает научное знание. Это, прежде все­го, интуиция, т.е. непосредственное ощущение истины, которое угадывает, прозревает ее, пророчески предвидит там, куда не достигает научный способ познания.

Современный исследователь П.С. Гуревич полагает, что противопоставление интуитивного и логического сегодня неправомерно, и поэтому многие концепции в настоящее время базируются на интуиции и гораздо меньше опираются на логический расчет. Отсюда — новая научная парадигма, на пороге которой находится мир, призвана устранить пропасть между интеллектом и интуицией. Представленная точка зрения основана на приоритете интуиции. И с такой позицией следует согла­ситься, поскольку, действительно, благодаря интуитивным прозрениям многих современных ученых изначальная простота может явиться в акте целостного, всеобъемлющего взгляда [25; 297].

Г.В.Флоровский писал, что человек не «строит», не «порождает», не «полагает» свой мир, он его находит. Мир дается, открывается познающему субъекту. Мы должны как бы откликаться на пред­метные зовы и в открывающемся творчески естественно разбираться, совершая отбор. В этом пер­вичном самоопределении метафизический корень личности, живое средоточие ее бытия. В строении и складе избранного предметного мира и заключается последнее основание внутреннего строя [26; 80,81].

При изучении мистико-аскетической практики возникает проблема метода, которая имеет как гносеологическое, так и онтологическое основание. Так, например, в философии Шеллинга выделя­ется особый способ познания — интеллектуальная интуиция, которая выступает как синтез созерца­тельного познания и понятийного мышления и является, по словам В.Ф. Асмуса, высшей, диалектиче­ской ступенью интеллекта [27; 193]. Последователь традиционализма Р.Генон в своей работе «Очер­ки о традиции и метафизике» также утверждает, что постижение любого традиционного метафизиче­ского учения Востока невозможно без участия интеллектуальной интуиции, более того, «интеллекту­альная интуиция представляет собой в одно и то же время и средство познания, и само знание, в ко­тором субъект и объект познания тождественны друг другу» [28; 129]. С.И.Гессен подчеркивает, что «подлинное единство, абсолютная, вечная истина открываются лишь на высшей степени интуитивно­го познания» [29; 119].

Мистико-аскетическая практика — стратегия подвижника, в которой он определяется своим бо- гоустремлением, отношением к Инобытию. И.А.Ильин отмечает: «Человек духовен тогда и постоль­ку, поскольку он добровольно и самодеятельно обращен к объективному совершенству, нуждаясь в нем, отыскивая его и любя его...» [30;15]. Отсюда возникает необходимый вопрос: какие именно энергийные механизмы способны направлять к границе горизонта человеческого существования, к предельному опыту?

Ответ коренится в понимании сути мистико-аскетической практики той или иной традиции. Об­ласть мистического опыта подвижника составляют явления не столько редкие или исключительные, необычайные, сколько такие, которые можно назвать онтологически пограничными: явления, в кото­рых можно говорить о преодолении границ, выходе за пределы самого способа бытийствования че­ловека, онтологического горизонта человеческого существования, т.е. окружающего бытия.

Отсюда возникает проблема критериологии научно-философского дискурса. Наибольшее значе­ние критериологии придает метод естественнонаучного знания, и в нем она более всего систематич­на, детализирована и полноохватна. Такая система носит структурированный характер, вырабатыва­ется небольшое число общих методологических принципов, которым должен подчиняться правильно организованный научный опыт.

При этом природные явления и процессы превращаются в объект опыта посредством произво­димого над ним наблюдения, которое осуществляется обыкновенно с помощью приборов, получаю­щих данные об объекте наблюдения.

В научно-философском дискурсе нет того единства в проблемах критериологии, как в естест­веннонаучном знании, а существуют разные позиции и подходы, далеко расходящиеся между собой. Не имея эмпирической ориентации, философский метод менее формализован и детализован, он не выделяет в своем составе специальной критериологии. В нем можно обнаружить общие принципы и основания для нее, но он почти не формулирует конкретных, практически-рецептурных критериев.

Первое условие к «правильному опыту» — очевидность — стоит отчасти особняком от прочих условий, так как является первопринципом всего канона организации опыта: аналогичный в этой ро­ли истинности во внутреннем подвижническом методе и достоверности — в естественнонаучном. В своей абсолютной, аподектической очевидности опыт дает самосвидетельство своей достоверности и предстает как истинный опыт.

Научность здесь может обозначать «то же самое, что и разумность, любая разумность, которая может быть понята... в непосредственном существовании» [31; 235]. Таким образом, принцип науч­ности опыта обозначает лишь общую методологическую и конкретную «разумность», т.е. внутрен­нюю непротиворечивость и упорядоченность.

Основное критериологическое содержание несет в себе принцип чистоты опыта. Назначение этого принципа — устранить из пережитого опыта то, что называется психологизмом, т.е. чисто ин­дивидуальные, единичные, случайные элементы, которые способны искажать и заслонять универ­сальное, индивидуальное содержание опыта. «Возможность получения чистоты опыта... предполагает умение различать в переживании субъективное от необходимого и существенного... чистота именно тем и достигается, что путем предварительного критического анализа устраняется все «случайное» и субъективно привносимое» [32; 292-294]. При этом опыт «нечистый» рассматривается здесь как «по­ток переживаний»; чистый же опыт составляют, наоборот, содержания проработанные и отчетливо оформленные.

Под интерсубъективностью (в отличие от «трансцендентальной субъективности») следует по­нимать утверждение кардинальной необходимости учета «другого», «других Я с их опытом, отлич­ным от моего». При этом данный принцип может радикально усиливаться до полноценной диалоги­ческой позиции, когда «другие» не являются вторичными и производными по отношению к «моему опыту», но могут формировать и трансформировать «мое Я», включая его активность и определяю­щие способности.

К.Поппер, подчеркивая взаимосвязь науки и религии, отмечает тот факт, что действие филосо­фии проявляется тогда, когда философ начинает осмысливать религиозные проблемы в онтологиче­ском, гносеологическом и других ракурсах. Исходя из анализа возможностей применения философ­ских построений, К.Поппер выводит следующую задачу философии: одна из высших задач философа заключается в том, чтобы увидеть загадку, проблему или парадокс там, где ранее их никто не заме­чал. Это является более значительным достижением, чем разрешение загадки. По мнению К.Поппера, философ, который «замечает и понимает новую проблему, выводит нас из состояния лени и благо­душия. Он раскрывает перед нами новые горизонты» [33; 311].

Отсюда новая научная парадигма, на пороге которой находится м^, призвана устранить про­пасть между интеллектом и интуицией. Представленная точка зрения основана на пpиоpитете интуи­ции. И такая позиция, действительно, имеет место, поскольку, благодаря интуитивным пpозpениям многих современных ученых, изначальная простота может явиться в акте целостного, всеобъемлю­щего взгляда.

References

1      Newton I. Optics, or a treatise on the reflections, flexures of colours and light. — Moscow: Gostehizdat, 1954. — 368 p.

2       FrankS.L. Writings. — Moscow: Pravda, 1990. — 607 p.

3       Tulchyn G.L. Personology after man: New prospects of freedom and rationality. — St.Petersburg: АLteya, 2002. — 677 p.

4       Zenkovskiy V.V. The foundations of Christian philosophy. — Moscow: Canon+, 1997. — 560 p.

5      Ilyin I.A. The path of spiritual renewal // Essays: in 2 vol. Vol. 2. — Moscow: AST, 1994. — 366 p.

6       Ilyin I.A. Collection of the works in 10 vol. Vol. 3. — Moscow: Russkaya kniga, 1994. — 591 p.

7      Pobedonostsev K.P. Writings. — St.Petersburg: Nauka, 1996. — 511 p.

8      Holopov I.D. Fundamentals of philosophy /religion/ Christian reading. — 1915. — № 10-11. — P. 1288-1316.

9      Golubinsky F. Lectures on philosophy and speculative psychology. — St.Petersburg: Academy of Self-knowledge «Paths Troyanov», 2006. — 464 p.

10   Zenkovsky V.V. Problems of education in the light of Christian anthropology. — Moscow: Publ. house of the St.Vladimir brotherhood, 1993. — 222 p.

11   Berdyaev N.A. Self-knowledge: the Experience of philosophical autobiography. — Moscow: Kniga, 1991. — 545 p.

12    Yaspers K. The meaning and purpose of history. — Moscow: Politizdat, 1991. — 527 p.

13   Sokolov E.V. Culture and identity. — Leningrad: Nauka, 1972. — 228 p.

14   Kon I.S. In search of itself: the Personality and its self-consciousness. — Moscow: Politizdat, 1984. — 335 p.

15   SwedesM. Man as the completion of the unfinished // Questions of philosophy. — 2004. — № 2. — P. 177-180.

16   MamardashviliM. As I understand the philosophy. — Moscow: Progress, 1992. — 415 p.

17    Vyzhletsov G.P. Spiritual values and the fate of Russia // Socio-political magazine. — 1994. — № 3-6. — P. 16-31.

18   Lobanov S.D. Being and reality. — Moscow: Nauka, 1999. — 156 p.

19   Ilyin I. The path of spiritual renewal. — Moscow: AST, 2006. — 366 p.

20   World philosophy: a Book for reading: in 2 hours. H. 1: the Initial philosophical problems, concepts and principles. — Mos­cow: Politizdat, 1991. — 672 p.

21    GadamerH.-G. Truth and method: the fundamentals of philosophical hermeneutics. — Moscow: Progress, 1988. — 699 p.

22   Khoryzhiy S.S. Experience as Organon, organization and hermeneutics experience in hesycasm tradition // Questions of phi­losophy. — 1998. — № 3. — P. 35-119.

23    Varnava (Belyaev), Bishop. Fundamentals of the art of Holiness. Experience of presenting the Orthodox asceticism. — Nizhniy Novgorod: Publishing of the brotherhood in the name of St. Knigt Alexander Nevsky, 2003. — 592 p.

24   Melis (Freiburg) Mr. Forms of mysticism // Logos. International Yearbook of philosophy of culture. The book of I and II. — Moscow: Musaget, 1912-1913. — 427 p.

25    Gurevich P.S. Philosophical anthropology: a training manual. — Moscow: Vestnik, 1997. — 448 p.

26    Florovskiy SG. The metaphysical presuppositions of utopianism // Questions of philosophy. — 1990. — № 10. — P. 78-98.

27   Asmus V.F. The problem of intuition in philosophy and mathematics (Essay on the history of XVII - the beginning of XX с.). — Moscow: Sotsekgiz, 1963. — 312 p.

28    Guenon R. Essays about the traditions and metaphysics. — St.Petersburg: Azbuka, 2000. — 317 p.

29   Hessen S.I. Mysticism and metaphysics // Logos. International Yearbook of philosophy of culture. Book I. — Moscow: The publishing house Musaget, 1910. — 291 p.

30   Ilyin I.A. The path to the evidence. — Moscow: Respublika, 1993. — 431 p.

31   HusserlE. Letter to G.G.Shpet from 29. XII. 1913 // Logos. — 1992. — № 3. — P. 233-242.

32   Shpet G.G. History as a problem of logic // History of philosophy Yearbook-88. — Moscow, 1988.

33   Popper K. Conjectures and refutations: the growth of scientific knowledge. — Moscow: AST; Ermak, 2004. — 638 p.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.