Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Развитие права собственности в традиционном обществе казахов

В VIII-IV вв. до н.э. территорию Средней Азии и Казахстана населяли племена, известные из ахеменидских источников под собирательным именем «saka». Геродот (V в. до н.э.) и другие антич­ные авторы называли их азиатскими скифами, отличая от скифов европейских [1; 25].

Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном Причерноморье и Приднепровье, и савроматов — в Нижнем Поволжье и Южном Приуралье, современниками персов Кира и Дария I и греков эпохи Александра Македонского. В письменных источниках мало сведений о том, какие группы людей по сво­ему имущественному положению, характеру занятий, по своей роли входили в сакское общество.

Наиболее ранним типом общины у кочевников была родовая община, состоящая из кровных родственников. Экономическим базисом такой общины являлась общинная родовая собственность на пастбища, кочевья и скот. Различные виды продукции скотоводства также составляли общую собст­венность родовой общины или ее подразделений и подлежали распределению между сородичами. Совместный общинный труд по разведению стад, совместное кочевание родственников вызывались первоначально экономической необходимостью. Освоение новых необитаемых территорий, в частно­сти, сухих степей, сохранение их за собой, охрана стад от хищных зверей, от чужих родовых или племенных объединений кочевников были под силу только коллективным объединениям, но не ин­дивидуальным хозяйствам. Из этого следует, что совместное кочевание и родовая общинная собст­венность на пастбища, кочевья и скот соответствовали всему хозяйственному укладу на ранних ста­диях развития кочевого скотоводства. Для родовой общины кочевников было характерно экономиче­ское и социальное равенство ее членов, являвшихся сородичами. Известные нам исторические источ­ники не содержат полных данных о таком архаическом типе общины у кочевников.

Рано возникшая у кочевников частная собственность на скот способствовала не только быстро­му росту стад, но и накоплению скота в руках отдельных семей. Открыв на некоторое время простор для развития производительных сил скотоводческого хозяйства, частная собственность в то же время подрывала экономическое и социальное равенство членов родовой общины, порождала в ней резкое имущественное неравенство. Вопрос о том, как и когда стада перешли в частную собственность, не исследован. Никаких точных данных на этот счет мы пока не имеем. Это могло произойти, конечно, только на стадии разложения первобытно-общинного строя. Наиболее древние письменные источни­ки о кочевниках Европы и Азии и археологический материал свидетельствуют о том, что уже к сере­дине I тысячелетия до н.э. у кочевников прочно установилась частная собственность на скот и воз­никло резкое имущественное неравенство.

Племена усуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной Азии. Во II в. до н.э., около 160 г., часть усуней переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг —   князь над князьями). Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В них пишется, что усуни «не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью в еде и воде».

По археологическому материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от раннего пе­риода истории усуней к позднему.

Таким образом, хозяйство усуней было комплексным — скотоводческо-земледельческим. По исследованным курганам также можно заключить, что общество усуней достигло уровня государст­венности, имелось имущественное расслоение. Из китайских же летописных хроник мы узнаем, что частная собственность на скот существовала и у восточных соседей гуннов — кочевых племен уху- ань. У кочевников усуней (II—I вв. до н.э.) летопись отмечает богатых скотовладельцев, имевших по 4—5 тысяч лошадей. Частная собственность на скот у кочевников, по китайским хроникам, сущест­вовала и в более позднее время. Уйгуры, по летописи Бэй-Вей (386—558 гг.), «на домашнем скоте вообще кладут метки, и хотя в поле пристанет к чужому, никто не возьмет его» [2; 5]. У древних тюрков (VII в.) похищение лошади наказывалось штрафом в размере десятикратной ее стоимости ли­бо смертной казнью [3; 8].

Однако детальные исследования по вопросу отношений собственности у усуней, кангюев (так­же, по китайским источникам, кочевое владение), отсутствуют.

Пришедшие им на смену в I в. н.э. хунну (гунны) [4] уже, как правило, характеризуются одно­значно как кочевые скотоводы. В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. По сведениям источников, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли началь­ники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и народное собрание. Источники сообщают о существовании среди хунну частно-семейной и личной собственности на скот. Помимо личной соб­ственности на скот, в источниках имеется указание на личную собственность на землю. «Каждый то­же, — говорится в источниках, — имеет выделенный участок земли», который, как полагают некото­рые исследователи, несомненно, относится к индивидуальному хозяйству.

У хунну имелись рабы, формировавшиеся из числа военнопленных и населения подвластных об­ластей. Они использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников и землепашцев.

Письменные источники сообщают также о форме власти и в хуннском обществе. Во главе стра­ны стоял шаньюй, который был неограниченным властелином, за ним шли князья, носившие общее название темников. По свидетельствам письменных источников, они являлись сыновьями, братьями или близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой участок земли для кочевий. В источниках есть упоминание о налогах как средстве эксплуатации низов. Появ­ление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распространение письменности знаменовали собой их переход к новому этапу — классовому обществу и государству. Можно ли однозначно на­звать производственные отношения в таком обществе «азиатским способом производства»? Скорее, это этап в развитии кочевого общества, соответствующий азиатскому или рабовладельческому.

Тюркский и Тюргешский каганаты (552-756 гг.) характеризуются, по мнению С.Г.Кляшторного, следующими отношениями собственности: «пастбищные земли на племенной территории принадле­жали племенному союзу в целом, т.е. совокупности пастбищно-кочевых общин; сложилось преиму­щественное право знати во главе с каганом на пастбищные земли; возникло монопольное право кага­на и знати на пастбищные земли, реализуемое в полном контроле над кочеванием того или иного племени» [5; 34].

Обращаясь к древнетюркским памятникам, можно отметить следующие действия каганов: а) ка­ган переселяет и расселяет, «устраивает» побежденные племена, т.е. заново определяет их пастбищ­ные территории; б) каган расселяет тюрков на завоеванной территории, распределяя эту территорию между тюркскими племенами; в) каган сам или через своего уполномоченного поселяет и расселяет тюрков в стране «Отюкен», т.е. на племенной территории, после ее отвоевания у враждебных племен; г) каган на определенных условиях передает часть земель в своей стране каким-либо группам имми­грантов.

Дальнейшее развитие этих отношений характерно позднее и для карлуков (VIII-X вв.), огузов (IX— нач. XI вв.). Главой огузского государства был верховный правитель, носивший титул «джаб- гу». Огузские джабгу имели заместителей — кюль-эркинов. Власть верховных правителей передава­лась по наследству. Выборы огузских ханов проводились на советах, которые являлись трансформи­рованным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Важную роль в державе джабгу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул «сюбаши».

В огузском государстве IX—X вв. шел процесс разложения старых родоплеменных институтов, развивались патриархально-феодальные отношения. В конце X—нач. XI вв. в державе сырдарьин- ских джабгу функционировала система регулярных налоговых сборов, что указывало на феодально­рентные отношения. В огузском обществе развивалась частная собственность, шел интенсивный процесс выделения богатой знати. Основой имущественного неравенства являлась частная собствен­ность на скот. Наряду с богатой аристократией были массы рядовых общинников, бедняков, рабов. Главным хозяйственным занятием огузов было экстенсивное скотоводство.

В государстве Караханидов (942—1210 гг.), располагавшемся на территории современного Уз­бекистана, на юге современного Казахстана, отношения собственности наиболее близки феодальным отношениям, характерным для земледельческой Средней Азии. Государство Караханидов было поде­лено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали больши­ми правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. От­ношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой. Государство Караханидов не было простым повторением преж­них государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на терри­тории Казахстана военное управление было отделено от административного. Государственно­административная структура основывалась на иерархическом принципе.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно- ленная система. Xаны жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с насе­ления района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожало­вание получило название «икта», а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана [6; 9].

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земледе­лию и приобщалась к городской культуре.

Завершить анализ развития отношений собственности на территории Казахстана в домонголь­скую эпоху можно Кипчакским ханством (нач. XI в. —1219 г.). Структура племенного состава кон­федерации кипчаков в XI—XII вв. была сложной и неоднородной. Кипчакская общность вобрала в себя, помимо собственно кипчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, древнебашкирские, огузские племена, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта.

Исследователи отмечают, что в силу специфики развития исторического процесса в кочевых обществах в таких «вторичных» племенных образованиях сохранялось значение кровнородственных связей, родословных генеалогических древ, подтверждавших общность происхождения, не утрачива­лись племенные самоназвания. В кипчакском обществе военной организации и военно­административной системам управления придавалось исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органичными и удобными для кочевого способа сущест­вования.

Рельефно была выражена строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки (ханы, тарханы, баскаки, беки, баи), наряду с этим роды и племена также разделялись по своей социальной значимости. Кипчакское общество было социально и сословно неравным. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Основным богатством служило число лошадей. Многие в стране кипчаков, как сообщают письменные источники, владели несколь­кими тысячами прекрасных лошадей, а некоторые из них — 10-тысячными и более табунами. Пося- гание на собственность строго каралось, считалось наказуемым по устоявшимся нормам обычного права (торе). Скот, находившийся в частной собственности кипчакских семейств, отмечался родоп­леменными метками (тамгами).

Обладая огромными стадами, аристократия была фактическим собственником пастбищ, на кото­рых содержался этот скот, хотя юридически собственность и не фиксировалась. Право распоряжения пастбищами и регулирования перекочевками принадлежало кипчакским ханам и племенной знати.

На другом полюсе находились непосредственные производители — скотоводы. Рядовые общин­ники были в своей основной массе свободными. Однако через отдачу себя и своего имущества под защиту сильного сородича проявлялась их зависимость от власть имущих. С потерей скота, а следо­вательно, и возможности кочевать, свободный общинник переходил в категорию оседлых жителей (ятуков). Но как только у бедного ятука появлялось достаточное количество скота, он снова перехо­дил в лоно кочевого хозяйства.

Самую бесправную группу в кипчакском обществе составляли рабы, которые пополнялись за счет военнопленных. Рабы шли главным образом на продажу, и лишь часть их использовалась в хо­зяйстве в качестве слуг.

Таким образом, Кипчакское ханство было сложившимся раннефеодальным государством, про­должившим и развившим традиции древнетюркской государственности.

Итак, система феодальных отношений существовала в ряде кочевых обществ, в первую очередь монгольском (эпохи Чингисхана и его преемников), в Золотой Орде (в ее кочевой части). Это была сословная феодальная собственность на землю, реализуемая в управлении кочеванием, в эксплуата­ции рядовых кочевников, вынужденных следовать со своим скотом по указанным ханами и нойонами маршрутам, во власти над людьми, распределенными по юртам и улусам, признаваемой рядовыми кочевниками путем уплаты определенной доли своего продукта классу феодалов. Перед нами систе­ма феодальных пожалований улусов (т.е. народа, данного в удел вместе со своим скотом, со своими юртами), иерархия вассалитета, растущий иммунитет феодальных пожалований и т.п. —типичные признаки феодализма. Они развиваются и без перехода к оседлости, хотя оседлость (сельская или го­родская) наличествует, но не она определяет причины и ход процесса, его главные черты. Кочевое общество само приходило к феодализму, и не тогда, когда кочевники стали в массовом порядке пере­ходить к оседлости, а уже в то время, когда кочевание у них превратилось из беспорядочного блуж­дания в передвижение по установленным маршрутам.

Характерно, что термин, которым определялось кочевое держание — «улус» (т.е. народ, данный в удел), стал обозначать и народ-государство, а позднее — просто державу, государство.

Улус имел «юрт», т.е. свою территорию кочевок. Так образуются не только пожалования людь­ми (лены-улусы), но и держания земли (лены-юрты). Почему же не «транспонировались» отношения личной зависимости хана и простых номадов на их скот? Потому же, почему не произошло этого в оседлых странах: власть феодала над крестьянином перенесена была не на все его имущество, а на землю, ибо феодальный способ производства предполагает наличие у мелкого производителя собст­венного хозяйства, самовоспроизводство последнего.

Когда говорят о том, что кочевое общество может достичь в лучшем случае того уровня феода­лизации, который отмечается в раннефеодальных обществах типа Киевской Руси (для которых были характерны, по выражению К.Маркса, «вассальная зависимость без фьефов или фьефы, состоявшие только из даней»), то допускают ошибку.

Власть хана или нойона с его ордой и нукерами «накладывается» на кочевую общину, кочевое племя. Вначале такие феодальные лены-улусы не всегда имели четкую территорию, границы их юр­тов могли быть легко изменяемы. Но по мере развития этой системы кочевых наделов и держаний улус сросся с юртом, население — со своим районом кочевок, и в этом отношении у кочевых народов возникает феодальная собственность на землю. Но следует ли отказываться от термина «патриар­хально-феодальный» строй, часто употребляемого для характеристики общественного строя средне­вековых номадов? Нам кажется, это не было бы оправданно. Данный термин хорошо отражает силь­ные патриархально-родовые пережитки в феодальных отношениях у кочевников, в том числе и «не­явную» форму феодальной собственности. Было бы ошибкой отрицать своеобразие феодальных от­ношений у них. Но при этом нельзя забывать и общих, внутренних и самых существенных черт в их общественном строе, сходных в принципе с общими чертами «оседлого» феодализма. Феодализация невозможна без государства.

У кочевников феодальные отношения развиваются именно там, где возникает мощное государ­ство, обычно связанное с завоеваниями, как это имело место в эпоху походов Чингисхана и его пре­емников. В тех же районах обитания кочевников, где поставленная над обществом власть вышла из институтов родоплеменной субординации без резких внутренних объединительных войн и внешних завоеваний, выдвигающих один род, одну семью на недосягаемую высоту богатства и власти, такие отношения действительно остаются недоразвитыми. Там не происходит феодальной, по существу, раздачи в уделы населения, перераспределения земли, ломки старой общественной структуры.

Кроме отмеченной генеральной линии развития, возникновению феодальных отношений у ко­чевников способствовали и другие, второстепенные, но все же существенные причины, коренящиеся в кочевом воинственном образе жизни. Постоянная необходимость организованно передвигаться, занимать и менять кочевья, охранять скот от соседних племен, наконец, осуществление грабитель­ских набегов и т.п. требовали от кочевников четкой организации, с определенной довольно развитой субординацией внутри военно-административной верхушки. Все это, конечно, способствовало воз­никновению феодальной иерархии у кочевников. Большой материал о феодальной иерархии у древ­них тюрков дают орхоно-енисейские надписи. Нет сомнений в том, что воинственный образ жизни способствовал процессу формирования феодальных отношений у кочевников. Итак, развитие классо­вых отношений в рамках кочевой общины привело к формированию феодальных отношений, кото­рые были характерны уже для Тюркского каганата (VI-VIII вв.). У монголов при Чингисхане фео­дальные отношения выступают особенно четко.

Как известно, владения монголов включали в себя много различных тюркских племен и народ­ностей, в том числе и исторических предков современных казахов, киргизов, каракалпаков, значи­тельной части узбеков, алтайцев и др. Все эти скотоводческие племена и народности были вовлечены в процесс развития феодальных отношений.

Что же произошло с кочевой аульной общиной? Она продолжала существовать под кровом фео­дализма. В пределах территории феодального княжества или удела (улуса, отока, ушуна), назначен­ной или выделенной феодалом той или иной группе кочевников, кочевали мелкими общинами, пред­ставлявшими военно-административные единицы (дючины, аймаки, аилы и т.п.). Последние имели либо родоплеменные названия, либо назывались по имени владельца или начальника. Члены кочевой общины пользовались назначенными им пастбищами сообща. Общинное землепользование на ко­чевьях феодала в сочетании с частной (семейной) собственностью на скот, на свое мелкое скотовод­ческое хозяйство составляло экономическую базу аульной общины в условиях феодализма.

Итак, специфика земельной собственности у кочевников, в том числе у казахов, выступала пре­жде всего в том, что земля эта, как правило, не продавалась и не покупалась, ибо при кочевом паст­бищном скотоводстве с господством натурального хозяйства для этого не было необходимых усло­вий. Другой особенностью феодальной земельной собственности у кочевников было то, что она не­редко была замаскирована общинным землепользованием.

Наиболее спорным вопросом является вопрос о земельной ренте как непременном условии фео­дального способа производства. Исследователи в поисках сходного института у кочевников часто относят к ренте саун и другие институты родовой помощи.

«Все формы эксплуатации в кочевых обществах, за исключением рабства и данничества, генети­чески восходят к переосмысленным традициям первобытной взаимопомощи, что вызывает необхо­димость родоплеменной организации для прикрытия их новой сущности. Формы социальной органи­зации у всех евразийских кочевников демонстрируют значительное сходство. У всех она покоится на родоплеменной основе» [7, c.15]. Бесспорно одно: рентные отношения у кочевников были тесно свя­заны с родоплеменной организацией общества.

Общинный характер землепользования сохранился и после присоединения казахов к Российской Империи. С этого времени верховным собственником земли у казахов выступает Русское государст­во. Царское правительство ликвидировало ханскую власть, лишило ханов и султанов права взимать ренту и установило ясак — ряд трудовых повинностей казахов в свою пользу. Правительство разра­ботало «Устав о сибирских киргизах», согласно которому вводилось новое административное управ­ление казахов. С переходом земель казахов в номинальную собственность Русского государства мо­нопольная собственность на землю ханов и султанов была формально уничтожена. Эти земли были предоставлены казахам на основе общинного пользования. Однако практически ничего не измени­лось [3].

Список литературы

  1. Маргулан А.Х., Липшев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев М. Древние культуры Центрального Казахстана. — Алма-Ата: Наука, 1966. — 436 с.
  2. Кляшторный С.Г. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. — Алматы: Рауан, 1997. — 320 с.
  3. Потапов Л.Я. О сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Средней Азии и Казахстана (Доклад на научной сессии в Ташкенте в 1954 г.) // Вопросы истории. — 1954. — № 3. — С. 73-90.
  4. Кляшторный С.Г. О собственности на землю в Тюркском каганате // Государство в докапиталистических обществах Азии. — М.: Наука, 1987. — С. 97.
  5. Ахметжанов К.С. Кипчаки. — Алматы: Рауан, 1996, 450 с.
  6. ХазановА.М. Социальная история скифов. — М.: Наука, 1975. — 520 с.
  7. Потапов Л.Я. О сущности патриархально-феодальных отношений у кочевых народов Средней Азии и Казахстана (Доклад на научной сессии в Ташкенте в 1954 г.) // Вопросы истории. — 1954. — № 3. — С. 73-90.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.