Как известно из источников, после смерти Н.М. Ядринцева в 1894 г. Потанин возглавил сибирское областническое движение. Особо хотелось бы подчеркнуть, что в 70 - 80-е гг. Н. Потанин отошел от активной политической деятельности. Неудача первого опыта, тюрьма, следствие и суд, а затем каторга и тяжелая поселенческая жизнь в с. Никольском Вологодской губернии не могли пройти бесследно. К тому же полицейский надзор и отрыв от культурных центров исключали необходимые предпосылки для активной общественной жизни. Литературные и научные занятия сблизили его с писательскими кругами, издателями журналов и газет. И постепенно Г.Н. Потанин стал постоянным сотрудником ряда передовых изданий, писал публицистические статьи на самые острые социально-политические теории того времени, познакомился с «Капиталом» К. Маркса и русским народническим учением. Этого требовали изменившиеся социально-экономические условия России и развитие общественно-политической мысли.
На рубеже ХХ столетия, в годы назревающего революционного подъема, Г.Н. Потанин живо интересуется ходом событий и тем путем, которым Россия пойдет к социализму. Организовав поездку большой группы молодежи Сибири в Москву и Петербург учиться в университетах и на Высших женских курсах, Г. Н. Потанин не порывал с ней связей, регулярно переписывался, помогал своими скудными средствами, участвовал в обсуждении многих проблем литературной, общественной и политической жизни страны. В этой группе был и В. И. Анучин, письма которого к Потанину за эти годы сохранились. Из них-то мы и можем почерпнуть кое-какие сведения о настроении, взглядах и делах Г. Н. Потанина в эти предреволюционные годы.
С сентября 1902 г. и до конца своих дней Григорий Николаевич Потанин жил в Томске. В 1903 г. он организовал и в течение полутора лет вел воскресное иллюстрированное приложение к газете «Сибирская жизнь». В начале 1905 г., воспользовавшись рескриптом Николая II о возможности введения земства в Сибири, Потанин взял в свои руки руководство земской кампанией. Ему удалось на время примирить представителей разных идейно-политических направлений – эсеров, либералов и др., создав «Проект основных положений Сибирского областного союза» и обсудив его на съезде Союза 28-29 августа 1905 г. в Томске.(1) В начале 1905 г. Потанин был арестован за активное участие в революционных событиях. На допросе Потанин отказывался давать какие-либо показания относительно лиц, выступающих на собрании, и содержания их речей. 8 февраля 1905 г. Потанин был освобожден из-под стражи под особый надзор полиции по месту жительства. Этот весьма примечательный факт из политической биографии Г. Н. Потанина свидетельствует о многом. Хотелось бы подчеркнуть только одно, что Г. Н. Потанин оставался сторонником революционной борьбы при сложившихся к тому условиях. Этот факт и общий исход революции 1905-1907 гг. не могли пройти бесследно для Потанина. Он сознавал, что в новых условиях небывалого подъема освободительного движения масс сибирская общественность не может встать во главе этого движения. Появились у масс свои вожди, свои политические партии. Старое общедемократическое направление общественного движения не удовлетворяет самих деятелей этого движения. Областнический лозунг перестал объединять. Появились в рядах сибирской общественности группы, течения. Г. Н. Потанину же хотелось сохранить единство рядов.
Единственно желанием спасти расползающееся на группировки и партии и теряющее свое влияние на массы сибирское областническое общественное движение можно объяснить появление в 1908 г. статьи Г. Н. Потанина «Нужды Сибири», возрождавшей в памяти молодежи основные устои областничества. Но Потанину не удалось достигнуть этой цели. Правое крыло все более тяготело к конституционной монархии; левое – состоявшее из молодежи – за федеративную демократическую республику. Г. Н. Потанин же стремился примирить эти два течения на какой-нибудь центристской позиции (2).
Необходимо отметить, что в этот период он много работает над историей сибирского областнического движения. Результатом этой работы явилось опубликование в 1907 году его труда «Областническая тенденция в Сибири». В данном труде Г.Н. Потанин не просто изложил историю сибирского областнического движения, а и разработал его теорию.
В период с 1906 по 1917 гг. Г.Н. Потанин занимался культурно-просветительской деятельностью: был одним из учредителей Высших Женских курсов в Томске, председателем «Общества попечения о народном образовании в Томске», членом совета Общества изучения Сибири, создателем Томского литературно-драматического общества и др.
Г.Н. Потанин поддерживал переписку со многими революционерами, побывавшими в сибирской ссылке, советовался с ними, а некоторых приглашал в Сибирь с лекциями, как Н. А. Морозова, которому удалось побывать здесь в 1914 году. Переписка в эти годы с В. Коваленко, Л. Пантелеевым, Б. Дыбовским, И. Жуковым, В. Серошевским, П. Баллодом, И. Лясоцким, Н. Карповой, Л. Ядринцевым и многими другими посвящена самым различным вопросам, но в основном общественно-политическим. К Г.Н. Потанину обращались все обиженные и пострадавшие – и не было случая, чтобы он отказывал выполнить просьбу (3).
Революционные события 1917 г. вновь вернули Потанина к активной политической жизни. Февральскую революцию, которую Г. Н. Потанин ждал и даже пытался посильно ее приблизить, встретил уже больным. Но встретил восторженно. Написанное от его имени приветствие к гражданам г. Томска от 12 марта 1917 года он с большим трудом мог выправить и дописать здравицу: «Да здравствует русская демократическая республика». Приветствуя свержение самодержавия, он глубоко чувствовал опасность, которая исходила от рвущихся к власти большевиков. 18 июля 1917 г. «Сибирская жизнь» опубликовала его статью «Областничество и диктатура пролетариата», в которой Потанин заявил о своей позиции: «Строй, который нам готовят большевики, не на тех ли началах построен, как только что низвергнутый монархический строй? Если бы проекты Ленина осуществились, русская жизнь снова очутилась бы в железных тисках, в ней не нашлось бы места ни самостоятельности отдельных личностей, ни для самостоятельности общественных организаций. Опять мы бы начали строить жизнь своего отечества, а кто-то другой думал за нас, сочинял для нас законы и опекал бы нашу жизнь». Слова, ставшие пророческими...
В декабре 1917 г. Чрезвычайным Сибирским областным съездом, решившим не признавать советскую власть, Потанин был избран председателем Временного Сибирского областного совета. Однако в начале 1918 г. он вынужден был отказаться от этого поста. 26 января 1918 г. большевики разогнали Сибирский областной совет, подвергнув аресту всех его членов. Временным Сибирским правительством 5 июля 1918 года Потанину было присвоено звание Почетного гражданина Сибири..
Григорий Николаевич скончался в клинике Томского университета и был похоронен на Преображенском кладбище.
В 1956 г. его прах по просьбе Академии наук СССР был перенесен в Университетскую рощу.
Список литературы
- Мосина И.Г. Политическая ссылка и интеллигенция в Сибири. (конец Х1Х – начало ХХ вв.) Ссыльные революционеры в Сибири. – Иркутск, 1985. – Вып. 9. - С.232 (300 с.)
- Ремнёв А.В. Западные истоки сибирского областничества //Русская эмиграция до 1917 года – лаборатория либеральной и революционной мысли. СПб., 1997. – С.145 – 154
- Сибирь: её современное состояние и её нужды // Сборник статей под ред. И.С. Мельника. Петербург, 1908. – С. 273.