Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Новруз байрамы - праздник радости и обновления

Не было и нет такого общества на нашей планете, в котором не существовала бы опреде­ленная система обрядности - необходимого элемента социального бытия и духовной куль­туры, где важную роль играют праздники.

Туркмены, как и другие народы мира, испокон веков имели свою самобытную обряд­ность. В древние времена ими отмечались все­возможные земледельческие и животновод­ческие, календарные и культовые праздники. В зависимости от господствующей религии и социальной системы эти праздники меняли свои названия и внешние формы, но оставались верны своей первоначальной основе - забыть на время о тяжелом труде, бремени домашних забот, долгах, будничной суете, а подчинить себя всеобщему веселью, играм, танцам и т. д.

Из глубины веков к нам сегодня вернулся Новруз байрамы - Национальный праздник весны. В наше время он уже не является чисто религиозным, как он был много столетий назад.

Этот праздник, лишенный фундаментальных зороастрийских основ, стал праздником народ­ной туркменской религии, впитавшей в себя лучшие традиции существовавших прежде древних воззрений.

В своем обращении к народу независимого нейтрального Туркменистана Лидер страны Гурбангулы Бердымухамедов отметил: «Новруз - один из древнейших праздников, многие века живущих в душах и памяти множества народов, в том числе и туркменского народа. В наше время этот светлый праздник красоты и вдох­новенной жизни превратился в один из между­народных праздников, сближающих народы, демонстрирующих торжество высоких прин­ципов гуманизма и трудолюбия, призывающих к дружбе и доброжелательности во всем мире. Исходя из этого и в целях увековечения места праздника Новруз в сокровищнице всемирной культуры, сохранения многообразия культур народов планеты и популяризации во всем мире его общечеловеческих ценностей, 30 сен­тября 2009 года при поддержке 24 государств Новруз байрамы был внесен в Список насле­дия нематериальной культуры человечества ЮНЕСКО. Благодаря сотрудничеству и по предложению Туркменистана, Турции, Азер­байджана, Узбекистана, Казахстана, Кыргыз­стана, Афганистана, Ирана, Таджикистана, в феврале 2010 года на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята специальная Резолюция об объяв­лении 21 марта каждого года Международным днем Новруза. В соответствии с этой Резо­люцией Новруз байрамы широко отмечается как праздник, укрепляющий мирные отноше­ния между народами и популяризирующий историко-культурные традиции восточных на­родов» [1].

Весна всегда ассоциировалась с пробуж­дением жизни, являлась неизменным символом обновления, принося с собой оживление и радость. Поэтому праздник весны являлся одним из главных и любимых праздников не только у предков туркмен, но и у других на­родов Востока, исповедовавших когда-то зороастрийскую религию.

«Зороастр приурочил этот праздник (Новруз -      О.Г) к весеннему равноденствию, - пишет известная английская исследовательница М. Бойс, -использовав, по-видимому, древнее праздно­вание наступления весны, которое посвятил Аша-Вахиште («Лучшей праведности») и огню. Как последнее из семи, это празднество напо­минает о Последнем дне мира, когда окон­чательно восторжествует Аша (истина. - О.Г.), а последний день станет одновременно Новым днем вечной жизни. Это празднество возвещает наступление ахуровского времени года - лета -и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, засвидетельст­вованным с раннего средневековья, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина, несу­щего тепло и свет»[5,45].

Новруз (досл. «Новый день», «Новый год»)-      новогодний праздник, известный с древ­нейших времен. В бессмертном памятнике на­ших предков - священной книге зороастрийцев Авесте отмечается, что начало нового года совпадает с наступлением дня весеннего рав­ноденствия. Согласно зороастрийскому кален­дарю, год делился на 12 месяцев с теофорными названиями и состоял из 365 дней (по 30 дней в месяце плюс 5 дней интеркаляции) [19].

Античный историк Квинт Курций Руф писал, что в день весеннего равноденствия на восходе, когда первый луч солнца падал на царский трон, над шатром царя поднимали изображение солнца и праздничное шествие начиналось [10].

В ночь перед Новрузом последний раз люди видят уходящие за горизонт созвездия Плеяд (созвездие Быка) и Кассиопеи (созвездие Оленя), а в зенит выходит созвездие Льва с царской звездой Регул. Это явление давно было замечено предками туркмен. Именно поэтому в изобразительном искусстве саков широко ин­терпретировалась сцена терзания львом копыт­ного животного (быка или оленя).

В момент восхода солнца в день Новруза по знаку астролога царь возвещал: «Вот новый день нового года!». После этого начинался праздник, сопровождаемый всеобщим весельем. В древней поэме «Вис и Рамин», повествующей о парфянском царе и его супруге, говорится: «Хотя празднество царя было великолепно, но и у других праздник проходил не хуже... Все вышли из домов и отправились за город... Изо всех садов, с полей и берегов рек радовали слух различные напевы» [10].

Люди совершали коллективные пиршества. Юноши собирали в поле тюльпаны и другие цветы, преподнося их девушкам, которые плели венки и, мечтая в новом году выйти замуж, пели магические заклинания: «В тринадцатый день следующего года - дом мужа, младенец на руках». Замужние женщины купались в реке, напевая: «О, текучая вода! Со мной пусть будет ласков мой муж!» [11].

Тем временем, правитель, выезжая в поле, принимал представителей всех сословий (жрецов, воинов, общинников), позволяя им говорить с собой как с равным, ведь правитель являлся од­ним из главных героев торжества, олицетворяя собой легендарного героя-первопредка Джем-шида (Йиму), который, по словам великого эн­циклопедиста Абу Рейхана ал-Бируни (XI в.), в этот день победил «. наславшего засуху и едва не погубившего мир» противника и «. взошел, как солнце, и разлился от него свет. и зазеленело все вокруг, все то, что высохло, и сказали люди: «Рузи Нау», то есть «Новый День», и все посадили ячмень в корыте или иной посуде, считая, что это принесет благо. С тех пор остался обычай сажать в этот день семь разновидностей злаков на семи подносах. По тому, что вырастало, судили о качестве злаков в этом году - сильные они или худые» [14].

У туркмен и сейчас сохранился подобный обычай - проращивать к Новрузу зерна пше­ницы и ячменя и по росткам определять обиль­ность будущего урожая. Народная туркменская поговорка гласит: «Yylyn nahili boljagy Nowruz-dan goruner» («Каким будет год - покажет Новруз») [14].

Известный поэт и ученый Омар Хайям, который до 1074 г. работал в обсерватории Мерва, также ссылается на авестийскую тра­дицию: «Говорят, что когда Всевышний и Святой Йазд (Бог) приказал Солнцу сдвинуться с места, чтобы его лучи и приносимая им польза были бы повсеместно. Солнце вышло из головы Овна, тьма отделилась от света, и поя­вились день и ночь. Так началась история этого мира. Когда царствовал Джемшид, он добыл в рудниках золото, серебро, медь, олово, свинец и сделал корону, трон, браслеты, ожерелья и перстни. Он получил мускус, амбру, камфару, шафран, алоэ и другие благовония. Он устроил праздник в упомянутый нами день, назвал его «Новруз» и приказал праздновать каждый год появление нового фарвардина и считать этот день началом нового года. В этом состоит истина Новруза» [18,52-53].

В своем труде «Новруз-нама» О. Хайям пишет: 

Когда на тюльпаны в Новруз облако слезы прольёт, К чаше вина припади, пусть грусть поскорее пройдет; Зелень, которой сегодня любуешься ты, Завтра сквозь прах твой, скрывая его, прорастет.. .[8]. 

К теме Новруза обращались такие известные восточные поэты и ученые как Хафиз, Саади Ширази, Джами, Ходжа Али Термизи (поэма «Новрузнама»), Фирдоуси и др.

В частности, Фирдоуси (XI в.) отмечал, что в день Новруза по всему государству объяв­лялась амнистия. Во дворце с золотыми ку­полами, где на троне из слоновой кости вос­седал шах, а ниже рассаживались жрецы, знать, купцы, крестьяне, зачитывался указ правителя: 

И слышится мощный глашатая глас, От коего в каждом душа сотряслась: «Внемли, миродержцу подвластный народ! Пусть места в сердцах ваших зло не найдет. Кто взоры свои устремит в высоту, Тот душу свою погрузит в темноту. Да всяк не на трон, а пониже глядит, Себя со ступенью нижайшей сравнить». Отпущены все - будь виновен иль прав -В тот день из темницы владыки держав. Покинувшим узы одежду вручил, И златом, и всяким добром одарил. Кому предначертано бедности груз

Влачить и отпраздновать нечем Новруз, На пиршество в царский дворец введены, Динары им розданы все из казны.. .[16,487-488]. Всем тем, кто отпускался во время Новруза по амнистии на волю, глашатай зачитывал следующие слова: . Отмерить, затем лишь отрезать должны, Внимайте разумным, что знаньем сильны. Путем коли шествуешь правым, благим, Живи в безопасности, шахом, храним! А кто достоянье чужое возьмет, С возмездием нашим спознается тот [16,488]. 

Поэт XI в. Рабгузи писал: «Когда Солнце уходит за Хамал (название первого месяца солнечного года, соответствующего периоду с 23 марта по 21 апреля), появляется Новруз, прошли морозы, чилле, зима, не осталось сухого льда» [17,22].

Все это не противоречит зороастрийской традиции, согласно которой весеннее равноден­ствие наступало в первый день месяца фравар-дин (соответствует 21 марта - 20 апреля). Тринадцатый яшт Авесты («Фравардин - яшт») является одним из самых древних текстов и посвящен фравашам, т.е. духам умерших пред­ков, которые продолжают оказывать постоян­ное покровительство здравствующим родным. В Новруз фраваши праведных появляются, якобы, в домах и говорят:

Пусть будет здесь в доме Животных стадо и люди, Пусть будет быстрый конь И прочная колесница,

Пусть будет человек, обладающий красноречием, Который совершил Богу жертвоприношение, С мясом в руках и одеждой. [3,334]. 

Как отмечает один из переводчиков текстов Авесты И.С. Брагинский, «совпадение празд­ника, посвященного душам предков, с наступ­лением весны, т.е. воскрешением природы, правомерно трактуется как подтверждение существования (в домусульманское время) культа умирающей и воскрешающей природы, связанного с культом предков» [6,71].

Видимо в основе этих представлений лежат идеи об умирающем и воскрешающем бо­жестве, как мы видим это в древнеегипетском культе Осириса. В зороастрийских произве­дениях особо подчеркивается идея воскреше­ния и конца мира - фрашегирд. Один из сред­невековых жрецов говорил: «Фрашегирд проис­ходит подобно году, в котором весной деревья зацветают. Подобно воскрешению из мерт­вых, новые листья вырастают на сухих расте­ниях и деревьях, и весна начинает цвести» [12].

Новогодний весенний праздник в различные исторические эпохи называли по-разному (са­мое древнее, доавестийское и авестийское название праздника забыто). Алишер Новаи (XV в.), например, указывает несколько его названий: Новруз Бузруз (Большой Новруз), Новруз Кучек (Малый Новруз), Новруз Хусейн, Новруз Султан, Новруз Раст (Светлый Новруз)[22,12].

У современных туркмен сохранилось также несколько названий весеннего праздника: tog-sany doldy (досл. 90 дней исполнилось), turkmen Nowruzy (туркменский Новруз), carwa Nowruzy (скотоводческий Новруз), teke Nowruzy (текин­ский Новруз), arkac Nowruzy (основной Нов-руз), ytipek Nowruzy (земледельческий Новруз), Celtek Nowruzy, oguz gtini (день огузов), yaz ba§y (начало весны), yyl ba§y (начало года), er-kin gtini (день свободы) [4].

Интересно последнее название праздника. Согласно легенде, запертые в горах тюркские народы расплавили железную гору и вышли в этот день на свободу. Поэтому Новруз назы­вался также «Эркин гюни», т.е. «Днем сво­боды». Хивинский хан Абулгази (XVII в.) в «Родословной туркмен» писал, что огузы в «День свободы» (21 марта) разводили огром­ный костер и, положив туда железо, били по нему молотом, передавая, тем самым, силу огня воде и земле. По их представлениям, земля оживала, и холод отступал [2,29]

У туркмен Анатолии (Турция) праздник называется Султани Невруз, а в г. Сегуте он из­вестен как Ёрюк байрами, т.е. праздник турк­мен - юрюков. Туркмены, живущие в горах То­роса, в день Новруза пьют молоко, айран, читают молитвы, ходят друг к другу в гости [23,4-5].

«В новогодний праздник - день весеннего равноденствия в Средней Азии, - пишет иссле­дователь А. Галиев, - устраивались конные скачки. Поскольку конь был вестником бога Солнца, коронация всегда совершалась в день весеннего равноденствия и царь в сценах инвеституры часто представлялся верхом на коне. Царь, подобно солнечному богу, владел колесницей и белым конем, его одежду и личные вещи украшали солярные эмблемы, а сам он изображался в том же облике и с теми же атрибутами, что и Бог» [9,117].

Скотоводческий Новруз (чарва Новрузы) начинался у туркмен 22 февраля, а земледель­ческий (йупек Новрузы) - 21 марта. Разница была вызвана не только тем, что в южных районах страны зима заканчивалась раньше, но и тем, что у животноводов начиналась горячая пора - окот. Период же между двумя датами назывался yelin ayy (месяц ветра) [21].

Некоторые группы туркмен период с 1 марта по 1 апреля делят на шесть пятидневок, каждая из которых имела свое название - ак гыш, гара гыш, эмен, демен, хут, пут. Последние две пяти­дневки совпадают с периодом дождей, поэтому в празднование Новруза в честь покровителя дождя Буркут баба приносили жертвоприноше­ния, приговаривая: «Hut, put, gowy gelsem -gazan stiyt, erbet gelsem - kelleba§ayak ytit» («Если год будет удачным - котлы наполнятся молоком, если год будет засушливым - народ будет питаться бараньими головами») [13,18].

Новруз - это праздник земледельцев. По­этому к этому дню был приурочен и праздник первой сохи. Наиболее уважаемый человек среди членов сельской общины или старей­шина селения первым начинал вспашку земли и бросал в землю первую горсть зерна, как бы открывая сезон земледельческих работ.

Новруз совпадает и с весенними заботами людей по благоустройству своих дворов, участ­ков, домов. Примерно за неделю до праздника начинают капитальную уборку домов, разби­вают и выбрасывают старую посуду, избав­ляются от пришедших в негодность вещей.

В древние времена за несколько дней до празд­ника на улицах городов и селений появлялись люди, оповещающие о приходе Новруза. Эти люди, называемые «Хаджи Новруз», имели одежды красного цвета и остроконечный голов­ной убор.

Перед праздником люди поминали своих умерших родственников и близких, читали молитвы, прося Бога о прощении им грехов и желая им вечного покоя. Незадолго до Новруза устраивались костры, через которые прыгали все жители селения, очищаясь огнем от грехов.

На Новруз принято готовить преимущест­венно растительную пищу. Согласно традиции, праздничный дастархан должны составлять «семь ароматов» (edi tagam), т.е. в состав блюд входили семь видов растений (пшеница, ячмень, просо, рис, маш, горох, фасоль) или семь видов блюд -semeni или somelek (из проросших семян пше­ницы), nowruz yarma (каша из пшеничной крупы), unas. (лапша), koje (каша), mes.eke (суп из маша), stiytli a§ (молочная каша из риса), gaynadylan yumurtga (вареные яйца) [20]. Стол украшают различными сладостями (халва, пишме, конфеты и т. д.). Добрым знаком считалось начать день Новруза с глотка молока.

Особым угощением считается семени и нов-руз ярма. Для приготовления семени положен­ное количество пшеницы смачивали водой, на­сыпали в большой котел и оставляли в теплом месте. Через 2-3 дня проросшую пшеницу рас­кладывали на досках. Два-три раза в день ростки сбрызгивали водой. Через десять дней пророс­шую пшеницу клали в деревянную посуду и мяли тяжелым металлическим пестом. Сок от­ливали в отдельную посуду, а стебли толкли до получения кашицы, которую выкладывали в котел, добавляя туда воду, муку, сахар, сок. После варки крышку котла открывала самая уважае­мая в селении женщина. Согласно поверью, кто первым открывал крышку котла, тот, якобы, обнаруживал в блюде следы пальцев Биби Патмы (или Эше Патмы) [13,20]. Еда, приправленная мясом и сладостями, варилась в больших казанах, за трапезу садились все, кто приходил в дом.

Во время Новруза забываются все обиды, люди очищают свои души от грехов, соби­раются вместе, чтобы жить в мире и согласии, дарят друг другу дорогие подарки, крашеные яйца, наряжаются в новые одежды, оказывают материальную помощь нуждающимся.

В весенний праздник девушки и юноши катаются на качелях (туркм. ucak, bat), а ве­чером собираются отдельно, развлекаясь и рас­сказывая забавные истории. Очень популярна была у девушек игра monjuk atdy (досл. бросить бусину). К примеру, десять - пятнадцать участ­ниц бросали в деревянную миску (tabak) по бусине (monjuk). Эти бусины перемешивались, а водящая вынимала бусину, исполняя опре­деленные куплеты, носящие шуточный характер.

Например:

Hellesiye, hellesi, kone kowiis, pellesi.

Atan sana pay berdi, gotur itin kellesi [13,19].

Тебе от отца досталась в подарок обувь на одну ногу, А в придачу голова плешивой собаки.

Юноши не участвуют в играх девушек, поэтому и ищут любой повод для общения с ними. В прошлом, парни забирались на крыши домов, где собирались девушки, и опускали через дымоход подарки своим избранницам. В ответ, девушки привязывали к веревкам свои подарки: тюбетейки, кисеты, платки и др [13,20].

Новрузу уделяли большое внимание клас­сики туркменской поэзии.

Шабенде писал: «Пришел Новруз, весь мир пришёл в оживление, Солнце взошло, теперь дорога открыта всем живым» [17,20].

Великий Махтумкули посвятил две свои поэмы празднику весны - «Новруздан сени» («Видел в Новрузе») и «Новруз». Вот неболь­шой отрывок из поэмы «Новруз» [7].

Наступает Новруз. Мир прекрасен в великом и малом. После вешней грозы одеваются горы туманом. Каждый новый росток к солнцу гостем является звонким. Покрываются скалы полынью, плющем и бурьяном. В скалах птицам раздолье - беспечным весенним горланам,

Там цветы, исходя ароматом и терпким, и пряным, Человека и зверя зовут к травянистым полянам.

Прорубая ходы под землёю, сквозь трещины - щели, Встало пламя побегов, справляя пору новоселий. Над пустыней звенят голубых колокольчиков трели, Язычками листвы там кустарник болтает без цели. Муравьи закружились, как будто они охмелели, Каждый птенчик свой голос считает нежнее свирели.

Торжествующий голос Новруза звучит во вселенной, Нелегко от цепей его звонких избавиться пленным, Мир, исполненный жизни, и мир, преходящий и тленный, Лишь познавшему мудрость являются попеременно. Жизнь без истины в мире, подобно монете разменной, Да, услышат рожденные голос возмездия медный, Те, что нынче пришли заселить полуденные страны.

Берегись, если жажда наживы владеет тобою, Переменчивый ветер развеет богатство любое. В златотканой парче будешь злою настигнут судьбою, Проклянешь свои дни, свое семя, живущий разбоем. Рядом трудятся люди, а праздный доволен собою. Добрым будь и от зла отмежуйся двойной городьбою, Зло, посеявший в мире, пожнет его поздно иль рано.

Плачь, Фраги, в день Новруза суровой бедой удрученный, Жизнь твоя под луною кому не покажется черной? Растерял ты мечты свои, жизнью пустой увлеченный, С пепелища души твоей вздохи и стоны никчемны, Тщетно молишь Аллаха, со счастьем своим разлученный, Тщетно всадника ждешь ты с надеждою неизреченной, Чтобы стала душа расцветающей розой багряной.

Ещё один туркменский поэт Шейдан (1730­1800 гг.) писал:

Пришел Новруз - весь мир цветет сегодня.

О розе соловей поет сегодня.

Ликуя, сердце радость пьет сегодня.

В пустыне - счастья сад растет сегодня.

Пришел Новруз - цветы принарядились,

Пурпурный, белый - золотом покрылись.

В цветник земля и небо превратились,

В восторге страсти - воли мы лишились.

Грех тяжкий душу не гнетет сегодня,

В челне Новруза розовые лица.

С рубинов губ нектар речей струится.

Стан - кипарис. Лицо откроешь - впиться

Готовы стрелами твои ресницы.

Смерть - всех в тебя влюбленных - ждет сегодня,

В садах зеленых девушки гуляют,

Подобно розе, сердце озаряют.

Луне подобно, свет распространяют,

Красою Шейдаи ошеломляют, -

К их лицам взор влюбленный льнет сегодня [15].

Как мы видим, туркменские праздники несут в себе незыблемые ценности народа. Даже в том виде, в котором дошли до нас древние традиции праздников, они несут в себе большой поваются освященные вековыми нормами этитенциал поддержания общественной солидарческие принципы добра, справедливости, толености и равновесия, потому что за ними скрырантности.

 

Литература

  1. Гурбангулы Бердымухамедов. Народу независимого нейтрального Туркменистана//Нейтраль-ный Туркменистан. -21.03.2012.
  2. Абуль-Гази-Багадур-хан. Родословное древо тюрков. - М., Ташкент, Бишкек, 1996.
  3. Авеста в русских переводах (1861 - 1996)/Сост. и прим. И.В.Рака. - СПб, 1998.
  4. Байрамов К. Прекрасные обычаи//НТ. - 22.03.2004.
  5. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - М., 1988.
  6. Брагинский И. С. Из истории таджикской народной поэзии//Элементы народно-поэтического творчеста в памятниках древней и средневековой письменности. - М., 1956.
  7. Вечерний Ашхабад. - 20.03.1995.
  8. Вечерний Душанбе. - 17.03.2000.
  9. Галиев А. А. Традиционное мировоззрение казахов. - Алматы, 1997.
  10. Гундогдыев О. Праздник «Нового ;pBi»//A§gabat - 20.03.1999.
  11. Гундогдыев О. Новый день Нового года//НТ. - 21.03.2003.
  12. Гундогдыев О. Новруз - день свободы//НТ. - 20.03.2000.
  13. Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры (на материале Южного и Восточного Туркменистана). - Ашхабад, 1983.
  14. Маратов Д. К праздничному столу//НТ. - 21.03.1996.
  15. Нейтральный Туркменистан. - 21.03.2003.
  16. Фирдоуси. Шахнаме/Пер. с перс. Ц.Б.Бану-Лахути и В.Г.Берзнева. - М., 1989. - Т. VI.
  17. Халджанов Ш. Праздник Новруз в Туркменистане//Dialog Avrasya. - Стамбул, 2000. - № 1.
  18. Экаев О. Новруз - новый год в средневековье и сегодня//Diller dtinyasi. - Ашгабат, 1995. - № 2.
  19. Gtindogdyyew О. Nowruz - taze gtintm bayramy//Ttirkmenistan. - 18.03.1999; Гундогдыев О. «Торжествующий голос Новруза»//Вечерний Ашхабад. - 20.03.1996.
  20. Gtindogdyyew О. Nowruz bayramy//Menin Watanym. - 4-nji klas ticin synag okuw kitaby. - A§gabat, 2001.
  21. Gurbangeldyyew G. Qarwa Nowruzy//Ttirkmenistan. - 21.02.2003.
  22. Rahman F. Tarihten gtintimtize dogu Ttirkistan da Nevruz kultamalar//Anayurttan Atayurda ttirk dtinyasi ttirksoy. - Ankara, 1995. - № 2. - С. 12.
  23. Tezcan M. Ttirk milli ktilttirinde Bahar bayramlary olarak Nevruz ve Hidirlez// Anayurttan Atayurda ttirk dtinyasi ttirksoy. -Ankara, 1995.- № 2. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.