Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Проблемы организации сувенирного магазина в музее

Современный музей - это уже совсем не то собрание ценностей и редкостей, доступное немногим избранным, которое существовало в XVIII веке, и не совсем то просветительское учреждение, где широкая демократическая пуб­лика приобщалась к достижениям прошлого, которое сформировалось в XIX и господство­вало на протяжении большей части ХХ века. Современный музей, существующий в противо­речивых и постоянно изменяющихся условиях, вынужденный отвечать на вызовы сегодняшнего дня - от стремительно меняющихся запросов аудитории до конкуренции с новыми техноло­гиями, является принципиально иной струк­турой [1]. Поэтому музеи, чтобы идти в ногу со временем начинают использовать все новые технологии маркетинга.

Предполагается, что в настоящее время любой музей должен добывать средства для своего существования не из одного, а из нескольких источников, - как традиционных, так и нетради­ционных. Это не значит, что финансирование на все 100% может осуществляться за счет спон­сорской поддержки, даров, пожертвований и коммерческой деятельности. Большинство музеев по-прежнему зависит от государственного фи­нансирования для основных видов своей дея­тельности. Дополнительные доходы от ком­мерческой деятельности составляют от 5 до 10% бюджета, и это максимум, которого удается достичь подавляющей массе музеев. Опыт и данные отчетов последних лет показывают, что даже в столь благополучных странах, как Великобритания и США, получение дополни­тельных доходов всегда проблематично.

Музей аэронавтики и космических иссле­дований, расположенный в Вашингтоне, округ Колумбия, является самым посещаемым музеем мира, - его порог пересекает от 20 до 25 мил­лионов человек в год. Как этого и следует ожи­дать, здесь очень успешно работает магазин, но доходы от розничной продажи позволяют покрывать лишь 7% всех оперативных издержек музея. Музей Метрополитен в Нью-Йорке рас­полагает целой сетью очень популярных мага­зинов и является единственным из музеев мира, осуществляющим продажи внушитель­ного объема через Интернет, но и в этом случае доходы от торговли перекрывают только 4% общих расходов. Каждый музей должен найти свои собственные - оптимальные и приемлемые - способы зарабатывания дополнительных средств. Было бы ошибкой полагать, что ус­пешно работающий при музее магазин может помочь решить все финансовые проблемы [2].

Анализ опыта работы крупнейших музеев показывает, что продажа сувениров не приносит большого дохода, но организация музейного магазина является обязательной. Это связано с тем фактом, что музейный магазин играет не­маловажную роль в работе с общественностью, формировании известности музея, и является значимым элементом его успеха. Мы попы­таемся сформулировать основные критерии, на которые следует обратить внимание при орга­низации музейного магазина.

Для успешной работы магазина, менеджерам музея следует соблюдать определенные усло­вия. К примеру, создание идеального музейного магазина начинается с его месторасположения. Он должен находиться там, где его можно легко увидеть. Если музейный магазин находится у входа в здание музея, то это привлечет потен­циальных покупателей, которые могут, не входя в него приобрести понравившийся им сувенир. С другой стороны, необходимо будет строить экскурсии таким образом, чтобы на их конец пришлось и посещение сувенирной лавки. При организации магазина нужно учитывать рас­положение входа и выхода из музея, потому что в некоторых случаях они раздельные, и по этой причине музейный магазин должен находиться в поле зрения посетителей, то есть у входа в музей или выхода.

Определившись с местом расположения му­зейного магазина, перейдем к его интерьеру. Зачастую многие крупные национальные музеи строят магазин в соответствии со своим ста­тусом. Это связано с тем, что посетители таких музеев, коллекции которых содержат настоящие сокровища, предъявляют высокие ожидания, как к самому музею, так и к его магазину. Дизайн таких музеев должен соответствовать архитектуре музея, поэтому нередко из-за этого постройка музейного магазина обходится в крупную сумму. Для небольших музеев соз­дание идеального дизайнерского решения му­зейного магазина необязательно, так как вряд ли он будет способен покрыть эти значительные затраты в будущем.

Решив вопрос о месторасположении и ди­зайне музейного магазина, необходимо обра­титься к подбору персонала. Во-первых, на должность продавца, нужно брать человека, ко­торый сам заинтересован в успешной работе музейного магазина. Во-вторых, продавец дол­жен иметь опыт ведения различных дел, касаю­щихся работы магазина - от учета товарного запаса и подачи товара до закупок и составления финансовых отчетов. В-третьих, продавец не должен просто сидеть на месте, всегда найдется какая-нибудь работа, включая обновление то­варного запаса со склада, уборка и поддержание выставленного товара в порядке, а также от­слеживание наличия у всех товаров ценников.

Умение правильно сформировать ассорти­мент музейного магазина основано на понима­нии того, что в нем должны быть представлены товары, которые смогут заинтересовать все ка­тегории посетителей, и иметь самый широкий ценовой диапазон. Для этого необходимо учи­тывать интересы и потребности маленьких де­тей, подростков, мальчиков, девочек, их матерей и отцов, бабушек и дедушек, а также инте­ресующихся тематикой музейной коллекции [3].

Политика изготовления и продажи суве­ниров также выступает одним из способов про­движения музейных коллекций, привлечения к ним широкого публичного интереса. Слово «сувенир» в переводе с французского означает воспоминание, память и определяется в сло­варях как «предмет, предназначенный напоми­нать о чём-то, например, о посещении места паломничества туристов, музея и так далее» [4]. Рассматривая сувенир как символический объект, мы отмечаем его двойную природу. Для по­купателя это материальный знак, «след» места или события, где он побывал, уносимый с собой и имеющий индивидуальное и социальное измерение - с одной стороны, этот знак будет о чем-то напоминать ему самому, с другой - он может репрезентировать владельца сувенира в глазах других людей, говорить о его поездках и связях, свидетельствовать о статусе, культурном уровне, материальном положении, вкусе и т.п.

Сувенир полноценно «играет», когда ста­новится объектом коммуникации, то есть когда владелец рассказывает другим людям об обстоя­тельствах его приобретения. Для производителя и продавца сувенир - это, во-первых, товар, который может приносить материальную вы­году, во-вторых, это знак, который репрезенти­рует и рекламирует какой-либо бренд (место, событие, национальную или региональную тра­дицию или что-то другое - в нашем случае музей). В случае, когда мы имеем дело со стан­дартизированными промышленными суве­нирами, речь о бренде обычно не идет, цель такого сувенира - только получение дохода от продажи. Индивидуальная функция сувенира может быть различной, но, как правило, она сводится к тому, чтобы вызывать приятное воспоминание у своего владельца. Социальная функция - репрезентация и реклама, как бренда, так и владельца сувенира. Любой сувенир всегда содержит больший или меньший элемент рекламы - он стремится формировать некий положительный образ. Это основная символи­ческая функция сувенира. Наряду с этим суве­нир может выполнять другие, дополнительные функции. Он может быть эстетическим объектом, то есть представлять самостоятель­ную художественную ценность; может быть подарком; дорогой сувенир может служить средством помещения капитала; наконец, су­венир может являться предметом бытового и специального функционального назначения (часы, флешка, ручка, кружка, брелок и прочее). Обычно чисто символическими сувенирами выступают значки, магнитные значки, статуэтки - уменьшенные копии различных объектов.

Продажа сувенирной продукции - один из трех компонентов музейного маркетинга, наряду с комплектованием экспозиции и выпуском информационной продукции, рассказывающей о музее. Соответственно музей продает музейный бренд [1, с.5-7]. Музейные сувениры можно раз­делить на несколько групп товаров. Сувениры с символикой музея (значки, статуэтки, ручки, кружки, майки и т. д.), изображающие фасад музея, логотип, какой-либо из известных экспо­натов, портрет человека, имя которого носит музей. Такие сувениры часто выполняют функ­цию корпоративной продукции при общении с партнерами музея. Реплики - точные или умень­шенные копии музейных предметов, храня­щихся в коллекциях музея. Сувениры с сим­воликой страны, региона или города, где на­ходится музей и сувениры, связанные с те­матикой музея. В специализированных музеях ­научных, технических, военных, художествен­ных - в качестве своеобразных сувениров может продаваться любая специальная продукция от биноклей и микроскопов до кистей и красок. К сувенирной продукции близко примыкает поли­графическая и мультимедийная информа­ционная продукция. Путеводители, каталоги, альбомы, монографии, диски и кассеты, худо­жественные репродукции и открытки, строго говоря, не являются сувенирами, поскольку их содержательно-информационная функция первична по отношению к репрезентацион-ной. Даже альбом, купленный в ГМИ имени А. Кастеева, можно назвать сувениром только в том случае, если владелец поставит его на полку, ни разу в него не заглянув. Но календарь, открытки, закладки с репродукциями - обычные сувениры. Потому что, репродукция здесь не самоцель, а только знак, продвигающий бренд музея.

Что можно сказать о современных казах­станских музейных сувенирах? Основная их часть содержит самую обобщенную музейную символику. Чаще всего это стилизованное изо­бражение фасада музейного здания, нанесенное на путеводители, ручки. В домах-музеях - сти­лизованный портрет лица, которому посвящен музей. Музеи стремятся представлять узнавае­мые объекты, очевидно, исходя из соображений, что сувениры с такими объектами лучше про­даются. Представление интересных, оригиналь­ных, но не «раскрученных» музейных объектов казахстанской практике не свойственно.

Что поучительного можно увидеть на за­рубежных примерах, в Западной Европе и США, в странах Юго-Восточной Азии, где идет на­стоящий музейно-выставочный бум? Очень часто не музейный объект привлекает внимание к сувениру, а оригинальный сувенир - к музей­ному объекту. Хотя туристы предпочитают по­купать сувениры, связанные с традиционным искусством, в музейных магазинах широко представлено современное искусство - приклад­ное и изобразительное. Естественно, что за­рубежный рынок очень дифференцирован по ценам. Сувениры для богатого покупателя могут появляться в штучном исполнении. Выпуск серий сувениров - тех же значков или статуэток - оказывается привлекателен для коллек­ционеров. В зарубежной практике интересная выставка - это не только обязательный каталог, но и широкий набор сувениров. Кроме наклеек, значков, постеров и блокнотов это часто раз­нообразные аксессуары - зажигалки, галстуки, сумки, футболки, кепки, вплоть до временных татуировок с символикой выставки. В отечест­венных музеях даже на самых массовых выстав­ках вам обычно нечего купить кроме очень дорогого каталога. Важный элемент музейных событий - мультимедийные каталоги и презен­тации на дисках и флешках. Хорошим поводом для появления новых сувениров являются юбилеи - музеев, великих людей, исторических событий. Интересный опыт предпринял один из итальянских частных музеев, выпустивший в виде сувениров изображения экспонатов, укра­денных из музея. Таким образом, дирекция по­пыталась познакомить широкую публику с предметами розыска. Следует сказать и о том, что сам музейный магазин может стать популяр­ным местом общения и профессионального взаимодействия. Так, магазин музея Виктории и Альберта в Лондоне является местом палом­ничества не только посетителей и туристов. Это одна из «точек притяжения» в городе, где собираются художники и любители искусства, где можно увидеть и приобрести не только реплики экспонатов музея, но и произведения современных мастеров и дизайнеров, интер­претирующих классические стили [5].

Сегодня, в век развития компьютерной тех­ники и бурного охвата Интернетом всего чело­вечества появилось такое новое понятие как интернет магазин. Магазином в интернете обза­велся и музей. Виртуальный магазин для музея выгоден тем, что для такого магазина не надо выделять место, обустраивать его и выделять штат для сотрудника. Технология виртуальной продажи может предложить покупателю:

  • традиционный "материальный" продукт, имеющий отношение к профилю музея (книги и альбомы, копии экспонатов, предметы декора­тивно-прикладного искусства, ювелирные изде­лия и пр.). Сведения об этих товарах представ­ляются в наглядном виде на страницах сайта;
  • " виртуальный коммерческий продукт" — электронные копии произведений из коллекции музея, виртуальные выставки и экспозиции, виртуальные лекции и экскурсии, представлен­ные в электронном виде результаты научных исследований и др.

Особенность представления товара покупа­телям при применении технологии электронной торговли - использование предварительно соз­данного информационного ресурса. Предлагае­мые на сайте товары обычно предъявляются в простой, понятной посетителю форме. Вир­туальная продажа позволяет музеям получать доходы за счет:

  • продажи лицензий на использование различного вида копий, платы за доступ к вир­туальным коммерческим ресурсам;
  • реализации материальных предметов через систему электронной торговли.

Основными покупателями, использующими технологию виртуальной торговли, являются пользователи интернета. В их число входят ор­ганизации (например, издательства, покупаю­щие лицензии на использование цифровых изо­бражений в издательской или рекламной дея­тельности), профессионалы (дизайнеры, фото­графы), широкая аудитория, интересующаяся музейными предметами. Большинство проектов ориентировано на широкую публику, некоторые - направлены на удовлетворение специальных интересов (например, на любителей современ­ного искусства).

Технология виртуальной покупки весьма проста: попав на главную страницу сайта, поль­зователь выбирает раздел, который его интере­сует (например, печатную продукцию, ювелир­ные изделия или что-либо другое), раскрывает этот раздел, выбирает понравившийся ему объект - щелчок мышкой по изображению - и выбранный товар попадает в электронную поку­пательскую корзину. Укомплектовав корзину, пользователь обращается в электронную кассу и сообщает свои реквизиты (по желанию посе­титель магазина может быть анонимом), опла­чивает покупку с помощью электронной карты (или другим способом - по его желанию) и в короткий срок (порою - в течение суток или даже нескольких часов), покупка доставляется покупателю [6].

Роль магазина в музее сложно переоценить. Будь это традиционный магазин с полками и витринами, красочными альбомами и путеводи­телями или интернет-магазин, - он призван привлечь внимание посетителя, заставить его приобрести сувенир на память, сделать музей популярным и заметным среди других учреж­дений.

Казахстанский музей сегодня - это, прежде всего, богатые коллекции, которые нужно со­хранять и поддерживать в хорошем состоянии; интересные экспозиции и занимательные выставки. Но стоит помнить о том, что времена изменились, и кроме приятных воспоминаний и ярких впечатлений посетителям хочется унести из музея и материальное свидетельство пре­бывания в нем. Музейный магазин может стать дополнительным стимулом для посещения му­зея нашими соотечественниками. Музейный магазин важен и тем, что это источник хоть и небольшого, но дохода. Магазин - один из важ­нейших инструментов для создания положи­тельного имиджа музея. Это связано с тем, что сувениры, приобретенные в музейном магазине, являются как рекламой, так и способом ак­тивного внедрения музея в культуру общества. Нашим музеям необходимо обратить дополни­тельное внимание на внешнюю привлекатель­ность магазина, его ассортимент и сервис. Особое место при организации музея занимает продажа сувенирной продукции, которая яв­ляется одной из трех главных составляющих музейного маркетинга, наряду с комплектова­нием экспозиции и выпуском информационной продукции, рассказывающей о музее.

Таким образом, рассмотрев проблемы орга­низации музейного магазина, можно сделать вывод, что он является отличным решением многих задач, стоящих сегодня перед казах­станскими музеями, в том числе и как способ пропаганды богатого культурного наследия нашей Родины.

 

Список литературы

  1. Зеленцова Е., Мельвиль Е., Гладких Н. Музейный сувенир и музейный магазин в России //  amcult.ru
  2. Корпусенко О. Интеграция музейного магазина в маркетинговую концепцию музеев //  kizhi.karelia.ru
  3. Майлз Р., Раньярд С. Как музей должен заботиться о посетителе // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. - М., 2001. - С.160.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выра­жений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — С. 944.
  5. Ковриков Р. Музейный сувенир: дело или безде­лица? // Музей. - 2011. - № 1. - С. 15-19.
  6. Ноль Л.Я. Музейные магазины в интернете // Музей будущего: информационный менеджмент. - М., 2001. - С. 106-111. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.