Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Об исторических предпосылках формирования основных направлений в исламе

В данной статье на основе изучения источникового материала и историографического анализа рассматривается проблема формирования различных направлений и сект в раннем исламе. В связи со сложившемся в государствах Центральной Азии религиозным возрождением, а также нарастающими противоречиями на религиозной почве, в особенности все чаще проявлющимися конфликтами между отдельными направлениями и течениями ислама особую актуальность приобретает проблема изучения истории основных направлений ислама. Авторы статьи поставили цель на основе исторических источников и специальных исследований изучить данную проблему и попытаться всесторонне раскрыть исторические условия и объективные причины формирования основных направлений в исламе.

В новом тысячелетии человечество встало перед проблемой определения контуров гряду­щего мира. Мировую историю сегодня начи­нают во многом определять традиции духов­ного взаимодействия народов. В связи с этим, отходя от прежних стеоретипов, следует сде­лать большой акцент на проблемы мировой куль­туры и мировых цивилизаций в целом, начиная с древности, средних веков и вплоть до наших дней [1, 209].

Одной из составляющих культуры и основой духовности, как известно является религия. На­чиная с последней трети ХХ в. в различных странах мира имеют место усиление религиоз­ности населения и перманентная активизация религиозных движений и конфликтов на этой почве. Центральная Азия не стала исключе­нием, столкнувшись с бурным процессом ис-ламизации и как следствие, ростом религиоз­ных движений, а также партий и сект, деятель­ность которых имеет как внутренний, так и международный характер. Тем самым, рели­гиозный фактор является важной составляю­щей внешне и внутриполитического развития государств региона.

В связи со сложившемся в государствах Центральной Азии религиозным возрождением, а также нарастающими противоречиями на ре­лигиозной почве, в особенности все чаще про-явлющимися конфликтами между отдельными направлениями и течениями ислама особую актуальность приобретает проблема изучения истории основных направлений ислама. Ав­торы статьи поставили цель на основе исто­рических источников и специальных исследо­ваний изучить данную проблему и попытаться всесторонне раскрыть исторические условия и объективные причины формирования основных направлений в исламе.

В первые века существования мусульман­ского государства ислам представлял собой не­кую сумму религиозно-правовых предписаний и установлений, регулировавших взаимоотно­шения людей в обществе. Как и в христианстве, теология в исламе сложилось гораздо позднее, чем появилось сама религия. В первые три столетия ислам существовал в виде сект и уче­ний разных направлений, а идеология ислама формировалась в процессе борьбы этих направ­лений и сект. Так как «ислам не знал ни еди­ничного непогрешимого главы церкви, ни все­ленских соборов» [2, 199], которые выносили бы обязательные для всех решения по рели­гиозным вопросам, то трудно было определить, какое мнение должно считаться «правоверным», а какое «еретическим». Как отмечал В.В.Бартольд, «необходимость установить логическую связь между отдельными элементами вероуче­ния возникает только впоследствии, под влия­нием споров и с иноверцами и еретиками»[2,121].

Разработка и истолкование догматов веры принадлежали не халифу, не государственным или религиозным учреждениям, а частным лицам, богословам, авторитет которых основы­вался исключительно на их познаниях в об­ласти религиозных наук. В этом состояла спе­цифика ислама. В отличие от христианства, провозгласившего, что правоверие есть повино­вение церкви, ислам с самого начала рассма­тривался как повиновение Аллаху. Иными сло­вами, ислам не признает посредничество между богом и верующими, посредничество, которое в христианстве осуществляет церковь.

Отсутствие абсолютных и общепризнанных критериев в определении «правоверия» и «ереси» было обусловлено также тем, что основные источники исламского вероучения - Коран и Сунна допускали значительное разнообразие точек зрения. Содержание Корана порождало разномыслие в умах мусульман и мусульман­ские экзегеты стали заниматься толкованием «неясных» коранических выражений, намеков. Противопоставление «истинной» веры заблуж­дению содержится в хадисе, приписываемом пророку Мухаммаду: «Община моя разделится на семьдесят три секты, одна из которых спа­сется, остальные погибнут». «А кто спасется?» - спросили у него. «Люди сунны и согласия (ахл ас-сунна ва-л-джама'а)», - ответил он. Когда же его попросили разъяснить, что есть «сунна и согласие», он сказал: «То, чего се­годня придерживаюсь я и мои сподвижники»[3, 27-28]. Таким образом, «истинной» верой, про-воверным исламом, признавался тот образ дей­ствия, которому следовали сам пророк Мухам­мед и его сподвижники. Однако это разъесне-ние основателя ислама оказалось слишком об­щим и неопределенным, чтобы можно было провести четкую разграничительную линию между «прововерием» и «ересью». Все эти об­стоятельства обусловили наличие в раннем исламе значительного разномыслия, разнооб­разие точек зрения.

Проблема основных направлений и течений ислама стала объектом исследования уже в пору Халифата. Описание учений «сектантов» и их опровержение стало содержанием особого вида литературы, условно называемой в науке «ересиографической».  Первыми систематиза­торами и классификаторами мусульманских сект были Васил ибн Ата (ум. В 131\748 г.) и Абу Джафар ал-Ахвал (ум. В 160\777 г.). Васил ибн Ата впервые определил категории «ере­тиков», хариджитов, «крайних» шиитов и хаш-витов, а Абу Джафар ал-Ахвал, согласно аш-Шахрастани, выделил четыре основные катего­рии мусульман: хариджиты, кадариты, шииты и сунниты [3, 16]. Хишам ибн ал-Хакам (ум. В 199\814 г.) был автором одного из самых ран­них ересиографических сочинений шиитов, по­ложившим начало письменной традиции «уме­ренных» шиитов в ересиографии [4, 160-166].

Новую страницу в истории мусульманской ересиографии открыл аш-Шахрастани (467\ 1075-548\1153). Источниковедческий анализ его сочинения «Китаб ал-милал ва-н-нихал» пока­зал, что аш-Шахрастани знал и использовал наиболее значительные труды, составленные предшествующими мусульманскими ересиогра-фами в разных концах халифата. От историо­графических трудов предшествующих авторов сочинение аш-Шахрастани отличается непред­взятостью и лояльностью в изложении различ­ных вероучений. Особую ценность сведениям аш-Шахрастани о мусульманских сектах при­дает то обстоятельство, что он использовал материалы сочинений, авторы которых при­надлежали к самым различным теологическим школам. Среди авторов, на которых он ссылался, - сунниты -аш'ариты, шииты, мутазилиты, хариджиты, каррамиты и др. Отличительная черта сочинения аш-Шахрастани - описатель­ный характер изложения различных точек зре­ния. В отличие от своих предшественников, аш-Шахрастани стремился избегать всякой по­лемики, заботясь главным образом о логичном и доказательном изложении материала. В об­зоре главных трудов на арабском языке по истории религиозных и философских учений В.В.Бартольд по праву назвал труд аш-Шах-растани, отметив, что автором «собран значи­тельный и в общем достоверный материал, из­ложенный с достаточным беспристратием» [2,263].

Согласно мусульманской традиции, первая ересь (бид'а) в исламе возникла во времена ал-Хасана ал-Басри (ум. 110\728), когда появились кружки и школы, в которых обсуждались во­просы теологии. Это были ва'идиты из числа хариджитов, мурджииты из числа джабаритов и кадариты [2, 42]. Вскоре после смерти пророка Мухаммеда в мусульманской общине стали возникать различные проблемы богословского характера. Ислам распространялся среди раз­личных народов, но преемники Пророка не могли претендовать на харизматическую роль учителей, способных давать ответы на порож­денные новой исторической обстановкой во­просы. Так как Халифат был теократическим государством, в котором ислам был государ­ственной религией, решение этих вопросов было необходимо не только с религиозной, но и с чисто практической, часто политической точки зрения. Сложные коллизии общественно-поли­тической жизни в халифате, сопровождавшие формирование религиозно-политической идео­логии ислама, рост идейной оппозиции офи­циальному, суннитскому исламу породили боль­шое количество различных религиозно-полити­ческих школ, толков, сект и т.п.

Первый возникший в недрах исламской общины богословский спор был связан с раз­личным пониманием «греховности» и «сувере­нитета общины». Инициаторами этого спора были последователи самой ранней в исламе религиозно-политической партии, образовав­шейся в Халифате в ходе борьбы за власть между сторонниками четвертого «праведного» халифа Али и его противниками из династии Омейядов. В 656 г. после убийства третьего «праведного халифа» Османа, выходца из круп­нейшего и богатейшего рода Омейядов, халифом был объявлен Али, которому противодейство­вал ставленник Омейядов, наместник Сирии Муавия. Его бездоказательные обвинения Али в убийстве Османа и отказ признать его право на власть привели к междоусобной войне. Во время битвы при Сиффине (657 г.) на реке Евфрат Али дал согласие на приостановку битвы и решение вопроса о преемстве власти с помощью третейского разбирательства. Уступ­чивость и нерешительность их главы и воена­чальника вызвала разочарование и гнев части приверженцев Али. 12 тысяч человек отдели­лись от его войска и отказались его поддер­живать, выдвинув лозунг «нет халифа, иначе как по воле Бога и народа». С этим событием -выходом части бойцов - бывших сторонников Али из военного лагеря - связано название ха-риджитского движения (ар. «хаваридж» -вышедшие, выступившие).

Первый раскол в исламе и выделение харид-жизма назревали в недрах мусульманской об­щины давно в скрытой форме, а битва при Сиффине послужила лишь поводом, благодаря которому оппозиционеры выступили открыто. Аш-Шахрастани пишет об этом событии так: «Хариджиты сначала побудили его избрать третейского судью, и он хотел послать Аб-даллаха б. Аббаса - да будет доволен им Ал­лах! Но хариджиты не согласились на это сказав: «Он - от тебя!» и побудили его послать Абу Мусу ал-Ашари, с тем чтобы он рассудил согласно Книге Аллаха всевышнего. Дело выш­ло вопреки тому, что он желал, но когда он не согласился на это, хариджиты выступили про­тив него и сказали: «Почему ты назначил тре­тейскими судьями людей? Решение принадле­жит только Аллаху!» [2, 109]. Хариджиты из­брали своего собственного халифа и объявили о низложении Али и Муавии, с которыми они боролись вооруженным путем. Али был убит хариджитом. Уже в начале второй половины ҮІІ в. среди хариджитов выделились соперни­чавшие друг с другом группировки - азракиты, ибадиты, суфриты. Дробление хариджитского движения ослабляло его силы, однако мощные выступления против центральной власти, воз­главляемые хариджитами, дестабилизировали положение в халифате. Особенно прочные по­зиции хариджиты завоевали в Иране и Ираке, а также в Аравии и Северной Африке. С Х в. влияние хариджитов резко пошло на убыль. В настоящее время немногочисленные хариджит-ские общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии.

Хариджиты внесли весомый вклад в разра­ботку догматических вопросов, связанных с теорией власти в исламе. В раннем исламе сло­жилось представление о том, что грехи бывают «тяжкими» и «малыми». Самым великим гре­хом считалось неверие. Возник вопрос, можно ли считать мусульманином человека, совер­шившего «тяжкий грех». Хариджиты считали, что такой человек перестает быть мусульма­нином, должен рассматриваться как вероот­ступник и подлежит наказанию смертью.

Поставленная хариджитами проблема имела одновременно и догматический и политический смысл, ибо мусульманская держава была теократическим государством, а халиф был одновременно и политическим и религиозным главой. Требуя от правителя «уммы» соверше­ния праведных дел и искренности в вере, ха-риджиты, тем самым, подняли вопрос о соот­ношении политической деятельности и рели­гиозности совести. Поскольку, по их понятию, ни Омейяды, ни Аббасиды не были бехгреш-ными, они не имели морального права стоять во главе общины, ибо хариджиты считали ха­лифов из этих династий узурпаторами и ти­ранами, утверждали, что они совершили тяж­кий грех, развязав войну внутри мусульман­ской общины. Отстаивая позиции «родовой де­мократии», они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. В случае если он не отвечает своему назначению, община в праве его низложить и, если это необходимо, убить. Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Глав­ными требованиями к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульман­ской общины и способность отстаивать ее ин­тересы с оружием в руках. Халиф рассматри­вается как главное уполномеоченное лицо об­щины и военный предводитель. Ему не припи­сывается никакого сакрального значения. За­конными халифами хариджиты считали Абу Бакра и Омара. Али, давший согласие на ре­шение спора с Муавией путем переговоров, утратил, по их убеждению, свои права на ха­лифат, так как нарушил принцип «судить мо­жет только Аллах». В политическом отноше­нии хариджиты были носителями радикальных настроений, а в религиозном плане выступали как непримиримые поборники «чистоты» ис­лама и строгого следования обрядности.

Большинство мусульман не восприняло ха-риджитского максимализма, полагая, что му­сульманская вера (иман) требует, чтобы люди жили в соответствии с законами ислама в той мере, в какой это возможно. Признавая связь между исламской верой и совершаемыми во имя ее благими делами, мусульмане, в своем большинстве, не считали, что вера и строгое праведное поведение - понятия вполне иден­тичные. Поэтому даже закоренелые враги Омейядов сочли за лучшее, ради единства об­щины, примириться с их властью и отвергнуть экстремистские теории хариджитов, предъяв­лявших правоверным невыполнимые и разру­шительные для общины требования.

Не только традиционалисты, «люди сунны и общины» выступили против хариджитов во имя сохранения исламского единства. Они не нашли поддержки и среди исламской аристо­кратии - Алидов. Так, один из внуков Али -Хасан ибн Мухаммад ибн аль-Ханафия создал теорию «ирджа» («откладывание»), согласно которой решение о греховности того или иного человека «откладывалось» до вынесения при­говора самим Аллахом, ибо лишь Ему одному было доступно знание того, что творится в душе человека и в какой мере человек искренен в вере. Сторонников этого учения называли мурджи'итами. По суждению аш-Шахрастани ирджа имеет два значения. «Одно из них -«отсрочивать», как в словах Всевышнего: «От­срочь ему и его брату», то есть дай ему время, дай ему отсрочку. Второе значение - «давать надежду». Что касается применения названия мурджииты к этой группе людей в первом значении, то оно правильно, потому что они ставили деяние после намерения и веры (в истинность религии). Что касается второго значения, то оно очевидно, ибо они обычно говорили: «Не причинит вреда ослушание при [наличии] веры, равно как не принесет пользы исполнение религиозных обязанностей при не­верии». Говорят [также]: ирджа - откладывание суждения о совершившем тяжкий грех до дня воскресения, чтобы не судить о нем - быть ему среди обитателей рая или обитателей ада - на основании суждения о его бытии в этом мире» [3, 126]. То есть мурджиитами было признано, что даже человек, совершивший тяжкий грех, остается мусульманином. Такой подход, разу­меется, не мешал в области морали мурджи'итам осуждать всякое нарушение исламских нравст­венных предписаний. Таким образом, мурджииты не отождествляли политику с моралью. В поли­тике они были детерминистами и не призна­вали ответственности человека за его действия, поскольку все совершается по воле Аллаха. В области же морали они, напротив, требовали от мусульманина справедливости и достойного поведения, возлагали на человека ответствен­ность за его поступки и лишь «откладывали» окончательный приговор до решения самого Аллаха.

Со спором о том, остается ли человек, ви­новный в тяжком грехе, мусульманином, тес­нейшим образом был связан вопрос о предоп­ределении и свободе воли, о том, в какой мере действия человека определяются божественной волей, и как совместить божественное предви­дение и благость с наличием в мире зла. В Коране Аллах предстоит как сверхприродная духовная личность, создавшая этот мир и управляющая им. Хотя пророк призывал людей свободно сле­довать новой вере, он добавлял к этому призыву обещание посмертной награды подчинившимся и принявшим новую веру и угрозы посмерт­ного наказания тем, кто ее отвергнет.

Спор о «свободе воли» велся в свое время и в христианстве. Один из виднейших осново­положников западного христианства Аврелий Августин, прозванный Блаженным (354-430) задавался этим вопросом и утверждал, что воля Божья предваряет всякое творение. Действи­тельность, согласно его учению, полна чудес, непостижимых для человеческого ума собы­тий и явлений, за которыми скрывается воля Творца [5].

В исламе сторонники учения об абсолютном предопределении получили название «джаба-риты» (от слова «джабр» - принуждение, наси­лие). По суждению аш-Шахрастани, «джабр -это удаление дейстия от человека и приписы­вание его Господу всевышнему» [3, 83]. Свои представления об обусловленности всех по­ступков человека, равно как и всего того, что происходит на белом свете, божественной во­лей, джабариты основывали на соответствую­щих текстах Корана. В Коране неоднократно повторялось, что Бог есть творец людей со всеми их помыслами и действиями. Но в то же время Коран налагал на людей ответственность за их грехи и дурные поступки, угрожая нака­занием в загробной жизни. Пророк Мухаммед не объяснял, каким образом человек, будучи неволен в своих поступках, должен отвечать за них. Но Мухаммед не был теологом, он был пророком и проповедником. Разъяснить это противоречие должны были теологи и толкова­тели (интерпретаторы) священного текста.

Учение джабаритов о предопределении имело практическое значение, ибо на его основании утверждалось правомочие любых лиц или групп, добившихся политической власти, начиная с Мухаммеда и первых «праведных» халифов и до Омейядов. Догмат о предопределении ока­зался важным духовным оружием также в период завоевательных войн, так как из него можно было вывести, что, какая бы опасность не угрожала мусульманину, он не погибнет, если это ему не предопределено, и потому вел к фатализму и бестрашию [6, 68].

Против сторонников абсолютного детерми­низма выступили кадариты («кадар» - могу­щество, власть, которое понималось, как власть человека над своими поступками, то есть «свобода воли»). Согласно учению кадаритов, Аллах передает свои приказания Пророку по­средством откровений, а человек волен при­слушиваться к его повелениям или их нару­шать? За что его и ожидает соответствующее вознаграждение или наказание. В отличие от джабаритов, кадариты не желали оправдывать всякую власть божественным предназначением и судили имама как знатока и исполнителя предначертаний Корана и Сунны.

Таким образом, исламское вероучение не было единым с самого начала своего существо­вания, хотя ислам как самая последовательная монотеистическая религия провозглашал стро­гое единобожие (таухид) и на этой основе призывал к единению и не было никаких при­чин для разногласий и препираний. К воз­никновению различных направлений и сект способствовало, по-видимому, то обстоятель­ство, что люди в силу своих природных свойств по-разному воспринимали Божественное от­кровение и стали толковать его по-своему. С другой стороны, как мы отметили в начале статьи, в исламе не было вселенских соборов как в христианстве, которые выносили бы обя­зательные для всех решения по религиозным вопросам и трудно было определить, какое мнение должно считаться «правоверным», а какое «еретическим». Это обстоятельство про­тиводействовало формированию строгой орто­доксальности и догматизму как в христианстве, а наоборот, способствовало на основе раз­личных учений и толкований развитию ислам­ского вероучения в целом.

 

Литература

  1. Жумагулов К. Т. Актуальные проблемы изу­чения и преподавания всемирной истории в Казахстане // Материалы Международной научно-практической конференции: «Все­мирная история: Проблемы исследования и преподавания», посвященой 75-летию ака­демика К.Н. Нурпеиса в рамках «Нурпеисов-ских чтений». (Алматы, 12 марта 2010 г.). -Алматы, 2010.
  2. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата. Соч., Т. 6 - М., 1966.
  3. аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Часть 1. Ислам. Пер. с араб., введение и ком-мент. С.М.Прозорова. - М., 1984
  4. Прозоров С. М. Арабская историческая ли­тература в Ираке, Иране и Средней Азии в ҮІІ - середине Х в. Шиитская историогра­фия. - М., 1980.
  5. S. Aurelii Augustini episcopi De civitate dei. Libri XXII. Ex. Rec. B. Dombart. Lipsiae, MCM XXVIII, liber I.
  6. Фильштинский И.М. История арабов и Ха­лифата (750-1517 гг.). - М., 1999. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.