Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Основные аспекты сбалансированного подхода в исламском рационализме

Одним из основных элементов в мусульман­ском миропонимании является рационально-сбалансированный подход ко многим явлениям мира и человеческой жизни. Истоки подобного подхода восходят к кораническим стихам и пре­даниям, и он довольно широко обсуждался в классических трудах средневековых авторите­тов, а также затрагивался в новых исследовани­ях востоковедов. Известно, что европейское вос­токоведение во второй половине XIX в. придало рациональную основу процессу познания про­блемы исламской культуры [Батунский, с.121].

Как известно, религия по всей истории чело­вечества сыграла важную роль в формировании культуры, искусства и литературы. Она особо дает себя знать в структуре культурных ценно­стей народов Востока. Понятно, что наиболее массовой формой идейной жизни средневеково­го мусульманского общества была духовно-ре­лигиозная. Но ислам в дальнейшем развитии не осталось лишь формой религиозного вероиспо­ведания, он стал важным фактором социальной регуляции общества, культурным достоянием многих народов Востока. Важная особенность культуроведческого анализа, в отличие, напри­мер, от социально-экономического или полити­ческого - состоит в том, что он должен учитывать то особое измерение, которое в жизнь общества приносит культура. Опять-таки религия играет при этом особенно важную роль [Ерасов, с. 5]. Но необходимо подчеркнуть, что данная куль­тура не была замкнутой и ограниченной, благо­даря интенсивной переводческой деятельности она ознакомилась научными и культурными на­следиями античного мира, Индии и Ирана. По­этому мусульманская культура, сохранив свою самобытную духовную основу, становилась ин­тегральной и синкретичной культурой и этому способствовала в основном, «неслыханная для средневековья веротерпимость» [А. Мец, с. 174]. При изучении характерных особенностей сред­невековой мусульманской культуры обычно вы­деляются, вернее часто сопоставляются, а ино­гда противопоставляются два аспекта:

1) присущие к религиозному сознанию традиционализм и консерватизм;

2)  рациональные и умозрительные методы.

Что касается возникновения рационального метода в богословской школе ашаризма неред­ко оценивается как влияние греческого перипа­тетизма. Но с этим невозможно полностью со­гласиться. Во-первых, сам Ашари (873-935) ос­нователь указанной школы, занимал среднюю, т. е. уравновешанную позицию в аргументации своих взглядов по многим вопросам вероучения. Кроме того, рационалистический подход ко мно­гим явлениям мира и различным аспектам жизни человека и общества встречается в самом Свя­щенном Писании мусульман, который в опреде­ленной мере заложил основу сбалансированного подхода. Смысл данного подхода заключается в нахождении конструктивного или оптимального варианта при трехчленных структурах. В этом плане особо выделяется стройная система, соз­данной Газали, которая охватывает мир, челове­ка и общества. Она является отправной точкой при разработке онтологии, космологии, этики и гносеологии. При подобном подходе важное значение имеет посредствующее звено, связы­вающее две крайние стороны, т.е. две противо­положности. Как отмечает В.В. Наумкин, «ос­новная роль категории середины заключается в ее функции посредствующего звена в структуре космоса (где мир джабарута мыслителя есть нечто находящееся между двумя мирами, содер­жащее часть того и часть другого) и в структуре человека, где разум связывает материальное и божественное» [Наумкин, с. 53].

Хотя «истоки развития этики в средневе­ковой мусульманской культуре восходят к эл­линистической и иранской традиции, которые влились в культуру Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, тем не менее мусульманские авторитеты разрабатывали собственную концеп­цию в данной области» [Шидфар, с. 43].

Следует отметить, что отправной точкой ка­тегории середины является понятие «адл» или «адалат», которое переводится как справедли­вость, равновесие и т.п. По Корану мировой по­рядок установлен Аллахом как закономерность и все создано по определенным мерам. Вот так гласит один коранический стих:

«Он создал всякую вещь и размерил его ме­рой» [2. Фурган: 2].

Все в мире создано по порядку:

«Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами? И сделал месяц на них све­том, а солнце сделал светильником» [2. Нух: 15­16].

В коранических стихах часто звучат призывы для размышлений об имеющемся порядке в ми­роустройстве:

«Тот ли, кто создал небеса и землю низвел вам с неба воду, и мы вырастили ею сады, обла­дающие блеском, - вы не в состоянии были вы­растить их деревья? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, они люди уклоняющиеся!

Тот ли, кто сделал землю твердой, и устро­ил в расщелинах ее каналы, и устроил для нее прочно стоящие, и устроил между двумя морями преграду? Или какой-то бог вместе с Аллахом? Да, большинство их не знает!» [2. Намл: 60-61].

Здесь часто гласят призывы для размышле­ний о закономерностях, имеющих место в ми­роустройстве: «Поистине в творении небес и земли, в смене ночи и дня, .... - знамения людям разумным» [2. Бакара: 164].

«Он - тот, который сделал солнце сиянием, а месяц светом, и распределил его по стоянкам, чтобы вы знали число годов и счисление. Аллах сотворил это только по истине, распределяя зна­мения для людей знающих» [2. Йунус: 5].

«Поистине, в смене ночи и дня и в том, что сотворил Аллах в небесах и на земле, знамения богобоязненных [2. Йунус: 6].

Таким образом, в творении Бога не наблюда­ется малейшего недостатка, так как все создано в совершенстве:

«Ты не видишь в творении Милосердного никакой несоразмерности. Обрати свой взор: увидишь ли расстройство?» [2. Мулк: 3].

Мировой порядок, установленный Богом, обеспечивается принципом равновесия, который предусматривает сбалансированный подход ко всем явлениям мира. Данный подход в Корани-ческом стихе передается понятием «весов»:

«И небо он воздвиг и установил весы;

чтобы вы не нарушали весов;

и устанавливайте все справедливо и не уменьшайте весов!» [1. Рахман: 7-9].

Здесь следует отметить еще один момент, т.е. взаимоотношения между светским и духовным мирами, часто противопоставляемыми друг дру­гу. Это кажется, чаще всего, как внешняя сторо­на вопроса, так как в действительности, ислам не делит мир на светский и духовный, т.е. суще­ствует один мир, который живет и функциони­рует по единому закону, установленным Богом и запечатленным в Священном Писании [Рауз, с. 8-10]. Тем не менее разделение светского и ду­ховного не препятствует установить между ними соотношение.

Примечательно, что порядок и равновесие, наблюдаемые в космологии и природе применя­ются ко всем явлениям жизни человека и обще­ства. Справедливость в широком понимании данного слова охватывает все сферы индивиду­альной и общественной жизни, она непосред­ственно касается этических и нравственных от­ношений, является критерием для определения религиозно-духовных ценностей. Суть сбалан­сированного подхода в исламском миропони­мании зиждется в указанном понятии. Одно­временно, это можно и назвать рациональным подходом, так как в тщательном рассмотрении в нем обнаруживаем присутствие разума, который предостерегает нас от ошибок.

Вопрос о сбалансированном подходе особо проявляется в обеспечении социальных нужд че­ловека. Хотя в религиозном плане предпочтение дается духовной, потусторонней жизни челове­ка, тем не менее, в исламе отсутствует отшель­ничество, как это встречается в других религи­озных воззрениях. Иными словами, в исламской культуре не существует противопоставления духовного и светского, однако в ней преобладает идея о постоянном присутствии духовного нача­ла в жизни человека. Здесь не наблюдается уход от мира или отказ от земных благ, что имеет ме­сто в других мистических традициях; а наоборот отчетливо выступает принятие мира, радостей и горя земного существования. Об этом красноре­чиво свидетельствует следующий стих Корана:

«И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему! Не забывай своего удела в этом мире и благодельствуй, как благодельству-ет тебе Аллах, и не стремись к порче на земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!» [2. Гасас: 77]. Но при разъяснении данного вопроса приходится подчеркнуть очень важный момент, имеющий в основном этический смысл. По ре­лигиозному предопределению, довольство чело­века дарами Аллаха, является важным этическим качеством. Это идея, с одной стороны, связана с идеей испытания человека, а с другой стороны с проблемой ответственности человека перед сво­ими действиями. Кроме того, как было отмече­но раньше, в исламе не допускается преступать установленные меры и границы, здесь необходи­мо соблюдать принцип равновесия. В этой связи обращает на себя внимание понятие «исраф», буквально переводимое как расточительство. Но его значение довольно широкое, а даже иногда означает преступить меру в совершении молитв и других религиозных предписаний.

В социально-экономическом плане рекомен­дуется вести расходы по разумным мерам, не впадая в ту или иную крайность:

«И давай родственнику должное ему, и бед­няку, и путнику и не расточай безрассудно, - ведь расточители - братья сатаны, а сатана своему Го­споду не благодарен» [2. Исра: 26-27].

Как скупость, так и расточительство под­вергается критике и не разрешается преступить нормы:

«И не делай твою руку привязанной к шее и не расширяй ее всем расширением, чтобы не остаться тебе порицаемым, жалким «[2. Исра:29].

«О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил Аллах, и не преступай­те. Поистине, Аллах не любит преступающих!

И питайтесь тем, чем наделяет вас Аллах, до­зволенным благим. И бойтесь Аллаха, в которого вы веруете» [2. Маида: 87-88].

Понятия «благодеяния» и «дарования» как важные этические ценности наблюдаются в бо­лее древних культурных и нравственных тради­циях, которые имели важное значение в регу­лировании социальных отношений. Указанные ценности в средневековом исламе приобрели более широкий размах и выражались обобщен­ным понятием «ихсан» - т.е. совершение добро­го дела.

Имущество, богатство и благо - все они не­обходимые средства для продолжения жизни че­ловека и он имеет право пользоваться ими. Кро­ме того, по Корану, все блага, сотворенные Бо­гом в небесах и на земле принадлежат человеку:

«Он - тот, который сотворил вам, все, что на земле, потом обратился к небу и устроил его из семи небес. Он о всякой вещи знающ» [2. Багара:29].

«Аллах - тот, который сотворил небеса и землю, и низвел с небес воду, и вывел ею плоды, в ваш удел, и подчинил вам суда, чтобы они хо­дили в море по Его повелению, и подчинил вам реки; и подчинил вам солнце и луну трудящиеся, и подчинил вам ночь и день, и дал вам все, что вы просите. И если вы будете считать милость Аллаха, то не сочтете ее. По истине, человек -обидчик, неблагородный!» [2. Ибрахим: 32-34].

Одним из центральных, пожалуй и наиболее спорных вопросов мусульманского богословия является проблема предопределения и свободы воли. Например, по мнению крупного теолога, ал-Ашари творцом всех поступков человека яв­ляется в конечном счете, Аллах, который пред­лагает человеку совершить тот или иной по­ступок, тем самым, Он испытывает его. Здесь в определенной мере не только присутствует, но и преобладает элемент фатализма, для раз­решения которого мусульманские авторитеты предложили увеличить роль ответственности человека за свои поступки. Иными словами, че­ловек несет ответственность за любой поступок, так как Аллах предоставляет ему свободу вы­бора при совершении того или иного поступка. Кроме того, человек в кораническом понимании не пассивен, ему дарован разум для того, чтобы он мог отличить добро от зла, познание от не­вежества, хорошего от дурного, поэтому каж­дый несет ответственность за свой поступок.

Кроме того, ему представляется возмож­ность исправить и улучшить свое положение, в данном случае он не должен сидеть сложа руки и пассивно ждать всякое благо сверху, как это на­блюдается во многих верованиях; по Корану, че­ловек ничего не добьется кроме своих стараний: 

И никогда Аллах не поменяет, Такого (положения) с людьми, Пока они не переменяют сами...

[1. Рад: 11]. И возымеет человек лишь то, Что приобрел своим стараньем

[1. Наджм: 39]. 

Как было отмечено выше, Коран пере­числяет всевозможные блага, созданные Бо­гом для человека и указывает ему как поль­зоваться ими, определяет меру, так как он должен взять и свою долю и дать другим:

«И не поедайте ваших достояний меж со­бой попусту, и не отдавайте его судьям, чтобы съесть часть достояний людей, это преступно, в то время как вы знаете» [2. Бакара: 188]. «О сыны Адама! Берите свои украшения у каждой мечети: ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих! [2. Араф: 31]. «О вы, которые уверовали! Конечно, Аллах будет испытывать вас добычей, которую получат на охоте ваши руки и ваши копья, чтобы узнать Аллаху, кто боится Его втайне. А кто престу­пит после этого, тому - болезненное наказание [2. Маида: 94]. Таким образом, сбалансирован­ный подход в действиях и поведениях является важным принципом в исламском рационализме. Он охватывает все стороны социальной и обще­ственной жизни, имея духовную и нравственную направленность. В этом плане основными кри­териями могут служить категории «середины» и соблюдение, или же не преступление меры.

 

Литература: 

  1. Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. - Тегеран: Басат, 1375.
  2. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крач-ковского. - М.: Наука. 2-е издание. 1986.
  3. Батунский М.А. Западноевропейская исламистика и колониализм. /Современные идеоло­гические проблемы в странах Азии и Афри­ки. - М., 1970.
  4. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (Очерки общей теории). - М.: На­ука, 1990.
  5. Мец А. Мусульманский Ренессанс. - М., 1966.
  6. Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М.: Наука, 1981.
  7. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере (ихйа улум ад-дин). Избранные главы. Перевод с арабского, исследование и ком­ментарий В. В. Наумкина. - М.: Наука, 1980.
  8. Nasr. S.H. Ideals and Realities of Islam. L., 1971.
  9. RosenthalE. Political Thought in Medieval Islam.- Cambridge. 1997.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.