Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Обзор иранских журналов социально-гуманитарной направленности (по итогам научной командировки)

 Цель данной статьи - ознакомить преподавателей и студентов факультета востоковеде­ния с постановкой научных социально-гуманитарных исследований в одном из крупнейших универ­ситетов Ирана, специализирующемся именно в социальных и гуманитарных науках. Сделан обзор статей нескольких последних номеров периодических изданий факультета персидской литературы и иностранных языков, выявлена сфера интересов ученых и тематика исследований в области лите­ратуроведения, языкознания, философии и исламоведения. Сделаны выводы о достаточно высоком в целом уровне исследований и широком диапазоне научных проблем, рассматриваемых в данных журналах.

С 17 по 24 января этого года группа препода­вателей Факультета востоковедения по пригла­шению Культурного центра Исламской Респу­блики Иран выехала в Тегеран для проведения ряда официальных встреч в этой стране. Поездка была организована и профинансирована Орга­низацией по распространению персидского язы­ка и культуры, которую по масштабам деятель­ности и объему выполняемых проектов можно сравнить с нашим Министерством культуры. В программу были включены встречи с председа­телем этой организации г-ном Ахмади, его заме­стителем г-ном Ахмади (они - однофамильцы), директором организации «Мир книг» господи­ном Мухаммадхани, руководством Междуна­родного факультета Тегеранского университета, а также руководством факультета персидской литературы и иностранных языков университета Табатабаи в лице декана факультета доктора Ва-фои и заведующего кафедрой лингвистики про­фессора Мукаддама.

Однако в данной статье мне бы хотелось не столько дать отчет о об этой чрезвычайно инте­ресной и полезной для развития нашего сотруд­ничества с иранскими вузами поездке, сколько поделиться впечатлениями из области развития гуманитарных наук в дружественной стране. Мы, в общем-то, и до визита в Иран знали, что руководство Исламской республики Иран уде­ляет особое внимание финансированию образо­вания, науки и исследований. После Исламской революции возросла грамотность, особенно за­метны результаты среди женщин. Сегодня, по статистическим данным, число девушек в иран­ских вузах давно опередило количество юношей.

Как выяснилось, на заре Исламской рево­люции, во времена имама Хомейни все без ис­ключения университеты были бесплатными и доступными на общих основаниях. Но сейчас также появилась возможность получать и плат­ное высшее образование наряду с бюджетным. В Иране насчитывается около 80 государственных университетов, включая 28 медицинских, а также 25 крупных коммерческих вузов. Институтов же открыто еще больше, и общее число вузов пре­вышает 240. Развитие науки, технологий, про­мышленности, оборонного комплекса - это одно из важнейших, приоритетных направлений для государства. С этим связан особый пиетет перед естественными науками. Но и гуманитарные ис­следования не обойдены вниманием правитель­ства, хотя, конечно, финансирование здесь на­много меньше, чем в стратегически важных для страны точных и естественных отраслях.

Университет   Алламе Табатабаи  является государственным университетом в Тегеране, под руководством Министерства науки, исследований и техно­логий. Это самый большой специализирован­ный государственный университет социальных наук в Иране и на Ближнем Востоке, в котором 18000 студентов и 500 штатных преподавателей. После своего создания на базе 24 независимых колледжей и факультетов в 1983 году универ­ситет превратился в наиболее выдающийся университет страны в области гуманитарных и социальных наук. До этого университет был известен как "Высшая школа торговли», ко­торая первоначально была основана в 1956 году, до исламской революции, при поддерж­ке американских академических институтов. Университет Алламе Табатабаи в основном ак­тивен в области гуманитарных и экономиче­ских наук. Он признан Министерством науки, исследований и технологии как научный центр страны в экономической науке и центр передо­вого опыта в области экономики развития. Фа­культет психологии и образования также имеет высокую репутацию и считается в универси­тете научным центром образовательной науки. Университет назван в честь Алламе Табатабаи - выдающегося иранского аятоллы, шиитского богослова в четырнадцатом поколении, филосо­фа, комментатора Корана, автора тафсира «Аль-Мизан». Особого титула «Алламе» Табатабаи был удостоен за свою глубокую учёность.

Университет Алламе Табатабаи в настоящее время состоит из 7 факультетов:

  1. Факультет персидской литературы и ино­странных языков
  2. Экономический факультет
  3. Факультет менеджмента и бухгалтерского учета
  4. Факультет права и политических наук
  5. Факультет психологии и педагогики
  6. Факультет социальных наук
  7. Колледж страхования.
  8. Нам подарили несколько свежих журналов, на анализе которых хотелось бы остановиться подробнее.

В журнале «Seraje Monir» (том 2, №5, зима 2012) факультета персидской литературы и ино­странных языков кафедры корановедения и тра­диции опубликовано семь статей. В статье до­цента Аббаса Ашрафи и магистра Сохелы Резаи «Идеологические элементы с точки зрения Корана и Нового Завета» рассматривается вли­яние религии на общество. В статье дается срав­нительный анализ с точки зрения Корана и Ново­го Завета на идеологическую функцию религии. И Новый Завет, и Коран совпадают в позиции о том, что только Единый Бог является творцом и объектом поклонения. Хотя христиане, вопреки тексту своей Священной Книги - Библии, верят в Троицу, Коран и Библия признают Божественное Единство и воскресение, и одинаково описыва­ют Ад и Небеса. Однако они расходятся в опре­делении и интерпретации миров после смерти и в том, как именно происходит воскресение. Но­вый Завет описывает религиозные задачи проро­ков как своего рода призывающие к реализации в жизни. Коран же вводит две основные цели по­сланников - одна связана с материальной жиз­нью, вторая с жизнью будущей, следовательно, пророки должны призывать людей к монотеиз­му и вести их к преуспеванию и установлению справедливости, другими словами, к достойной жизни в материальном мире.

В статье Мухаммада Хуссейна Байата «Обзор взглядов Ибн Араби на халифат и лидерство» указывается на особую роль этих воззрений, по­зволяющих читателю предположить, что речь идет о халифате и руководстве им в гностическом смыс­ле, но при внимательном прочтении его трудов обнаруживается, что он имеет в виду теологиче­ские взгляды суннитов и обосновывает правление первого и второго халифов, ссылаясь на соглаше­ние соратников Пророка. При этом он проигнори­ровал все тексты и положения о передаче власти в халифате, принадлежавшие Пророку, далее он упоминает некоторые традиции и многочислен­ные свидетельства, такие как Хадис ас-Сакалайн и Хадис аль-Гадир, с искажениями. В следующей части своих трудов он пишет об иджтихаде (ин­терпретации рассуждений) религиозных ученых, оправдывая все их ошибки и реабилитируя их. Естественно, что в данной статье М.Х. Байата как представитель шиитской ветви ислама подвергает критике все взгляды Ибн Араби.

Достаточно современной и актуальной мне показалась статья Мухаммада Реза Арама «Ко­ран, глобализация и глобализм», в которой автор критикует многих политологов, экономи­стов и представителей других наук за то, что они рассматривают концепцию глобализма только со своих собственных позиций, полностью игно­рируя роль Священного Корана и его место в сфере глобализма. Сам он пытается определить специфическое значение концепции глобализма, обсудить его принципы, качества, результаты и последствия и затем рассмотреть механизм ре­ализации проекта, имеющего целью глобализо-вать кораническую науку и культуру. Он останав­ливается на проблемах коранической культуры в эпоху глобализации, связанных с верованиями и ценностями. Коран и глобализм, по мнению ис­следователя, взаимосвязаны. Священный Коран как божественное откровение послан человече­ству для теоретического и практического руко­водства на все времена и поэтому обладает по­стоянством. В статье рассматриваются струк­туры и характеристики глобальной системы Ко­рана и коранического языка как единственного языка этой глобальной системы.

Статья Мухаммада Фулади «Влияние Кора­на и традиции на поэтический диван аятоллы Гарави Исфахани» посвящена творчеству одно­го из ярких литераторов, обладавших к тому же широчайшим кругозором в области корановеде-ния, юриспруденции, теологии, аятоллы Гарави Исфахани и его стихам об имаме Хуссейне. В своем диване он совместил коранические темы и традиции с литературными персонажами и ху­дожественными аспектами языка, проявив осве­домленность и выразив глубоко эмоциональную симпатию к Величайшему Мученику, событи­ям в Кербеле и Ашуре (десятый день лунного месяца Мухаррам, дата мученической смерти имама Хуссейна). Большинство поэм сборника посвящены этим темам. В статье анализируют­ся нарративные и коранические аспекты, такие, как использование аллюзии, цитат из Корана, коранических выражений типа «иншакка -ль-камар» (луна распалась на части), «а лясту би-раббикум» (разве я не Господин ваш), «нафс мутмаинна» (умиротворенная душа) и т.д. Для художественной экспрессии используются ко-ранические темы и рассказы о пророках, в том числе о Моисее, Иисусе, Ное, Соломоне, Давиде,

Хидре, Иове, Адаме и Мухаммаде-Печати про­роков. Литературные и семантические конструк­ции, рассуждения на тему науки образной речи призваны выразить религиозные и коранические эмоции, подтвердить добродетели имама Хус­сейна и изложить его элегические стихи.

Три оставшиеся статьи - «Рассмотрение концепции спокойствия в Священном Кора­не» Мариам Фархади, «Проклятые образы в Священном Коране» Карима Али Мухаммади и Фатимы Бабаи, «Таинство Священной тра­диции» Мухаммада Ахи в той или иной степени интерпретируют смыслы священного текста и элементы шиитской религиозной традиции.

Объем статей - от 22 до 35 страниц. В редак­ционную коллегию входят сотрудники не толь­ко университета Табатабаи, но и профессура из Тегеранского университета, университетов Азад и Шахид Мотаххари, а также Института ислам­ской мысли и культуры.

Из журнала под названием «Hekmat va Falsafeh» (Мудрость и философия) (том 8, №31, ноябрь 2012 г.), выпускаемого факультетом фи­лософии университета Табатабаи, я позволю себе привести только названия статей, которые говорят о широком диапазоне интересов и взгля­дов иранских ученых в области этой науки:

  1. Критическое исследование «теории моральной ошибки. Голам Хуссейн Тавакколи.
  2. Размышления об эстетико-эпистемо-логических принципах мистической школы Ибн Араби. Мухаммад Фанаи Эшкевари, Али Каримиан Сейкалани.
  3. Мета-исторический взгляд на грече­скую мифологию. Мариам Санепур.
  4. Взгляды Канта и Алламех Табатабаи на социальную свободу. Хаджар Нили Ахмада-бади, Али Карбасизаде.
  5. Творчество души и реализация знания материального мира в философии Садра. Му-хаммад Резаи.
  6. Сопоставительное изучение этической философии Алена Бадиу и Сорена Кьеркего-ра. А.Р. Эсмаилзаде, А.А. Хейдари.
  7. Оценка Хайдеггером платониче­ского идеализма как начала эстетики. Ах­мад Рахманиан, Шамс аль-Молук Мостафави.

И наиболее интересным для меня как для фи­лолога журналом стало периодическое издание факультета персидской литературы и иностран­ных языков «Исследование литературного тек­ста» (№50, зима 2012).

В статье «Анализ «Дах-наме» (десять пи­сем) в персидской литературе с точки зрения литературного жанра» Махбубе Хорасани и Фариде Давуди Мокаддам поднимают теоре­тическую проблему классификации жанра дах-наме, название которого вызвало определенную терминологическую путаницу у некоторых уче­ных из-за фрагментарной и чрезвычайно широ­кой тематики этого типа произведений.

После тщательного анализа авторы приходят к выводу, что только семь поэм из рассмотренных ими двадцати трех полностью соответствуют критериям и могут быть классифицированы как дах-наме. Это «Мантек аль-Ошшак» Охади Мара-геи, «Мохабат-наме» Ибн Насуха, «Ошшак-наме» Убейда Закани, «Тохфат аль-Ошшак» Семнани, «Рух аль-Ашекин» Шаха Шоджа, «Розат аль-Мохеббин» Ибн Имада и «Махбуб аль-колуб» Ха-рири. Еще три произведения можно также отне­сти к жанру дах-наме, это - «Ошшак-наме» Ара­ки, «Сохбат-наме» Хемам Табризи и «Си-наме» Амира Хуссейна Херави. Остальные тринадцать проанализированных произведений относятся скорее к другим литературным жанрам.

Статья Алиреза Шабанло «Фон и проявле­ния романтизма в произведении «Моя Буха­ра, мое племя» посвящена творчеству Мухам-мада Бахмана Беиги в период, когда социальные и политические изменения в Иране и знакомство с европейской литературой и культурой во вре­мя правления Пехлеви создали возможности для популяризации произведений западного романтизма и их перевода на персидский язык. Воздействие социо-политической атмосферы на общество, индивидуальные черты, духовная однородность, племенной образ жизни, уход и дистанцирование от семьи - все это привело Бахмана Беиги в школу романтизма. Но, кри­сталлизуя характерные черты этой школы, он избежал ее радикальных аспектов и создал заме­чательные произведения, занявшие место между реальностью и воображением. Воображаемые и реальные аспекты его произведений настолько переплелись, что порой их невозможно отделить друг от друга.

Казем Дезфулиан и Фоад Молуди в статье «Рассказ Хушанга Голшири: нарратологи-ческое видение на основе теории Дженетта» обращают внимание на то, что в современных рассказах используется множество нарративных приемов и техник, а классические и линейные повествования, популярные в прошлые века, со­временными писателями отрицаются. Хушанг Голшири - один из таких современных писателей, который создал сложные, многослойные и труд­ные для чтения произведения, используя бесчис­ленное количество нарративных приемов. Слож­ное повествование является самой важной харак­терной особенностью его писательского стиля.

В статье анализируется его рассказ под назва­нием «Масум-е-доввом» (Второй невинный) на основе теории Дженетта, который является из­вестным теоретиком структуралистской нарра-тологии. Авторы излагают эту теорию и рассма­тривают три повествовательных уровня рассказа, текст и компоненты, связывающие эти уровни, а именно - «время: порядок, длительность, часто­та», «тональность: расстояние и фокализация» и «голос или тон». Показаны техники и приемы, используемые Хушангом Голшири в этом произ­ведении. Изучение нарративной структуры его рассказов способствует пониманию их семанти­ческих аспектов и комплексности.

«Размышления по поводу иранского пере­ворота 1953 года в художественных произве­дениях Эбрахима Голестана» - авторы данной статьи Саид Бозорг Бигдели, Кодратолла Тахери и Захра Мусиванд считают, что переворот 1953 года является одним из важных и влиятельных политических событий иранской истории ХХ века. Он оказал воздействие как на художествен­ную литературу, так и на формирование движе­ния литературного символизма. Из-за мощного политического давления в обществе многие пи­сатели-интеллектуалы, боровшиеся за демокра­тию, использовали кодированный и символиче­ский язык для критики социальных и полити­ческих проблем Ирана. Они фокусировали свое внимание на таких проблемах, как поражение национального движения, беспомощность лю­дей, внутренняя диктатура и воздействие коло­ниализма на Иран. Осмысление этого перево­рота в современной художественной литературе прежде литературоведами не изучалось. В статье дается дескриптивный анализ размышлений на эту тему в произведениях Эбрахима Голестана. Такие темы, как отсутствие единства среди лю­дей, вторжение иностранцев в политическую и культурную сферы, сопротивление герметичной и незащищенной атмосфере в обществе, безна­дежность, поражение, подозрение, пустота пер­сонажей художественной литературы, а также подавляющая мрачная обстановка - все это от­ражало переворот 1953 года в работах Голестана.

Прибегая к символике, Голестан косвенным об­разом критикует общество.

Касем Сахраи, Мухаммад Реза Джалилиан и Мир Реза Пиранпур указывают в статье «Из­учение писем в «Шахнаме» Фирдоуси» на важную роль писем как способа коммуникации и делают классификацию писем по уровням: от вышестоящего к нижестоящему, от нижестояще­го к вышестоящему и письма между равными по положению. В статье анализируются составляю­щие элементы этих писем, которые отличались в зависимости от тематики и адресата, а также причины их написания. Более того, изучаются тематика и материалы, упоминаемые отправи­телями до и после написания письма, оговорка имен отправителя и получателя, печать и функ­ции писем в «Шахнаме». Рассматривается исто­рия письма в Иране в период до ислама, а письма из «Шахнаме» подаются как образцы для сегод­няшней корреспонденции.

Статья «Критика последовательности функций героя в теории морфологии Проп­па (основанная на морфологии трех исто­рий из «Шахнаме») Хавара Корбани и Кейва-на Гурка впервые затрагивает с точки зрения морфологии функции героев трех фрагментов великого произведения, которые выглядят на первый взгляд идентичными, но отличаются в действительности многими элементами. Авто­ры приходят к заключению, что эти фрагменты нельзя подогнать под одну категорию на функ­циональной основе, и влияние различающих их элементов также должно учитываться при их классификации. Хотя функции героев (уход, любовь, испытание, свадьба, возвращение) и ограничены и одинаковы во всех этих повество­ваниях, такие различающие их элементы, как социальное окружение, идентичность героя и протагониста, повлияли на последовательность этих функций.

Какие выводы можно сделать после изучения этих трех упомянутых нами академических жур­налов по гуманитарным и социальным наукам, выпускаемых университетом Табатабаи?

Во-первых, гуманитарные исследования в Иране развиваются и имеют выход на аудито­рию, доказательством чему служит наличие как минимум двух разных журналов на одном только факультете персидской литературы и иностран­ных языков - «Seraje Monir» и «Исследование литературного текста», каждый из которых об­ладает своей спецификой.

Во-вторых, ученые Ирана не ограничивают­ся внутренними вопросами и проблемами, а хо­рошо знакомы с некоторыми западными концеп­циями и течениями в философии, языкознании и литературоведении. Это еще раз свидетельству­ет о том, что наука не имеет границ, даже в усло­виях политического давления извне и экономи­ческой изоляции страны.

В-третьих, при сохранении стойкого инте­реса к религиозной тематике, что вполне есте­ственно для Исламской Республики, ученые-гу­манитарии достаточно свободны в выборе тем и продвинуты в плане методологии исследования.

По результатам личных встреч могу отметить тот факт, что полиязычие, то есть владение наря­ду с персидским также арабским и английским языками, в среде преподавательской интеллиген­ции чрезвычайно распространено. И наши кол­леги оказались хорошо осведомлены о ситуации в казахстанском образовании, в казахоязычной литературе, в филологических исследованиях наших и российских ученых.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.