Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Историко-культурный фактор гастрономического туризма в Кыргызской Республике

Рассмотрим значение национальной кухни в необычном виде туризма, который является составной частью этнического туризма. Пища и связанные с ней традиции - богатейший источ­ник ресурсов гастрономического туризма. Любой этнос имеет свою своеобразную кухню. Именно в пище древние традиции народа оказались наиболее устойчивыми. Сложившиеся и отработанные за века ассортимент блюд и способы их приготовления глубоко самобытны и оригинальны. Кыргызская кухня богата и своеобразна, и у нас есть все шансы заинте­ресовать поклонников гастрономического ту­ризма.

Обратим внимание на развитие гастроту-ризма в мире. Цель гастрономических туров -насладиться особенностями кухни той или иной страны. При этом данная цель не сводится к тому, чтобы попробовать какое-то редкое, экзотическое блюдо или перепробовать бесчис­ленное количество кулинарных изысков. В этом специальном виде туризма важно насладиться местной рецептурой, которая веками вбирала в себя традиции и обычаи местных жителей, их культуру приготовления пищи [1].

Гастрономическое путешествие - это па­литра, с помощью которой турист может нари­совать свое представление о той или иной стране. Еда приоткрывает тайну духа народа, помогает понять его менталитет.

Итак, гастрономический туризм - это путе­шествие по странам и континентам для зна­комства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт.

Отметим, что гастрономический тур как услуга - это нечто большее, чем просто путешествие, поскольку он является хорошо продуманным комплексом мероприятий для дегустации традиционных в определенной местности блюд, а также отдельных ингре­диентов, не встречающихся больше нигде в мире, имеющих особый вкус.

Гастротуры делятся на два вида: сельские (так называемые, «зеленые») и городские. Их принципиальное отличие заключается в том, что, отправляясь в сельскую местность, турист стремится попробовать экологически чистый продукт, без каких-либо добавок [2].

Например, «зеленые» туры предлагают сбор дикорастущих ягод в лесу, овощей и фруктов на фермах или прогулку по дорогам виноделия.

Городской же гастротур может включать в себя посещение кондитерской фабрики или маленького колбасного цеха и ресторанчика при нем, где из выпускаемой на фабрике или в цеху продукции готовится деликатесное блюдо.

Кроме того, существуют туры, которые зна­комят не с различными блюдами в одной местности, а с одним блюдом в разных мест­ностях. Это весьма знаменитые французские, болгарские винные туры, предлагающие про­гулки по виноградникам, сбор винограда, дегустацию вин.

Сегодня популярны сырные туры в Гол­ландию, Швейцарию, Италию, где можно от­ведать сорта лучших сыров, посетить сырную ярмарку.

Пивные туры по Германии, Австрии, Чехии, Бельгии запомнятся любителям пенного напитка не только его разнообразием, но и посещением пивоварен, знаменитых пивных баров и фести­валей.

Следует отметить, что практически любая страна имеет потенциал для развития у себя гастротуризма, ведь в каждой стране своя непов­торимая национальная кухня, свои традиции гостеприимства.

В Кыргызстане кулинарный туризм пока редкое явление: нет продуманных гастрономи­ческих маршрутов; туристов, готовых платить деньги за подобное путешествие. Однако все больше людей осознают перспективность этого направления турбизнеса. Думается, что в Кыргызстане, как и в целом, на просторах СНГ главным образом будет развиваться «зеленый» гастротуризм.

Ведь интерес к кулинарным путешествиям растет с каждым годом. Такая заинтересован­ность в гастрономических турах объясняется не только тем, что наскучил обычный туризм. Люди отдают предпочтение этому виду отдыха, поскольку, зачастую, устали от продуктов-полуфабрикатов, потому что они хотят пола­комиться любимым яством «в оригинале». Как говорят туроператоры, это сравни тому, что слушать всю жизнь джаз в записи и однажды попасть на живой концерт [3].

Понятно, что в первую очередь кулинарный туризм интересен истинным гурманам, для которых хорошее блюдо - что-то большее, чем просто еда. Во-вторых, гастрономические путе­шествия привлекают людей, чей бизнес не­посредственно связан с приготовлением и употреблением пищи - рестораторы, сомелье, дегустаторы, ресторанные критики. Эти люди отправляются в гастротур, чтобы повысить уровень профессиональных знаний, почерпнуть новое и набраться опыта. Тем более что про­грамма многих гастрономических путешествий предусматривает мастер-классы от лучших шеф-поваров, которые с удовольствием делятся секретами приготовления того или иного блюда.

И, наконец, также преследуя профессиональ­ные цели, отправляются в кулинарные путе­шествия представители туристических компа­ний, стремящихся расширить свой бизнес и начать продавать гастрономические туры.

У кыргызов существуют некоторые блюда, которые возможно приготовить исключительно в нашей стране. Это также мощный побу­дительный мотив для путешественников -поклонников гастротуризма [4].

Пища кыргызов представляет собой важное этнокультурное явление. Скотоводческое хозяй­ство имело определённое значение в форми­ровании состава пищи, которая имела сезонный характер. В пищевом рационе преобладали молочное питание и мясо. Зерновые продукты, как составная часть пищи, стали появляться в процессе оседания кочевников и перехода к земледелию. Некоторые изменения претерпела пища в результате влияния кухни узбеков, таджиков, уйгуров, дунган, русских, украинцев и других народов в конце XIX и первой половине XX веков. Особо следует подчеркнуть влияние русско-украинской культуры на кухни кыргызов Чуйской, отчасти Иссык-Кульской зон [5]. Традиционная пища кыргызов, обряды, обычаи, связанные с приготовлением пищи и её применением, имели специфические черты.

Основные компоненты питания кыргызов составляет пища молочного происхождения: цельное кислое молоко - «жуурат»; кислое молоко - «айран»; «сүзмө»; творог из кипя­ченого молока «быштак»; шарики из отжатого и засушенного творога - «курут», его разновид­ности - «кайнаткан курут» и «туздаткан курут»; сыр - «иш»; творожный сыр из овечьего или козьего молока - «эжигей»; сливки - «каймак»; масло - «май»; топлёное масло - «сары май» и др. [6].

Из кобыльего молока путем брожения полу­чают популярный напиток - «кымыз» (кумыс). Также употребляли блюда из верблюжьего, ячьего молока. Современной медицинской наукой доказан потрясающий эффект на орга­низм человека напитка кымыз в плане оздоров­ления и омоложения. Кымыз подразделяется на: ууз кымыз - кумыс весенний и в начале лета (кумыс из молока начального периода лактации кобылиц, считается лучшим); саамал кымыз -кумыс, в который только что добавлено свежее кобылье молоко; кызыл кымыз - лучший кумыс (обычно на летних пастбищах); тунма кымыз -кумыс еще не взболтанный (утром пьют верхнюю часть, которая считается самой креп­кой); сөөк кымыз или сөөктөн чыккан кымыз -кумыс осенний или зимний (бывает очень густым); тондурма кымыз - замороженный куском кумыс (оставляемый до весны на закваску); байтал бээнин бал кымыз - вкусный кумыс молодой кобылицы; кымызы куйкум -кумыс у него крепкий. Төө кымыз - кумыс из молока верблюдицы. Уй кымыз - кумыс из коровьего молока.

В традиционной кухне кыргызов было много разновидностей блюд, ингредиентом в которых выступают кисломолочные продукты - «катык-тайт». В зимнее время в качестве затирухи использовался «курут», что придавало пище вкус и качество. Кумысом, айраном заправляли мясной бульон - «ак серке», «чыгыр» и др.

У кыргызов существует распространённый вид хлебного алкогольного напитка — «бозо», который готовят из проса, ячменя или кукурузы. Пьют «бозо» в основном взрослые и только в зимнее время. За последние два столетия в традиционную кухню кыргызов прочно вошёл обычай чаепития. Существовал уникальный способ приготовления чая с добавлением жареной на масле муки, соли, молока - «куурма чай» и его разновидность - «ак чай».

Целебный и питательный напиток "жарма" изготавливается из ячменной муки «талкан», дробленых зерен пшеницы и других зерновых, воды и добавлением соли. Для ферментации добавляют дрожжи или уже готовую жарму [7]. «Максым» - кислое питье, приготовленное из дробленого ячменя без солода (нехмельное; по некоторым сведениям это питьё начали готовить северные кыргызы в первой половине XIX века). Это холодный   напиток,   употребляемый большей частью летом. Как правило, для него исполь­зуют чистейшую родниковую воду. В Кыр­гызстане очень много горных рек и родников, из которых воду можно пить не опасаясь. Родники часто различаются по минеральному составу, среди них много лечебных, и воду кипятить не надо. Эта минеральная вода, разлитая в бутылки, свободно продается повсюду в стране.

Кыргызы употребляют в пищу баранину, конину, говядину, верблюжатину, козлятину, а также мясо яка. Особо ценятся баранина и конина. На больших многолюдных тризнах употребляют в основном конину. Блюда из баранины состоят из двух видов: блюда, приготовленные из внутренностей - из лёгких и желудка - «жөргөм»; из мелкокрошенной печени и жира с добавлением крови - «быжы»; кушанье из лёгких овцы, наполненных молоком и сваренных в воде - «олобо» или «куйган өпкө». Мясо кыргызы употребляли в основном в варёном виде - «бышкан эт»; жареное мясо -«куурдак» - пользовалось меньшей популяр­ностью и гостям почти не подавалось. Варёное мясо подают вместе с бульоном - «сорпо», готовят блюдо из мелко накрошенного мяса -«нарын», «тууралган эт». Куски баранины рас­пределяют согласно статусу гостей; почётным дают голову - «баш»; затем подвздоленную кость - «жамбаш», берцовую кость - «жото» или «чүкөлүү жилик», бедренную кость -«кашка жилик», лучевую кость - «кар жилик», лопатку - «далы», а также ребра - «кабырга» (кроме рёбер передней части туши «кара кабырга»). Только женщинам дают копчик -«куймулчак», грудинку - «төш», а молодым снохам давали кость от колена до лодыжки -«күң жилик». Из мяса конины почётным гостям дают крестец - «уча», рёбра - «кабырга», а также колбасу из мяса с жиром - «чучук», гриву-    «жал» [8].

Растительная пища состояла из пшеницы, кукурузы, жугары, риса, проса, овса. Готовили различные блюда из целых зерен крупы и муки. Это различные каши - «көжө», «ботко», бол­тушки - «атала», похлебки - «умач», «максым», «жарма» и др. Блюда из теста - «камыр тамак» -явление в кыргызской культуре позднее и встречается в следующих разновидностях: «кесме көжө», «гүлчө», «жайма аш», «кесме атала» и другие.

Хлебные изделия «токоч» или «нан» состоят из следующих видов: лепёшка из кислого теста -    «көмөч»; сдобная слоёная тонкая лепешка -«каттама», слоёная лепешки из пресного теста -«чабаты»; жареные в жире большие круглые лепёшки с разрезами в центре - «май токоч»; её разновидность - «челпек», «созмо». На юге Кыргызстана наибольшее распространение получило выпечка хлеба в тандыре (глиняной печи для печения лепёшек и пирожков). Особым отношением пользуются «боорсоки», жареные в животном жире или масле кусочки кислого (или сдобного) теста.

Существовала практика заготовки продуктов питания впрок. Заготавливали в основном сушёные молочные продукты, масло и мясо. Мясо, предназначенное на заготовку, называли «согум» или «кышкы согум» и хранили в сушёном, копчёном или валяном виде. Для дальней дороги или на военные походы гото­вили провизию - «күлазык», мелкокрошённое сушёное мясо или мясо, хорошо прожаренное в жире, толокно.

У кыргызов и сейчас в связи с приготов­лением и приёмом пищи существует целый ряд обычаев и традиций, восходящий своими корнями в древность. При варке мяса в котле первой в воду опускают лучевую кость - «кар жилик», затем остальные куски мяса. При приёме мясного блюда гости рассаживаются по группам из двух, трёх, четырёх человек, и едят мясо строго из своих тарелок. Каждому гостю дают соответствующие его общественному или родственному положению куски баранины -«жиликтер». Голова баранины женщине никогда не подносится. Существует обычай оставлять небольшой кусок мяса обслуживающим гостей или детям хозяина - «устукан», а также на дне обязательно нужно оставлять небольшое коли­чество «туураган эт» - «табак түп», «кешик» для обслуживающих женщин. Если человек, не соблюдал эти правила, то его действия осуж­дались общественным мнением, и он навсегда мог потерять уважение в обществе.

Перед трапезой, обычно моют руки не выходя из юрты, ныне дома, для чего кто-нибудь из подростков должен был начинать полив слева на право по кругу, а после еды в обратном направлении или другой вариант - от центра к двери. Сотрапезники при отсутствии ножей могли пользоваться ножами друг друга. При этом нож подавали рукояткой вперёд. Если нож возвращался хозяину, то на острие ножа втыкали кусок мяса (возвращался нож в вер­тикальном положении), этот обычай назывался -«бычак өбөлгөсү». Каждый прием пищи заканчивается жестом "омин", похожим на омывание лица движением, выражающим благо­дарность Богу.

Существовали обрядовые, ритуальные блюда. Например: в честь «Нового года», «Но-оруз» готовили кашу из проросшей пшеницы -«чоң көжө» или «сүмөлөк» и ели всей аильной общиной. Во всех трапезах обязательно должно быть хлебное изделие «боорсок», оно считалось ритуальным. При благополучном исходе жиз­ненных коллизий или миновании несчастий устраивали «түлөө», пекли лепёшки на масле и раздавали соседям «тогуз токоч», «баабедин».

У кыргызов распространённым явлением были групповые угощения «шерне», «үлүш», «жоро», «деңгене», «баш таңмай». Обычаи, обряды и материальная культура кыргызского народа определяют его национально-этни­ческую особенность. В условиях традиционного общества они имели решающее значение.

В Кыргызстане сегодня проживают пред­ставители более 90 национальностей [9]. Неуди­вительно, что разнообразная мультиэтническая среда оказала влияние на ассортимент нацио­нальных блюд и напитков, в частности, на основе кыргызских, русских, дунганских, уз­бекских и корейских кулинарных традиций. Так, сегодня почти все народы Центральной Азии считают своими такие блюда как бешбармак, манты, плов, лагман, самса и др., добавляя в них новые ингридиенты, характерные для той или иной национальной кухни.

Любое угощение в кыргызской семье начи­нается с чая - черного или зеленого, с молоком или сливками, с топленым маслом и медом, с восточными сладостями. За этим стоит разумная многовековая традиция [10]. Усталый путе­шественник-кочевник первым делом хочет пить. Ничто лучше чая не утоляет жажду с дороги. В Кыргызстане поклонники ароматного травяного чая будут приятно удивлены разнообразием полезных для здоровья растений. Добавленный в черный чай или кофе кыргызский бальзам «Арашан», изготовленный из настоя целебных 40 трав предгорий Ала-Тоо, заметно повысит тонус и укрепит здоровье путешественников.

Принимая во внимание благоприятные кли­матические  особенности,  изумительную при­роду, традиционное гостеприимство кыргыз­ского народа, уникальные объекты материаль­ной и духовной культуры, некоторые из которых вошли в Список Всемирного культурного наследия человечества, у Кыргызстана есть все шансы стать лидером в туризме Центральной Азии. Историко-культурные ресурсы этни­ческого туризма, одной из составляющих кото­рого является рассмотренный в статье гастро­номический туризм, также способны внести свою положительную лепту в развитие туризма в Кыргызской Республике.

 

Литературы

  1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. URL: tourlib.net/books tourism/babkin01.htm.
  2. Виды гастротуризма. URL: gastrotur.ru /gastronomicheskiy-turizm/vidi-gastroturizma.
  3. Там же.
  4. Тагаева В. Исконно кыргызские блюда. - Бишкек, 2006.
  5. Национальная кухня. URL:
  6. kyrgyzstantravel.info/culture/cuisine-ru.htm.
  7. Касымалиев Б.Ж. Язык и символика национальных традиций. Кыргызско-русский тематический словарь обычаев и традиций кыргызского народа: Учебное пособие. - Бишкек, 2009. - С. 139-143.
  8. Там же. - С. 142-148.
  9. Там же. - С. 153-163.
  10. Социальные тенденции Кыргызской Республики.Вып. 5 - Бишкек, 2010. - С. 22.
  11. Куттубекова В.М. «Тамак ичүү системасы» маданий таануу жана этнография илимдеринде (илимий теориялык багытта)// Кыргызстан тарыхынын маселери. - Бишкек, 2009. - №.2. - 80 б. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.