Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Кипчаки и их роль в формировании казахских племен

Об участии кипчаков в этногенезе казахских племен и родов много писалось в научной литературе. Об этом свидетельствует и су­ществующее в науке одноименное собира­тельное название для всех казахских племен. Однако исследование исторических взаимо­связей требует систематизации накопившихся знаний, которые порой разбросаны по крупицам в отдельных исторических трудах.

Рассмотрим данные, подтверждающие род­ство и существовавшие издавна этнические взаимосвязи племени аргын с некоторыми племенами Среднего жуза. Это поможет пред­ставить картину возможного пребывания ар-гынов в составе крупных племенных союзов, известия о которых встречаются в источниках.

О связи некоторых аргынских родов с кипчаками свидетельствует единая с ними там­га. Так, например, известно, что тамга племени кыпчак - это одна или две косые линии (/; //). Тамговый знак // имел и аргынский род кан-жыгалы и ряд других тюркских племен, чьи этнические судьбы были связаны с кипчаками. Объективное объяснение существованию подоб­ной связи находим у исследователя К.Шаниязова. «Каждое племя или древний род, вхо­дивший в данный союз племен, имел свою племенную или родовую тамгу. При этом, видимо, за основу бралась общеплеменная тамга или тамга, господствующая в данном союзе племен. Таким племенем в Дешт-и Кипчаке с середины Х до 30-40-х гг. ХШ в. и с ХУ в. до середины ХУН в. были кипчаки. Следовательно, основой тамговых знаков, входивших в кип­чакские союзы племен, являлась кипчакская тамга /. Выделившись из кипчакского союза, племена или новые племенные союзы, вероятно, брали за основу прежнюю тамгу, внеся в нее некоторые изменения».[1, c.152]

Если обратиться к периоду, предшество­вавшему монгольскому завоеванию, можно предположить, что аргыны, как и многие тюркоязычные племена находились в составе кипчакской конфедерации племен. Н.Аристов, обосновывая смешанный состав аргынского племени, приводит следующие данные в пользу этого положения. Так, исследуя родовой состав найманов, киреев, кипчаков, он проводит следующие параллели между этими племенами и  племенем  аргын:   в  составе  каждого из указанных племен нашлись роды с одним и тем же названием, как, например, род тертоул у аргынов и найманов. В этой связи Н.Аристов писал: «Род тертоул имеется, как увидим ниже,в племени аргын. Так как тамга рода тертоул в Тургайской области есть два круга (ики куз, два глаза), т.е. именно тамга аргынов, то и тарба-гатайские тертоулы может быть аргыны, отстав­шие от главной массы племени, подавшейся далеко на запад. Об этих тертоулах на китайской границе упоминает в своем «Описании средней орды» (1785 г.) капитан Андреев: «волость акбарак акбулат дертаул, в которой прежде был старшина Карабаш Иметюбыт, а по смерти его Жошанбий; подвластных онаго кибиток до 600».

По вышеупомянутым рукописным семипа­латинским сведениям 1866 года, тертоулы считали себя особым от байджигитов родом и разделялись на отделения токан (1.000 киб.), тогуз (800 киб.) и тузакчи (600 киб.), всего 2400 киб. - А.А.Ивановский, занимавшийся антро­пологическими исследованиями в Зайсанском уезде и Тарбагатайском округе, приводит у «тертоулов» еще четвертое отделение джаныбек и подотделения всех четырех; его сведения причисляют тертоулов к зайсанским найманам, которых названы еще три деления ак-найман, джал и мам-бед («Этнографическое обозрение»,книжка 26, 1895 г., стр.60)».[2, c.83-84]

С кипчаками и кереями Н.Аристов со­поставляет у аргынов тамги отдельных под-родов, что позволило русскому исследователю определить этническую близость аргынов к крупным племенам Среднего жуза. Но, изучая взаимосвязи племен Среднего жуза между собой, Н.Аристов приводит одновременно све­дения, свидетельствующие о существовании исторических связей их и с другими тюркскими племенами.

«Из сведений (к сожалению не достаточно полных) о родовом составе волостей акмолин­ского уезда (акмолинской области) по переписи 1895 года, сообщенных мне А.И.Троицким, видно, что в нуринской волости с кувандыкским родом темеш помещается род тюртогул, имеющий общеаргынскую тамгу (два круга); из отделений этой волости заметим кыргыз и бопы. Любопытны далее в Спасской волости (ку-вандык, род мурат) отделения салия (сравн. с sa-li-ya, старейшина Nien-ba-en, который по «Гинь-ши» в 1160-1190 гг. искал помощи чжурч-женьского императора против кара-кида-ней, совместно с Bogu старейшиною рода канглы...) и баяу (сравн. с Bo-ya-wu, родом канглов, по биографиям, помещенным в «Юань-ши».). Момунский род канджигалы в Кор-жункульской и Еременской волостях отличается особым типом лица и имеет тамгу кипчаков 11 ; в последней волости отделения коскельды, кыл­дигаръ, оюмъ, кама и джапар. Из момунских же родов куланъ-кипчакъ (Ишимская волость) и боштунъ-кипчакъ (акмолинская волость) тамгу имеют общекипчакскую, а род кирей (мун-чактинская волость отделения ак-сары, кур-сары и козы, и Кызыл-таракская волость отделения бурасъ, курманъ, кур-сары, бискара, джебике и толке) сохраняет общекиреевский крест. В чирубай-нуринской волости (кувандыкский род кареке) есть отделения ток-бура, ак-бура, чучакъ, баргана, кенджигары и агысъ-нурбай. Вообще аргынское племя оправдывает значение своего имени, будучи действительно смесью киреевских, найманских, кипчакских и т.д. частицъ».[2, c.92-93]

Далее, перечисляя вслед за арабскими источниками племена кипчаков, Н.Аристов идентифицирует некоторые из них с родами аргынов. Так, кипчакское племя буржоглы - это, по мнению исследователя, аргынский род боршы, дурут - это аргынский род тертоул (дюрт-огул или оглы по Н.А.), анджоглы -аргынский род канджигалы.[2, c.93] С этим мнением вполне солидаризируется высказы­вание ученого- исследователя этнической исто­рии узбекского народа К.Шаниязова, который приводит интересные для нас сведения об участии кипчаков в этногенезе родственных казахам, тюркских народов Средней Азии. Так, он называет племенные образования сары-кипчак - алты- ата, канжигалы. «Племенное объединение «йигирма торт ота» нуратинских туркмен делилось на четыре племени, каждое из которых называлось алты-ата: алты-ата канжигалы».

Род канжигалы еще в ХШ-ХГУ вв. входил в кипчакское объединение. «.потомки кипчаков живут на территории Хорезма. По данным К.Л.Задыхиной, кипчаки Хорезма объединялись под названием «сегиз уруг кипчак» (8 родов кипчаков): канглы - канжигалы. названия ряда родовых делений кипчаков Хорезма (кан-жигалы, .) совпадают с названиями кипчаков долины Зарафшана, что свидетельствует об их общем происхождении».[1, c.127, 132]

У каракалпакских кипчаков также имеется племя алты-ата, в которое входит и род канжигалы. По поводу того, что аргынский род канжыгалы имеет кипчакские корни, вряд ли приходится сомневаться. Все кыпчакские ро­довые группы в составе узбекского и кара­калпакского народов имеют почти без исклю­чения отделение канжыгалы. Так, К.Шаниязов пишет, что «В долине Зерафшана... в конце ХЬХ -  начале  ХХ  вв.  жили следующие группы узбеков-кипчаков: парча-кипчак (канжигалы), сары-кипчак (канжигалы), кипчак-сарай (кан-жигалы)— тури (жаша, руда, киртмыш). Родовая группа парча-кыпчак расселялась в селениях . Каракесек; сарай-кипчак. в селениях. Кан-жигалы».[1, c.123-124, 125]

Н.Аристов также указывал: «Род канджи-галы имеется в узбекском племени кытай-кыпчак отдела кытай (обитали в долине Зе-рафшана по сведениям В.Радлова)». Оседлые туркмены в Узбекистане, в составе которых имеется род канджигалы., живущие на севере в горном нуратинском округе.считают себя принадлежащими к племени юйсунь.Большой орды».[2, c.149, 432, 150] Узбеки Ходжентского уезда Джизакского района имеют род канджи-галы. Отделение канжыгалы имеется и у объединения курама.[2, c.114]

Известный исследователь С.Толстов, обра­щая внимание на родовой состав нуратинских туркмен и указывая на имеющийся в этом составе крупный род канжигалы, определял этническую взаимосвязь их с каракалпаками и узбеками.[3, c.97] Мы же можем здесь лишь дополнить, что этнические взаимосвязи, по-видимому, у нуратинских туркмен имеются и с казахами.

История VII-VIII вв. свидетельствует о контактах племени басмыл с карлуками. Эти племена, которых Махмуд Кашгарский называет также туркменами. По мнению С.Ахинжанова, именно с момента миграции тюркских племен кипчаки изменили зимние места кочевок и перенесли с Семиречья в низовья Сыр-Дарьи. А так как карлуки в Семиречье располагались с VIII в., то контакт их, по мнению ученого, с кипчаками был неизбежен.

В этом отношении у В. Бартольда читаем следующее: «Из сочинения персидского исто­рика Бейхаки мы знаем, что кипчаки задолго до сочинения Махмуда Кашгарского доходили на юг до границ областей ислама и были соседями Хорезма. К движению кипчаков на юг от­носятся, по-видимому, слова Махмуда о какой-то турецкой народности булак или эльке-булак, уведенной в плен кипчаками, но потом, с божьей помощью, освободившейся из этого плена.».[4, c.98] С переменой этнической ситуации в ХІ в. степь, называвшаяся ранее «огузской» получила наименование кипчакской.

Отражением существования карлукского этнического компонента среди кипчаков яв­ляется, по мнению С.Ахинжанова, название половецкого племени улашевичи, «являющееся одним из вариантов этнонима булак, входив­шего в состав карлукских племен».[5, c.188]

Что же касается карлуков и басмылов, то известно, что вместе с 9 племенами хойху они составили «народ одиннадцати племен». При этом, как указывали китайские источники эти «посторонние поколения - басими и гэлолу» (т.е. карлуки) всегда в военных походах шли впереди.[6, c.315] Это объединение носило характер политического союза. Т.о. ранняя история племени аргын очень тесно была связана с карлукским объединением.

Политическая история раннего средне­вековья связывает карлуков и с басмылами. После описанных средневековыми авторами событий ХІ в., некоторые исследователи связывали дальнейшую судьбу басмылов с восточной группой шары, которая как известно, оторвавшись от основной массы племени, подалась на восток.

«По данным источников, в ХІ веке одна из групп шары отделилась от основной группы, мигрирующих на запад кыпчакских племен, и переселилась в Таласскую долину. Затем, боясь обрезания, ушла в восточные пределы Кара-ханидского государства. Здесь они, включив в свой состав племена басмылов, чумулов, ябагу, переселялись в Семиречье.

В эпоху кара китаев и монголов басмылы уже не представляли какую-либо политическую силу, как прежде, что говорит об окончательной утере   ими   политической независимости».[7,c.166]

Об этой группе племен, т.е. восточной группе шары упоминается в период кара-киданей у Н.Аристова, который называет их Sa-li-ya (сер. ХІІ в.) и сообщает, что они вместе с племенами канглы просились в подданство к Чжурчженям.[8, c.288] Исследователь ранней истории кыргызов Т.Акеров также считает, что речь шла о племенах, обитавших в восточных пределах Караханидского каганата, где по соседству с чигилями располагались две области Шары (Sa-li-ya) и Бугу. Первая из них была образована кыпчаками шары, которые в ХІ в. смешались с басмылами».[7, c.130]

Монгольское завоевание повлекло за собой не только миграцию племен, но и объединение некоторых племен в целях защиты своих территорий и образование новых племенных союзов, «появление новых этнонимов». В этом смысле, как отмечал известный этнограф М.Муканов, «носитель нового этнонима, в данном случае аргыны, был, несомненно новой этнической   общностью,   новым племенным союзом. «.новый племенной союз был «многочисленным», «многим» и соседние пле­мена вполне могли дать ему соответственно название «arqun». Так носитель, объект этно­нима, состоящий из различных по своему про­исхождению родов, в силу своей многочис­ленности стал известен в истории казахов как племя аргын».[9, c.49]

Интересно сообщение Р.Г.Кузеева о баш­кирском племени кыпчак, в котором присут­ствует род джете-уру, который по словам исследователя «этнически восходит к казах­скому роду Жетыру Малого жуза». И далее, передает Р.Кузеев рассказ П.Небольсина о том, что «башкирцы Джидиру . потомки несколь­ких семей киргизов кыпчацкого рода, с весьма давних времен перешедших из Сибири через Урал и вступивших в родственные связи с башкирцами».[10, c.116] Таким образом, можно на этом основании сказать, что предки пле­менного союза Жетыру, действительно нахо­дились в составе кыпчакского союза ХЬХШ в.в. и косвенным свидетельством тому может служить наличие одноименного рода среди башкир, предки которого, по всей видимости, перешли с территории средневекового Ка­захстана. «С момента миграции в Приуралье и на Южный Урал они (кыпчаки - Х.Г.) пред­ставляли собой не племя, а совокупность родов и родовых групп, этническая история которых восходила к средневековому Дешт-и-Кипчаку . В то же время род джете-уру исторически и этнически тесно связан с племенами Дешт-и-Кипчака».[10, c.113, 115] Основываясь на теоретическом выводе известного ученого Р.Кузеева о том, что «многоступенчатая и подвижная родоплеменная структура тюркских кочевников, опирающаяся на принципы преемственности и генеалогической связи, была своеобразным механизмом устойчивой трансля­ции из эпохи древности и средневековья многих атрибутов родоплеменной жизни, в первую очередь этнонимов и тамг»[10, c.118], позволяет составе кыпчакского союза многих тюркских племен, история которых с начала второго тысячелетия н.э. была, очевидно, тесно связана с территорией Западного Казахстана.

 

Литература

  1. Шаниязов К. К этнической истории узбекского на­рода. - Таш., 1974.

  2. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюрк­ских племен и народностей и сведения об их числен-ности//Живая старина. - СПб., 1897.- Вып.3-4.

  3. Толстов С.П. Города гузов//Советская этнография. - М., 1947. - №3.

  4. Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии// Бартольд В.В. Соч.- М.,1968. - Т.5.

  5. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневе­кового Казахстана. - Алма-Ата, 1989.

  6. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитав­ших в Средней Азии в древние времена. - Алматы, 1998. - Т.1.

  7. Акеров Т. Древние кыргызы и Великая степь (по следам древнекыргызских цивилизаций). - Бишкек, 2005.

  8. Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. - Бишкек, 2001.

  9. Муканов М. Этнический состав и расселение ка­захов Среднего жуза. - Алма-Ата, 1974.

  10. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа.М., 1974.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.