Актуальность темы исследования обусловлена высокой зависимостью Казахстана от экспорта сырья, так как это делает республику уязвимой перед угрозой потерь бюджета, связанных с использованием экспортерами трансфертных цен. Вопросы трансфертного ценообразования являются настоящим камнем преткновения во взаимоотношениях налогоплательщиков и уполномоченных органов. Эффективный государственный контроль над трансфертным ценообразованием является одним из ключевых инструментов обеспечения экономической безопасности страны. Доля сырья в общем объеме казахстанского экспорта неуклонно увеличивается все последние годы. Потери государственного бюджета Республики Казахстан возникают в связи с тем, что компании используют трансфертные цены с целью минимизации налоговых платежей в республике.
Для начала разберемся, что такое трансфертное ценообразование? Международная организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) дает следующее определение трансфертной цены: это цена, по которой компания предоставляет (продает) товары или нематериальную собственность, или услуги ассоциированной компании (связанной стороне).
Бизнес-структуры, транснациональные компании используют возможность управления трансфертными ценами в своих интересах. Схема работает просто: производственные компании поставляют продукцию по трансфертной цене, которая намного ниже рыночной, родственным сбытовым компаниям, зарегистрированным в оффшорной зоне (иностранной или внутренней). Сбытовики реализуют товар по рыночной цене, получая сверхприбыль, с которой не платятся налоги. По данным журнала «The Economist» на базе трансфертных цен сегодня осуществляется 30-50% мирового экспорта товаров и услуг. Используя механизм трансфертных цен, транснациональные корпорации добиваются снижения налоговой нагрузки в среднем на 10-15% [1]. К примеру, в сделках со связанными сторонами компании могут искусственно занижать экспортные цены на нефть, если в стране, откуда экспортируется нефть, налог на доход значительно выше, чем в стране, куда она импортируется. Закон о трансфертном ценообразовании позволяет уличить бизнес-структуры в занижении налоговых обязательств посредством злоупотребления трансфертными ценами и взыскать в госбюджет недоплаченные суммы.
С конца 1990-х годов правительство Казахстана принимает меры по решению данной проблемы на законодательному уровне. Первоначально положения о государственном контроле за применением трансфертных цен были включены в состав Налогового кодекса, в 2001 году был принят Закон Республики Казахстан N136 II от 5 января 2001 года «О государственном контроле при применении трансфертных цен» [2], с 1 января 2009 года в действие был введен Закон Республики Казахстан № 67-IV «О трансфертном ценообразовании» действующий и в настоящее время [3].
Между тем накопленный опыт налоговых и таможенных органов по проведению мониторинга сделок и проверок по трансфертному ценообразованию показал, что возникла необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство по трансфертному ценообразованию с целью совершенствования механизма администрирования трансфертного ценообразования. В связи с этим в Закон Республики Казахстан № 67-IV «О трансфертном ценообразовании» были внесены поправки, которые вступили в силу 1 января 2010 года [3].
Несмотря на проделанную работу по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы трансфертного ценообразования, в законодательстве Казахстана существуют серьезные пробелы, в связи с тем, что в Казахстане не действуют международные принципы регулирования трансфертного ценообразования. Во многих странах мира государственное регулирование вопросов трансфертного ценообразования основывается на принципах, которые подробно изложены в директивах ОЭСР. В директивах ОЭСР по трансфертному ценообразованию, конечно, прописаны не все нюансы, и многое остается на усмотрение законодателей и налоговых администраций в каждой отдельной стране. Однако принятие основополагающих принципов ОЭСР сняло бы множество вопросов.
Казахстанская практика противоречит даже самому определению трансфертной цены, принятому в мировой практике. Так, по определению ОЭСР, это цена купли-продажи товаров, нематериальных активов или услуг между ассоциированными (связными) компаниями. Причем такая цена, вполне может соответствовать рыночной цене. Согласно ст. 2 Закона Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» трансфертная цена – это цена, которая формируется между взаимосвязанными сторонами и (или) отличается от объективно формирующейся рыночной цены с учетом диапазона цен при совершении сделок между независимыми сторонами. В странах, где регулирование трансфертного ценообразования основывается на принципах ОЭСР, компаниям относительно несложно доказать, что цена в сделке со связной стороной является рыночной. Для этого, к примеру, предъявляются данные по ценам, которые компания использовала в сопоставимых сделках с несвязанными сторонами (при этом сопоставимыми должны быть множество факторов: спецификация и качество товара, различные условия и обстоятельства сделки, функции и риски, которые принимают на себя стороны сделки и т.д.). Если цены в сопоставимых сделках со связанными и несвязанными сторонами совпадают, то цена сделки со связанной стороной считается рыночной.
Налоговые органы оппонируют: выявить и доказать ассоциированность компаний достаточно сложно, можно построить такую цепочку промежуточных фирм, что разобраться будет очень сложно. Поэтому налоговые органы считают, что следует проверять все сделки. Проверка всех сделок требует больших затрат и времени. Однако в мировой практике есть способы разрешения этого противоречия, без лишних и немалых затрат. К примеру, в международных стандартах финансовой отчетности (МФСО), к которым сейчас переходит и Казахстан, прописано обязательство для компаний - раскрывать ассоциированные структуры. Можно использовать и другие способы, чтобы обязать компании сообщать о связности компаний и установить ответственность за нарушение этого пункта. Кроме того, налоговые органы всегда могут воспользоваться правом получения информации о связанности компаний в соответствии с налоговыми конвенциями. Казахстан в настоящее время заключил конвенции с 37 странами.
Согласно Закону Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года проверки могут проводиться по всем сделкам, таким образом, и налоговый комитет, и компании тратят множество сил и времени. Во-вторых, нет возможности просто доказать, что использовалась рыночная цена, нельзя использовать обыкновенное сравнение сделки со связной стороной и независимой. Потому что проверяют и ту, и другую сделку. В-третьих, время, деньги и силы уходят на рассмотрение споров в суде. В-четвертых, для доказательства того, что цена была рыночной, нередко требуется представить документы и данные от независимых компаний-контрагентов. А эта информация во многих случаях является коммерческой тайной. Добиться получения такой информации, как правило, можно только от связных компаний.
Еще одна сложность это нулевой порог допустимого отклонения цены сделки от рыночной цены для некоторых категорий сделок, в том числе для сделок со связанными компаниями. В законе детально не прописано, как именно следует рассчитывать рыночную цену. Но когда перейдут, к примеру, на услуги, определить рыночную цену будет намного сложней. И нулевая погрешность, которую допускает закон, может привести в суд очень многие компании, в том числе честных налогоплательщиков. Так что необходимо внести поправки, по которым для всех видов сделок допустимым будет хоть какое-то отклонение от условной эталонной рыночной цены.
Так же хотелось бы упомянуть о поправках, внесенных в Закон РК «О трансфертном ценообразовании». Теперь с 1 января 2010 года в Закон внесли поправку в части того, что контролю подлежат международные деловые операции и к этим сделкам относятся экспорт и импорт товаров. В Закон внесено понятие котировальный период, то есть период ценообразования, который составляет не более тридцати календарных последовательных дней за которые опубликованы котировки цен на бирже, установленный в контракте на реализацию товара (работы, услуги), в течение которого, в соответствии с условиями сделки сторонами сделки определяется среднеарифметическое значение среднеарифметических ежедневных котировок цен на соответствующие биржевые товары (работы, услуги), а также небиржевые товары, цены на которые привязаны к котировкам на биржевые товары.
При реализации биржевого товара, предоставляется котировальный период 30 календарных дней. Котировальный период рассчитывается как среднеарифметическое значение среднеарифметических ежедневных котировок цен. При реализации небиржевого товара, который не привязан к биржевому товару, период определения рыночной цены будет являться один день, то есть получается противоречивая ситуация. Какой-либо информация о рыночных ценах на товары, которые не котируются на биржах нет, то есть аналогичных поставщиков нет, и при этом, периодом определения рыночной цены оставлен один день, то есть внесенные поправки благоприятны не для всех экспортеров или импортеров.
Что же касательно услуг, работ. Биржи не публикуют ни экспедиторские услуги, ни монтажные работы. Например, заключая договор на приобретение 1 января, а услуга будет получена 25 января, то сроком определения рыночной стоимости остается прежний срок, то есть 25 января.
Кроме того, есть много непонятных аспектов и по другим товарам. Согласно статье 2 Закона котировальным периодом является 30 календарных дней, а статья 13 Закона гласит:
- по биржевым товарам, за исключением нефти, - не более 30 календарных дней до даты перехода права собственности и не более 30 календарных дней после даты перехода права собственности, т.е. можно применять 60 дней.
- по небиржевым товарам, цены на которые привязаны к котировкам на биржевые товары, - не более 30 календарных дней до даты перехода права собственности покупателю и не более 60 календарных дней после даты перехода права собственности, т.е. можно применять 90 дней.
Получается, если Вы примените 35 дней котировального периода, то применение данного котировального периода идет в нарушения статьи 2 Закона, но не в нарушение статьи 13 Закона, из чего следует, что Налоговые органы на свое усмотрение будут определять, является ли данный котировальный период трансфертным или нет, так как одна статья позволяет это, а другая нет.
В статье 7 Закона затронуты вопросы по поводу отчетности и документация по мониторингу сделок. В данной статье определено, что участники сделок должны предоставить в уполномоченные органы информацию о марже, комиссионном (агентском) вознаграждении торгового брокера, трейдера или агента либо, компенсации за выполнение ими торгово-посреднических функций. При этом, участник сделки предоставляет информацию, раскрывающую составляющие маржи, если такая информация доступна участникам сделки, и в случае, если маржа включает в себя комиссионное (агентское) вознаграждение торгового брокера, трейдера или агента, либо компенсацию за выполнение торгово-посреднических функций, уполномоченными органами эти составляющие не учитываются при осуществлении контроля. Весьма сложно утверждать включает ли в себя маржа вознаграждение торгового брокера (трейдера, агента) или выполнение торгово-посреднических функций, так как покупатель определяет данные статьи одной цифрой в дифференциале. Уполномоченные органам необходимо будет разделять статью расходов по марже на несколько статей. Это весьма проблематично.
Законодателям необходимо руководствоваться основными целями законодательства по трансфертному ценообразованию предотвращение потерь государственного бюджета РК в международных деловых операциях, а также защита экономических интересов и национальной безопасности РК. Поэтому необходимо совершенствование методов и порядка контроля при применении трансфертных цен. Поправки в закон, которые конкретизируют условия возникновения контроля при применении трансфертных цен, а также непосредственный механизм его осуществления для устранения разночтений при применении отдельных положений законодательства по трансфертному ценообразованию позволит достигнуть этих целей. Также путем усиления государственного контроля при применении трансфертных цен будет предотвращена потеря государственного бюджета в международных деловых операциях.
Решение вопросов по трансфертному ценообразованию позволит устранить препятствия на пути формирования системы эффективной международной торговли и поможет избежать создания предпосылок для двойного налогообложения при экспорте казахстанских товаров.
Список литературы:
- Журнал The Economist «Механизм трансфертных цен» Декабрь, 2010.
- Налоговый кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2011 г.).
- Закон РК «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года № 67-IV
- Инструкция к Закону РК «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года № 67-IV.
- Закон Республики Казахстан N 136-II от 5 января 2001 года «О государственном контроле при применении трансфертных цен».
- Комментарий к Закону Республики Казахстан «О государственном контроле при применении трансфертных цен» N 136-II от 5 января 2001 года.
- «О государственном контроле при применении трансфертных цен» (Порохов Е.В., Бабкин С.Б., Анисимов В.А, Алматы 2001 год).
- Интернет материалы конференции «Актуальные вопросы трансфертного ценообразования в Республике Казахстан, проблемы и пути их решения» (Алматы, 2 октября 2006 г.).
- Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 марта 2009 года № 129 Об утверждении Правил о порядке взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля по вопросам трансфертного ценообразования.
- Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 12 февраля 2009 года № 63 Об утверждении Правил заключения Соглашения по применению трансфертного ценообразования.