Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Человек, мораль, религия в практике дискурсов

В статье поднимаются проблемы методологии антропологии, направленность дискурса о человеке, самопонимание человека, проблематика трансцендентального. Дискурс осознается как осо­бый феномен, как сложное, системное образование, как многоаспектная и многоуровневая сущность. В современную эпоху формируются дискурсы социальных институтов, или институциональные дис­курсы (научный, педагогический, религиозный, художественно-эстетический, юридический, полити­ческий, массмедийный и т.п.), объективирующие в совокупности порождаемых и транслируемых ими текстов, определенный тип сознания, обозначенный или обобщенный в социальной цели института и, соответственно, в корневом опорном, базовом, ключевом концепте дискурса.

Человек и человеческое издавна привлекают внимание философов еще с времен античности. Если обратить внимание не только на форму, но и на содержание, то обнаружатся различные дис­курсы о человеке. Так, в системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологи­ческой эволюции - вид Homo sapiens, то как субъ­ект и объект исторического процесса - личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определен­ным диапазоном изменчивости, то имеет исследо­вание человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе «человек - машина», как субъекта по­знания, коммуникации и управления, как пред­мета воспитания и т. д. Так, в известной работе Э. Кассирера «Эссе о человеке» выявлены три, не только не стыкующиеся, но прямо исключаю­щие друг друга различные дисциплины: религия, философия и наука, каждая из которых по-своему понимает человека. В религии он представлен как не совсем удачная креатура Бога, как существо глубоко переживающее собственное несовершен­ство, и в силу своего страдания способное про­щать грехи других людей. Философия исходит из разумности, свободы, автономности познающего Я, которое овладевает действительным миром сначала в сознании, а затем практически. Наука, наоборот, исходит из того, что человек хотя и за­вершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эво­люции. Эти три принципиальные подхода к опре­делению человека в свою очередь внутри самих дисциплин, если взять их в процессе историче­ского становления, разбиваются на столь много­образные дискурсы.

Истоки современного понятия дискурса вос­ходят к трансцендентальному повороту в фило­софии Нового времени. И. Кант создал транс­цендентальный метод как условие возможности опыта, в котором категории пространства, вре­мени и разума выступают априорными параме­трами конституирования явлений. Этот мето­дологический сдвиг способствовал выработке когнитивной установки не на факты, а на условия их возможности. Исходная посылка трансцен­дентального метода гласит: наблюдение, мышле­ние и действие зависит от структуры смыслового поля, предшествующего фактам.

Однако есть принципиальные различия меж­ду классическим трансцендентализмом и совре­менными теориями дискурса: у И. Канта сфера a priori конституирует базисную структуру раз­ума и не зависит от истории. Современные тео­рии исследуют исторически изменчивые сферы дискурса: граница эмпирического и трансцен­дентального постоянно передвигается. Какие следствия повлекли эти посылки и установки для современного анализа человека - таков глав­ный предмет данной статьи.

Все возрастающее многообразие аспектов че-ловекознания - специфическое явление. Человек как предмет познания современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его при­ложениями к различным областям общественной практики. Эти приложения связаны с так назы­ваемыми человеческими факторами в промыш­ленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народным хозяйством, транспортом, строительством и т. д. На основе учета такого рода факторов достигаются науч­ная организация труда, оптимизация управления и массового обслуживания населения, повыше­ние эффективности воспитания и образования, лечения и профилактики заболеваний, особен­но нервно-психических и сердечно сосудистых, в наибольшей мере зависящих от человеческих взаимоотношений. В настоящее время склады­вается сложно разветвленная система теоретиче­ского и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ре­сурсами, освоение космоса и т. д.

Для социального прогнозирования необходи­мы научные знания о резервах и ресурсах самого человеческого развития, об истинных потенциа­лах этого развития, еще крайне недостаточно ис­пользующихся обществом. Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению прогресса в этой области уже в на­стоящее время жизнь обогащается более эффек­тивными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здраво­охранения, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует струк­туре человеческого развития.

Что такое человек? Почему этот вопрос оста­ется настолько мучительным, не дает успокое­ния? О чем же этот вопрос, если сегодня мы по­нимаем, что человек не является ни идеей, ни сущностью, ни бытием? Преодолев ощущение несовершенства и греховности, отказавшись от амбиций классики, что ищем мы сегодня в чело­веке и человеческом?

После долгих усилий, завершившихся нако­нец достаточно надежными знаниями, раскры­вающими человека во всех его аспектах, кажется не должно быть неразрешимых проблем. Когда во всех университетах открылись кафедры ан­тропологии и производство дискурса о нем по­ставлено на поток, то должен резко снизиться запрос на философскую продукцию на тему о человеке и тем более не остаться места для раз­ного рода маргинальных рассуждений, которые из-за господства официальной точки зрения ка­жутся привлекательными.

Многочисленность и легкость возникновения новых «антропологий», своеобразная мода на антропологию свидетельствует о новой смене парадигм в европейском научно-гуманитарном сознании: ориентация на безличные «структу­ры», «топики» и «интертекстуальность» заменя­ется обращением к «субъективности», «актив­ности индивида», «авторству» и т.д. Вероятно, отчасти это можно объяснить большой степе­нью исчерпанности прежней, условно говоря, «структурной» парадигмы (сюда можно отности и постструктурализм и постмодернизм).

Но говорить об однолинейной смене пара­дигм в гуманитарном знании конца XX века не приходится - этот процесс весьма неоднозначен. Наиболее «прозрачными», пожалуй, изменения в философии, или, скорее, в общегуманитарной идеологии. Структурализм, постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм - все эти гу­манитарные методологии и идеологии конца XX века провозглашают «смерть автора», «смерть человека», на смену которому приходят «струк­туры», «риторические фигуры», «надличност­ный язык». Разворачивается резкая критика ан­тропологического подхода в целом.

В этой критике указывалось на норматив­ность философской антропологии, которая, рисуя подлинный «образ человека», трактует социаль­ную норму как цель действий человека (М. Хорк-хеймер), на универсализм ее программы и при­тязания этого направления на власть (М. Фуко, Ж. Деррида), на его идеологическую ангажиро­ванность (Т. Адорно, В. Лох), на недостаточное внимание к «антропологическим различиям» (Кампер) и т. д.

Представитель Франкфуртской школы Т. Адорно в своем критическом памфлете о философии М. Хайдеггера заявляет, что идео­логия человека - это «идеология дегуманизации»;

Б. Вильмс пишет, что антропология свидетель­ствует о нищете современного субъекта;

В. Фи­шер подчеркивает опасность субъективизма, которая связана, по его мнению, с философской антропологией и антропологической ориентаци­ей в социальной мысли.

В ходе этого дискурса в философской антро­пологии произошел сдвиг проблематики в транс-ценденталистскую плоскость, - то есть пло­скость рассуждений о возможностях и границах антропологического знания вообще. В области философии лингвистически и филологически ориентированные методы, казалось, надолго отодвинули на задний план «субъективистскую», антропологическую парадигму, однако в других гуманитарных областях происходили сложные и пока не до конца отрефлексированные историка­ми науки процессы. Так, постструктуралисткая критика логоцентризма весьма сильно затронула область исторического знания, но при этом «ан­тропологическая» составляющая явилась едва ли не самым важным пластом новых историче­ских методов с 70-х - начала 80-х годов.

Как бы то ни было, по-прежнему остается глубокое беспокойство о том, верно ли понят сам предмет наук о человеке. Ведутся ли поиски в правильном направлении, когда сводят челове­ка к результату эволюции природы или к собе­седнику Бога, к носителю разума, познающему субъекту или к исполнителю ценностей, мораль­ному существу? Сегодня не желательно ограни­чивать смысл своего существования заданными природными или моральными параметрами, как его и в познании. Дело не столько держаться тра­диции, сколько испытание ее на прочность, не столько поиск ответа о сущности человеческого, сколько попытка трансформировать сам вопрос. Не стоит преувеличивать опасность такого рода сомнений и изменений. Как правило, они оказы­ваются не столь уж глубокими. Конечно, история дает примеры того, как удачно сформулирован­ное самопонимание становилось основой фун­даментальных общественных движений, не все из которых кажутся нам сегодня правильными. Это вызывает опасения в том, что отказ от идеи человека повлечет за собой обвал всех опираю­щихся на нее ценностей. Нередко приводится в пример Ницше, который выдвинул тезис о смер­ти Бога и которого обвиняют в распространении нигилизма. Думается, такое мнение неоснова­тельно. Не немецкие философы и не кто-либо другой виновники нигилизма, они лишь приня­ли всерьез нечто существующее независимо от них и попытались понять его причину. Ницше, Достоевский увидели ее в христианской морали, которую обычно считают опорой социального и нравственного порядка. И если уж кажущаяся безусловной духовность может оказаться при­чиной упадка жизни, то почему же нельзя запо­дозрить и наши благие и возвышенные мнения о самих себе. Не в них ли причина тех бед, от которых сами страдаем.

Сегодня уже нельзя обвинить природу в том, что она наделила нас чудовищной агрессивно­стью, или Бога в том, что он допустил, создавая нас, какую-то промашку. Мыслители вынужде­ны искать причины собственных неудач в самих себе. Но что считать удачей или неудачей? В попытках преодоления и отрицания часто пере­ворачиваем ценности, но не всегда способны осмыслить и тем более пересмотреть границу «плохого» и «хорошего». Вот в чем сегодня со­стоит философская проблема человека: в анали­зе границ и различий, при помощи которых мы отделяем истинное от ложного, доброе от злого, красивое от некрасивого и т. п. И следует быть осторожным при оценке негативной или пози­тивной роли тех, кто переступает или теоретиче­ски пересматривает эти границы. Сегодня счита­ется, что величие философов, святых и ученых создаем мы сами, когда доверяем им и следуем за ними, они же действовали спонтанно и слу­чайно в соответствии с той ситуацией, в которой жили. Это не согласуется с прежним самопони­манием великих, которые верили, что призваны свыше. Люди уже не верят в это, ибо принимают существующие правила как условные, и мирятся с тем, что в одной ситуации человек добрый и красивый, а другой - злой и некрасивый. Поэ­тому нет окончательно верного универсального дискурса о человеке. Он слагается из многооб­разия практик и их самоописаний, и в нем есть место не только условному, но и безусловному, не только относительному, но и абсолютному. Не следует разрушать то, что чем-то и как-то помо­гает людям выживать.

Это относится не только к философам, кото­рые давно уже отказались от прямых советов о том, как жить и в чем смысл жизни, вообще от древнего искусства наставлений и поучений. Се­годня разного рода специалисты, эксперты, кон­сультанты и психотерапевты дают эффективные рекомендации, касающиеся здорового образа жизни, отвечают на вопросы, кто мы, зачем мы и каково наше место в мире.

В конце 90-х годов XX столетия становится, пожалуй, ясно, что безвозвратная, казалось бы, «смерть человека», провозглашенная постмодер­нистами, - всего лишь временное «отступление» субъекта. Методы гуманитарных исследований, созданные в русле антисубъективистских мето­дологий, вовсе не «покончили» с человеком: их критика логоцентрического субъекта позволи­ла взглянуть на человека с новых точек зрения, обогатить и расширить область антропологического. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.