Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Анализ истоков религиозного мышления (на примере казахской культуры)

В данной статье автор с точки зрения культурфилософии рассматривает проблему рели­гиозного мышления казахской культуры, выявляет определяющие факторы религиозного мировоззре­ния, осмысливает эволюцию мифотворчества в целостности, уделяет особое внимание тенгрианству как важному фактору понимания религиозного мышления в казахской культуре, что Оно есть основа современного миропонимания, которое помогает сохранять устойчивость культурных структур как одну из различных факторов культурной идентификации.

Процессы, которые происходят в современном казахстанском обществе, побуждают интерес к проблеме социальной обусловленности религии и ее роли в обществе. Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возник­ло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих. Для раскрытия специфики религиозного сознания важно обра­титься к первым шагам, истокам мышления, ми­ропониманию как предпосылке «самопознания». Ибо религиозное мировоззрение возникает вме­сте с осознанием человеком самого себя. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию само­го себя.

Миф объединял в себе зачатки знаний, ре­лигиозных верований, политических взглядов, искусства и философии. Поиск, начатый мифо­логическим сознанием, не прекратился. Их уна­следовали две важнейшие формы мировоззре­ния - религия и философия. В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрали раз­ные пути. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой общефилософско-культурологический аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания.

В этой связи, на наш взгляд, становится все более очевидным, что этнографический матери­ал является предметом глубоких и объемных ис­следований. Особым звеном в таком направлении выступает тенгрианство, являющееся древней­шей мировой религией, возникшей в ІІІ-ІІ тыс. до н. э. Можно сказать, что оно стало основой для последующих религий. Данная религия знамену­ет собой переход от многобожия к единобожию. Всевышним выступает Тенгри как управитель всего мира. Тенгрианство по многим признакам может считаться формой национальной религии. Важнейшим культом в этой религии был культ предков, легший в основу системы ценностей, ха­рактеризующей казахскую культуру и до наших дней. «Его изучение и новое осмысление приведет к синтезу общественных, политических, социаль­ных и философских наук, которое, по-видимому, станет основой нового мировоззрения - мировоз­зрения человека ІІІ тысячелетия», - так отмечает важное место Тенгрианства для тюркских наро­дов Дастан Сарыгулов, президент фонда «Тенгир Ордо» Кыргыстана [1]. В данной работе не стоит вопрос - выявить или же проанализировать ре­лигиозное сознание, культовую деятельность ре­лигиозных организаций, а наоборот, рассмотреть религиозное мировоззрение с позиции статики, под углом зрения ответа на вопрос: «что оно со­бой представляет», «что оно есть» и «каким об­разом оно действует».

Л. Гумилев особо отмечал наличие у древних тюрок четко отработанного мировоззрения - офи­циальная идеология зиждилась на двух принципах: отрицание иной культуры и сознание собственно­го превосходства. Как свидетельствуют орхон-ские тексты, причина была в стремлении соседей к активной культурной экспансии, к навязыванию тюркам своих духовных ценностей: «у народа табгач... была речь сладка, а драгоценности мяг­кие (т.е. роскошные, изнеживающие); прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они столь сильно привлекали себе далеко (жив­шие) народы. (Те же), поселяясь вплотную, затем устраивали себе там дурное мудрование» [2, с. 336-337]. Из этого небольшого фрагмента видно, что тюрки сознательно отрицали китайскую куль­туру, так как ясно понимали негативные послед­ствия ее влияния. Думается, что эти этнокультур­ные и этнополитические идеалы также ничуть не устарели в плане прочерчивания стратегических линий нынешнего политического развития Казах­стана. Роль мировоззрения (тенгрианство) в по­литических отношениях и перспективы диалога культурной идентичности является исключитель­но важной казахстанской темой.

Реалии сегодняшнего дня все настойчивее диктуют нам, чтобы в центр изысканий была по­мещена тема выяснения истинного образа совре­менной эпохи, существа и значения, происходя­щих в ее рамках цивилизационных изменений.

Кто мы?

Куда должна двигаться национальная культура?

В чем суть глобализации и что она нам несет?

В каком направлении движется караван человеческой цивилизации?

Поиск ответов на эти вопросы становится особенно актуальным в свете культурфилософского анализа наметившихся на геополитической карте мира линий «разломов» цивилизаций. Причина же обострения подобных умонастроений заключается в том, что в общей структуре современной эпохи доминирует такая иерархия ценностей, что абсолютно все государ­ства и народности осознают себя, прежде всего, как уникальный культурно-исторический фено­мен, а уже затем как составную часть человече­ской цивилизации.

С. Хантингтон пишет: «...В мире после хо­лодной войны наиболее важные различия между людьми уже не идеологические, политические или экономические. Это культурные различия. Они идентифицируют себя с культурными груп­пами: племенами, этническими группами, рели­гиозными общинами, нациями и на самом широ­ком уровне - цивилизациями. Не определившись со своей идентичностью, люди не могут исполь­зовать политику для преследования собственных интересов» [3]. Проблема культурной идентифи­кации не обошла и Конрада Лоренца, он писал: «Привычки, которые человек воспринимает через социальную традицию, связывают его с людьми гораздо сильнее, чем любой обычай, освоенный индивидуально, и разрушение традиции сопро­вождается очень интенсивным чувством страха и стыда... С этим тесно связан и процесс, кото­рый мы называем поиском идентичности... Это и помогает сохранять устойчивость культурных структур. Попытка «скопировать» привлекатель­ные черты иной цивилизации и перенести их на свою почву обычно кончается, как отмечал Леви-Стросс, - хаосом и разрушением собственных структур. Ибо даже в самом лучшем случае на свою почву переносятся лишь верхушечные, ви­димые плоды имитируемой цивилизации, кото­рые нежизнеспособны без той культурной, фило­софской и даже религиозной основы, на которой они выросли» [4].

В западноевропейских мировоззренческих трактовках (новое время) знание приняло харак­тер сугубо рациональный, относилось к миру строгой детерминации, а вера противопоставля­лась науке, сводилась в основном к религиозной, «слепойң вере. На долгие годы в европейской культуре утвердился «гордыйй рационализм, ко­торый со временем свёл Разум к методам рацио­нального познания. Казалось, что таким методам подвластно все, в том числе и познания человека. Началось она с теории Дарвина, подвергшей со­мнению положение, что человек не был сотворен, а эволюционировал из обезьяны. Код Дарвина привнес в мир этакое «заблужденией - с какой целью, с чьей подачи и для чего? В плане глоба­лизации идей экспансии вполне возможен такой исход.

В определенной степени интересны замеча­ния Н. Бердяева: «. Христианское человечество в своей истории сначала изменило христианской истине, а потом, совершив эту измену, оно начало клеймить христианство, нападать на него, утверж­дая, что христианство не удалось. Но христиан­ство не удалось именно потому, что те, которые возражают против него, от него отступили» [5]. Но уже Паскаль, а затем Кьеркегор выразили со­мнение в возможности научного познания бытия человека. Так размышлял и И. Кант, отмечавший, что знание ограничено лишь пределами возмож­ного опыта и что «. все категории, посредством которых я пытаюсь составить себе понятие о та­ком предмете, имеет только эмпирическое приме­нение и лишены всякого смысла, если применя­ются не к объектам возможного опыта, т.е. не к чувственному миру» [6, с. 398]. К. Ясперс - один из немногих мыслителей ХХ в., который раскрыл идентичность знаний и религии. Он считает: что «вера существует только в союзе со знанием» [7]. С течением времени западноевропейские мыслите­ли осознали, что отрыв знания от веры неизбежно фиксировал разорванность бытия человека. Ибо человек и его культура определяются прогрессив­ностью центральной идеологии. Общеизвестно, что в основе человеческого лежит партикулярная субстанция божественного, что предполагает дей­ствие и соразмерность в природе глобального из­мерения.

Осмысление проблемы символообразов как факторов культурной идентификации имеет свою историю. Так, пытаясь понять генезис человека и его культуры, учеными были разработаны различ­ные теории, подходы и принципы понимания дан­ного феномена. Известный теоретик семиотики Э. Кассирер, понимая, мир человека как мир симво­лов, писал: «Символ - ключ к природе человека»: человек - это «...символами живущее, символами познающее животное» [8, с. 26]. Любое поведение человека носит символический характер, «Ребе­нок рода Homo становится человеком лишь тогда, когда он приобщается к порядку феноменов, кото­рый мы называем культурой. Ключ к этому миру, путь в него один - символ» [9, с.11].

Несмотря на то, что социально-психологи­ческий аспект проблемы религиозной идентично­сти в мировой практике достаточно разработан, системный и целостный социально-философский концепт культурной идентичности в отечествен­ной науке, с точки зрения «религиозной» (с древ­ности до наших дней), еще не сложился. Эпи­стемологический анализ понятия идентичности позволяет выявить множество смыслов термина «идентичностьң, но нас интересует проблема религиозного мировоззрения, учитывая особен­ность менталитета номадической постановки. Наиболее явственно наложение этих двух значе­ний обнаруживается, когда мы применяем термин «идентичностьң к анализу мира культуры. Кант писал, что «нравственный закон имеет дело толь­ко с тем, что должно быть» [6, с. 622]. Предназна­чение человека неотделимо от свободы и природы его мысли. Народы, принявшие статутные прави­ла собственных предков, отличаются своей пре­данностью Родине и духу своей земли. Иерархия богов и ранги героев - отражение построения за­конов - становятся основой генеалогии народов.

Смысл и значение веры есть система идеологии и правил жизнеполагания огромного сообщества людей. В трактате «Антихрист» Ницше писал: «Народ, который еще верит в самого себя, име­ет также и своего собственного Бога» [10, с. 30.]. Эффективность человека - это действительность его великих богов. «Бог и боги - первые творе­ния поэтического дара человека: в них он пред­ставляет себе сущность явлений как бы исходя­щей от первопричины. Невольно он принимает за эту первопричину свое собственное человеческое существо, которым она единственно обосновыва­ется» [11, с. 532]. Великие боги рождают сильный народ, а сильный народ - гениальных людей. Ибо первые представления о человеке возникают в мифолорелигиозном сознании.

Продолжая научную традицию культуранали-тического подхода М. Вебера, Ф. Фукуяма назы­вает культуру «в сущности материнским лоном экономики». Другими словами, Ф. Фукуяма вер­но указывает на то, что даже экономическое по­ведение людей не всегда может быть выведено прямо из экономики, так как оно регулируется их духовностью, в частности, таким глубинным пла­стом общественной психологии, как менталитет. Поэтому в поисках универсальной, всеохватыва­ющей и адекватной детерминанты процессов мо­дернизации многие ученые берут за основу имен­но культуру. В связи с этим уместно вспомнить рассуждения Аристотеля о том, что достижение достатка не является для людей целью, а служит условием для достижения ими чего-то другого.

Культурная идентичность - результат развития мира культуры, т.е. отражаясь в сознании челове­ка, она осознается им в понятии своей простран­ственной идентичности, в сформировавшемся устойчивом образе родины. Структура символа направлена на то, чтобы создать целостный образ мира. Э. Фромм, обращая внимание на понима­ние культуры как самопонимание человеком себя, писал: «Язык символов по праву может считаться настоящим языком, в действительности - един­ственным универсальным языком из всех, когда-либо созданных человеком. Вопрос заключается именно в том, чтобы понимать его, а не разгады­вать, как если бы это был какой-то искусственный тайный код. Я думаю, что такое понимание важно для каждого, кто хочет глубже познать себя» [12]. Через образ общества, данный в его символах и отраженный в самосознании, человек формиру­ет свою идентичность. Тем самым функция сим­волов в процессах культурной идентификации заключается в том, что они объединяют челове­ческие общности через свои конвенциональные значения.

История тюркско-номадической цивилизации, насчитывающая три тысячелетия, характеризует­ся формированием и развитием цивилизационной идентичности ее субъектов, благодаря которой она существовала как устойчивая крупная социо­культурная система. А.Ш. Мирзабекова пишет, что кочевая цивилизация развивалась в двух на­правлениях и приобрела две формы: трансплан­тированную и амальгамную. На основе первого представители номадической цивилизации внес­ли собственные достижения в мировую сокро­вищницу культурного опыта. М. Аджи высказы­вает гипотезу о том, что, возможно, христианство, произошло от тенгрианства, которое Аттила при­нес с собой на Запад и за очень короткий период времени силой привил его на западную почву. В доказательство своей гипотезы М. Аджи приво­дит сходство теоцентризма, символов (креста) и других образов тенгрианства с чертами христиан­ства.

Самоорганизация тюркского самосознания как основы их последующей культурной иден­тификации отражается в самовыделении слов «алаш», «сақ», «қанғлы», «үйсін», «ғұн», «түрікң «монгол» (мәңгі Ел - Вечная страна), «қазақ» (қас - нағыз, шынайы, текті; сақ - көкке қатынасы бар мифологиялық көрініс; истинный, рожденный не­бом), в создании мифа о своем происхождении и поклонении волку как своему тотему. В самона­званиях очевидна такая черта, как самовыделение (сакральное) себя небеснорожденного: «Тәңір астындағы Дала қазағы», «люди небесного про­исхождения» или «поднебесные люди», т.е. в по­ложительном смысле, достойные самоуважения. Миф о происхождении тюрков, приведенный Л.Н. Гумилевым, повествует о начале их истории следующим образом: «Одно из хуннских племен периода правления Аттилы было истреблено вра­гами. Уцелел лишь девятилетний мальчик, кото­рому были отрублены руки и ноги. Там от него забеременела волчица и родила десять детей. Через несколько поколений из них вышел некий Асянь-шэ (Ашина)» [2, с. 22-24]. Осознание но­мадами своего единения соизмерялось «печатью» небесного происхождения.

Майқы би - первый мыслитель кочевого мира, его мысли играли исключительную роль в духов­ной жизни кочевников. Он являлся транслятором диалога времен и сумел передать его так, что это волнует и сегодня. Майқы би стал отцом кочевой традиции, согласно которой «управление» собой есть, прежде всего, «исправление» - исправле­ние себя через возвращение к чистоте сердца. Сущность жизни - умение думать сердцем, на­строенность души на глубину жизни. «Быть че­ловеком» через трудолюбие, честность и талант («бір сырлы, сегіз қырлы», «восемь граней и одна сущность») - главная догма Майқы бия. Служе­ние народу есть привилегия человека, для кото­рого бесчестием является потеря лица. Он преоб­разил историю самобытной кочевой культуры. И на этом пути обессмертил свое имя, став перво­открывателем человека как общественного суще­ства - единственного творца кочевой культуры. Единственный путь народа Майқы би видел в идеале меритократии (элиты качества).

Культурная идентичность этимологически и сущностно отразилась в мифо-лингвистическом материале. Например, следует обратить особое внимание, в связи с поднимаемой проблемой, на такие слова, как «ырық», «зат», «ар». Поня­тия этих слов, так или иначе, связаны с самой сутью человека и природой кочевой культуры. «Ырықң означает - предустановление, порядок, волю. «Зат» употребляется в значении «проис­хождение», «суть»: «адамзат» - «существо чело­веческой природы, потомок Адама», «бөрізат» - «потомок небесного волка, обладающий его природой» [13]. «Ар» означает - брак, семья (Тенгри благославил первочеловека: «Арлы бол, Арлы іс жаса»). Впоследствии понятие «арыс» приоб­рело свое специфическое, расширенное толкова­ние - прочное основание социума, через который связаны отношения между родами в государстве, его социальной общности. По преданию казахи произошли от так называемых «отцов» - родо­начальника Алаша. У него было три сына - Акарыс, Жанарыс, Бекарыс, от которых произошли соответственно Старший, Средний и Младший жузы. Именно вокруг таких планов формирова­лась структура социосакрального сообщества. В связи с этим уместно привести гипотезу Т.И. Султанова о происхождении жузовой системы [14, с. С.290]. Итак, во-первых, - сложная система функционального применения их видов тесно со­пряжена с генеалогической структурой общества, во-вторых, - большим кругом общественных, экономических и политических отношений, мар­кёром которых она, по существу, и выступала на протяжении длительного исторического времени [15]. В обосновании отмеченного Б.Г. Нуржанов приводит: «общность этимологии греческих «но­мад» (кочевник) и «номос» (традиция, обычай, закон)» [16, с. 188]. Возможно, это отождествле­ние кочевников и традиций-обычаев связано не только с тем значением, которые имели традиции в кочевой культуре, но и с тем, что кочевники оли­цетворяли силу традиции для всех народов.

Особенность той эпохи заключается в том, что «нерасторжимое единствоң играло определяю­щую роль в становлении мировоззрения, т.е. тип жизнедеятельности выражался в нерасторжимом единстве материального и духовного в связи с природой, микро- и макрокосмосом. Именно из такого мировосприятия вытекает особенность казахского менталитета, легко экстраполировав­шаяся в тенгрианство и трансформировавшаяся в идеологию суфизма. Особенность традиции суфизма такова, что он не разводил мировоззре­ние и религию, религию и науку, это своеобразие привело к снятию разорванности человеческой духовности, возвращению ее к своим истокам. Казахи (тюрки) приобщались к Исламу не как к нормативному, классическому, догматическому, а к народному (суфизм), синтезировавшему в себя местные верования.

Следует отметить, что изучая это «знаниең, мы акцентируем внимание на казахское воззрение «на мирң, так сказать, на менталитет. Исследова­ния культуры казахов показывают, что суфийские мотивы изначально были присущи этому знанию, этой философии. Это не случайно, потому что космоцентризм как сущностная черта легко транс­формировался в казахскую философию суфизма, став ее органической частью. У казахского народа большую роль играли «ритуалы», нежели эконо­мические реалии. Все слои населения оказывают­ся приверженцами господствующих в обществе идеалов и ценностей. Такая система духовного производства, где значимы межличностные отно­шения, выступают основной предметностью со­знания. Поэтому казахский ислам в сущностном отличался от классического, нормативного и его можно определить как синтетический, синкрети­ческий, с элементами тенгрианства.

Итак, в казахской философии сочетались мифологические, тенгрические и суфийские представления о человеке как части космоса и божественного существа. Социальный аспект ка­захского мировоззрения связан с акцентировани­ем внимания на долге человека перед обществом, государством, родом, семьей, ответственном от­ношении перед жизнью, раскрытии сущности человека, которая проявляется в его достоинстве, чести, ответственности. Именно это духовность характеризует человека.

Резюмируя вышеизложенное, полагаю, что «традиционное мировоззрение как культурная ценностьң даёт человеку возможность самоопре­делиться в общественной системе, подготавлива­ет его к социальной жизни, тренирует и укрепляет социальное единство, поддерживает традиции и способствует духовно-нравственному обогаще­нию личности. А.Ш. Мирзабекова отмечает, что, по мнению российского ученого О.И. Генисаретского, культурная идентичность, по своей пред­метности, есть гуманитарная идентичность, т.е. она означает тождественность гуманитарному знанию. Гуманитарное знание он рассматривает как «метаязык по отношению к самой традиции, к состояниям идентичности, который этот язык по­могает: понимать, толковать, интерпретировать; вводить это в образование; делать это элементом культурно-практических действий, оставляя про­странство для развития [17]. Такая трактовка делает гуманитарное знание своего рода филь­тром и руководством для культурного самосо­знания. Методологическая роль данной работы видится нам в направлении внимания деятелей «образованияң. Включение такой позиции в про­грамму образования выполняет мировоззренче­скую функцию. Ибо образование (дошкольное, школьное, высшее) выступает ведущим каналом связи с культурой, транслирует навыки, умения, образцы поведения, являющиеся структурными компонентами культуры.

Исход этой обстановки определяется тем, на­сколько адекватно человек может выразить струк­туру своей культуры, основываясь на том, как он прожил в историко-культурном потоке жизни и что в этом потоке ему досталось. В этом случае очень уместной представляется идея о том, что мы живем вперед, но познаем мы назад. Куль­тура интересна только в том случае, если она «персоналистична, когда человек в этой куль­туре находит такую позицию, которая бы позво­лила ему сказать: моя культура, моя Отчизна. Но следует отметить: культура - это нравственно-философский опыт народа. В культуре - истоки и этапы становления и развития национальной культуры, начало тех человеческих качеств, ко­торые слагают нынешний народный характер. Последнее очень хорошо понимал М.М. Бахтин, когда писал, что мыслить о человеке невозможно, возможно мыслить лишь к человеку. «Мыслить как человек и действовать как человек» [18] - в этом исходный пункт нашего анализа истоков ре­лигиозного сознания казахской культуры.

 

Литература

1            Сарыгулов Д. Тэнгрианство и глобальные проблемы современности // газета «Безнен Юл1, 3 июнь 2004 г.

2            Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М.: Мо­лодая гвардия, 1993. - 496 с.

3            Хантингтон С. Столкновение цивилиза­ций. - М.: Изд-во АСТ, 2003. - 603 с.

4            Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм: эдипов комплекс интеллигенции. http:// bookz.ru/ authors/ sergeі-kara-murza.

5            Бердяев Н. А. Смысл истории. - М., 1990.-    C.157.

6            Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6 т. - М., 1964. - Т. 3. - С. 680.

7            Ясперс К. Философская вера. Смысл и на­значение истории. - М., 1991. - С. 447.

8            Корсунцев И.Г. Субъект и знаковые систе­мы / И. Г. Корсунцев. - М.: Рос. филос. о-во: ИПК Госслужбы, 2000. - 80 с.

9       Кургузов В.Л. Гуманитарная культура /В. Л. Кургузов. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2000.-    552 с.

10. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

11        Рихард Вагнер. Кольцо Нибелунга. - М.:Эксмо-Пресс,. 2001. - C. 534.

12        Фромм Э. Забытый язык. Введение в на­уку понимания снов, сказок и мифов // Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - С. 180.

13        Наурзбаева P Ерттеу - седлание коня. По­нятие культуры и культурогенез в мифологии тюрк­ских кочевников // www. ardfilm. kz/ page. Php.

14        Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государ­ства и народы Евразийских степей. - СПб., 2004. - С. 368.

15        Рогожинский А.Е. «Мы, нижеприложив-шие истинные тамги... » (опыт идентификации родоплеменных знаков казахов Старшего жуза). // Роль номадов в формировании культурного на­следия Казахстана. - Алматы, 2010. - С. 101-127.

16        Нуржанов Б.Г. Город и степь // Евразий­ское сообщество. - 1997. - № 3(19). - С. 183-198.

17        Мирзабекова А.Ш. Проблема культурной идентичности в контексте многообразия цивили­зации: социально-философский аспект: - Авто-реф. дис. д-ра филос. наук. 24.00.01. - Алматы: Қазақ университеті, 2007. - 42 с.

18        Бахтин М.М. Вопросы литературы и эсте­тики: исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.