В Суверенном Казахстане сегодня очень актуальными являются этнополитические, этнокультурные процессы. В Казахстане существуют все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития, поскольку представители всех наций осознают себя созидателями новой культурной общности - казахстанского народа. Казахстан - социально дифференцированное полиэтническое сообщество, где для субьектов характерно наличие разных интересов и разная степень их культурной и политической активности. Казахстанская модель политического и государственного устройства, сочетает в себе общепризнанные закономерности демократического развития. За годы независимости в стране реализована собственная модель обеспечения общественной стабильности, межэтнического согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма.
Следует отметить то, что в Республике Казахстан созданы условия для свободного употребления народами Казахстана родных языков. В этих целях создан ряд специализированных школ, где преподавание ведется на родных для некоторых народов Казахстана языках. Кроме того, появился ряд программ на телевидении и радио внутри РК для многих народов Казахстана. К сожалению, порой в СМИ широко освещаются и раздуваются некоторые случаи конфликтов не столько межэтнического, сколько социально-экономического, бытового характера, возникающих между соседями и т. д.
Таким образом, по существу в реальной жизни мы сталкиваемся с пропагандой голой субъективности личности, что порождает различного рода негативные явления: разгул анархии, рост преступности и насилия. Нельзя политизировать любое социальное явление, придавая ему национальную окраску. Формирование культуры межнационального общения и межнационального согласия являются главными целями нашего государства. Так , Указом Президента РК от 25 июня 2006 года были определены «Основные концепции развития гражданского общества на 2006-2011 годы» и принятая Правительством от 28 июня «Программа развития Казахстанской модели межэтнического и конфессионального согласия на 2006-2008 годы». Эти документы являются основополагающими в работе всех органов которые занимаются государственной, национальной политикой.
Президент РК Н.А Назарбаев отмечал, что «Мы строим открытое демократическое, процветающее общество свободных людей и правовое государство, в котором сочетаются: достижения развитых демократий и лучшие традиции нашего многонационального общества» [1]. Стратегия политических взаимоотношений этноса с другими этносами и с государственной властью в целях обеспечения и реализации своих интересов представляет собой этнополитическую стратегию этноса. Поэтому основная функция этнополитической стратегии этноса - это сохранение самобытности культуры, языка, обычаев и традиций, выживание и занятие «своей ниши» на определенной территории и в определенной сфере.
По данным Агентства РК по статистике на 1 января 2006года в республике проживает более 120 национальностей (этносов и этнических групп), наибольший удельный вес в обшей численности населения республики занимают казахи - 58,6% и русские - 26,1%. На долю других этносов и этнических групп приходится 15,3% населения республики. Из них украинцы - 448,8 тыс; узбеки - 428,9 тыс; уйгуры - 229,8 тыс; татары - 229,6 тыс; немцы - 222,7 тыс; корейцы - 101,7 тыс. [2]
Политический состав населения является характерной чертой большинства современных стран мира. Именно данное обстоятельство делает вопрос обеспечения межэтнической стабильности первостепенной задачей для государства, так и для общества в целом. Говоря о межэтнической стабильности, о формировании культуры межнационального общения, мы должны рассматривать их как составляющую общей концепции национальной безопасности. Казахстан является полиэтническим сообществом, где проживают представители различных этнокультурных образований. В этой связи профессор Байдельдинов Л.А. отмечает: «Хотя в Казахстане проживают представители многих национальностей, это не означает что в республике имеется много наций. В Казахстане живет одна нация, для которой земля казахов является издревле их исторической родиной. Это казахская нация. Остальные граждане Республики Казахстан являются представителями этнокультурных образований, функционирующих в виде диаспор или отдельных небольших этнических групп» [3].
Годы суверенного развития Казахстана шли по законам возрождения идей этничности по всем направлениям жизнедеятельности общества: государственное строительство, культурная политика, рост этнического самосознания. И этот процесс был присущ всем без исключения этническим общностям. Специфическими факторами, оказывающими влияние на характер межнациональных отношений, является политические и социальные условия, а также личностные ориентации, которые обусловливают ее общение с различными культурами. Казахстан как модель межнациональных отношений получила самую высокую оценку ООН, ОБСЕ и ряда других авторитетных международных организаций не случайно казахстанцы всецело поддерживали законное стремление всех национальных общин на развитие своей культуры.
В Казахстане действует несколько десятков национально культурных центров. Создан уникальный инструмент межнациональных отношений в лице Ассамблеи народов Казахстана. Сегодня ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики. В рамках конституционной реформы вырос статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана. Ассамблея народа Казахстана взаимодействует с 16 малыми Ассамблеями: 14 малыми ассамблеями областей и малыми АНК г.Астаны и г. Алматы. Национальный состав Ассамблеи народов Казахстана представлен 35 национальностями. В настоящее время в состав АНК входит 450 национально-культурных, из них статус республиканских и региональных имеют 23 организации [4].
Представляя интересы всего народа нашей многонациональной страны, депутаты от Ассамблеи призваны играть ососбую роль в процессе укрепления межэтнического мира и согласия в Казахстане. Продолжается процесс всемерного укрепления роли этого уникального казахстанского института. И депутаты, которые избраны от Ассамблеи, должны чувствовать ответственность, держать тесную связь с Ассамблеей и ее организациями на местах.
Таким образом, гарантом межнационального и межконфессионального согласия в Казахстане является Конституция РК. В ст.14 «признано равенство всех перед законом и судом, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения социального, должностного, имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и по иным обстоятельствам». Все это является конституционной основой культуры межнационального общения. Президент РК Н.А Назарбаев в своем выступлении на совместном заседании палат Парламента РК говорил «для ускорения демократизации нашей страны важно сохранение стабильности, правового государства и общественного согласия» [5].
Одним из базовых элементов национальной политики являются целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании благоприятных условий для других этносов. Это своего рода формула мирного сосуществования. Если конфликтная ситуация возникает там где, пересекаются насущные интересы сторон, которые имеют мало полюсов совместимости, то составляющие спектра общественных взаимоотношений являются фундаментом возникновения конфликтных ситуаций. К этому базису возникновения конфликтных ситуаций относятся следующие составляющие: экономические, социальные, политические (политическая власть и т.д.), культурные (язык и т.д.) и территориальные. Нарушение одного из этих факторов другим этносом, этнической группой автоматически приводит к перерастанию конфликтной ситуации в межэтническую.
В Казахстане создан уникальный эффективный механизм реализации национальной политики, межэтнического, межрегионального диалога в лице Ассамблеи народа Казахстана. Данный орган является центральным звеном в гармонизации межнациональных отношений и играет значительную роль в поддержании политической стабильности, упрочения общественного согласия и мира. Важную конструктивную роль в укреплении культуры межнационального общения играют и многочисленные национально-культурные центры и объединения, действующие в каждом регионе Казахстана.
В целом в стране накоплен богатый и уникальный опыт сохранения и укрепления единства политического, полиэтнического общества казахстанского народа. Все это в комплексе в значительной мере и составляет модель единства многонационального казахстанского народа. Объединяющей, консолидирующей основой культур различных этнических групп страны должно являться изучение и овладение языком, культурой, традициями и обычаями государствобразую-щего казахского народа при одновременном обеспечении условий для развития языков, культуры, традиций и обычаев всех этнических групп Казахстана.
Таким образом, казахстанская модель этнополитики базируется на этническом многообразии, самобытности всех этносов Казахстана, при одновременном укреплении патриотизма, толерантности и согласия. Можно сказать, что решение внутренних проблем Казахстана и созданная им модель полиэтнического общества может, в известном смысле, послужить образцом для международного сообщества и присоединения других стран к культуре согласия, взаимодействия и взаимообогащения.
Литература
- Новый этап демократизации Казахстана ускоренное развитие демократического общества. Выступление президента РК Н.А.Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента РК 16 мая 2007 года// Университет 25.05.07 2. Аиф Казахстана. - № 18. - С 3 по 9 мая 2006 года.
- Байдельдинов Л.А. Некоторые внутренние внешнеполитические факторы этнокультурной интеграции казахстанского общества // Матер. межд.науч.-практ. конф. «Центральная Азия и Казахстан в системе современных международных отношений в условиях глобализации» Алматы: КазНУ, 2004. - С. 11-15.
- assembly/kz/small.shtml
- Новый этап демократизации Казахстана ускоренное развитие демократического общества. Выступление президента РК Н.А.Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента РК 16 мая 2007 года // Университет. 25.05.07