Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Миф как средство управления и манипуляции

В наше время слова «миф» и «мифология» весьма часты в идеологических высказываниях. Создается впечатление, что уровень «мифологичности» общественной жизни у нас за последнее время чрезвычайно возрос, и мы из царства науки и рационализма шагнули в некую «мифологическую» эпоху.

На протяжении всего исторического развития миф основывается не только на фантастическом, но и нередко намеренно искаженном отражении реальной действительности. С древнейших времен в сознании народов создавались боги, герои и демоны. Но на каждом исторически обусловленном этапе развития общественного сознания мифы о них конструируются в соответствии с особенностями мышления людей определенной эпохи. Если на ранних ступенях общественного развития социальное мифотвор­чество выполняет функцию освоения окружаю­щей действительности и сохранения целостности сознания народа, то в настоящее время миф все чаще выступает инструментом манипуляции.

Именно этот факт объясняет возникновение повышенного интереса специалистов к фено­мену мифа в современном обществе среди зна­ний в области социальной философии, психоло­гии и социологии. В связи, с чем они отмечают, что «возможности для создания и распростра­нения массового социального мифа, а также для злоупотребления им с помощью средств массо­вой коммуникации в современном обществе не уменьшились, а во многом даже увеличились» [1, с. 61].

Когда в обиходной речи какое-нибудь сообщение называют мифом, это означает, что его не признают соответствующим реальности; в мифе видят фантом, рождаемый наивностью массового человека или сознательным умыслом властолюбцев.

Действительно, изменения вследствие ин­формационной революции облегчили манипу­лирование  массовым  сознанием  со стороны определенных групп людей (идеологов) и парадоксальным образом предельно обеднили символический состав мифологических пред­ставлений.

Проблема «социальной мифологии» встала в ХХ веке, когда «в судьбе мифа произошли существенные перемены, и он стал исполь­зоваться как обозначение различного рода ил­люзорных представлений, умышленно приме­няемых господствующими в обществе силами для воздействия на массы» [2, с. 190].

Ж. Сорелем отмечается высокая степень воздействия мифа, обусловленная его свойст­вами и функциями, показана эффективность идеологии, опирающейся на народную мифоло­гию, но при этом существенно упрощен сам процесс внедрения социального мифа. Рассмат­ривая социальный миф как «средство» к дости­жению цели, автор упускает из виду то обстоя­тельство, что, либо одномоментное использо­вание мифа вообще не вызовет ожидаемой реакции, либо, воспринятый общественным сознанием идеологически преобразованный миф настолько в нем укоренится, что, запла­нированный как средство, он может сущест­венно повлиять на конечный результат.

Э. Кассирер, рассматривая сущность и механизмы действия социальной мифологии, отмечает, что современная культура не уничто­жает элементы мифа с корнем, а ставит их под свой контроль: «Ранее миф всегда считался продуктом некоей бессознательной социальной деятельности. Но теперь мифы создаются людь­ми, действующими в высшей степени созна­тельно и в соответствии с планом. Они прекрас­но знают, что им надо и продумывают каждый свой шаг. С появлением этих людей мифам уже не позволяется развиваться свободно и стихийно. Новые политические мифы ни коим образом не дикие плоды богатого воображения. Это изделия, изготовленные весьма умелыми и ловкими мастерами» [3, с. 154].

Признавая идеологическую направленность современных мифов, исследователь характери­зует их следующим образом: «Перед нами пред­стал миф нового типа - миф полностью рационализированный. Нашему ХХ веку -великой эпохе технической цивилизации -суждено было создать и новую технику мифа, поскольку мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты. Это новый момент, имеющий принципиальное значение. Он изменит всю нашу социальную жизнь» [4, с.154].

Российский исследователь В.С. Полосин, анализируя архаические и современные мифы, определяет их как архетипы социального познания.

Истоки возникновения социальной мифоло­гии обусловлены, по мнению исследователя, следующим обстоятельством: «Возникает исто­рическое противоречие между потребностью общества в единстве восприятия своего истори­ческого опыта через единую мифологическую память и отсутствием единой, естественно возникающей мифологии. Выходом из этого противоречия во все века было существование профессиональных социальных элит, способных с помощью чисто человеческого искусства, ремесла свести разнобой индивидуальных восприятий к общему архетипическому знаме­нателю» [5, с. 48-49].

Согласно В.С. Полосину, единство взаимо­понимания в хранении социального опыта достигается посредством условного, установ­ленного элитой единого кодирования, воспроиз­водства и раскодирования (демифологизации) данного опыта в различных сферах и формах: в художественном творчестве, в обучении и воспитании молодежи, в науке, в религии, в соответствующей направленности государст­венных учебных пособий по гражданской, воен­ной, экономической, политической истории, в соответствующей идеологической пропаганде, равной попытке увязывания представлений элиты с естественной народной мифологией. Соответственно формируются элитарные кланы в различных сферах жизни: политике, эконо­мике, военном деле, искусстве, религии. Так, естественная мифология, сменяется мифоло­гией, создаваемой, хранимой и воспроизво­димой узкими элитарными корпорациями.

Исследователь отмечает, что эти элиты вынуждены всегда опираться на объективно существующие в массовом сознании архетипы, «угадывать» их при каждом новом акте своего профессионального творчества. Элита, оторвав­шаяся  в   своем  мифотворчестве   от народа, создает лжемифы и неизбежно терпит социаль­ный крах. Такого рода элиты объединяет умение создавать, воспроизводить и толковать иносказания, фиксировать, хранить и выявлять недоступный большинству архетип и закодиро­ванное в нем рациональное содержание со­циального опыта, творцом и носителем кото­рого в целом является общественное сознание всего народа. Политическая элита понимается В.С. Полосиным как клан или человек, наделенный в общественном сознании умением оперировать всем совокупным опытом народа за всю его историю и имеющий право реализации «желаемого» народом с учетом этого опыта.

По мнению известного социолога, акаде­мика Г. В. Осипова социальная мифология -«предмет науки, изучающей возникновение, содержание и распространение мифов, социаль­ную обусловленность мифотворчества» [6, с. 1]. Социальное мифотворчество умозрительно вы­двигает тот или иной социальный миф и рассматривает его практическую реализацию как самоцель. Автор акцентирует внимание на том, что социальное мифотворчество имеет негативные последствия, выраженные в том, что оно «разоружает» людей, порождает новые иллюзии, ожидание нового чуда.

Воплощаясь в реальность, миф неизбежно сопровождается феноменом «обратных резуль­татов», которые никто не предвидел и тем более не желал.

Социальное мифотворчество по своему существу является антиподом социальных наук. Более того, прикрываясь наукой, оно извращает реальные знания об обществе и человеке, спо­собствуя небольшим властвующим элитам удерживать власть в своих руках. Стремление захватить и удержать власть требует циничного, прикрывающегося лицемерием, сознательного обмана народа. Соответственно социальные мифы конструируются, выбираются и пропаган­дируются исходя не из того, насколько они соответствуют науке, а в зависимости от того, как они влияют на социальное поведение людей.

Позитивное, созидательное действие со­циальной мифологии, более эффективное по сравнению с традиционными формами идеоло­гического воздействия отмечает американский социолог А. Винер. В частности, в своей работе «Великолепный миф: формы управления в постиндустриальном обществе» он ставит воп­рос о выработке так называемых целеполагающих мифов. При этом слово «идеология» он употребляет только в отрицательном значении, подразумевая под ним отживший миф, такое духовное явление, которое утратило свою способность объединять помыслы людей.

История, сама жизнь показали, что очень часто народные массы оказываются под воздей­ствием не столько разума, сколько эмоций, страхов, мифов, т.е. определенного психоло­гического состояния. Нередко мы наблюдаем, что масса поддается не убеждению, а внуше­нию, воздействию на ее эмоции, верования. Иными словами, поведение масс людей очень часто определяется не рациональными, а иррациональными моментами.

Статус социального мифотворчества наибо­лее удобен для политиков и властных структур. Здесь не нужны глубокие научные исследо­вания, здесь на смену практике и знанию приходят социальные мифы в обличье лозунгов. Например, «Коммунизм - светлое будущее всего человечества» и т.д. И все это очень удобно.

Достаточно выдумать лозунг, объявить его «великим» вкладом в общественную жизнь и начать на основе этого лозунга или лозунгов «перестраивать», «реформировать», а то и «трансформировать» социальную действитель­ность страны, при этом, не задумываясь о реальных последствиях для общества и чело­века. Благодаря такого рода социальным мифам, Казахстан, как и другие республики бывшего Союза втянулся в различного рода социальные преобразования, став «лабораторией» для различных социальных и политических «экспериментов».

Эпоха массовой информации заставляет использовать для управления обществом не столько силовые аргументы, сколько информационные технологии, основанные на знании человеческой природы, мифологической подоплеки коллективного бессознательного.

В информационном пространстве в огромных количествах и с невиданной быстро­той продуцируются социальные, политические, экономические, религиозные мифы и, несмотря на свой иллюзорный характер, оказывают вполне реальное воздействие в качестве фактов социальной жизни. Новый миф превратился в средство социальной мобилизации и манипу­ляции общественным сознанием. Современная культура продолжает интенсивно продуциро­вать мифы, призванные связывать и канализи­ровать общественную энергию, удовлетворять запросы общества массового потребления, например, простимулировать потребление продуктов, как это делает реклама, создать с помощью телевидения привлекательный имидж политического деятеля и т.д.

Новый миф выступает в виде ложной мобилизующей структуры, способной безболез­ненно вписывать человека и массы в социаль­ную реальность, создавая при этом у своих адептов впечатление истинности и состояние психологического комфорта. Так, например, столь широко внедренная в массовое сознание телевизионная реклама оказывает значительное воздействие на культурно-информационное пространство, создаваемое ею во многом по принципу мифологизации действительности.

Информация, оформленная в оболочку мифа, приобретает чувственно-выразительную конкретность, легко запоминается, эстетизирует жизненный мир современного человека и бросает его, в лучшем случае, в объятия иллюзий, в худшем - делает объектом различных манипуляций.

Многие манипулятивные технологии могут быть перенесены в область массовой коммуникации, так как они находят свое выражение в фактах естественного языка.

Усложнение и ускорение социальных процессов, с одной стороны, а с другой -углубление рационализации всех сфер жизни привели на сегодняшний день к парадоксу: все более усложняющуюся рациональную картину
мира можно отразить в массовом сознании только путем предельного опрощения социальных концепций - вроде концепций «конца истории», «столкновения цивилизаций» и т. п. Вместе с тем такого рода концепции сами становятся элементами социальных мифов, средствами воздействия на массовое сознание, духовно-нравственные ориентации и политический процесс.

 

Литература

  1. Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием. - М., 2002. - 210 с.

  2. Гуревич П.С. Мифология социальная // Современная западная социо-логия: словарь. - М., 1990. - С. 190.

  3. Кассирер Э. Техника политических мифов // Феномен человека. -М., 1993. - С. 64-86.

  4. Там же.

  5. Полосин В.С. Миф. Религия. Государство: исследование политической мифологии. - М.: Ладомир, 1999. - С. 40-94.

  6. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. - М.: Изд-во НОР-МА - ИНФРА, 2002. - 593 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.