Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Религиозно-этическая дискурсивность в живописи Д. Алиева на примере картины «Пикник» (1984)

Значительная серия работ художника Дулата Алиева «Сограждане» написана им в 80-х годах прошлого века. В нее входили такие известные работы, как: «Автобус» (1981), «Зимний вечер» (1982), «Сограждане» (1983), «Друзья» (1984), «Пикник» (1984), «Оргия» (1987-88), «Зима. Январь» (1988), «Слепые на снегу» (1988).

Остановимся на центральной картине этой серии «Пикник» (х., м., 1984). Судя по обстановке, пикник на корабле устроен в честь успешной защиты диссертации, куда при­глашены    члены    диссертационного совета, руководитель, оппоненты, члены кафедры, друзья и родственники защитившегося. Всего на суденышке присутствуют двадцать взрослых персонажей и двое детей. Некоторые отды­хающие на этом «морском пикнике» от изряд­ного количества выпитого находятся в невме­няемом состоянии. К примеру, свесившийся за борт мужчина и тот, которого жена поливает из кружки.

Главный персонаж (диссертант) хорошо угадываем по подобострастной позе, которую он принял в  присутствии важной персоны, произносящей тост и стоящей во главе праздничного стола. Скорее всего, эта «важная персона» - председатель диссертационного совета, по левую руку от которого стоит жена защитившегося в желтом платье, а мать диссертанта сидит рядом с главным виновником торжества. Двое его детей - это мальчик (сын), бросающий карты в воду и маленькая дочка, сидящая рядом со своей бабушкой. Руководитель диссертанта, по-видимому, это тот пожилой мужчина, который занес руку над миской с вишнями. А рядом с женой диссертанта сидит ее свекор - лысый старичок, который исподтишка гладит руку молодой аспирантке, несмотря на присутствие своей представительной супруги, сидящей напротив. Первый оппонент сидит в тени открытой двери рубки и пристает к молодой девушке, скорее всего, также аспирантке. На рубке лихо отплясывают члены кафедры. Другие члены диссертационного совета играют в карты. Родственники диссертанта готовят шашлык и помогают накрывать на стол.

Полагаем, что картина Алиева «Пикник», кажущаяся незамысловатой на первый взгляд, на самом деле имеет глубокий экзистен­циальный смысл. Полотно представляет карнавальную метафору «корабля жизни», где переплетены глупость и ум, радость и печаль, смешное и грустное. Все детали и «безумные» мелочи нашей жизни буквально находят свое выражение в картине. Типичными являются и ее персонажи, составляющие неотъемлемую часть общего уклада нашей жизни. По меткому выражению известного французского философа ХХ века Мишеля Фуко: «Глупость, конечно, притягательна, но гипнотической притягатель­ности в ней нет. Она господствует над всем, что есть в мире легкого, веселого, не требующего усилий. Благодаря ей «развлекаются и возвеселяются» люди, и именно она доставила богам «Гения, Юность, Вакха, Силена и этого любезного садовника». Вся она - одна сверкающая поверхность: ни единой сокро­венной загадки [...] Глупость имеет дело не столько с истиной и с мирозданием, сколько с человеком и с той истиной о нем самом, какую ему дано постигнуть» [1, c. 43, 45].

Это полотно отсылает нас к знаменитой картине Иеронима Босха «Корабль дураков» (ок. 1490-1500, Лувр, Париж). Босховский корабль с веселящимися людьми - сатира, обличающая развращенность общества, - была распространенным мотивом в Нидерландах XV века. У руля босховского необычного судна сидит шут, вместо мачты ветвистое дерево. На картине изображены монах и две монашки веселящихся   вместе   с   группой крестьян.

Возникающие параллели «Пикника» с картиной Босха наблюдаются не только в сюжете - сатире на праздных людей, но и в предметных составляющих этот сюжет: «корабль», вода, веселящиеся люди, а также в самой стилистике работы, аналогичная живописному языку эпохи Босха и Брейгеля. К примеру, взять хотя бы алиевскую манеру написания корпуса «ко­рабля» (похожую на половинку грецкого ореха), воды, неба, вишен, вызывающих ассоциации с босховским «Кораблем дураков». Например, ягоды в средневековье означали плотские наслаждения. С вкушением запретного плода был связан первородный грех. На языке Средневековья «сорвать плод» значило вкусить любовных утех. Вишня в христианской иконографии заменяла яблоко в качество райского плода. Выражение «есть вишни» являлось эвфемизмом для совокупления. Кроме того, у Босха символом похоти являлась также и вода. Фантазия Босха не знала границ, сек­суальная символика его чрезвычайно разнообразна. Вот как описывает ее сам Босх: «Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Легко узнать сексуальные символы: мужские - это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские - все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина, моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь) [2, с. 42]. В левой части картины Босха «Корабль дураков» изображены три кувшина, символизирующих источник пьяного безумия. В картине же Алиева значение этого символа, на наш взгляд, передано посредством изображения многочисленных бутылок с алкогольными напитками.

Кроме того, Босх полтысячелетия назад показал главный двигатель земной человече­ской жизни, работающий на токе, возникающем от разницы между двух полюсов, двух человеческих воплощений - мужчины и жен­щины. Подобную модель символизирует и знак инь-ян, воплощением которого служит у Алиева жалкая скорлупка, на которой порочная, праздная, сумасшедшая толпа совершает свой вояж по белому свету. Подобно Босху, в «Пикнике» Алиев воспроизводит модель Другой Вселенной, в которой многолюдно как в Аду, где человечество не может и не хочет отказаться от стержневой радости «сада земных наслаждений». Глобально изображая мирозда­ние, Алиев вовсе не исключает из него малень­кие житейские сюжеты, а напротив, умело выстраивает из них общую, многоуровневую модель жизни, при этом подчеркивая изна­чальный человеческий эгоизм, замешанный на самолюбовании и самореализации.

По меткому замечанию Фуко, задавшийся целью ответить на следующий справедливый вопрос: «А что такое знаменитый «Корабль дураков» (Босха - А.Г.), если не прямой перевод на язык живописи «Narrenschiff» (нем. «Корабль дураков» - А.Г.) Бранта? Картина, носящая название этой книги, во всех деталях иллюстрирует ее XXVII песнь, где также клеймятся позором potatores et edaces (лат.: пьяницы и обжоры - А.Г.). Высказывалось даже предположение, что она входила в целый цикл полотен-иллюстраций к основным песням Брантовой поэмы» [3, с. 38]. Кстати говоря, и до Фуко многие исследователи усматривали связь картины Босха «Корабль дураков» с сатирической поэмой Себастьяна Бранта «Корабль дураков» (1494 г.).

Обратимся к поэту Себастьяну Бранту (1457/58-1521) и к ученому-гуманисту, писа­телю и богослову, виднейшему представителю Северного Возрождения Эразму Роттердам­скому (1469-1536). Себастьян Брант трактовал тему Глупости гораздо уже, чем Эразм Роттердамский и не вкладывал в нее глубокого философского смысла. Он создал дидактически-нравоучительную поэму «Корабль дураков», какие были в ту пору в моде. Сто шестнадцать песен поэмы Бранта - это портреты полоумных пассажиров Корабля; среди них - скряги, наушники, пьяницы; распутники, те, кто неверно толкует Писание и т.д. По мнению известного советского искусствоведа Н.М. Гершензон-Чегодаевой (1907-1977): «Брант избрал остроумную форму карнавального шествия - праздника дураков - в виде корабля, на котором глупцы - представители всех сословий - плывут в страну Глупляндию. Поэт, по существу, все современное ему общество изобразил лишенное разума. Глупость в его трактовке - понятие однозначное, безусловно, негативное, с которым он призывает всячески бороться» [4, с. 125]. Сам Себастьян Брант подвел итог своему сочинению следующими словами: «На этом кончается «Корабль дураков», который ради пользы, благого поучения, увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого - с исключительным тщанием, рачительностью и трудолюбием создан Себастьяном Брантом» [5, с. 256].

В  противоположность Бранту Эразм Роттердамский в Глупости видел как отри­цательные стороны, так и положительные. Гершензон-Чегодаева пишет: «В своей оценке Глупости Эразм близко стоял к народной традиции; как и в народном сознании, в его представлении Глупость двойственна: она выступает в двух обликах. В одном виде он оценивает ее положительно; мало того - видит в ней нечто прекрасное. Это близость человека к природе, его естественное, нормальное состояние. Гораздо чаще она выступает в ином облике - лживом и коварном; и тогда она пробуждает заложенные в человеке пороки. Для Эразма отрицательное лицо Глупости - это, прежде всего, посредственность, стремление каждого отдельного человека быть «как все», иными словами, не выделяться из толпы. Тот, кто не желает быть «как все», становится несчастным» [6, с. 126]. Собственно говоря, Эразм Роттердамский говорит о том, что совместное, коллективное бытие людей, должно быть оценено как Царство Глупости: «Из такого разлада с действительной жизнью и нравами, -говорит Эразм, - неизбежно рождается нена­висть ко всему окружающему, ибо в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков» [7, с. 33].

Фуко же, говоря об Эразме, прежде всего подчеркивал его созерцательную позицию с высоты богов в отношении Глупости: «И если Босх, Брейгель и Дюрер, зрители земные, были сами вовлечены в кошмар безумия, вырвав­шийся из-под земли и окружавший их со всех сторон, то Эразм наблюдает его издалека и остается неуязвимым; он созерцает безумие с высоты своего Олимпа и поет ему славу как раз потому, что может смеяться над ним безудержным смехом богов. [.] Безумие перестает быть привычной и непостижимой чуждостью мироздания; оно - всего лишь зрелище, давно утратившее новизну для чуждого ему зрителя; оно уже не образ универсума (cosmos), но характерная черта века (aevum)» [8, c. 45-46].

«Корабль дураков» - это загадочный и странный корабль, который бороздил воды европейских рек и каналов. Такие суда существовали, как пишет Фуко: «не только в романах и сатирах, но и в самой действитель­ности; такие корабли, заполненные сумасшед­шими и перевозившие свой необычный груз из города в город, были на самом деле. [.] И не исключено, что корабли дураков, неотступно занимавшие воображение людей в период раннего Ренессанса, были именно кораблями паломников, плавание на которых обретало в высшей степени символический смысл: умалишенные отправлялись на поиски своего разума - кто спускался по рекам Рейнской области вниз, по направлению к Бельгии и Гелю, кто поднимался вверх по Рейну, к Юре и Безансону. [.] Фуко блестяще завершает свой пассаж о важнейших средневековых персо­нажах культуры - Безумии и безумцах такими словами: «. оно (судно - А.Г.) символизирует собой ту тревогу и беспокойство, которые внезапно охватывают европейскую культуру в конце Средних веков. Безумие и безумец становятся важнейшими персонажами этой культуры - во всей своей двойственности: они несут в себе и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека» [9, c. 30, 31, 34-35].

Фуко справедливо считает, что «. через Бранта, Эразма, через всю гуманистическую традицию безумие осваивается сферой дискурса. Здесь оно становится тоньше, изо­щреннее - но и безоружнее. [.] За глупостью может остаться последнее слово, но самой ей не быть последним словом истины и мироздания; ее речи в свое оправдание принадлежат всего лишь критическому созна­нию человека» [10, c. 46-48]. Алиев вслед за Брантом, Эразмом представляет свой вариант «Корабля дураков». Художник выказывает свое отношение к своему «пикнику на воде»: с одной стороны, он критически представляет его как «плавание» по таким человеческим недостаткам как пьянство, амбициозность, похоть, подобострастие и т. д., а с другой стороны, Алиев иронически созерцает человеческую глупость как бы с соседнего холма. Он как бы отсылает нас к истории европейской культуры, а именно к ее знаковым фигурам в нидерландской живописи (Босху и Брейгелю) и философу-гуманисту Эразму Роттердамскому, который писал: «В общем, ежели поглядеть с луны, по примеру Мениппа, на людскую сутолоку, то можно подумать, будто видишь стаю мух или комаров, дерущихся, воюющих, интригующих, обманывающих, блудящих, рождающихся, падающих, умирающих. Нельзя и представить себе, сколько движения. Сколько трагедий в жизни этих недолговечных тварей.» [11, c. 46]. Таким образом, Алиев своим «Пикником» как бы констатирует тот факт, что Глупость и порочность жива и будет жить вечно, но, тем не менее, ее все же надо критически показывать в художественном воплощении.

Несмотря на негативное и критическое отношение художника к человеческим недо­статкам и порокам, уже в этой работе Алиев, на наш взгляд, изощренным художественным языком выказывает этический дискурс на стыке религиозного дискурса в  отношении проис­ходящего пикника. Попытаемся объяснить это с помощью крупнейшего христианского фило­софа и теолога ХХ века Пауля Тиллиха. Обратимся к его рассуждению о стилях в искусстве. Тиллих пишет: «Стиль, в котором преобладает имитационный элемент (в нашем понимании реалистический - А.Г.) является религиозным по существу. Предельное при­сутствует в переживаниях таких ситуаций, когда переживается не только реальность, но и сама встреча с реальностью. Оно скрыто присутствует в состоянии захваченности силой бытия и смыслом реальности. Это придает религиозную значимость субъективному элементу стиля и тем стилям, в которых этот элемент преобладает. Предельное присутствует также в таких столкновениях с реальностью, когда предвосхищается и обретает худо­жественное выражение потенциальное совер­шенство реальности. Это показывает, что стиль, в котором преобладает идеалистический элемент, по сути является религиозным. Предельное присутствует также в таких пере­живаниях реальности, когда мы сталкиваемся с ее негативной, безобразной и саморазруши­тельной стороной. Оно присутствует как божественно-демоническая и вершащая суд подоплека всего существующего. Это придает религиозную значимость реалистическому элементу в художественных стилях» [12, с. 288].

Этнической этике, делающей индивидуум соизмеримым с нормами, объективно приня­тыми земным «безумным» сообществом, противопоставляется этика трансцендентности, «другая» религиозная этика, которая принад­лежит другому порядку вещей, и которая ориентирована в направлении выполнения целей человека, поставленными ему Богом. В своем имманентном движении от этики земной жизни к этике религиозной Алиев предполагает найти в каждом человеке условия человеческого становления, находящейся во власти Другой этики, - этики религиозной.

Безусловно, Дулат Алиев - один из самых глубоких и оригинальных казахских худож­ников, он изображает зачастую «безумную» сторону нашей общественной и индивидуаль­ной жизни. Однако в своем творчестве он сумел объединить модернистское новаторство и мистическую составляющую полотен таких классиков живописи как Босх, Брейгель, Гойя, выработав уже узнаваемый художественной публикой свой «мозаичный» гротескный стиль.

 

Литература

  1. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.
  2. Босх. Мастера живописи. М.: Белый город, 2000.
  3. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.
  4. Гершензон-Чегодаева Н.М. Брейгель. М.: Искусство, 1983.
  5. Брант С. Корабль дураков. М., 1965.
  6. Гершензон-Чегодаева Н.М. Брейгель. М.: Искусство, 1983.
  7. Роттердамский Эразм. Похвала Глупости. М.,1960.
  8. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.
  9. Там же.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.