Гендерная теория возникла более тридцати лет тому назад в социальных науках. Одно из ее основных положений - различие между понятиями гендер и пол. Пол относится к биологическому, физиологическому построению человека. Понятие «гендер» обозначает различия между мужчинами и женщинами в социальных ролях, поведении и эмоциональных характеристиках, которые общество предписывает людям на основе их биологического пола. В основании гендерных различий лежит иерархия, в которой маскулинное (мужское) обозначается как доминирующее, а феминное (женское) - как подчиненное. В результате, как мужчины, так и женщины оказываются «жертвами» гендерных стереотипов и системы норм. Гендерные исследования позволяют исследовать общественные институты, формирующие «традиционные» роли и культурные нормы: государство, семью, систему образования, механизм общественного разделения труда, средства массовой информации. Использование гендерного подхода при разработке политики позволяет разрабатывать более прогрессивные программы и политики, учитывающие принцип гендерного равенства [1].
Исследование темы «Женщины и политика» в рамках политической науки было стимулировано современным женским движением и развивалось параллельно с ним. В 197080-х годах работы по этой проблематике получили официальный статус внутри американской политологической дисциплины, и уже к началу 1990-х годов количество докладов, статей и книг по данному вопросу значительно увеличилось. Например, на ежегодной сессии американской ассоциации политической науки в 1990 году было представлено более 60 докладов по гендерной тематике, а в 1991 году научный журнал «Женщины и политика» ("Women and politics") посвятил ей 24 статьи и 21 рецензию.
Феминистическое направление в политической науке поднимает ряд вопросов, бросающих вызов теоретическим и эпистемологическим основам, на которых построена дисциплина. Существует 3 разнородные категории исследований по проблеме «Женщина и политика». К первой категории относится критика тех путей, следуя которым политическая теория и эмпирические исследования в политологии традиционно не признавали за женщинами права на политическую деятельность. Вторая категория охватывает исследования, которые попытались ввести женщин в политику, сделать их заметными политическими фигурами, принимая вместе с тем существенные и доминирующие ориентиры политического анализа. К третьей категории относятся исследования, которые ставят под вопрос доминирующие у нас ориентиры и подходы, исходя из того, что они не согласуются с восприятием женщин как участниц политической жизни и поэтому должны быть концептуально пересмотрены [2].
Среди гендерных исследований существует разнообразие теорий и подходов. Одна из них -психоанализ Зигмунда Фрейда. В своих работах «Женская сексуальность» и «Едипов комплекс» Фрейд определяет традиционные роли мужчин и женщин. Главную причину в различии половых ролей З.Фрейд видит в анатомическом строении женщин и мужчин. З.Фрейд считал, что личность женщины определяется, в конечном, счете, самим фактом отличия ее анатомического строения от мужчины. Именно отличия в строения женского тела от мужского, утверждал З. Фрейд, формируют у нее две специфических (и основных для развития женской психики) особенности - кастрационного комплекса и зависти к мужским гениталиям (т. н. penis envy). Эти комплексы определяют, продолжает З. Фрейд, три возможные линии развития женской психики: одна ведет к подавлению сексуальных импульсов и, следовательно, к неврозам. Вторая - к модификации характера под мужские образцы, для которой характерны мужеподобное стремление к творческой деятельности, сильные социальные интересы, активность. Третья - к нормальной женственности, под которой З.Фрейд понимал стремление к реализации желания обладать тем, что составляет предмет зависти для женщин, посредством замужества и рождения сына. Результатом нормального развития женской психики и естественными компонентами здоровой женщины являются, по мнению З.Фрейда, пассивность, отсутствие чувства справедливости, предрасположенность к зависти, слабые социальные интересы, неспособность к творчеству [3].
Следующий исследователь - известный политолог и социолог Талкотт Парсонс в работах «Семья, ее функции и судьба» и «Социализация и процесс взаимодействия» выдвигает свою концепцию гендерных ролей, которая получила название - структурно-фунциональный анализ. Роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина - это экспрессивный (эмоциональный) лидер. «Фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами, - пишет Парсонс, -лежит в том факте, что рождение детей и уход за ними создает строгую презумпцию первичности отношений матери к маленькому ребенку... Первичность отношений матери к ребенку ведет к тому, что мужчина, устраненный от этих биологических функций, должен специализироваться в альтернативном, инструментальном направлении» [4]. «Единственный способ быть настоящим мужчиной в нашем обществе - это иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь» (Т.Парсонс) [5]. Для женщин полагает он, основным является «статус жены своего мужа, матери его детей и личности, ответственной за домашнее хозяйство». Социально престижная профессиональная деятельность мужчины предопределяет его главенство в семье, а домашний труд женщины - ее подчиненную роль. Такая сегрегация ролей интерпретируется им как механизм подавления возможного разрушительного для брака и семьи соревнования между супругами за власть, статус престиж и объявляется глубоко функциональной. Т.Парсонсу представляется, что профессиональный труд замужней матери не несет отрицательных последствий для супружества только в том случае, если он является не «карьерой», а просто «занятостью» и не вносит существенного вклада в бюджет, т.е. лежит за пределами «соревнования с мужем» и не подрывает экономических основ его самоуважения [6].
Основоположником социобиологистской концепции половых ролей является Д.Бэрэш. Каждый биологический пол использует различные способы для увеличения своих шансов на выживание и воспроизводство. Именно это и определяет различные социальные роли женщин и мужчин. Лицам мужского пола выгодно быть агрессивными, горячими, непостоянными и неразборчивыми. Женщинам более выгодно быть стыдливыми, сдерживаться, пока они не смогут найти мужчин с подходящим генотипом [7].
Наряду с традиционными теориями половых ролей существует теория феминизма, которая предполагает равенство полов. Социальные предпосылки феминизма - секуляризация общества, сломя его феодально-сословную организацию и развитию буржуазных отношений, вовлечение женщин в работу по найму, что создает предпосылки для превращения женщин в собственника своих рабочих рук - она может, как свободный человек продавать их. Интеллектуальные предпосылки феминизма -различные критические в отношении существующего общества теории, начиная с философии прав человека, возникшей в XVIII веке и вплоть до современных постмодернистских концепций Фуко и Дерриды.
Сегодня принято считать, что зарождение феминистских идей относится к эпохе возрождения с ее культом человека. Именно тогда появились первые трактаты Кристины де Пизан и Сориеллиуса Агриппы, в которых открыто, говорилось о подавлении личности женщины и несправедливом отношении к ней общества. Следующий этап в развитии феминизма со времен Великой Французской революции, - выдвинутые тогда лозунги свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения активизировали стремление женщин к равноправию. Вместе с тем «Декларация прав человека и гражданина», провозгласившая, что все люди имеют неотъемлемые права фактически, была декларацией о правах мужчин. Неслучайно в 1792 году Олимпия де Гуж написала «Декларацию прав женщины и гражданки», в которой содержались требования предоставить женщинам гражданские и избирательные права и возможность занимать государственные посты. Сама Олимпия де Гуж была казнена. Однако в том же 1792 году Мэри Уолстоункрафт опубликовала в Англии книгу «Защита прав женщин», а в Германии в этом же году вышла работа Теодора фон Гиппеля «Об улучшении гражданского положения женщин». Появление подобных работ в то время далеко не случайно.
Сегодня становится очевидным, что зарождение феминистских теорий в значительной степени подготовлено развитием социально-философских и политических концепций и интеллектуальных течений. В этой связи особо стоит отметить, во-первых, философские концепции Джона Локка, Жан-Жака Руссо и Джона Стюарта Милля, которые развивали основы теории прав человека. Более того, английский философ Джон Стюарт Милль и его соавтор Харриэт Тейлор в 1869 году опубликовали книгу «Зависимость женщины», в которой они использовали либерально-философскую теорию для доказательства тезиса о равенстве женщин и мужчин. Во-вторых, необходимо подчеркнуть влияние теории утопического социализма Шарля Фурье и Роберта Оуэна.
В течение XIX века по Европе прокатилась волна буржуазных революций, активизировавшая борьбу женщин за свои права, - в основном речь шла о праве на труд и равную с мужчинами его оплату. В конце XIX века возникает движение суфражисток, то есть борьба женщин за предоставление им избирательных прав. Многолетняя борьба суфражисток разных стран дала свои результаты, - в течение двух десятилетий ХХ века в основной части Европы и Северной Америки женщины получили избирательные права [8].
Литература
- Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций/под ред. О. А. Ворониной. — М., МЦГИ, 2001.- С. 50-51
- Казахстанская политологическая энциклопедия. — Алматы, ИРК, 1998. - С. 370.
- П.Эллиот, Н.Менделл Теории феминизма // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках / под ред. И.Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ. 1998. - С. 15-46.
- Брайсон В. Политическая теория феминизма.-М., МЦГИ, 2001.- С. 188-189
- Сарсембаева Р.Б. Рыночная трансформация Казахстанского общества. Опыт гендерного анализа. — Алматы, "LEM", 2004. - С. 13.
- Шеденова Н.У. Социальные проблемы женского труда в условиях рыночных отношений. — Алматы, «Гътъм», 1998. - С. 16-18.
- Основы гендерного образования / под ред. Г. Т. Танирбергеновой. — Алматы, Мальвина, 2003. -С. 44.
- Введение в теорию гендера, вып. 3 История гендерного неравенства. — Алматы, Ацыт кытабы, 1999. — С. 26, 30-31.