Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Толерантная культура как основа социальной стабильности

Одной из актуальнейших задач, которая стоит перед независимым Казахстаном, является решение проблемы вхождении в мировое сообщество народов на равных правах со всеми. Требуется принципиально новое мировидение, формирование новой националь­ной ментальности, главным смыслом которой должно быть уважительное отношение к материальной и духовной культуре других народов мира, заинтересованное участие в соответствующих интеграционных процессах.

В современном информационном обществе создается иллюзия, что доступность информа­ции, приобщение к знаниям есть благоприятный фактор, определяющий рост духовной куль­туры, но это, конечно, не всегда совместимые явления.

Культурное пространство в XXI веке перестало быть замкнутым, выстраивается сложный даже не диалог, а полиалог культур разных народов, говорящих на различных языках.

Таким образом, смысл диалога - в духовных поисках, ведущих к пониманию общечелове­ческой культуры, которая посредством диалога распространяется не только на мировоззрен­ческие позиции участников диалога, но и переходит на уровень самоопределения личности. В диалоге понять других как «свое другое» - значит частично преодолеть отчуждение. В демократическом пространстве культур через диалог личность как бы преодолевает человеческое «Я», расширяя территорию своего духовного мира. В процессе диалога свобода самоопределения личности согласуется с императивом родовой ценности человека. Момент автономности, внутреннего развития субъективности через диалог раскрывается и дополняется глубоким осознанием ценности человеческого рода, его истории, общечеловеческой цивилизации.

Признание культурных альтернатив в современном мире - это не отрицание целостности общечеловеческой цивилизации, а подчеркивание возможности для каждого народа самостоятельно войти в эту целостность.

Освоение смысловых пластов культуры делает человека открытым к прошлому и будущему. Происходит как бы процесс взаимообогащения смыслом, который позволяет панорамнее смотреть на исторический процесс, взглянуть на себя глазами другой эпохи, углубить собственный смысл наших сегодняш­них деяний, понять ту историческую реаль­ность, в которой живем сегодня. Смысловое богатство мира превращается во внутренний опыт личности, обогащает духовную культуру современного общества.

Человеческая общественная деятельность всегда подчинена двум векторам:

а)    причинному, идущему от прошлого к будущему,

б)   целенаправленному, идущему от будущего к настоящему.

Культура всегда связана с функциониро­ванием идеального - как человеческого смысла ее предметных форм. Каждое обращение к общечеловеческой культуре есть открытие какого-либо смысла, ибо культура - это поле человеческих смыслов и значений, на которые опирается современное общество. Возврат к прошлому, приобщение к общечеловеческой культуре, каждый раз совершается по-иному, как взгляд с определенной жизненной позиции данного уровня духовной культуры. Любой исторически сформировавшийся в культуре способ деятельности имеет свою цель, назна­чение, представляет определенные сущностные силы человека, т. е. имеет человеческое содер­жание и человеческий смысл. Смысл культурообразующей деятельности в ее гуманисти­ческой направленности, образующей реальный диапазон возможностей личностей.

Общество всегда нуждается в механизмах, которые осуществляют социальную детерми­нацию сознания и поведения. Здесь происходит овладение общественно необходимой информа­цией, ее индивидуализация и персонификация, формирование и реализация воспитательного воздействия. На первый план выходят такие стороны нравственного сознания, выражающие его сущность, как оценочное и должное отно­шения. В дело вступают перспективный и ретроспективный подходы, где помимо долж­ной и оценочной характеристик, присутствуют и сферы целей интересов.

Социальное обновление невозможно без такого атрибута мировоззрения, как общение, которое является субъект - субъектным отношением, в отличие от традиционного субъект - объектного отношения в теории познания. Здесь, в общении разворачиваются сотрудничество и изолированность, неприятие друг друга, существует дружба и ненависть, любовь и вражда, уважение подозрение. Сфера общения вплетена в непосредственную жизнь людей, она и имеет исключительно практи­ческий характер.

При первоначальном исследовании социальной реальности обнаруживается хаос межчеловеческих отношений, которые трудно выстроить однолинейно, наоборот, сталкиваем­ся с многовариантными альтернативными взаимодействиями.

Социальность утрачивает характеристики целостности нет жесткой организованности. Постоянно возникают новые смыслы внутри существующих традиций. Отсюда необходима толерантная настроенность, которая предпо­лагает определенную культуру межчелове­ческих отношений.

«Толерантность - организующий принцип спонтанности, создает консенсусную направ­ленность коммуникативного хаоса - процесса» [1]. Толерантность (терпимость) выступает как определенная мировоззренческая и нравствен­ная установка личности по отношению к иной жизненной позиции, а также идеям, обычаям, традициям, культуры поведения и т.д.

Жизнь человека является не только об­щественной деятельностью, в которой возни­кает, и формируются личностные контакты, взаимоотношения, коллективное сближение, организация и связи людей для достижения поставленной цели. Нравственная деятельность в этом аспекте оказывается общественной в широком смысле слова. Моральные отношения не придуманы человеком, они витают в духовной структуре бытия как объективные реальные отношения людей.

Отсюда возникает необходимость воспи­тания культуры компромисса как символа толерантной культуры

Толерантная культура в настоящее время должна стать неотъемлемой характеристикой личности, ибо она является залогом стабиль­ности общества и вектором, ведущим к кон­сенсусу. Для этого необходима переориентация сознания на новые ценностные установки, на иной способ восприятия социальной реаль­ности.

Чтобы поднимать человека духовно, укрепляя его нравственные позиций, необходимо создать такие условия, когда приобщение личности к богатству духовных ценностей, заключенных в культуре, стало бы потребностью самой личности. Личность должна стремиться освоить культуру прошлого во всей ее целостности и многомер­ности, ощутить себя звеном непрерывного культуротворческого процесса. Деятельность личности становится решающим условием превращения потенциального фонда духовной культуры в реально-функционирующий, нацелен­ный на формирование духовного мира современ­ного человека. Человек, благодаря активной энергии души наиболее способен постигнуть причинные связи внешнего мира.

А поскольку феномены духовной культуры не могут переживаться за другого, то личный опыт общения с духовным наследием Абая и Шакарима позволяет панорамнее смотреть на общечеловеческую культуру, дает возможность проникнуть мыслью в жизнь других эпох, понять смысл наших сегодняшних деяний, отразить ту историческую реальность, в которой живем сегодня. Смысловое богатство духовного мира Абая и Шакарима превращается при таком рассмотрении во внутренний опыт личности, обогащает культуру современного общества.

Сильной стороной познания Абаем меха­низма душевных таинств, на наш взгляд, является его предпочтение чувственному восприятию человеком внешнего мира. Соглас­но его логическим построениям, посредством органов чувств наши осязания объективной действительности преломляются в сознании как некое духовное явление. Говоря другими словами, наши разум, мысль и сознание формируются в результате жизненного освое­ния мира, впитывая в себя толерантность.

Толерантность - динамический критерий социальной жизни, способствующая «наве­дению мостов» между событиями и фактами.

Толерантная культура является важнейшей, базисной характеристикой личности. Она проявляется как устремленность личности к избранным целям и ценностям, как способность к духовной жизни. Однако эта способность заложена в личности потенциально, поэтому необходима система специально созданных психолого - педагогических условий и средств для ее эффективного формирования. Культура всегда несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, поскольку непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. В силу этого одним из действенных средств формирования толерантной культуры личности выступает искусство как система гуманис­тических и духовных ценностей.

Нравственные образцы поэзии Абая и Шакарима наглядно демонстрирует толерант­ность во взаимоотношениях между людьми, основанные на справедливости, человеколюбии и совестливости. Вообще, можно сказать, что совесть, как нравственное чувство, обращенное вовне, является неотъемлемым атрибутом толерантной культуры.

Вершиной духовного синтеза Шакарима является предложение о введении в процесс образования и воспитания науки совести -приоритета аксиологического аспекта в его видении образцов будущего.

«Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве, - писал Шакарим, v я называю мусульманским словом уждан, русским - совесть» [2].

«Совесть есть желание, потребность души. Это потому. Что душа является такой сущностью, которая никогда не исчезнет а, с каждым разом все совершенствуются, идет к возвышению» [3].

Основой восходящего развития души, согласно Шакариму, является совесть. В становлении человека важная роль отводится человеческой совести. Это понятие отличает человека от обывателя, как утверждал Абай

Стыд, совесть, честь таланту -Никто из обывателей не выберет их, Глубокую мысль, глубокую науку никто не ищет Зато все увлечены ложью и сплетней [4].

Совесть, если она есть у человека, показывает ему, что за свои поступки он отвечает сам. Человека делает человеком совесть, даже при приближении смерти нельзя продавать совесть. В понимании мыслителя, поступлении совестью - это большая вина человека, его первородный грех, это духовное преступление человека, совершенное им самим. Продать совесть, потерять совесть - это большой духовный грех.

Субъективная сторона человека - и истинна, и действительна, но доведенная до крайности, она впадает в нелепость. Субъект есть личность, в этом смысле он есть выражение и определение бесконечного духа; следовательно, личность не должна быть эгоистической. Между тем, с другой стороны, ограниченность есть условие субъективности. Как же примирить это противоречие в столкновении личности чело­века с объективным миром?

В отношении к его индивидуальной особенности мир объективный есть мир ему враждебный, но в отношении к его духу как проблеску бесконечного и общего, этот мир -«родной мир». Чтобы быть действительным человеком, а не призраком, он должен быть частным выражением общего или конечным проявлением бесконечного. Вследствие этого он должен отрешиться от своей субъективности, признав ее ложью и призраком, должен смириться перед мировым, общим, признав только его истиною и действительностью. В духовном развитии человека момент отрицания необходим, но он должен быть только моментом, а не целью жизни.

В условиях современного общества скла­дывается новая социальная реальность, которая актуализирует внутренний межличностный каркас социального развития, вызывает как принцип собственной организации - толерант­ность. Толерантность как свойство коммуни­кации, как принцип организации современного общества, проявляет себя через культуру личностного поведения

Толерантность, являясь следствием свободы, разнонаправленности и непрерывности челове­ческих взаимоотношений выступает как условие и залог социальной стабильности. С помощью толерантной культуры в обществе устраняется конфликтность и укрепляется консенсус, поскольку демократическое обсуж­дение социальных интересов дает возможность не только учитывать мнения граждан, но и принимать эффективные решения.

Вхождение в культуру толерантности не есть скорый процесс, для этого необходим целый комплекс условий, в том числе и переориентация сознания личности.

Толерантность есть признание прав каждого на возможность иметь различные политические или конфессиональные взгляды, благоприятное отношение и уважение к иным, непохожим взглядам, поведения, обычаев. В таком понимании толерантность становится установ­кой сознания, моральным принципом.

Как Шакарим, так и Абай надеялись, что мир станет более счастливым, справедливым и милосердным, отвергнув тем самым страхи людей за свое будущее. Великодушие, правдивость и совесть, по мнению мыслителей, должны составлять сущность мира и человека. Сегодня существует реальная возможность организации мира на принципах транспа­рентности, толерантности, диалога и согласия.

 

Литература

1.    Толерантность и коммуникации: Коллект. Монограф. / Под ред. Г.И. Петровой. Томск, 2002, с.91.

2. Шакарим. Три истины. Алматы, 1999. с. 33.

3. Абай. Книга слов. Поэмы. Алматы: ЕЛ, 1993, с. 253.

4. Там же. с. 256.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.