Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

К вопросу о биях как хранителях правовой культуры казахского народа

В данной статье раскрывается место института биев в истории казахского народа. Ка­захские бии выполняли множество функций. Среди всех функций особое значение имеет функция достижения компромисса в обществе. Бии обеспечивали недопущение сор и раздоров среди родов, были объединителями казахских родов в единое целое в казахский народ.

Правовая культура как показатель развития права отражает состояние правовой системы общества в целом. Современная юридическая наука использует исторический метод и метод сравнительного анализа для раскрытия особен­ностей правовой культуры.

При характеристике правовой культуры ка­захского народа традиционного периода необ­ходимо учитывать особенности кочевого права. Кочевое право включает в себя сложную сово­купность правовых ценностей, правовых обра­зов, правовых понятий, правовых отношений, правосознания, институтов права и правовых процедур. Именно эти качества и дают нам осно­вание определить казахское обычное право как уникальный правовой феномен, действовавший в течение тысячелетий, сохранившего казахский народ и его территорию для потомков. Право казахского народа закрепляла вольность, нрав­ственные идеи, идеалы и принципы, восприни­маемые всем народом[1, с. 5].

Это и явилось фундаментальными причина­ми того, что оно выдержало испытание време­нем. Степное право обладает синкретичностью, в нем сливаются воедино нравственность, рели­гия и мораль, оно растворено в политических, экономических, семейных и прочих институтах и процессах. Главное назначение права заключа­лось в способности его удержать людей вместе на огромных территориальных пространствах, быть инструментом примирения, а не наказания, сплачивать, а не разъединять людей.

Право и культура казахов были тесно свя­заны с экологией, с естественным состоянием свободного человека, с кочевым образом жизни. Казахи веками жили в гармонии с экосистемой. Вот как пишет об особенностях естественной жизни казахов известный казахстанский фило­лог, исследовавший этнокультурные особенно­сти казахского народа А. Сейдимбек: «Жители огромного пространства от Хуанхе (Желтая река) до Карпатских гор, нашедшие, в конце концов, в результате бесконечных передвижений по степи свой постоянный жизненный уклад, создавшие свое кочевое общество, были вынуждены по ве­лению суровой действительности, а не по сво­ему капризу, стать номадами. На протяжении трех тысяч лет на территории Казахстана, Сред­ней Азии, Южной Сибири и до пределов Вос­точной Европы господствовал мир кочевников, прочный, продуманный до мельчайших деталей, с четко работающим механизмом общественно­го регулирования. Народы Старого и Нового све­та переживали одно изменение за другим, в то время как степь и жизнь кочевников текла своим чередом без заметных изменений» [2, с. 32].

Л. Гумилев, виднейший исследователь евра­зийства и евразийской культуры признает: «ко­чевое скотоводство - действительно является наиболее устойчивой формой хозяйства, почти не поддающейся усовершенствованию»[3, с. 4].

Главной особенностью правовой культуры казахского народа является институт биев. Бии казахского народа осуществляли различные функции. Отметим, что казахские бии осущест­вляли также и функции медиаторов в спорных отношениях. Данный вывод основан на анализе судебных решений казахских биев, вынесенных при рассмотрении разных споров. Несмотря на то, что генезис института биев принято рассма­тривать с периода саков и уйсыней, институт биев присущ только для традиционного казах­ского общества. В связи с этим полагаем необ­ходимым раскрыть особенности института биев.

Во-первых, право традиционного общества было обычным. То есть здесь существовали не-писанные законы, передаваемые из поколения в поколение, создаваемые коллективно. При этом нормы обычного права были стабильными и от­ражали опыт множества предыдущих поколений. Как отмечает известный казахстанский ученый К. Алимжан, «обычное право - древнейшая, пер­воначальная форма права, основа формирования иных форм права как статутное, прецедентное, религиозное и договорное. К характерным чер­там обычного права относятся вербальность, корпоративность, партикулярность, символич­ность, динамичность и консервативность. Обыч­ное право - совокупность обеспечиваемых соци­альным принуждением общеобязательных норм, устанавливающих пределы свободы членов определенной общественной группы (социума). Наименьшей структурной единицей обычного права является обычная норма. Систему источ­ников обычного права составляют обычай (один из основных источников обычного права), пре­дание, судебное решение, договор, а также по­словицы и поговорки»[4, с. 15].

Во-вторых, развитие института биев тес­но связано с развитием казахского общества в целом. Историческими источниками казахского обычного права являются такие правовые па­мятники как «Есім ханның ескі жолы», «Қасым ханның қасқа жолы», «Жеті жарғы», «Әдет» и «Шариат». Отметим, что институт биев как са­мостоятельный, самодостаточный социо - по­литический институт, выполнявший в казахском обществе одновременно: политическую, соци­альную, культурную и идеологическую функции реально и полноценно достиг классического пе­риода в своем развитии в XVIII веке.

В-третьих, к биям предъявлялись особые требования. В своем знаменитом произведении «Записка о судебной реформе» казахский мыс­литель Ч. Валиханов отмечал: «Возведение в звание бия не обусловливалось у казахов каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти. Только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали казахам это почетное звание. Чтобы при­обрести имя бия, нужно было казаху не раз по­казать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всему и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патен­том на судебную и адвокатскую практику... Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинар­ных мер»[5, с. 34].

Современные ученые полагают, что биями могли стать лица, имеющую генетическую при­надлежность к данной социальной группе. Так как истинным бием мог стать только тот казах, который воспитывался непосредственно в семье и среде, где происходило природное накопление необходимых на то знаний и опыта естествен­ным путем. Исторических примеров сказанно­му, предостаточно. Полагаем, что данное мнение справедливо отражает глубокое содержание ин­ститута биев.

В-четвертых, «жер дауы», «жесір дауы», «құн дауы», урегулирование которых являлось непосредственной исторической целью и мис­сией казахских биев, в социокультурном срезе, означало искусное оперирование их ценностны­ми эквивалентами, такими как патриотизм, гу­манность и справедливость. Все это органично выстраивалось в целях сохранности единства и сплоченности общества в целом[6, с. 34].

Конечно, по обычному праву казахов бии решали и уголовные дела. Но более важное зна­чение имело решение гражданских дел, межро­довых взаимоотношений, сношений с другими народами. Бии должны были обладать отличной памятью и знанием примеров решения различ­ных дел в прошлом. При этом свои доводы бий обязан был подкрепить фольклором, а при состя­зательности сторон — своей блестящей речью, остроумием и логикой убедить в правоте своих решений. Этими неординарными качествами должны были обладать бии. А так как не каж­дый бий мог в достаточно полной мере проде­монстрировать всю полноту этих качеств, то и значение их было различно.

Термин «бий» происходит, по-видимому, от древнего тюркского слова «билиг», имевшего два значения «править» и «знать». В чингизовской традиции оно приобретает также смысл «изрече­ний», «афоризмов», «притч». Мастеров по части их рассказа и поучения и решения вопросов на основе прецедента ценили чрезвычайно высоко. Вообще, как об этом свидетельствует, в част­ности, деятельность Казбек-бия, красноречие, остроумие, умение дать отпор, словить на сло­ве было существенной частью международной политики и дипломатии, часто не уступающим по значимости единоборству батыров, которым подчас определялся характер и результат сраже­ния. Бий - человек умеющий глубоко проникать в проблемы, оценивать и распутывать узлы, бла­годаря этому влияющий на ход дел не в меньшей мере, чем ханы и законные правители[7].

В казахской степи титул «би» был не столь­ко наследственным или жалуемым, сколько заслуженным почетным званием. Бии не на­значались и не избирались. Соискатель (кан­дидат) мог иногда определяться, выделяться биями, аксакалами и другими уважаемыми и умудренными жизнью людьми, первоначально оказывавшими ему определенную поддержку. Однако стать бием можно было лишь после народного признания претендента, заслужива­ющего такового звания. Основными требования­ми к таким людям были: доскональное знание норм обычного права, обладание ораторским талантом и честность. Бесчестный человек неиз­бежно утрачивал звание бия, так как никто не считал возможным обращаться к нему за спра­ведливым решением. Безупречная репутация являлась необходимой и достаточной гарантией правосудия. Однако для признания претендента отвечающим этим требованиям нужно было по­казать свое умение на практике, приняв участие в каком-либо судебном (правовом) споре. Успех в подобном деле фактически обеспечивал при­знание соискателя бием. Иные критерии (соци­альное происхождение, возраст и др.) не имели решающего значения.

Обычно бии происходили из простолюдинов, не отличаясь родовитостью, хотя были известны бии из султанов. Звание бия являлось своеобраз­ной бессрочной лицензией на легальную юри­дическую практику в качестве судьи или адвока­та. Кроме того, по своему положению в обще­стве бий мог быть главой общины (рода), совет­ником хана или султана, «свободным поэтом-ры­царем», т. е. мог заниматься административной, военно-политической, дипломатической или иной общественно-значимой деятельностью.

Таким образом, можно выделить следующие особенности института биев. Бии - честные, не­подкупные люди, с незапятнанной совестью, решавшие спорные дела и возглавлявшие роды. Бии выступали как объединители народа в госу­дарство, хан олицетворял собой государство. Го -нения против биев считались гонениями против народа. Поэтому ханы всегда прислушивались к мнениям биев[8, с. 168].

Бии выполняли множество функций. И в этом заключалась главная особенность данного института. Укажем кратко эти функции: полити­ческая; функция по сплочению народа в единый народ; правоохранительная; нравственно - вос­питательная функция; идеологическая; функция хранителя народной мудрости, народных цен­ностей, обычаев и традиций; представительская функция; организаторская функция; медиатор-ская функция; функция по упреждению кон­фликтов и споров. Все эти функции выполнялись биями в силу природных качеств и дарований. Бии признавались как безусловный авторитет, их мнения и решения не подлежали сомнению.

Среди всех функций, на наш взгляд, особое место занимает функция достижения компро­мисса в обществе. Бии обеспечивали недопуще­ние сор и раздоров среди родов, были объедини­телями казахских родов в единое целое, в казах­ский народ.

Принцип компромисса как категории равно­весия и стабильности лежит в основе существо­вания всего казахского общества и, в частности, в основе правовой культуры. Отметим, что каза­хи не любили судиться, предпочитая заканчивать споры путем досудебных процедур, мировым соглашением. Главной целью биев было сохра­нение мира внутри казахского народа и мирных отношений с соседними народами.

Полагаем, что для современного права боль­шое значение имеет именно компромиссная функция биев.

 

Литература 

  1. Зиманов С.З. Об оценке права казахского народа // Древний мир права казахов. - Алматы,- Т. 1. - С. 3-9.
  2. Сейдимбек А. Мир казахов. Этнокульту-рологическое переосмысление. -Алматы: Рауан,- 233 с.
  3. См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М.,- 344 с.
  4. Алимжан К. Обычное право как форма пра­ва: автофер. дис. ... канд. юрид. наук. - Алматы, 1999. - 30 с.
  5. Валиханов Ч. Записка о судебной реформе. - Алматы, 2000. - 112 с.
  6. Зиманов С. З. Казахский суд биев - уникаль­ная судебная система. - Алматы, 2008. - 116 с.
  7. Федотова И. Суд биев как демократический институт отправления правосудия в казахском традиционном обществе // Вестник Челябинско­го государственного университета. 2006. Сер. 10. № 3 (76).
  8. Ибраева А. С. Особенности формирования и развития казахского права «Жаргы» и роль судебного прецедента биев в его укреплении // «Древний мир права казахов: материалы, доку­менты, исследования в десяти томах. - Алматы, 2009. - Т. 10. - С. 165-169.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.