На современном этапе актуальность исследования проблемы понимания религии как системы знаний кочевников об этнокультурных, мировоззренческих, традиционных, общечеловеческих ценностей достаточно значимо. На всем протяжении развития кочевой цивилизации в истории Казахстана наблюдался процесс постоянного познания окружающего мира и накопления знаний о нем, роли в нем человека и веры в сверхъестественное. Поэтому развитие религиозного мировоззрения, религиозных систем кочевников мы представили в виде религиозного интеллекта как одного из феноменов кочевой цивилизации.
Что представляет собой религиозный интеллект? Религиозный интеллект это сложная система сакральных, духовных, нравственных ценностей, которая представляла собой закон гармоничного сосуществования кочевой цивилизации с окружающим миром. Именно познание кочевником религиозного интеллекта на определенном историческом этапе развития кочевой цивилизации формировало стереотипы его жизненного поведения в открытом степном пространстве. Мировоззрение евразийских кочевников выступает не как количественная совокупность различных явлений и образов, лишь случайными стихийными связями воздействующих друг на друга, не как бессистемный и потому некоординируемый, ничем не обусловленный феномен, а как относительно единый духовный процесс, находящий свое выражение в образовании определенного отношения к миру. [1]
Религиозный интеллект кочевой цивилизации на территории Казахстана – это движение, а не статика. Именно передвижение и мобильность для кочевника являлись законом кочевой жизни. Не передвигаться вовремя считалось результатом ущербности хозяйства, признаком бедности рода. Отстать от перекочевки («аштан ґліп, кґштен ќалу») рассматривалось как большое социальное зло, сравнимое с голодом и разрухой. [1]
В процессе постоянного освоения огромного степного пространства кочевники познавали окружающий мир и формировалась их целостная система сакральных знаний.
Как показывает история развития кочевой цивилизации, религиозный интеллект представлял собой мировоззренческий плюрализм, то есть сосуществование различных форм его проявления на протяжении всего времени существования кочевой цивилизации на территории Казахстана. Традиционное мировоззрение кочевников в прошлом представляло по существу синкретический сплав ислама с обрядами древних воззрений, верований и культов, определяемое Ш.Уалихановым как «двоеверие». Приспосабливая свою религию к этнической культуре, официальное и неофициальное мусульманское духовенство восприняло многие местные культы, в результате чего религиозное сознание народа приобрело синкретический, полиструктурный характер, — писал этнограф А.Т. Толеубаев. [2]
Известный этнограф А. Левшин в начале XIX в. писал о казахах: «Все они вообще имеют понятие о высочайшем существе, сотворившем мир, но они поклоняются ему по законам Корана, другие смешивают учение исламизма с остатками древнего идолопоклонства, третьи думают, что кроме божества благого, пекущегося о счастии людей и называемого ими ќѝдай, есть злой дух, или шайтан, источник зла». [3]
Мы можем представить религиозный интеллект кочевников в виде