Эмоциональный контакт с близкими людьми — источник полноценного развития ребенка

Общеизвестно, что семейное воспитание осуществляется в процессе всей жизни — в отношени­ях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Семья для ребенка является своего рода школой, где он усваивает образцы поведения, нормы и ценности, с помощью которых он позна­ет окружающий мир. Благодаря позитивным эмоциональным связям эта «школа» может быть доста­точно эффективной. Малыш из своих отношений к отцу, матери, родным усваивает первые свои обя­занности перед всем обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитываются характер, гуманные чувства, сосредоточенность, стремление к совершенству, находчивость и ум. Именно в семье, семейных отношениях ребенок на­блюдает и испытывает чувство любви к родителям, так как сам получает от них любовь и ласку.

К.Д.Ушинскому принадлежат замечательные слова о том, что семейное воспитание — это целе­направленный процесс формирования «человека в человеке». Поэтому первой и основной задачей семейного воспитания он считает подготовку человека к жизни. Так как само воспитание должно приготовлять человека к труду, к жизни, то для этого необходимо, чтобы дети были умственно разви­ты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравст­венности в семье. По мнению великого педагога, сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения, а в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека [1].

Н.И.Пирогов в свое время считал, что самое большое право родителей заключается в том, чтобы развить всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на его личность. Человек легко ослепляется собственными достоинствами, и поэтому именно с детства не­обходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть. Основа воспитания детей в семье, по мнению НИ. Пирогова, — не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. Он призывает родителей оберегать целостность дет­ской души, не внося в нее неискренность [2].

Большое значение имеет работа П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», где он говорит о воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Он считает, что в нормальной семье ребенок становится гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех чле­нов семьи. Необходимо создавать нормальные условия для роста, развития и проявления всех поло­жительных способностей детей в семье [3].

Среди советских педагогов очень хорошо известны труды А.С.Макаренко в области воспитания. В частности, в своей работе «Книга для родителей» А.С.Макаренко раскрывает своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения. Большое внима­ние педагог уделяет вопросам родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитания культурных навыков в семье. Семья является могучим воспитательным средством, как утверждает А.С.Макаренко. Он много уделяет внимания вопросу воспитания ребенка в полной, благополучной семье, так как воспитательные силы здоровой семьи велики, и напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные бе­ды для души ребенка, разрушая самые ее основы [3].

А.А.Бодалёва отмечает, что в жизни каждого человека большую и ответственную роль играют родители. Они дают своему ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружаю­щий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к органи­зации семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способст­вующих их всестороннему и гармоничному развитию. Ребенок, воспитывающийся в семье, где лич­ностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца [2].

В семье, как в малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весь­ма сильное влияние на индивида. По мнению А.Г.Здравомыслова, это особенно проявляется в фор­мировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людь­ми. Благодаря своим особенностям семья, как малая группа, создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к общест­ву, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям [4].

Закон «О семье и браке» определяет неполную семью как группу ближайших родственников, со­стоящую из одного родителя, с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [Закон Рес­публики Казахстан «О семье и браке» от 20 августа 1997 года. — № 214 — 1, ст.5]. И.Ф. Дементьева отмечает, что неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [5].

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одно­го из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых про­блем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влия­ния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи М.И.Киблицкая во многом определяет болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в ко­торой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрез­мерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицатель­но сказывается на становлении личности ребенка.

Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребенок лишен возможности полно­ценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно пере­нимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную ма­теринскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью [6].

Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети и подростки из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [7].

Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материаль­ного, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в непол­ной семье, которая целиком падает на плечи одного из родителей (чаще женщины) — это, прежде всего, забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за бо­лее трудную работу, находя дополнительный приработок, и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются — основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению до­машнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказывают­ся на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом об­щения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослабле­нию контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т.е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей, с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но, очевидно, что эта помощь не способна полностью ликвидировать из­держки, возникающие в семье с потерей отца [7].

А.Курманбекова в своей статье «Вопросы планирования нравственного воспитания молодежи» приводит слова Цига Циглара: «Каждый человек нуждается в четырех объятиях на день, чтобы под­держивать здоровье. Через объятия освобождается большая часть физических и эмоциональных про­блем и, таким образом, люди получают возможность жить больше, здоровее, в меньшем стрессе» [8].

Дети из неполных семей нуждаются в десятки раз больше в объятиях близких людей.

Принятие, предполагающее не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в человеке, в его развитие — это важное условие для становления личности человека, для его саморазвития и самоактуализации. К.Роджерс отмечает, что особенно важным является безуслов­ное принятие человека в детском возрасте. У ребенка максимально велика нужда в положительном отношении, поскольку иначе он перестанет следовать своему внутреннему оцениванию опыта и бу­дет полностью подстраиваться к оценке родителей. Это приводит к несоответствию между его «Я» и внутренним опытом, к потере организмического оценивания как внутреннего регулятора поведения и к дальнейшей незрелости человека, у которого оценивание выносится вовне и который начинает ис­пытывать недоверие к своему опыту [9].

Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс, предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главная цель воспитания детей в любой семье — всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количе­ство которых в настоящее время постоянно растет, но сделать это будет намного труднее, так как все в семье ложится на плечи одного из родителей — матери или отца.

Как же обстоят на самом деле проблемы с разводами во всем мире, причем разводами как одной из главных причин появления неполных семей. Обратимся к статистике:

США. В период с 1970 по 2000 гг. число матерей-одиночек увеличилось с 3 миллионов до 10. За этот же период времени число отцов-одиночек также увеличилось с 393 тысяч до 2 миллионов.

Франция. С конца 1970-х гг. количество неполных семей увеличилось более чем на 50 %.

Германия. За последние 20 лет число родителей-одиночек увеличилось вдвое. Почти все непол­ные семьи возглавляет мать.

Япония. С 1970-х гг. число матерей-одиночек увеличивается. В 1997 г. 17 % всех семей состав­ляют семьи, возглавляемые матерями-одиночками.

Ирландия. Количество неполных семей увеличилось с 5,7 % в 1981 г. до 7,9 % в 1991 г. Распад семей — главная причина появления матерей-одиночек.

Великобритания. Количество неполных семей впервые превысило 25 %, что свидетельствует о большом увеличении числа матерей, никогда не бывших замужем, и количества разводов за послед­ние 30 лет.

Россия. За 1997-1999 гг. более одного миллиона российских детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза. В результате столь неблагоприятных тенденций в функционировании российского института семьи на сегодняшний день каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье.

Казахстан. Динамика браков и разводов такова: на 1000 браков в 1995 г. приходится 125 разво­дов, в 2005 г. — 392 развода. В настоящее время каждая третья семья неполная [10].

Как видно из статистических данных, число разводов с каждым годом растет, причем не только в Казахстане, России, но и в дальнем зарубежье. Это говорит о том, что современное общество теряет с каждым годом все больше полноценных «ячеек». Взрослым не хватает времени, знаний, сил, воз­можностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В по­следние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения таких семей. Негативные процессы, которые порождены современной социально-экономической ситуацией, ска­зываются особенно ярко именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, неста­бильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Решение воспитательных задач в условиях неполной семьи затруднено.

Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода. Это очень сложное явление, которое является одной из первоначальных человеческих потребностей. Свобода предусматривает ослабление управления, контроля и давления и предоставление ребенку ответственности за свой выбор, возможности реализовать свою целостность, творческий потенциал. Обстоятельства, которые создают для ребенка ощущение бессилия, пустоты и беспомощности, спо­собствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам можно отнести все, что вызывает страх. Это может быть «авторитарное» наказание — вид наказания, который не имеет стро­го фиксированной формы и не связан с тем или иным проступком, а произвольно определяется, по усмотрению взрослого. В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием мо­жет стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате чувства собственного достоинства [2].

Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с си­туацией душевного обнищания. Когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душев­ной глухоты, он внутренне «замерзает». Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной его жестокости.

Немаловажными факторами, вызывающими нарушения личностного развития, являются харак­тер, ценности, нормы, ориентиры, смыслы той социальной группы, частью которой является ребенок. Именно семья может усиливать те черты и формы поведения, которые ей соответствуют, и ослаблять нежелательные.

Потребность в эмоциональном признании окружающими, эмоциональных контактах с родите­лями особенно актуальна в детстве. К 4-5 годам эмоциональное развитие ребенка достигает своего максимума. Нарушение эмоциональных контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значительные психологические проблемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-теплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. Отсутствие эмоциональной поддержки, любви и признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забытости и ненужности. Острая потребность в при­знании — это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребенок нуждается в раскрытии сво­его Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность любви и признания может компенсиро­ваться страхами, капризами. У детей формируются замкнутость, недоверие к окружающим [1].

Важными являются потребности ребенка в позитивном отношении и самоотношении, которые возникают в результате научения. Первая из них появляется вследствие любви и заботы о ребенке, вторая формируется при положительном отношении окружения. Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве, могут искажать внутренние переживания человека. Ребенок на основании поло­жительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, кем хотят его видеть, а не тем, кто он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношения ребенка. Навязан­ные образы, ценности вытесняют и замещают «истинные» переживания и ценности, что ведет к са­моразрушению Я.

Такой ребенок чувствует напряженность, дискомфорт. Следствием искажения могут стать агрес­сивность, конфликтность, замкнутость, тревожность, враждебность по отношению к другим людям, нарушение общения.

Как этого избежать? Первое условие — откровенность, искренность, правдивость отношений с ребенком. Второе условие — безусловное принятие ребенка. Принятие предполагает не только ува­жение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения, в его развитие. Ребенок очень нуж­дается в положительном к себе отношении. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или не одоб­рять чувства и поведение ребенка, делать заявления и пугать лишением любви и привязанности. Что- бы быть хорошим, ребенок стремится подстраиваться к оценке родителей, что приводит к утрате внутренних регуляторов поведения и к дальнейшей незрелости ребенка, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка не означат отсутствия ограничений, дис­циплины и отрицательного отношения к его поступку. Однако они должны строиться так, чтобы ре­бенок не сомневался в уважении к нему. Неудовольствие и отрицательные переживания должны вы­сказываться не в виде отрицательной оценки личности ребенка, а в виде субъективного отношения к данному поступку.

Необходимо принимать не только ребенка, но и себя. Если родители не принимают себя, а ценят только те свои достоинства, которые одобряются другими, то они испытывают напряженность и тре­вогу, что сказывается и на ребенке.

Принятие внутреннего мира ребенка создает для него теплоту и безопасность в отношениях со взрослыми, а любовь и уважение вызывают чувство защищенности, которое необходимо для полно­ценного развития человека.

Третье условие — эмпатическое понимание, без которого принятие может означать просто бла­годушное отношение ко всем. Эмпатическое понимание включает в себя проникновение в чувства и мысли ребенка, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место. Очень важны модели ро­дительского поведения, так как они становятся основой не только приобретения привычек, но и вы­работки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Если родители уходят от трудностей или прибегают к агрессии при столкновении с ними, то ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации так же.

То же характерно и для межличностных отношений — дети осваивают те же отношения, кото­рые они в течение длительного времени наблюдают в семье. Возможны ситуации, когда родители учат каким-то правилам поведения, но сами их не соблюдают, то есть говорят одно, а делают другое. В такой ситуации более вероятным становится выбор примера родителей. Ребенок может и расши­рять модель поведения, так что его собственное поведение окажется для них неприемлемым, т.е. он может отвергать и то, чем родители дорожат. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведе­ния своих родителей.

Причинами нарушения поведения и даже эмоциональных расстройств могут быть разлука с ро­дителями, жизнь вдали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры и конфликты в семье [2].

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы. Семья это не только первичная ячейка общества, в которой ребенок приобретает все первоначальные знания, на­выки, опыт общения и т.д. Именно от того, какой эмоциональный фон присутствует в семье, как по­строены отношения между родителями и детьми, будет зависеть дальнейшее развитие ребенка — бу­дет ли он адекватен в своем поведении или нет, будет ли он агрессивен, будет ли дисциплинирован, будет ли он примером для окружающих, или наоборот, и т.д.

Список литературы

1   Петровский А.В. Психология и время. — СПб.: Питер, 2007 г — 448 с.

2   Семьеведение / Под ред. П.Я.Циткилова. — Новочеркасск - Ростов н/Д., 2002. — 356 с.

3   Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. — М.: Академия, 2001. — 560 с.

4   ХарчевА.Г. Современная семья и её проблемы. — М.: Статистика, 1998 — 156 с.

5    Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье. — М.: Академия, 2001. — 117 с.

6   КиблицкаяМ.И. Исповеди одиноких матерей. — М.: Эслан, 1999 — 247 с.

7   СтепановВ.Г. Психология трудных школьников. — М.: Академия, 1997 — 374 с.

8   Курманбекова А. Вопросы планирования нравственного воспитания молодежи // Высшая школа Казахстана. — 2003.

—  № 1. — С. 12-18.

9   ФейдименДж., ФрейгерР. Личность и личностный рост. — СПб.: Питер, 2003 — 582 с.

10  Нусхаева Б.Б. Неполная семья как объект социологических исследований // Социологические этюды: Сб. ст. аспи­рантов. / Под общ. ред. М.К.Горшкова. — М.: ООО «Вариант» — Институт социологии РАН, 2006 — 363 с.

Фамилия автора: Н.Ю Позднякова
Год: 2010
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика