В статье на материалах Казахстана рассматриваются вопросы молодежи в правовом поле, которые еще не изучены в политической науке. Казахстанское право на подлинно научной основе отражает интересы молодежи как общественной группы в целом, так и каждого отдельного молодого человека. Вместе с тем уделено внимание и дискуссионным вопросам.
Овладение научным мировоззрением, социально-политических идейность и убежденность, верность общечеловеческим и патриотическим традициям, широта кругозора, высокая интеллектуальность и гуманизм, творческая смелость, честность и доброта, богатство чувств и переживаний, гармоническое единство внутренней и внешней, политической и правовой культуры – таковы наиболее характерные черты, присущие большинству юношей и девушек демократического, казахстанского общества.
Тем не менее при всех успехах в воспитании масс молодежи несомненным также является и тот факт, что высокие нравственно-политические качества и правовая культура не являются присущими всем юношам и девушкам Казахстана. Среди них еще встречаются те, кто заражен потребительской психологией, проявляет недисциплинированность, нигилизм, аполитичность, преклонение перед ложными «ценностями» образа жизни, совершает порой аморальные поступки, правонарушения и преступления.
Все это не что иное, как проявление остатков прошлого сознания, чуждого передовой правовой и политической идеологии. К сожалению, эти остатки прошлого не сходят со сцены вместе с физическим уходом из жизни их носителей. В силу закономерностей отставания общественного сознания от развития общественного бытия, сложных форм преемственности духовного, социально-политического наследия поколений такие остатки прошлого сознания воспринимаются и сохраняются отдельными представителями нового поколения.
Следует сказать, что воспитание правовой культуры казахстанской молодежи направлено на формирование правосознания молодого человека. Являясь индивидуальным правосознанием конкретной личности, правовое сознание молодого человека формируется в чрезвычайно сложной, целостной системе взаимодействия внешних и внутренних факторов, включающих как объективные условия жизни казахстанского общества, всей общественно-политической практики, так и внутренний мир казахстанца, его психофизиологические особенности.
Развитие и воспитание правовой культуры молодежи не охватывает всего процесса формирования индивидуального правосознания личности казахстанца, но оно является решающим, определяющим фактором в этом процессе. Следует также подчеркнуть, что формирование правосознания – это не единственная цель воспитания, развития правовой культуры, ибо его важной задачей является также и повышение правовой культуры, правовой, общественно-политической активности казахстанской молодежи.
Проблеме развития и воспитания правовой культуры казахстанской молодежи в общетеоретических, политологических работах не всегда уделялось необходимое внимание, а между тем проблема эта чрезвычайно важная, актуальная.
Как известно, важной составной частью работы по формированию научного мировоззрения юношей и девушек Казахстана, их высоких моральных, политических качеств является воспитание правовой и политической культуры. Отмечая специфику методов воспитания правовой и политической культуры казахстанской молодежи, вместе с тем надо сказать, что это вовсе не означает выведения его за пределы целостной системы комплексного воспитания. Необходимо указать на тесное взаимодействие и связь воспитания правовой культуры с нравственным, трудовым, политическим воспитанием и т.д.
В нашей научной литературе справедливо отмечается, что в генезисе социально отклоняющегося, в том числе преступного, поведения наиболее значимы не пробелы в объеме правовой информации, а искажение нравственно-политической позиции в сфере оценки правовых факторов. Нравственно-политическая позиция молодого казахстанца формируется в итоге систематического влияния на его сознание норм прогрессивной морали, научной политики и правовой культуры при взаимодействии всех направлений комплексного воспитания. Следует также учитывать, что потребность и привычка соблюдать закон будут тем успешнее закрепляться в сознании каждого молодого казахстанца, чем глубже и нагляднее будет выделяться правовой аспект в других формах воспитания. Таким образом, политологическая проблема воспитания правовой культуры казахстанской молодежи является многоаспектной и комплексной. Для её разрешения требуется философское, юридическое, социологическое, социальнопсихологическое, педагогическое рассмотрение большого числа факторов и зависимостей.
Наиболее важными составными частями воспитания правовой культуры молодежи Казахстана, на наш взгляд, являются его теоретические, организационные основы, социально-психологические, политические особенности формирования правосознания.
Воздействие всех этих факторов, на наш взгляд, должно быть согласованным и скоординированным. Представляется возможным следующим образом обобщенно выразить направленность такого воздействия: дать правовые, политические знания, воспитать убеждения, побудить к правомерным поступкам, поднять нравственную, политическую и правовую культуру.
Следует сказать, что социально-политическое учение рассматривает поведение человека как сознательную деятельность, как внешний акт целенаправленной активности сознания [1]. Поэтому для выяснения причин и мотивов, побуждающих казахстанца действовать, необходимо выявить внутренние источники активности самого сознания. К таким источникам обычно относят потребности, интересы и убеждения. Опираясь на эту трактовку, при политологическом исследовании правомерного поведения целесообразно выделять два основных аспекта: во-первых, саморегулирование, формирование под влиянием условий общественного бытия внутренней потребности юношей и девушек поступать в соответствии с требованиями норм права и, во-вторых, подчинение их поведения воздействующим на сознание внешним правовым, политическим и моральным факторам.
Среди казахстанских исследователей нет единого мнения по поводу роли потребностей в поведении казахстанца. Одни по существу приравнивают потребности к таким факторам поведения казахстанца, как интересы, желания, стремления, цели. Другие считают потребности главным фактором лишь импульсивного поведения казахстанца, отрицают или умаляют их роль. Третьи объявляют потребности основным фактором (или основой факторов) человеческих дел и поступков.
В казахстанском обществе право выражает общие интересы в их единстве, сочетании с интересами личности казахстанца. Правовой регламентации при этом подвергаются не все интересы личности казахстанца, а только те, которые являются жизненно важными для всех членов общества (или части), типическими, т.е. такими, которые наиболее ярко выражают сущность прогрессивных общественнополитических отношений (характерных для них), имеют известное социальное, политическое значение. Показательно то, что общий, типический интерес, выраженный в нормативных актах и лежащий на основе субъективного права Казахстана, становится самостоятельным явлением по отношению к конкретным интересам гражданина.
Процесс осознания и оценки личностью казахстанца своих и общественных интересов, выраженных в праве, политике, может быть весьма длителен по времени. Более того, интересы могут быть осознаны неточно, неполно, на разных уровнях. До конца не осознанный интерес может привести к ложной постановке цели, порочным методам её достижения и даже к правонарушениям и преступлениям. Поэтому важнейшим идеологическим фактором формирования и воспитания правовой культуры казахстанской молодежи является разъяснение юношам и девушкам на конкретном материале идеи сочетании в казахстанском праве, политике общественных и личных интересов.
Совершенствование законодательства о молодежи и корректировка практики его применения производится в Республике Казахстан по научно обоснованным предложениям, в разработке которых участвуют государственные органы и общественные организации, социологи, юристы, психологи, политологи, педагоги.
Твердый правовой режим и устойчивость правопорядка в казахстанском обществе создают атмосферу уверенности каждого молодого человека в своих правах и обязанностях, обеспечивают индивиду условия для свободного выбора способа реализации его конкретного интереса в пределах своего субъективного права.
В связи с этим необходимо особо подчеркнуть, что казахстанское право наиболее оптимально решает проблему «баланса» прав и обязанностей молодых людей как субъектов права и политики. Интересно в этом отношении проведенное ЮНЕСКО в сотрудничестве со Всемирной ассамблеей молодежи и Всемирной федерацией демократической молодежи исследование законодательства 45 стран по проблеме «Права и обязанности молодежи». Исследование показало, что даже в развитых странах законодательство возлагает на молодого человека обязанности значительно раньше, чем у него возникают дееспособность и политическое совершеннолетие.
Казахстанское трудовое право выделяет молодых рабочих и служащих в качестве особых субъектов права, устанавливает для них наряду с общими специальные гарантии, обусловленные особенностями возраста и начала трудовой деятельности. Понятием «молодежь» в казахстанском трудовом праве охватываются рабочие, специалисты и служащие в возрасте от 15-16 до 27-30 лет. По отношению к ним действующее трудовое законодательство содержит нормы, обеспечивающие повышенную охрану здоровья в процессе непосредственной трудовой деятельности, а также нормы, содействующие приобщению молодого работника к трудовому коллективу, устанавливающие дополнительные юридические, политические гарантии, связанные с началом самостоятельной трудовой деятельности.
Вот почему важнейшей задачей воспитания правовой культуры казахстанской молодежи является достижение такого результата, когда основными стимулами поведения молодого человека становятся осознанный гражданский, нравственный долг и убежденность в социальной, политической ценности казахстанского права.
Общеизвестно, что идейные убеждения – это глубокие, прочные знания, опосредствованные жизненным опытом, высокими социальными, политическими чувствами и ставшие основой, стимулом целенаправленной практической деятельности. В правовой сфере их содержательную сущность составляет уверенность личности казахстанца в необходимости, обоснованности и справедливости требований и предписаний норм права. В нашей научной литературе в этом отношении вполне справедливо подчеркивается регулирующая сила правовых убеждений. Последние прямо и положительно влияют на волевую деятельность казахстанских людей, удерживая их от совершения недозволенного и поощряя предписываемое» [2].
Большая роль и значение убеждений для правомерного поведения казахстанской молодежи требуют ясного и четкого понимания методов их формирования. Совершенно очевидно, что для того, чтобы каждый молодой человек Казахстана обладал правовыми убеждениями, недостаточно только одного воздействия извне. Необходимо стимулирование его собственной активности и творческих усилий. Социально-психологической наукой установлено, что успешность внешнего воздействия зависит не только от отношения человека к этому воздействию, но и от отношения к самому себе, к своей собственной деятельности.
Поэтому важнейшим условием для образования правовых убеждений является создание юношам и девушкам Казахстана возможности при помощи общественных организаций, семьи, школы, производственных коллективов посильно и сознательно участвовать в практической деятельности. Разносторонняя общественно-политическая деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у молодежи Казахстана чувства ответственности и гражданского долга, сознательного отношения к своим обязанностям, нетерпимости к правонарушениям, к различным антиобщественным явлениям.
Участие молодого поколения Казахстана в экономической, политической и культурной жизни страны, в отправлении правосудия, в охране общественного порядка, в управлении делами общества и государства постоянно поддерживается и развивается государством[3]. Реальным подтверждением такой политики является непрерывный рост числа молодых активистов в стране.
В целом вся общественно-политическая жизнь Казахстана способствует тому, чтобы выраженные в праве индивидуальные и общественные интересы преобразовывались в сознании каждого юноши и девушки в устойчивую идейно-правовую убежденность. Но такая убежденность молодых казахстанцев, может появиться не на основе безотчетной веры и слепой преданности не на основе обыденного сознания, а на основе научных знаний, на базе научного мировоззрения.
Следовательно, речь должна идти прежде всего о том, чтобы наиболее эффективным образом обеспечить у различных категорий молодежи Казахстана необходимый уровень знания права и политики. При этом важна и деятельность государственной системы обучения и воспитания (школа, профессионально-техническое обучение, система высшего и среднего специального образования), и воспитательная деятельность профсоюзных, молодежных и других общественных организаций, административных органов, и пропагандистская работа средств массовой информации и т.д.
Общественные организации Казахстана значительно активизировали в последнее время пропаганду среди молодежи казахстанского законодательства, теоретических и практических вопросов государства и права. Однако задачи повышения эффективности проводимой работы, её результативности требуют создания научно обоснованной, четкой, последовательной системы правового обучения и просвещения казахстанской молодежи.
Важнейшим вопросом при создании такой системы является правильное определение содержания правовой информации для учащихся школ, колледжей, студентов вузов, работающей молодежи в промышленности, сельском хозяйстве, сфере торговли и бытового обслуживания и т.д.
Воспитываясь в обстановке обновления правосознания, очень часто не только для подростка, но и для юноши фраза: «Все так поступают» не только оправдывает и обосновывает тот или иной поступок, но и превышает аргументы морального и даже правового порядка. В жизни мы нередко сталкиваемся с фактами так называемого ложного товарищества, когда основным, а то и единственным критерием оценки коллектива становится безоговорочная поддержка товарищей независимо отне правомерности их деятельности. Особенно характерно это для неформальных малых групп. Ложные принципы товарищества становится в этом случае опасными, выливаясь в антиобщественную, антиправовую направленность. Тяга к «принципиальности» при отсутствии глубокого знания социально-политической деятельности и личного жизненного опыта оборачивается крайней нетерпимостью, упрямством, правонарушением, а стремление к «подвигу» вырождается в бессмысленное самолюбование и т.д.
В последнее время большинство молодежных организаций совместно с отделами юстиции, отделами образования, административными органами, органами печати, радио и телевидения наметили комплексные планыусиления правового воспитания юношей и девушек. Это комплексное планирование позволяет максимальным образом скоординировать деятельность всех субъектов системы воспитания правовой культуры казахстанской молодежи как политической проблемы.
В заключении,следует сказать, что правовая, политическая идеология наиболее эффективно овладевает молодежью, массами в процессе активной правовой, политической деятельности. Поэтому обобщающим, интегральным показателем результативности правовоспитательной работы среди казахстанской молодежи можно считать уровень ее общественной, политической, правовой активности. Этот «осязаемый» показатель правосознания и должен находиться в центре внимания при определении стратегии и тактики формирования и воспитания правовой культуры казахстанской молодежи, населенияв демократическом обществе.
- Новейший социологический словарь.Минск:Книжный дом, 2010.-С.735.
- Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики.М., 2002.С.132.
- Абсаттаров Г.Р. Правовая культура: характеристикаи специфика (на примере современного Казахстана) //Вестник РУДН. Серия социология.-М., 2014, №2.-С.181-188.