Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Вклад казахстанских мыслителей в развитие идеи социального государства

В понимании современного образа социального государства необходимо учитывать историческую традицию формирования отношений человека и общества, гражданина и власти, которая характерна для разных эпох и стран. Так, специфику подхода к построению социального государства в современном Казахстане невозможно понять без обращения к традициям менталитета и образу человека, общества, власти в тюркоязычном мире в целом и в казахской степи – в частности. Именно здесь картины общественно-политической жизни стали фоном для размышления мыслителей Востока о предназначении государства, его роли и функциях, типах правления, характеристиках народа и др. вопросах. Идеи Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Султанмахмута Торайгырова опирались на  признание человека, его жизни, достоинства, свободы высшей ценностью, мерой всех вещей. Для их творчества характерны высокий гражданский долг и ответственность перед обществом, перед своим народом. Их путь, так же как и путь других общественных деятелей и просветителей казахского народа - это путь служения своему народу, путь к созиданию и знаниям.

Казахские мыслители показали нравственную природу справедливости и значение таких ценностей обще- ственной жизни, как трудолюбие, взаимопомощь, сострадание, милосердие, достоинство и др. Это и выделяет их как носителей высокого духовного потенциала своего народа и выразителей основополагающих идей социального государства. Вклад казахских мыслителей прошлого следует рассматривать как формирование теоретических представлений о социальном предназначении жизни людей, выраженных в памфлетической, поэтический, публицистической, научной формах изложения. Так как труды и деятельность казахских просветителей были известны в сопредельных странах, то не только в казахской степи, но и у соседей, благодаря этому формировалось представление о ценностях и традициях казахского народа. 

В понимании современного образа социального государства необходимо учитывать историческую традицию формирования отношений человека и общества, гражданина и власти, которая характерна для разных эпох и стран. Так, специфику подхода к построению социального государства в современном Казахстане невозможно понять без обращения к традициям менталитета и образу человека, общества, власти в тюркоязычном мире в целом и в казахской степи – в частности. Именно здесь картины общественно-политической жизни стали фоном для размышления мыслителей Востока о предназначении государства, его роли и функциях, типах правления, характеристиках народа и др. вопросах.

Существенное влияние на передовую тюркоязычную мысль оказала деятельность крупнейшего ученого-энциклопедиста, «Второго учителя» (после Аристотеля) Абу Насра  аль-Фараби  Ему принадлежат социально-политические трактаты, в которых он рассуждает о важности знания об обществе для того, чтобы достигать благонравного поведения и добродетельной жизни. В работе «О взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби попытался соединить греческий политический  идеал  города - государства с мусульманской моралью и традициями. Развивая мысли Платона и Аристотеля, ученый писал, что государство возникает как объединение людей для удовлетворения их потребностей. Усилия мыслителя были направлены на выражение универсальной теории образцового государства, которое может реализовать основную цель жизни каждого человека и общества в целом как достижение счастья и осуществление нравственного идеала гражданского типа [1, с.239].

Только «через объединение многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по природе» [2, с.303]. Аль-Фараби уже в далекие средние века обозначал основные принципы социального государств, в его представлении добродетельным является такое государство, деятельность которого направлена на заботу обо всех гражданах и на создание атмосферы помощи друг другу.

Сведения политического характера той эпохи имеются в знаменитой поэме «Наука быть счастливым» Жусупа Баласагуни (XI в.), выходца из знатной тюркской семьи. В этом произведении характеризуются различные сословия и описываются правила взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основным принципом, на основе которого должен, по мысли Баласагуни, управлять счастливый и праведный государь, является принцип соблюдения твердых законов в союзе с разумом, счастьем и праведной жизнью.

Представления о демократизации жизни общества выражены в политической мысли XIX века великими просветителями казахского народа Чоканом Валихановым, Абай Кунанбаевым. В работах «Очерки Джунгарии»,  «Записки о судебной реформе»,  «О мусульманстве в степи» Ч.Валиханов отвечает на  вопрос «что делать?», поставленный в то время демократической общественностью. Он считает, что путь казах- ского народа – это путь просвещения, приобщения к науке: «Мы думаем, что усвоение общеевропейского, общечеловеческого просвещения и энергическая борьба с препятствиями, мешающими достижению этой цели,  должна   составлять   конечную   цель  для  всякого  народа,  способного  к  развитию   и  культуре». В «Записке о судебной реформе» Ч.Валиханов отмечал, что обычное право казахов имеет более гуманных сторон, чем законодательство мусульманское, китайское и русское. Он отмечал,  что  «для  нормального роста народа, на какой бы степени развития он ни стоял, необходимы: саморазвитие, самозащищение, самоуправление и самосуд» [3, с.80, 95]. Образование является краеугольным камнем свободного общества, тем фундаментом, на котором строится и держится сильное и здоровое государство [4].

Духовное наследие Абая Кунанбаева стало достоянием общечеловеческой культуры. Его обще- ственно-политические взгляды отражены в поэзии, в «Назиданиях» и в своде законоположений под названием «Бий ережелерi» и выразили условия жизни казахского народа, его судьбу. В этих работах осуждаются и бичуются пороки в жизни феодально-родовой и чиновничьей знати, казахский народ призывается к просвещению, преодолению нищеты, невежества, рабской покорности,  межродовой  вражды и разобщенности. Абай последовательно проводит идею о том, что знание, вера и нравственность это основные ценности, которые формируются и сохраняются народом: «Лишь знанием жив человек. Лишь знанием движется век». «Благословенны будьте – труд земной, ученье доброе и знания покой. Все остальное – власть ли, своевластье – тщета пред этой мудростью простой» [5, с.196].

Идее справедливости как одном из главных принципов социального государства пронизаны произведения Махамбета Утемисова. В произведении «Что толку?» он пишет: «Что толку народу от тронов златых, что толку народу от ханов лихих, если для немощных и бедняков нет справедливости, правды у них?» [6, с.126]. Особый вклад в развитие идеи социального государства внес Шакарим Кудайбердиев. Сущность и девиз его творчества – восхождение народа к прогрессу: «Коль честно разделить дары природы всей, то может и земля всех накормить людей. Труд в сочетании с любовью создает благополучие и счастье наших дней» [5, с.63-64]. Привлекает внимание его призыв к «честному разделению даров природы», что весьма актуально в наше время.

О милосердии и необходимости социальной помощи нуждающимся писал народный поэт, просветитель и общественный деятель Ахмет Байтурсынов: «Нет лучше милосердья в этом мире, чем поделиться помощью в нужде! В большие муки попадает тот, кто избежит на время малых мук» [5, с.86].

Призывами к овладению знаниями пронизано творчество казахского поэта Султанмахмута Торайгырова: «Знаний жаждет народ – за наукой иди! Пробивайся вперед,  будь  всегда  впереди!» [5,с.149]. В поэме «Заблудившаяся жизнь» публицист рассуждает о сущности человеческой жизни, ее смысле применительно к развитию общества и показывает разные пути человеческого становления и утверждения: через стремление к счастью, богатству, власти и др. Но богатство, которое  достигается ценой обнищания других, не делает человека счастливым: «Не счастье, нет, скорей, наоборот, копить богатство, чтоб беднел народ…» [7,с.189]. Если власть поддерживает сильных, то она, утверждает несправедливость. Справедливость власти - в оказании помощи слабым, защите бедных. Причину бедности С.Торайгыров видит исключительно в отсутствии справедливости, имущественном  неравен- стве. Его общественный идеал – такая система, где труд на благо всех и каждого выступает главным богатством. Справедливость должна основываться на законе: «Да, человек понятлив и смышлен. А коли так, тогда сумеет он понять и справедливость, отучиться от зла, поверить в правду и закон» [7, с.229].

Идеи Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова, Султанмахмута Торайгырова опирались на признание человека,  его жизни, достоинства, свободы высшей ценностью, мерой всех вещей. Для их творчества характерны высокий гражданский долг и ответственность перед обществом, перед  своим народом.  Их путь, так же как и путь других общественных деятелей и просветителей казахского народа - это путь служения  своему народу, путь к созиданию и знаниям. «Духовно политические ценности свобода, справедливость, равенство – воплощается в комплексе идей, доктрин, концепций»  [8].

Казахские мыслители показали нравственную природу справедливости и значение таких ценностей общественной жизни, как трудолюбие, взаимопомощь, сострадание, милосердие, достоинство и др. Это и выделяет их как носителей высокого духовного потенциала своего народа и выразителей основополагаю- щих идей социального государства. Вклад казахских мыслителей прошлого следует рассматривать как формирование теоретических представлений о социальном предназначении жизни людей, выраженных в памфлетической, поэтический, публицистической, научной формах изложения. Так как труды и деятель- ность казахских просветителей были известны в сопредельных странах, то не только в казахской степи, но и у соседей, благодаря этому формировалось представление о ценностях и традициях казахского народа.

 

 

  1. Философия аль-Фараби и исламская духовность. – Алматы: МОН РК, Институт философии и политологии, 2005. – 298 с.
  2. Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алматы: Наука, – 144 с.
  3. Валиханов Ч. Записка о судебной реформе. Собрание  сочинений  в пяти  томах. – Алма-Ата:  Наука, 1985. – Т. 4. – С. 80, 95.
  4. Байкадамова А.Б. Демократия и образование. Вестник КазНПУ им.Абая. № 1(17). – С.51-54.
  5. Казахская литература:   информационно-литературный  сборник/  составители   М.Сергеева,  М.Чирчик.  – Алматы, 1998.  – 200 с.
  6. Антология казахской поэзии. – М., – 862 с.
  7. Торайгыров С. Произведения: в 2 т. – – Т. II.
  8. Баймурзаева В.Х. Функции общеказахстанских ценностей. Вестник КазНПУ им.Абая. № 4(20). – С.16-23.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.