Паллиативная помощь (ПП) это активная, всецелая помощь пациентам, чье заболевание не отвечает на терапию, выполняющая следующие первоочередные задачи: обезболивание и устранение прочих симптомов, помощь пациенту в психологических, социальных и духовных проблемах.
Целью ПП является обеспечение максимально высокого качества жизни как самому пациенту, так и его семье.
ПП складывается из Двух компонентов это облегчение страданий больного на протяжении всего периоДа болезни (наряДу с радикальным лечением) и медицинская помощь в последние месяцы, дни и часы жизни. Неправильным было бы считать, что умирающий больной нужДается только в ухоДе. На самом Деле существует много профессиональных тонкостей, необхоДимых Для облегчения страДания, которые могут решить только поДготовленные специалисты.
Оказание ПП, как в амбулаторных условиях, так и в рамках работы мобильных бригаД, облегчает не только состояние самих пациентов, но и жизнь их роДственников и близких. Пациентам и их семьям оказывается всесторонняя помощь: врачебная, сестринская, психологическая, социальная и Духовная на всех этапах ухоДа за больным.
Актуальность исследования: Роль паллиативной помощи переоценить сложно. Несмотря на применение новейших методов диагностики, примерно половина пациентов приходит к врачу уже в запущенной стадии, поэтому на сегодняшний день перед врачами-онкологами стоит задача не только использовать наиболее эффективные методы лечения рака, но и помогать пациентам, дни которых сочтены [1]. Больные, которые уже не могут быть излечены всеми доступными методами современной медицины, нуждаются в поддерживающей терапии, в максимальном облегчении симптомов, создании как можно более комфортных условий существования на последних этапах жизни. Эти условия и включаются в понятие ПП.
Одной из основных целей паллиативной помощи является улучшение показателей качества жизни терминальных онкологических пациентов [2-3]. Качество жизни является одним из распространенных критериев оценки эффективности медицинской помощи, оказываемой пациентам. Улучшения качества жизни может быть как главной, так и дополнительной целью комплексного сопровождения онкологических пациентов.
Обучение семьи принципам ухода за больным является одной из важнейших потребностей при работе с родственниками пациентов, проходящих лечение как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Бремя тяжелых забот и переживаний в немалой степени ложится на близких больного, которые также должны быть максимально подготовлены к предстоящим трудностям. Некоторые семьи терминальных пациентов необходимо подготовить к возможной смерти родственника дома. Важно обсуждать с родственниками аспекты эмоциональной поддержки пациента, необходимость заботы о себе и вопросы организации собственного отдыха, чего ожидать в связи с приближением смерти, как вести себя, если смерть произойдет дома, как разговаривать с пациентом о смерти и умирании, о процессе прощания, о положительных сторонах
Таблица 1 Распределение пациентов по полу
Частота |
% |
|
Муж |
33 |
41,8 |
Жен |
46 |
58,2 |
Всего |
79 |
Рисунок 1 Возрастной показатель заболеваемости
Как видно из рисунка 1, в выборке преобладали пациенты старше 60-69 (27,8%), затем пациенты 70-79 лет (25,3%) и пациенты 50-59 лет (16,5%).
ухода за близким человеком, о разделении ответственности между членами семьи и друзьями, а также о том, когда следует обращаться за помощью [4].
Научная новизна. Впервые проводимый анализ параметров КЖ пациентов под патронажем мобильной бригады ПП в г. Алматы, позволяет решать широкий спектр организационных задач: выявление потребности паллиативной помощи (амбулаторной, на дому) онкологическим больным; прогнозирование объемов оказываемой помощи; расширение ассортимента необходимых вмешательств; апробированние различных инструментов оценки КЖ; создание оптимальной модели оказания ПП для выездных служб.
Цель исследования. Усовершенствовать модель оказания паллиативной помощи на дому, на основе оценки параметров качества жизни пациентов.
Материалы и методы. В исследование были включены 79 пациентов IV клинической группы с онкологическими заболеваниями в возрасте от 20 до 80 лет и старше, которые находились под наблюдением мобильной бригады г. Алматы.
В работе были использованы следующие материалы - специально разработанная «Индивидуальная карта пациента» в которую входят:
- шкала Карновского;
- визуальная аналоговая шкала;
- цифровая оценочная шкала и опросник Мак Гилл (MPQ) для оценки боли;
- бланк первичного осмотра;
- бланк оценки качества жизни;
- медицинская карта амбулаторного больного;
- опросник Дисстресс-термометр.
Диагностика проводилась по следующим критериям: боль, усталость, тошнота/рвота, депрессия, тревога, бессонница, одышка, потеря аппетита, запор, диарея, кровотечения. Анкету заполняли сами пациенты, либо родственники, ухаживающие за больными (Таблица 1). На каждого больного выделялось не менее 45 минут для оказания медицинской, социальной и психологической помощи, также тщательно изучались амбулаторные карты, выписной эпикриз, собиралась максимальная информация от ухаживающих за больным членом семьи.
Рисунок 2 - Контингент больных, наблюдаемых мобильной бригадой
Данные рисунка 2, свидетельствуют о том, что чаще всего за паллиативной помощью обращались больные, страдающие раком трахеи, бронхов, легких - 13(17,7%), далее - ЦНС - 8 (10,1%), РМЖ и опухоли поджелудочной железы - 7 ( 8,9%) желудка 6(7,6 %).
Сознание Состояние
Рисунок 3 -Показатели течения болезни
Помимо болевого синдрома важное место в диагностике занимает так же объективный статус пациента. При исследования у 58(73,4%) пациентов - сознание было ясным, у 11(13.9%) - спутанным, у 6 (7,6%) - сознание сопор, у 4 (5,1), а так же у 35(44,3%) пациентов - состояние были тяжёлым, у 32(40,5%) - крайне тяжёлым, только у 12 (15,2%) пациентов - средней тяжести. Это свидетельствует о поздней обращаемости данного контингента пациентов за паллиативной помощью.
Рисунок 4 - Показатели качества жизни по шкале Корновского
Как видно на рисунке 4, у 50(63,3%) пациентов показатели качества жизни соответствовало 40%- 50%, то есть пациенты нуждались в специальном уходе и медицинском сопровождении.
Рисунок 5 - Оценка боли согласно визуальной аналоговой шкале (ВАШ)
Главным патологическим симптомом, преследующим пациентов со злокачественными новообразованиями, является боль. Как видно на рисунке 5, у 67(84,8%) пациентов ведущим симптомом являлся хронический болевой синдром, при интенсивности боли выше 4 балла по
10-бальной шкале. А так же при исследования выявлено, что пациенты испытывали три разных вида боли:
ноцицептивной, нейропатической, психогенного характера.
Это требует дальнейшего глубокого исследования.
80
70
60
50
40
30
20
10
0
61,5 %
22,8%
77,2%
[ЗНАЧЕН
ИЕ],0%
40,0%
35,0%
II
35,
Пролежни Распад опухоли и
раны
диарея
урологические
расстройства
По результатам исследования у 62(78,5%) пациентов определены преобладающие симптомы, влияющие на качество их жизни. Это тошнота, рвота, отсутствие аппетита.
■ есть Инет
■ Есть ■ Нет
Рисунок 7 Показатели клинических проявлений
Как видно рисунке 7, у пациентов также определены симптомы , влияющие на качество жизни такие как -
пролежни, распад опухоли и раны, диарея, урологические расстройства.
81,0%,
■ есть Инет
Внутричерепная
копрессия
Инфекционные
осложнения
Рисунок 8 Показатели клинических проявлений
Также присутствовали такие симптомы как внутричерепная гипертензия и инфекционные осложнения (рисунок 8).
два опиоида в только при строго по промедола одно время болях часам более 5 дней
Рисунок 8 - Показатели не соблюдение принципов терапии боли согласно ВОЗ
При исследования выявлены распространенные случаи при сильных болях; 5(6,3%) принимали два сильных несоблюдения принципов терапии боли. Из 79(100%) опиоида, 3(3,8%) принимали промедол более 5 дней, пациентов 53(67,1%) препараты боли принимали только только 6(7,6%) соблюдали принципы терапии боли.
Рисунок 9 - Опросник «Screening Tools for Measurement Distress» — «Скрининговый опросник дистресса»
В нашем исследовании впервые был использован «Скрининговый опросник дистресса», который является частью нового международного стандарта оказания медицинской помощи (рисунок 9). В таких странах как Канада, Австралия, Соединенные Штаты Америки, все пациенты, госпитализируемые в онкологические отделения, подвергаются скринингу на наличие дистресса на этапе поступления в стационар. Стресс термометр помогает мультидисциплинарной команде, которая сопровождает пациента, и определяет - нужны ли ему вспомогательные, поддерживающие услуги.
Показатели уровня дистресса у опрошенных пациентов наблюдались следующие состояние: Депрессия - 70,0%, страхи - 75,0%, нервозность - 90,0%., печаль - 75,0%, тревога 80,0%, потеря интереса к привычным делам - 65%, проблемы с дыханием - 50,0%, проблемы с мочеиспусканием 40,0%, проблемы с запором - 70,0%, диарея - 35,0%, проблемы с аппетитом - 70,0%, усталость - 85,0%, отечность -55,0%, расстройство желудка -55,0%, проблемы с памятью и концентрацией -50,0%, проблемы в полости рта - 45,0%, тошнота - 70,0%, боль -7 0,0%, потеря сексуального влечения - 35,0%, сухость кожи - 75,0%, нарушение сна - 80,0%, покалывание в руках - 55,0%.
Заключение. По результатам исследования была выявлена поздняя обращаемость пациентов за паллиативной помощью; определены преобладающие симптомы, влияющие на качество жизни пациентов; определены распространенные случаи несоблюдения принципов терапии боли; при помощи стресс термометра определены вспомогательные, поддерживающие услуги; так же определена средняя частота ургентных состояния, требующих вмешательства смежных служб.
- На основании заключения исследования: оптимизирована «Индивидуальная карта пациента»;
- разработаны учебные программы: «Сопроводительная терапия в паллиативной помощи», «Терапия боли», «Психосоциальные аспекты паллиативной помощи»;
- разработан и выпущен информационный материал по терапии боли для пациентов и их родственников на двух языках, что является весьма актуальным при дефиците научной литературы на казахском языке;
- усовершенствована модель оказания паллиативной помощи на дому, на основе оценки параметров качества жизни пациентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кайдарова Д.Р., Афонин Г.А. и др. Современная система паллиативной помощи в онкологии: Монография. Алматы: 2017. 9 с.
- Базаров Н.И. К вопросу организации, алгоритма терапии некоторых проблем у пациентов онкологического профиля, получающих паллиативную помощь // Сб. научных трудов кафедры хирургических болезней № 1 ТГМУ. Душанбе, 2014. С. 30-36.
- Быкова Н.А. Опыт оказания паллиативной помощи онкологическим больным на базе КГБУЗ «Онкологический диспансер, г. Бийск. Барнаул: 2016. 264 с.
- Кунирова Г.Ж., Хусаинова И.Р. Психологическое сопровождение в паллиативной помощи // Онкология и радиология Казахстана. 2016. №3(41). С. 26-30.