Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, становится все более очевидным, что важнейшей жизненной задачей каждого сознательного человека становится постоянное самосовершенствование, развитие своих личных и профессиональных качеств. Весьма актуально звучат сегодня слова Ушинского «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека». В связи с этим резко возрастает значимость правильного самопознания своих способностей, объективной самооценки, саморазвитии своих внутренних качеств.
Саморазвитие человека - неотъемлемая часть нашей жизни, т.к. жизнь нам для того и дана, чтобы мы достигли нового, более качественного уровня жизни. А саморазвитие, самосовершенствование - это осознанное управление самой личности процессом личностного роста, которое должно быть органично встроено в наши повседневные дела, оно является одной из основных составляющих нашей жизни.
Согласно Концепции воспитания, в системе непрерывного образования Республики Казахстан, выделяют несколько направлений воспитания, одними из которых являются:
1) духовно-нравственное воспитание, которое предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества;
2) формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности.
Самопознание призвано помочь молодому человеку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей.
Самопознание является необходимым условием саморазвития, самоактуализации личности, реализации её способностей и потенциальных возможностей. В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту и самосовершенствованию, обретая, таким образом, ощущение полноты, радости жизни, осознание её смысла.
Большое внимание самосовершенствованию и саморазвитию уделял К.Д.Ушинский. Он считал стремление к поиску человеком своего места в жизни врожденной потребностью человека, признавая, что от учителя и всей воспитательной системы зависит характер и результаты этого поиска. Достижение человеком счастья автор связывает с выбором и определением им главной цели, смысла жизни, в качестве которого должно выступать то главное дело его жизни, тот труд, в котором он обретет свое человеческое призвание и «выполнение которого значит для него больше, чем жизнь» [1, с. 380]. Столь высокое значение в жизни имеет только свободный труд, такой, который становится результатом осознанного выбора, осуществляемого в процессе серьезной духовной работы по самопознанию, осмыслению своей роли на земле, своего места в жизни. Работы педагога пронизаны его убеждением в том, что помочь растущей личности в ее жизненном и профессиональном самоопределении может только воспитатель, который сам прошел данный путь.
Взгляды К.Д.Ушинского на саморазвитие человека содержат следующие концептуальные идеи. Педагогическое представление о самодвижении (саморазвитии) человека должно целостно охватывать его внутреннее (физическое, личностное) и внешнее (поведение, деятельность, отношения) саморазвитие в социоприродной среде от зачатия до смерти. Это целостное педагогическое воззрение необходимо не только для совершенствования искусства сознательного влияния на человеческое саморазвитие, но и для совершенствования той питательной духовной культурной среды, при помощи которой сам человек и выстраивает свою целостную жизнь. Данное самодвижение осуществляется по коду, скрытому в каждой клеточке живого организма, и под действием внешних влияний и их результатов в психике человека. Воспитание как преднамеренная воспитательная деятельность (влияние на развитие) осуществляется в школе и в наставничестве, а непреднамеренное воспитание (влияние на развитие) - в природе, семье, обществе, народе, их истории, причем второе нередко оказывается сильнее. Не употребляя термин «саморазвитие», К.Д. Ушинский констатировал, что в русском языке логично выражается сущность растительных организмов их названием - растения. Они растут, увеличиваются в объеме, дают новые ветви или новые семена подобным себе. Такие же растительные процессы происходят и в других организмах - животных и человеке, но в них есть еще чувства, движения и соответствующие органы. Данные мысли были созвучны соответствующему разделу «Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля» (1863-1866), вышедшему незадолго до опубликования фундаментальной работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869). В нем развитие человека трактуется как телесный и душевный рост его от зачатия. Оно аналогично техническим и природным процессам развития, связанным с «развертыванием», «раскручиванием», «расплетением», «распусканием», «расширением» и с соответствующими обратными действиями.
В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях в таких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в общественном воспитании».
В 1860-1861 годах Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».
Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.
На пути самовоспитания и самосовершенствования должны быть решены задачи нравственного воспитания:
- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;
- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека;
- воспитание навыков и привычек поведения. Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий».
Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ определяет содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы [2].
Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просвещения.
Вопрос о положении женщины был одним из центральных в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Для К. Д. Ушинского как демократа- просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение народа.
К.Д. Ушинский твердо стоял на позициях, что мужчина и женщина - личности равноправные и равно ответственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что в природе женщины нет причин, почему бы она должна отставать в науке от мужчин. К.Д. Ушинский считал дикими мерами, когда в огромном большинстве европейских государств женщины были лишены возможности получения высшего образования, а среднее давалось им в каком-то упрощенном и извращенном виде. Это он не считал приемлемым и для народного образования в России.
Самовоспитание и самосовершенствование невозможно вне трудовой деятельности, которую наиболее полно и фундаментально рассмотрел в своих трудах К.Д. Ушинский («Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Детский мир»), В них ярко отражен принцип соединения трудового воспитания с умственным, физическим и нравственным развитием детей.
Чтобы воспитать эти качества в детях, необходимо всё воспитание и обучение связать с жизнью народа, с его трудовой деятельностью. Эта связь должна взаимно совершенствовать как саму жизнь, так и самого воспитанника.
Придавая большое значение для теории и практики воспитания вопросу о том, можно ли считать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассматривал одну из самых важных проблем в организации трудовой деятельности — соотносимости и взаимосвязи физического и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вреден для взрослого и ребенка чрезмерный физический и умственный труд, разрушительно действующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично сочетать в себе умственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную систему, способствуя тем самым кровотоку к пищеварению, но она значительно уменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряжения, усилия мысли, превращает человека в робота, придаток машины. Всего полезнее для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического труда.
Само по себе учение, как и всякий труд, по Ушинскому, серьёзен и тяжёл. Его сопровождают как страдания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей и связанных с ними страданий придаёт труду исключительную силу красочности и удовлетворения. Ушинский считает неизменным психологическим законом, имеющим решающее значение в совершенствовании человека, следующие положения: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства» [1, стр. 142-143].
«Педагогика - первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека» [3].
Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, т. е. тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, есть уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека - его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек.
Таким образом, по К.Д. Ушинскому, основу саморазвития и самосовершенствования составляют учение о цели, принципах и сущности воспитания: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек ... а в человеке цель воспитания составляет душа.». Он сформулировал задачи нравственного воспитания, идею народного образования, трудовое воспитание. И следуя этим трудам, можно не только воспитать достойное поколение, но и самостоятельно работать над собой.
Литература:
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2/ Под ред. А.И. Пискунова. - M.. 1974 г.
- Ушинский. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. М. : Изд-во АПН. 1950. Т. 8. 776 с.
- http://uclutel76.ni/mysli-k-d-ushinskogo-o-vospitanii/.