СМЕШАННЫЕ БРАКИ КАК УСЛОВИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В условиях трансформации казахстанского общества и его интеграции в мировое сообщество особую важность приобретает проблема толерантности как новой формы социальных отношений. В условиях глобализации наблюдается снижение согласия и терпимости, что зачастую приводит к конфликтам на почве межэтнических отношений. Снижение толерантности в полиэтничном обществе самым негативным образом сказывается на характере межнациональных отношений. Решение проблемы толерантности необходимо искать в конкретных видах социализации людей, в их специфике, вырастающей из национальных, социокультурных и субкультурных традиций.

В этом плане значительный интерес представляет исследование и анализ особенностей формирования и трансформации этнического самосознания, определенных стереотипов поведения в обществе у людей, вступивших в смешанный брак.

В процессе взаимодействия представителей разных этносов на микро- и макроуровнях формируется культура межэтнического общения. Особо важными для объяснения определенных стереотипов поведения и характера межэтнических отношений представляются процессы, происходящие на микроуровне. Микросреда оказывает влияние на формирование личности и ее ценностные установки. В семье закладывается тот фундамент, на который, порой сами того не подозревая, опираются люди в процессе своего жизненного пути. Иными словами, чтобы прогнозировать события, а тем более пытаться их изменить в лучшую сторону, необходимо владеть информацией о микроклимате в конкретной среде и постараться ответить на вопрос: как может повлиять на макропроцессы изменение микроклимата данной среды?

К сожалению, современные исследователи не уделяют много внимания проблемам этнически смешанных семей, в центре их внимания оказались социально-политические, экономические и другие проблемы на фоне политизации всей общественной жизни. Тем не менее еще не так давно, в 6080-е годы ХХ в. изучение смешанной брачности являлось одним из популярных направлений советской этнографической науки. Разработка данной проблематики активно поддерживалась в рамках государственной идеологии. Под эгидой дружбы народов и создания единой «советской» нации межэтнические браки поощрялись советским правительством и были в числе самых актуальных и широко исследуемых научных тем. Об этом свидетельствуют многочисленные историко-этнографические исследования, проводимые на данную тематику в различных регионах бывшего СССР. Пик этих исследований приходится на конец 60-х и 70-е годы. В исследованиях представлена различная тематика: это и динамика межэтнической брачности, и факторы, обеспечивающие стабильность межэтнических семей, и проблема детей в смешанных семьях, и многое другое. Рост смешанных браков рассматривался учеными как развитие и укрепление дружественных отношений [1; 120]. Конечно, этот аспект нельзя отрицать, так как он, безусловно, присутствовал. Однако исследователи оставляли за кадром целенаправленную политику советского правительства в этом направлении, которая являлась мощным фактором, определявшим динамику этого процесса.

После распада СССР отошла в прошлое и советская идеология, обнажился целый ряд проблем, и в третье тысячелетие Казахстан вошел с комплексом нерешенных задач и кризисом практически во всех сферах жизни. В состоянии кризиса оказался и институт семьи. На функционирование института семьи в современном Казахстане оказали существенное влияние современные этнополитические процессы. Они актуализировали проблему этнического самосознания, этнической обрядности и тем самым обнажили культурные различия, которые преодолевались на индивидуальном уровне в рамках межэтнических семей. Этнополитические процессы повлияли и на динамику смешанных браков: с начала 90-х годов их число заметно уменьшилось. Но динамика вступления в смешанный брак не носит неизменного характера. Так, в 1999 г. доля межнациональных брачных союзов в общем количестве заключенных с участием казахов и казашек браков достигла 7,9 %. В 2000 г. этот показатель несколько сократился, составив 7,5 %. Но спустя еще несколько лет обнаружилось, что этот откат вовсе не означал начала движения вспять. В 2003 г. доля смешанных брачных союзов в общем количестве казахских браков достигла 9,37 %. Тогда свою семейную судьбу связали с человеком другой нации 3406 казахских мужчин (5,23 %) и 2666 казахских женщин и девушек (4,14 %). Из приведенных данных видно, что женщины-казашки по части межнациональных браков ненамного отстают от мужчин-казахов. Причем не только в городах, но и также в сельской местности. Сейчас уже с большой долей уверенности можно предположить, что в скором времени доля женщин-казашек в общей численности браков с лицами неказахского происхождения превысит долю мужчин-казахов [2;3]. Так стихийно решалась проблема укрепления межэтнических отношений, развивался процесс этнической адаптации и этнической диффузии. Но любое полиэтничное государство должно быть заинтересовано на уровне формирования специальной государственной поддержки в расширении межэтнических браков и поддержании стабильности межэтнических семей.

Вместе с тем, несмотря на острую, практическую востребованность исследования функционирования этого типа брачно-семейных отношений на республиканском уровне, число исследовательских работ этого направления крайне незначительно. Практическая необходимость и слабая теоретическая разработанность данной проблематики обусловливает актуальность исследования данной темы. Не требует доказательств, на наш взгляд, тот факт, что полиэтничное общество Казахстана должно строиться на принципах интеграции, когда каждый гражданин, принадлежащий к той или иной национальности, тем не менее, будет осознавать себя казахстанцем, не испытывая неприязни и ненависти к другим народам, населяющим нашу многонациональную страну, и ущемления своего национального достоинства.

Не последнюю роль в процессе этнической интеграции играют этнически смешанные семьи. В этнически смешанных семьях воспитываются некоторые черты интернационализма, внутрисемейная атмосфера в подобных семьях больше способствует выработке толерантности и чувства гражданственности в самосознании детей из смешанных браков, что, несомненно, отражается на состоянии межэтнических отношений и способствует формированию здорового гражданского общества. Толерантность, по мнению российского психолога А.Г.Асмолова, понимается как «социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в поликультурном обществе. Формирование толерантного типа сознания позволит снять негативные влияние стереотипов восприятия и снизить конфликтный потенциал, а следовательно, предотвратить развитие конфликтов и напряженности» [3; 253].

Специфика межэтнического взаимодействия определяется уровнем культуры межэтнических отношений. В свою очередь на воспитание у нового поколения негативных или позитивных установок по отношению к национальным культурам и их взаимодействию, на формирование интернациональных или, напротив, узконациональных установок влияет уровень культуры межэтнических отношений в семье. Смешанная семья — это полиэтничная среда, в которой на микроуровне формируется культура межэтнического общения, и детям, выросшим в подобной семье, легче вступать в контакты с представителями других этносов, чем детям из однонациональных семей: этнические границы не являются для них столь четкими и однозначными. Будущая жизнь и деятельность человека во многом определяется тем, в какой семье рос ребенок, какая атмосфера царила в ней, какими были ценностные установки этой семьи, как проходила социализация ребенка и т.д. Хорошо известно, что именно семье принадлежит основная функция трансляции и воспроизводства культуры в соответствии с нормами и ценностями общества, в котором формируется личность. Таким образом, именно в семье происходит социализация индивида. Социализированное поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности. В семье происходит приобщение ребенка к нормам и ценностям общества, формирование социально зрелой личности. Обычно выделяют две фазы социализации индивида. Первая фаза связана с адаптацией, приспособлением к существующим условиям. Адаптация индивида к миру начинается буквально с момента его появления на свет. Психика ребенка пластична и легко адаптируется к той жизненной среде, в которой индивид растет. Тем успешнее будет протекать адаптационный процесс, чем меньше негативных явлений будут его сопровождать. Соответственно и дальнейшая жизнь ребенка, и его отношение к окружающим людям сильно зависят от того, насколько успешно он прошел адаптацию в данном обществе. Основная роль на этом этапе принадлежит семье. Ребенок усваивает все, происходящее вокруг него, те нормы и ценности, которые приняты в данном обществе и имеют приоритетное значение. В этом случае семья выступает основным транслятором идей и культурных установок. Соответственно, важное значение имеет то, какой микроклимат царит в данной семье и ее ближайшем окружении.

С этими процессами связана другая фаза социализации индивидаинтериоризация, усвоение социально-культурных и моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения. Конечно, между этими фазами нет четкой границы. Дети не только адаптируются к жизни, но и приобретают некоторые представления о моральных ценностях и т.д. Интериоризация становится доминирующей в процессе социализации личности в юношеском возрасте, когда идет активное становление собственного воззрения на мир. Социализация индивидасложный и противоречивый процесс. В его осуществлении участвуют практически все социальные институты и организации. Государство, семья, школа, искусство, наконец, сама повседневная жизнь социализируют индивида и прививают ему те качества, с которыми ему будет комфортно жить в обществе.

Для этнически смешанной семьи функция социализации ребенка является одной из важнейших, поскольку в подобных семьях почти всегда присутствует элемент выбора: языка, культуры, национальной идентичности и т.д. На начальном этапе этот выбор определяется родителями и, как правило, ребенок, воспитанный в соответствии с данным выбором, не меняет его впоследствии. Таким образом, содержание функции социализации с точки зрения трансляции и воспроизводства культуры зависит от типа внутрисемейных отношений.

По типу внутрисемейных отношений смешанные браки могут быть демократическими или авторитарными. В семьях с демократическим типом внутрисемейных отношений семейный уклад строится на основе выборочного усвоения обычаев, традиций, норм семейной жизни наций обоих супругов. Общение идет на двух языках и дети, как правило, легко усваивают их. Такой тип семьи преобладает в городах. Кроме того, особенности семейного уклада той или иной семьи, помимо места проживания, зависят и от других факторов, таких как уровень образования обоих супругов, их профессиональная направленность и т. д. Демократический тип семейных отношений характерен, в основном, для тех семей, в которых муж и жена имеют высшее образование. В семьях с демократическим типом взаимоотношений более четко проявляются черты интернационализма, толерантности, и дети воспринимают культуру обоих родителей, выбирая в будущем ту национальность, которая ему ближе, причем на его выбор давление со стороны родителей оказывается не так четко и жестко, как в семьях авторитарного типа. Надо сразу отметить, что таких семей крайне мало, и встречаются они, как правило, в городской местности. В обоих вариантах семей в Казахстане при национальном самоопределении дети выбирают, как правило, национальность родителя, в чьей национальной среде они выросли (как правило, отца). Это и не удивительно, так как в Казахстане доминирует семьи с авторитарным типом внутрисемейных отношений. В смешанных семьях республики, особенно казахско-русских, доминирует культура представителей коренной национальности, которая, как правило, является маскулинной по своему ценностно-нормативному содержанию. Очевидно, авторитаризм смешанных браков является производным от маскулинности культуры казахов. Для детей доминирование одной из культур, возможно, является лучшим выходом из ситуации, когда в семье доминирует один тип культуры. Так, в работе «Русские. Этносоциологические очерки» для доказательства этой точки зрения приводятся в пример слова Л.Н.Гумилева: «Для сохранения этнических традиций необходима эндогамия, потому что эндогамная семья передает ребенку отработанный стереотип поведения, а экзогамная семья передает ему два, взаимно погашающих друг друга» [4; 195].

Перед подростками из этнически смешанных семей всегда стоит проблема, связанная с их этнической идентификацией, даже если они сами уже определились в выборе национальности. Их часто не принимает ни та, ни другая сторона, и они становятся этническими аутсайдерами. Высокая степень этнонационалистических тенденций делает положение этих детей очень сложным и неопределенным. У ребенка из смешанного брака жизнь редко бывает гладкой. Сверстники стремятся определить его именно в ту этническую группу, которая менее уважается. И часто бывает, что ни одна из сторон его не принимает полностью. Не признанный ни той, ни другой стороной, он становится «этническим маргиналом». В качестве особенности этнической идентичности у подростков из смешанных браков отмечается ее большая аффективная нагрузка по сравнению со сверстниками из однонациональных браков. Так, российский психолог Е.М.Галкина подчеркивает, что «если для выходцев из однонациональных семей этническая идентичность — это реакция на события внешней жизни, то для подростков из национально-смешанных семей — это также часть их внутреннего мира. Она не всегда осознается ими, а иногда, вызывая определенный дискомфорт, даже подавляется, отодвигается на подсознательный уровень» [4;187]. Безусловно, особенности этноконтактной среды оказывают влияние на формирование и трансформацию этнической идентичности не только у выходцев из межэтнических семей. Значимо, прежде всего, то, живет ли человек в полиэтнической или моноэтнической среде, и какова плотность этнического окружения.

Ситуация межэтнического общения дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей культуры и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Роль этнически смешанных семей в этнокультурных процессах связана, прежде всего, с тем, что они действуют как канал взаимного обмена информацией о культурных особенностях контактирующих этносов.

Образование этнически смешанной семьи открывает возможности передачи информации между контактирующими этносами в пределах поколения (сами супруги, их друзья, родственники), так и между поколениями (прежде всего через детей от таких браков). Дети от смешанных браков в той или иной степени усиливают элементы культуры обоих этносов. В смешанных семьях воспитываются некоторые черты интернационализма, внутрисемейная атмосфера в подобных семьях больше способствует выработке толерантности в самосознании детей. В процессе общения на межличностном уровне передаются специфические для данного этноса элементы культуры, соционормативная культура (т.е. нормы поведения, характерные для членов каждой из контактирующих групп); язык; отдельные элементы материальной культуры (например, пища); отдельные элементы художественной культуры (песни, танцы).

Образование смешанных семей неизбежно влечет за собой появление в их быту многих качественно новых черт. Прежде всего это проявляется в особенностях функционирования каждого из языков супругов. Возможно несколько вариантов развития событий: исчезновение из обихода языка одного из супругов; употребление в равной или почти равной мере обоих языков; использование третьего языка, известного обоим супругам. «Параллельно с языковыми процессами в таких семьях происходит формирование своеобразных черт культуры, домашнего быта, традиций, отличающих их семейный уклад от семейного быта тех однонациональных семей, к которым ранее принадлежали супруги» [4;191]. Это не значит, что смешанные браки имеют исключительное или превалирующее значение при трансмиссии некоторых специфических черт элементов культуры. В процессе сближения соционормативных культур контактирующих групп большую роль, видимо, играет не прямое заимствование, а, скорее, изменение норм общения под влиянием межэтнических контактов во всех сферах общения, включая соседские, дружеские и прочие контакты. Язык общения играет не последнюю роль в процессе сближения этносов. Он выполняет этнодифференцирующую функцию. Межэтническое общение (в том числе и смешанные браки), способствует распространению двуязычия. Однако межэтническое общение является одним из основных факторов, обусловливающих распространение двуязычия.

Иногда при оценке роли смешанных семей в развитии этнической культуры возникает опасение в том, что смешанные браки ведут к «распаду» этнических культур, подрывая тем самым основы существования некоторых этносов. В принципе опасение вполне оправданное, но, надо отметить, что этнос не может оставаться абсолютно неизменным, испытывая на себе постоянное внешнее влияние. Развитие культуры возможно лишь там, где есть взаимодействие культур во всем своем многообразии. Иначе культура, которая замкнулась в себе и не позволяет проникновение новых элементов, обречена на гибель. В современном мире достаточно каналов для взаимовлияния культур, однако роль смешанных семей от этого не уменьшилась и никогда не уменьшится. Семья является одним из доминирующих социальных институтов, через который происходит усвоение многих важных элементов соционормативной культуры другого этноса. Быт этнически смешанной семьи, отношения между супругами, между поколениями и т.д. сильно отличаются от образцов, принятых в однонациональных семьях. В результате этого взаимодействия возникает разнообразие образцов соционормативной культуры. Усвоение этих образцов потомками от смешанных браков может служить источником развития культур каждого из этносов. Смешанные семьи, в силу своего существования, не могут не оказывать влияния на окружающих, так как они находятся в одном социокультурном пространстве с однонациональными семьями, однако они не могут способствовать полному исчезновению национальной культуры. Хоть образ жизни этнически смешанных семей и отличается от образа жизни однонациональных семей, они не могут «навязать» однонациональным семьям специфические для себя элементы культуры и стереотипы поведения и мышления. Социальное окружение, в котором существуют смешанные семьи, «отбирает» для себя лишь те образцы поведения, которые соответствуют тенденциям развития культуры самого этноса, воспринимая их. И наоборот, если образцы этнически смешанной семьи не соответствуют тенденциям развития культуры этноса, тогда характерные для нее элементы поведения не воспринимаются данным этносом и в той или иной мере отвергаются им. Таким образом, смешанные семьи выступают, скорее, в роли ускорителя уже идущих процессов, нежели инициатора.

Характерно, что в смешанные браки чаще вступают те, кто уже имеет опыт родственного общения с людьми другой национальности. Это не значит, что смешанные браки имеют исключительное или превалирующее значение при трансмиссии некоторых специфических черт элементов культуры. В процессе сближения соционормативных культур контактирующих групп большую роль, видимо, играет не прямое заимствование, а, скорее, изменение норм общения под влиянием межэтнических контактов во всех сферах общения, включая соседские, дружеские и прочие контакты.

На определение собственной этнической идентичности оказывает влияние осознание статуса этнической группы в социальной структуре общества. Этнический статус, являясь элементом социального статуса, определяет место индивида или группы в структуре межэтнических отношений на личностном и групповом уровне. «Этнический статус представляет собой атрибут любого неизолированного этноса или этнической группы, и личность обладает им постольку, поскольку принадлежит к определенному этносу» [4; 175].

Этнический статус характеризуется широким набором показателей, которые возможно сгруппировать по двум основаниям. Как разновидность статуса он определяется уровнем профессионального престижа этнической группы, ее включенностью в структуры управления, уровнем доходов, образования. Этнический аспект статуса характеризуется степенью включенности в национальные отношения. К элементам этнического аспекта можно отнести сохранность культуры и внутреннюю сплоченность этноса, которая определяется степенью идентификации личности с этнической общностью.

Вопрос о национальном самоопределении и об их этнической идентификации требует особого рассмотрения, так как анализ этих процессов позволяет определить характер межэтнических отношений, а также дает возможность определить степень влияния смешанных браков на этническую структуру общества.

На этническое самосознание оказывает влияние ряд факторов, без учета которых невозможно объяснить направление тех или иных процессов. Среди них можно выделить такие факторы, как степень двуязычия, этническая инерция, политика коренизации и т.д. Нельзя также забывать и о субъективных факторах. Таким образом, этнически смешанные браки и семьи, в силу своей этнокультурной специфики, формируют норму толерантности, которая является одной из базовых характеристик современного общества.

 

Список литературы

1.            Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. — М.: Мысль, 1987. — 142 с.

2.            Бекбосунова Д. Межнациональные браки: pro et contra (за и против). zakon.kz/our/news/news.aspd.

3.            КозловВ.И. Этнос. Нация. Национализм. — М.: Наука, 1999. — 250 с.

4.            Русские. Этносоциологические очерки. — М.: Феникс, 1992. — 230 с.

Фамилия автора: Резвушкина Т А
Год: 2009
Город: Караганда
Категория: История
Яндекс.Метрика