Пути развития духовно-нравственных отношений будущих педагогов профессионального обучения

Современная система образования переживает период переосмысления философских оснований, общих целевых установок деятельности. «Усиление технократизма и бездуховности, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, социальные катаклизмы — все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Особенно губительно он отражается на наименее приспособленной части общества — молодежи» (В.В. Черняев, 2001).

Закон Республики Казахстан определяет приоритетными следующие задачи системы образова­ния:

1)   создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и об­щечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;

2)   развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование проч­ных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания усло­вий для развития индивидуальности;

3)   воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине — Республике Ка­захстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к лю­бым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;

4)   воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участ­вовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;

5)   приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики [1].

Все эти компоненты — составляющие духовно-нравственного развития личности, которому сле­дует уделить главенствующее, первостепенное внимание, чтобы воспитать будущее поколение обра­зованными, эрудированными, прекрасными специалистами, с одной стороны, и духовными, высоко­моральными, нравственными — с другой. Чтобы молодежь не кидалась из одной крайности в дру­гую, от полной бездуховности к фанатичной религиозности, нужно помочь каждому найти свой, индивидуальный, неповторимый путь развития.

В Концепции реформы системы общего образования в Республике Казахстан также есть упоми­нание о важности духовно-нравственного развития будущего поколения, что должно обеспечиваться поэтапной модернизацией национальной системы многоуровневого образования на основе приорите­тов Стратегического плана развития Республики Казахстан, для повышения качества подготовки че­ловеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества, в том числе и духовных. При проведении преобразований в системе образования Республики Казахстан, направленных на полную интеграцию в мировое образовательное пространство, проблема духовно-нравственного раз­вития никак не может быть обойдена вниманием государства [2].

Общество и образовательные учреждения на сегодняшний день уделяют недостаточное внима­ние духовному и нравственному развитию подрастающего поколения, так как в основном во всех сферах жизни культивируются материальные потребности. Это привело к деформации ценностных ориентаций, снижению значимости духовно-нравственных качеств, потере духовных ориентиров, что, в свою очередь, по мнению многих исследователей, должно привлечь повышенное внимание к значимости духовности и нравственности в воспитании будущего поколения [3].

Не выполняли до недавнего времени данных функций и просветительские учреждения. Образо­вательные процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно на формирование и развитие интеллектуальных сил обучаемых. И только в последние десятилетия в психолого­педагогической литературе и прессе стали говорить о необходимости утверждения духовно­нравственных ценностей в наших учебных заведениях. Знания о духовном мире ребенка, о воспита­нии его души сегодня как никогда являются востребованными, что подчеркивает актуальность иссле­дования проблемы личностного развития будущих педагогов, обладающих духовно-нравственным потенциалом. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, пред­приимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мо­бильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны... Важная задача воспитания — формирование у учащихся гражданской ответственно - сти и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерант­ности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [3].

В связи с этим особо актуальной становится проблема выявления эффективных психолого­педагогических условий развития духовно-нравственных отношений будущих педагогов. Под усло­виями психического развития в психологии понимают то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, характеристи­ки психического развития [4]. Ведь если студент включен в духовно-нравственные отношения в про­цессе учебной или другой общественно значимой деятельности, то возможность влияния на развитие личности будущего педагога сильно возрастает.

Проведем вкратце ретроспективный анализ философско-религиозных и педагогических взглядов на духовное и нравственное развитие человека.

Проблема духовности и нравственности интересовала человека с незапамятных времен. Каждая эпоха внесла свой вклад в развитие этих понятий. Если понятие «нравственность» в наше время трак­туется более или менее однозначно и рассматривается как синоним термина «мораль» (хотя некото­рые авторы подчеркивают, что мораль касается объективной, общественной стороны явления, а нрав­ственность — это субъективная сторона того же явления), то понятие «духовность» имеет множество значений [5]. Авторы посчитали целесообразным проследить, как развивалось представление об этих понятиях в различных науках.

Люди уже несколько тысячелетий назад создавали представление о мире, который их окружал, и о силах, которые правили и миром, и человеком. Ранним примером тому может служить «Эпос о Гильгамеше» — рассказ о судьбе и деятельности урукского царя, правдоподобной исторической фи­гуры первой половины 3-го тысячелетия до н.э., который искал бессмертия и задавался вопросом о смысле человеческой жизни [5]. Позднее проблема морали получила свое развитие в рамках антич­ной философии. Ученые древности считали основными атрибутами упорядочения общества религию и мораль. О добродетели и справедливости говорится в произведениях Пифагора, Гомера, Демокрита. Античные философы классического периода, такие как Сократ, Платон, Аристотель и другие, тоже уделяли большое внимание этим проблемам. Так, Сократ, который рассматривал душу прежде всего как источник разума и нравственности, а не активности тела, считал, что истинная нравственность есть знание того, что есть благо и вместе с тем польза для человека [5]. Аристотель, обосновывая мо­ральные принципы, видел гарантию добродетельной жизни в уклонении от крайностей, а также ука­зывал на то, что недостаточно лишь знаний о добродетели, следует действовать и жить в соответствии с нею [5]. Представитель эллинской философии Эпикур (III в. до н.э.) в отличие от философов прежних веков высшим благом признавал блаженство и наслаждение от удовлетворения естественных потреб­ностей и достижения определенного душевного равновесия. Полной противоположностью эпикурей­ской морали выступила стоическая мораль. Быть добродетельным, по мнению стоиков, означало жить в согласии с разумом, а высшее счастье, по мнению Зенона и его последователей, состоит в том, чтобы не желать никакого счастья [5].

Как мы видим, античная философия отличалась богатством и разнообразием этических направ­лений, и в ней были представлены различные взгляды на духовность. Но, тем не менее, философы Древней Греции и Рима рассматривали дух и духовность чаще всего вне духовной практики, как дея­тельность, которую, например, Аристотель называл «мышлением о понимании», «наслаждением тео­рией». Дух понимался им как сверхразумное начало, познаваемое через сложное опосредование дей­ствительности, интуитивно. Такая точка зрения была близка религиозной идеологии.

Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон [5]. В его философии идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир — лишь его подобием. В изменчивом и несовершенном мире Пла­тон находит совершенство, постоянство в мире идей, приобретающих у него статус самостоятельного состояния.

Но как ни велика заслуга Платона в глубоком анализе идеального мира, духовные ценности отнюдь не превалировали в сознании людей той эпохи. Лишь в Средневековье «линия Платона» по­лучила продолжение и развитие в христианстве. Таким образом, ученые античности обратили свой взор на человека, положив начало исследованию тех качественных отличий, которые свойственны только душе человека и которых нет у других живых существ. Возникла идея о том, что психика — носитель не только активности, но и разума, и нравственности, причем отмечалось, что на ее разви­тие оказывают влияние не только материальные факторы, но и культура [5]. Одной из важнейших характеристик средневековой науки была ее тесная связь с религией христианства. Основы нравст­венности и духовности христиан заложены в Евангелии, которое для верующих является Божествен­ным откровением. «Высший нравственный идеал Евангелие полагает в любви к человеку... Вместе с тем Евангелие есть призыв к активному отношению к жизни... Наивысшим проявлением нравствен­ности, согласно учению Христа, является готовность спасти человека», — пишет Св. Лука. На смену античному рационализму, идеалу соревнования и самоутверждения индивида христианство противо­поставило идеал самоограничения, смирения, святость религиозного чувства. Известные десять запо­ведей Моисея заложили основу общественной морали как таковой, определив собой норму мораль­ного уровня массового сознания, сохранившуюся до сих пор. Трудно не согласиться с утверждением, что хотя сегодня на охране общественной морали уже стоит не только церковь, но и правовые инсти­туты каждого из развитых государств, отрицать религиозные корни морали абсурдно, так как ей нет альтернативы в развитии человеческой цивилизации.

Христианская онтология провозгласила, что созданный Богом мир делится на «мир существ ду­ховных и существа мира вещественного». Человек занимает промежуточное место между этими ми­рами и состоит из тела, души и духа. Жизненной силой человека является душа. Уже после создания человеческого тела Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Это «ды­хание жизни» и есть начало в человеке, т.е. его дух. Подчиняя телесное духовному, ведя духовный образ жизни, — исходя из христианского учения, — человек качественно преображается, становится все более способным к восприятию божественных, духовных воздействий, причастным благодати. Наиболее полно концепция духовности была обоснована римским ученым А. Августином (III в.) в труде «О граде Божьем». Согласно Августину, степень совершенства человека зависит от его воли направить свои усилия на достижение добра или зла. Однако свобода воли индивида зависит и от высшей силы, и что бы не предпринимал человек, сколько бы он не совершенствовался в нравствен­ности, он не может повлиять на предначертанную ему Богом судьбу [6]. Анализируя труды Августи­на, Г.Г.Майоров отмечал, что высшей ценностью человеческого существования средневековый уче­ный все же считал почитание Бога, составляющее сущность жизни духовного человека. Подводя ито­ги изложенного выше, можно сказать, что средневековая религиозная философия принимала божест­венную суть духа как данность. Рационального обоснования веры христианство не отрицало, но оно также утверждало возможность внутреннего развития человека, достижения духовных вершин бла­годаря стремлению к идеальному образу — личности Иисуса Христа.

Эпоха Возрождения породила новое мировоззрение, новый взгляд на духовность, в котором, по оценке А.Ф. Лосева, «прославляется человеческая личность, и она рассматривается как средоточие космической красоты, идеальный образец гармонии всего мира» [6]. Но вместе с тем, по мнению А.К. Геворокян, эпоха Возрождения создала новую, антропоцентрическую концепцию о человеке и его внутреннем мире, которая в корне отличалась от концепции средневековья... Вера в безграничные возможности человека, волю, разум, творчество сделала акцент на возможность индивидуального опыта, интеллектуализм, освобождение человека из подчинения церкви... Произошло смещение интереса от собственной души и высшей цели — её спасения — к изучению окружающего мира и законов природы.

В отличие от эпохи Возрождения средневековая педагогика исходила из божественной опреде­ленности развития человека. Она подразумевала два типа — человека как звена в природной иерар­хии, т.е. человека как такового, как бы самого по себе перед Богом, что было для многих европейских обществ, с их родовыми традициями, открытием; и человека, занимающего определенное место в со­циальной иерархии, т.е. представителя сословно-корпоративного устройства средневекового общест­ва, имевшего множество субкультур и групповых обычаев, традиций, норм воспитания, способов и методов обучения. Таким образом, можно реконструировать, с одной стороны, монопедагогику, еди­ную для всей эпохи и всего общества, как бы их базовое основание, а с другой — множество отдель­ных "педагогик". В качестве единого стержня выступает средневековая христианская педагогика, а "ветвями" — сословные (крестьянская, рыцарская, монашеская, городская, женская и др.) или корпора­тивные (воспитание и обучение ремесленников, купцов, ученых и т.д.) педагогические субкультуры.

Подводя итоги всему сказанному выше, можно добавить, что в последние десятилетия уже пря­мо определилось стремление отечественного образования к народности, самобытности как ведущей теоретической идее, педагогическому принципу. Педагогическая мысль последних лет, которую уже очень трудно упрекнуть в подражательности, явилась лишь зримым результатом той глубокой внут­ренней работы, которая происходила в казахстанском обществе в XIX - первой половине XX вв. Од­ной из главных проблем, решаемых педагогической теорией и практикой, по-прежнему оставалась проблема построения национальной школы, противопоставляя духовность нигилизму, который ассо­циируется с растлением духа. Один из путей возрождения национального образования — путь через возбуждение духовных переживаний и презрение к голому утилитаризму, который не достоин совре­менного человека. Это возрождение начинается с семьи. От того, какие «первые главные» слова слышит ребенок дома: «мама, папа» или «деньги, нажива», зависит его будущее. По мнению русского философа И.А. Ильина, воспитание, а следовательно, и образование детей есть не что иное, как про­буждение их «бессознательного чувствилища к национально-духовному опыту...». В своей работе «Национальное воспитание — путь духовного обновления» он писал: «Покажи мне, как ты... поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки — скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного».

Революционные перемены начала XX в. прямо коснулись школы. В первые же годы советской власти в школе широко стали развиваться новые направления педагогической мысли, которые связы­вали учебное заведение с социальной средой, предлагали технологии изменения менталитета обще­ства через школу и в связи с деятельностью школы. Нельзя, конечно, отрицать, что воспитательная работа с социальной средой, сочетающаяся с этнографическими исследованиями, была и чрезвы­чайно плодотворной. Присутствовали положительные моменты: общинность (школа объединяла все население села на праздники, лекции, репетиции), культуросообразность (особое внимание уделялось местным культурным традициям, фольклору), приоритет трудового, нравственного начал, отказ от сциентистской ориентации. Но имел место и ряд отрицательных, негативных моментов. Так, по мне­нию современного исследователя В.Ю. Троицкого, в советской школе духовность была заменена идеологией, моральный кодекс молодого строителя коммунизма на ее уровне сохранил пафос выс­ших идеалов [7].

Современный процесс образования развивается в направлении разработки различных вариантов его содержания, использования возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и техноло­гий. Законом Республики Казахстан «Об образовании» утвержден принцип вариантности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий педагогам образовательных учреждений исполь­зовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по лю­бой модели, включая и авторские.

Характерной чертой современной методики обучения является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие. Понятие «педагогическая технология», прочно вошедшее в научный обиход, имеет различное толкование (В .П. Беспалько, И.П. Волков, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.). Вместе с тем у всех определений единое стержневое начало, создающее определенную совокупность условий для развития учащегося.

На сегодняшний день широко известны технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина,

В.В. Давыдова, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, технология проблемно-модульного обучения М. Чошанова, технология модульного обучения П.И. Третьякова и многих других ученых. В Казахстане активно используется технология обучения Ж.А. Караева,

А.А. Жунисбека и других.

Эффективность и актуальность технологического подхода к обучению доказаны рядом исследо­ваний, проводимых в разных странах мира (США, Великобритании, Бельгии, России и др.)

Но вместе с тем не менее важным компонентом является и воспитание духовности и нравствен­ности, формирование мировоззренческих убеждений, основ нравственной культуры личности и, естественно, воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения, а также тру­довое воспитание и профессиональная ориентация.

Термин «духовно-нравственные отношения» присутствует в психологической литературе срав­нительно недавно. Чаще всего в исследованиях используется понятие «нравственные отношения» (Б.Б. Айсмонтас, В. Момов, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов, В.А. Яковлев и др.). В. Момов опреде­ляет нравственные отношения как общественную форму проявления и регулирования индивидуаль­ных поступков [7-9]. По мнению Л. И. Рувинского, нравственные отношения представляют собой такое образование, в котором налицо слияние мыслей (суждений и оценок явлений), чувств (пережи­ваний определенного характера по их поводу) и волеустремлений (побуждений к действию) в резуль­тате возникшего отношения [8]. Термин «духовные отношения» встречается в основном в философ­ских теоретических исследованиях (В.Г. Горбачев, А.К. Уледов и др.). Так, В.Г. Горбачев определяет духовные отношения через связи, которые складываются между людьми в ходе их совместной ду­ховной деятельности [7]. Проблема духовности и нравственности имеет в научной мысли богатую историю. Она привлекала к себе внимание еще с античных времен (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, А. Августин и др.). Позднее к ней обращались И. Кант, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, Б.С. Братусь, Н.А. Коваль,

В.И. Слободчиков, В. Франки, Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Гиллиган и другие. В философской и психо­логической литературе термин «нравственность» многими учеными используется как синоним мора­ли [8, 9]. В последнее время многие исследователи склоняются к точке зрения, позволяющей выде­лить объективную и субъективную стороны данного явления, когда мораль выступает как объектив­ная, общественная сторона явления, а нравственность — как субъективная, индивидуальная: гуман­ное отношение к другому, «любовь к ближнему».

В последнее десятилетие в педагогике и психологии актуализируется необходимость духовного воспитания и формирования (К.А. Абульханова, Е.П. Белозерцев, В.В. Знаков, В.А. Сластенин,

В.Д. Шадриков и др.). Причем психологи акцентируют свое внимание на раскрытии понятия духов­ности и его значимой роли в жизни человека. Так, В.В. Знаков считает, что духовную сферу лично­сти нельзя рассматривать только через призму интеллектуальной, умственной деятельности. По его мнению, духовность субъекта можно понять только в контексте культуры и мироздания. К.А. Абуль- ханова духовность определяет через способ личностной психической организации, отвечающий принципам человечности, возвышенности, гармонии. Категория духовности рассматривается как включенность индивида в мироотношения: осмысление человеком связей и отношений с другими людьми, попытка осознания своего места и роли в человеческом мире и за его пределами, осознанная деятельность по самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

И, наконец, современный синтез наук демонстрирует соединение научной психологии и психо­логии нравственной, показывает необходимость внесения в содержание образовательного процесса духовно-нравственного наследия, возрождения духовно-нравственных начал в психологии и педаго­гике. Человечеством накоплен богатейший опыт, в котором заключено решение многих проблем, связанных с процессом формирования и развития в человеке высоких личностных начал.

Вместе с тем, несмотря на привлечение внимания многих исследователей к проблеме духов­ности, полностью не раскрыты механизмы и условия формирования и развития духовно­нравственных качеств личности. Проведенный анализ показал наличие следующих противоречий в духовно-нравственных отношениях молодежи: учеными и политиками неоднократно заявлялось, что экономическое возрождение страны невозможно без духовного возрождения, но вместе с тем СМИ проводят массированное воздействие, центрированное на агрессии, силе, сексе, приводящее к кон­версии высоких жизненных ценностей, получению благ любым путем и т.д. В последнее время мно­гими государственными и общественными деятелями признается важность введения гуманистиче­ской парадигмы в вузах, которая является составной частью духовно-нравственных отношений, но на самом деле в большинстве учебных заведений преобладает авторитарный стиль обучения. В совре­менном обществе существует потребность в преподавателе, обладающем духовно-нравственными качествами, а современное гуманитарное образование не может в полной мере оказывать влияния на духовно-нравственное развитие будущих педагогов.

С учетом этих противоречий следует проанализировать пути развития духовно-нравственных отношений будущих педагогов, в частности, специалистов профессионального образования, и сфор­мулировать проблему: выявить оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию духовно-нравственных отношений будущих преподавателей и разработать соответствующие рекомендации по их формированию в учебно-воспитательном процессе вуза. Сле­дует тщательно рассмотреть процесс возникновения духовно-нравственной сущности будущих педа­гогов и педагогические условия, механизмы, факторы и пути ее развития.

В соответствии с отмеченным выше наиболее актуальными на сегодняшний момент задачами являются:

  • проведение теоретико-методологического анализа современного состояния проблемы разви­тия духовно-нравственных отношений будущих педагогов в научной литературе;
  • раскрытие сущности содержания понятия «духовно-нравственные отношения»;
  • определение критериев, показателей и уровней развития духовно-нравственных отношений у студентов;
  • разработка модели формирования духовно-нравственных отношений будущих педагогов про­фессионального образования и выявление условий, активизирующих этот процесс.

Процесс развития духовно-нравственных отношений студентов будет более эффективным, если:

  • духовно-нравственные отношения рассматриваются как динамическое целостное образование, развивающееся в процессе взаимодействия личности студента с воспитательно­образовательным пространством вуза;
  • в учебно-воспитательном процессе вуза целенаправленно осуществляется формирование сис­темы духовно-нравственных отношений: «преподаватель-студент», «студент — преподава­тель», «студент-студент»;
  • интериоризация духовно-нравственных отношений обеспечивается за счет создания системы психолого-педагогических условий, способствующих осознанию и переживанию данных от­ношений как значимых для личности и ее профессионального развития.

Теоретико-методологическую основу по данным вопросам составляют фундаментальные прин­ципы учения о человеке как целостном природном и общественном существе (В.М. Бехтерев,

В.И. Вернадский, В.С. Мерлин и др.): деятельностный (М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.), личностный (А.Г. Асмолов, А.Г. Ковалев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев и др.), акмеологический (Н.А. Бердяев, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.) и аксеологический (Г.Е. За­лесский, А.В. Зосимовский, М.С. Каган, Л.И. Рувинский и др.) подходы; теория развития личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), идея об антропологической цельности физической, психической и духовной природы человека (Б.С. Братусь, И.А. Ильин, Е.И. Исаев, В.И. Зеньковский, В.И. Слободчиков, П.А. Флоренский, Т.И. Флоренская и др.).

Для решения поставленных задач следует использовать и комплекс взаимодополняющих мето­дов исследования: общенаучные — теоретический анализ зарубежной и отечественной философской и психолого-педагогической литературы, непосредственно касающейся предмета духовно­нравственных отношений; диагностические (анкетирование, ценностно-нормативная методика (Г.Е. Залесский), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), тест оценки делового, твор­ческого и нравственного климата в коллективе (В.И. Андреев), методика самоотношения (С.Р. Пан­телеев), методика исследования эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов), методика исследования эмпатии (И.М. Юсупов), многофакторный личностный опросник (Р. Кеттелл); обсерва­ционные (целенаправленное наблюдение, интроспекция); экспериментальные (пилотажный, констати­рующий и формирующий эксперименты); методы математической обработки материалов (корреляци­онный и факторный анализ, методика сравнения средних величин по критерию Стьюдента и др.).

Из всего сказанного выше можно сделать выводы. Духовно-нравственное развитие есть процесс смены одних форм совместности (события) другими формами, более сложными и более высокого уровня, развернутый в пространственно-временном континууме. Это освоение личностью студента высоких духовных и нравственных ценностей бытия, определение своего духовного идеала и стрем­ление к нему, осознание высоких жизненных смыслов, саморазвитие и самосовершенствование.

Духовно-нравственные отношения имеют двухуровневую структуру: первый уровень — нравст­венные отношения, включающие в себя отношение к морали и самоотношение; второй уровень — духовные отношения, определяющие отношение к смыслу жизни, идеалу, религии. Компонентами духовно-нравственных отношений являются: когнитивный компонент (наличие знаний о духовной сущности человека); поведенческий компонент (стремление руководствоваться духовно­нравственными нормами в любых жизненных ситуациях); эмоциональный компонент (эмоциональ­но-ценностное отношение к себе, другим людям и миру).

Модель развития духовно-нравственных отношений у студентов включает: внутренние факторы развития (потребности личности студента в общении, самопознании и самосовершенствовании; ин­терес к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей); внешние факторы развития (духовно-нравственная атмосфера образовательно-воспитательного пространства вуза в целом, дея­тельность профессорско-преподавательского состава, деятельность обучающихся); когнитивный, когнитивно-деятельностный и чувственно-деятельностный этапы воздействия на духовно­нравственное отношение будущих преподавателей; формы и методы, запускающие механизмы разви­тия личности (идентификация, рефлексия, осознание и переживание, опосредование).

Пути эффективного развития духовно-нравственных отношений будущих педагогов включают:

  •  утверждение духовно-нравственных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза;
  •  адекватность знаний, переживаний и поведения будущих преподавателей духовно­нравственным идеалам современного общества;
  •  рефлексивно-перцептивный обмен духовно-нравственной информацией в ходе диалогического и полилогического общения в системе «преподаватель-студент», «студент-преподаватель», «студент-студент»;
  • обеспечение индивидуальной психологической поддержки личности студента с учетом его по­требностей в духовно-нравственном росте;
  • интериоризацию духовно-нравственных отношений путем осознания и переживания их как значимых для личности;
  •  экстериоризацию и утверждение принятых личностью духовно-нравственных отношений в воспитательно-образовательном пространстве вуза.

Список литературы

1   Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года. — Астана, 2007.

2   Концепция реформы системы общего образования в Республике Казахстан // Казахстанская правда. — 2005. — С. 2-3.

3 Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учеб. заведений. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

4    Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1995. — 248 с.

5    Философия: Учеб. пособие для вузов. — М.: Мир, 2002. — 437 с.

6    Методика семинара по философии / Под ред. Г.В. Платонова, Н.В. Пилипенко, В.Н. Демина. — М.: Наука, 1977. — 226 с.

7  Хамидов А.А. Исторические формы отношения науки к действительности // Принципы материалистической диалек­тики как теории познания. — М.: Политиздат, 1984. — 256 с.

8    Колумбаев Б.Е. Третий человек. — Караганда, 1992. — 272 с.

9   Хамидов А.А. Перспективы развития науки // Логико-гносеологический анализ науки. — Алматы. — 1990. — № 4. — С. 17-21.

Фамилия автора: Г.С.Шрайманова, Ч.Б.Нургалиев, Д.К.Тажибаева
Год: 2010
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика