Педагогическое искусствоведение — интегрированная междисциплинарная область гуманитарного знания

Вступление современной цивилизации в постиндустриальную эпоху резко повысило статус и роль творческой личности во всех сферах жизнедеятельности общества.

Обществу XXI в. требуются творческие, гибкие, способные к адаптации и восприимчивые к инновациям специалисты, поэтому образовательные системы должны развиваться с учетом социокультурных требований. Художественное образование — это средство, позволяющее развивать человеческие ресурсы, необходимые для использования их ценного культурного капитала. Если го­сударство желает развивать эффективные и устойчивые культурные, творческие индустрии и предпри­ятия, оно должно использовать эти ресурсы и этот капитал.

Под художественным образованием подразумевается не только образование методами искусст­ва, в это понятие вкладывается более широкий гуманитарно-культурологический смысл. Оно нацеле­но на формирование гуманитарной и личностной культуры: интеллектуальной, эстетико­художественной, этико-мировоззренческой. Художественное образование содействует получению такого образования, которое объединяет интеллектуальные и творческие способности и позволяет сделать связь между образованием, культурой и искусством более динамичной и плодотворной; оно призвано уравновесить познавательные и эмоциональные факторы развития личности и тем самым способствовать построению культуры мира.

Художественное образование — это средство, позволяющее развивать человеческие ресурсы, необходимые для использования их ценного культурного капитала. Стратегическое направление ху­дожественного образования устанавливается основным положением Декларации Первой Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области искусства (Лиссабон, Португалия, 2006): «препо­давать и учиться через искусство», а также рекомендациями Второй Всемирной конференции ЮНЕСКО (Сеул, Республика Корея, 2010).

Проблема настоящего исследования определяется основными тенденциями современного худо­жественного, художественно-педагогического образования, научно-практической подготовкой буду­щих бакалавров изобразительного искусства к преподаванию «Мировой художественной культуры» (панорамного предмета), а также «Художественной культуры Казахстана» в условиях формирующей­ся 12-летней школы, в профильных специальных учебных заведениях.

Несмотря на то, что существует достаточное количество изданий по теории художественного образования, эстетического воспитания, педагогики искусства, появилась настоятельная потребность в новом осмыслении вопросов, касающихся междисциплинарных областей гуманитарного знания, в том числе феномена «педагогическое искусствоведение».

Назрела необходимость выделения педагогического искусствоведения в самостоятельную область, так как и педагогика, и искусствоведение все более выходят на интегративный, междисциплинарный уровень гуманитарного знания, роль которого так значительна в современной науке.

В области понятийно-теоретического аппарата практически не существует научной литературы. Для нашего изыскания оказалась авторитетной точка зрения Б.М.Бим-Бада — исследователя в облас­ти педагогической антропологии, который в своей работе «Источники и методы педагогической антро­пологии» констатирует, что «в обозримой перспективе педагогической антропологии понадобится «выращивание» стыковых с другими науками дисциплин, новых областей знания. Для достижения целостности изучения объекта педагогики понадобится интегрированная система пограничных дисциплин. В искомую систему междисциплинарных педагогико-антропологических дисциплин могут войти еще не существующие области знания. Например, педагогическое искусствоведение, педаго­гическая юриспруденция, педагогическая медицина и т.п.» [1]. Исходя из тезиса Б.М.Бим-Бада мы вводим понятие «педагогическое искусствоведение» в теорию и практику художественно­педагогического и искусствоведческого образования.

Построение любой педагогической системы должно опираться на известные в науке методоло­гические подходы: интегративный, ценностно-смысловой, феноменологический, деятельностно­творческий, компетентностный, культурологический, системно-синергетический и др.

С нашей точки зрения, системно-синергетический подход является наиболее продуктив­ным методологическим подходом для конструирования понятия «педагогическое искусствове­дение» в контексте художественно-педагогического образования при подготовке бакалавров искусства.

В последнее время синергетика, порождающая новую онтологию общенаучной картины мира, стала широким междисциплинарным течением в универсальном «ключе». Иначе говоря, синергетику называют общенаучной исследовательской программой. Вопросы об основе синергетической про­граммы, ее методологических принципах построения и применения освещаются в трудах известных философов В.Г.Буданова, М.С.Кагана, В.С.Лутая, В.С.Степина. Мы не ставим задачи подробного освещения происхождения этой новой общенаучной исследовательской программы, у истоков ко­торой стоит обобщенный математический аппарат; важно выделить наиболее главное для нашего исследо­вания — сущность феномена «педагогическое искусствоведение» как междисциплинарной области знания и научные принципы его обоснования.

Из анализа системно-синергетического подхода к построению современной педагогической теории, разработанного М.С.Каганом, выделяются черты будущих «искусствоведческих» мето­дик, адекватных содержанию художественного образования. Ценными для нас являются поло­жения о пяти основных видах деятельности. Познавательная деятельность — это получение субъ­ектом информации об объекте; ценностно-ориентационная — осознание субъектом значения для него объекта; преобразовательная — изменение субъектом объекта; общение как межсубъект- ное взаимодействие — достижение единства действующих лиц при сохранении субъектной уникальности каждого; художественное освоение мира — здесь все четыре предыдущих вида слиты воедино [2; 77].

Все перечисленные виды деятельности могут быть реализованы через сконструированное художе­ственное образование. Познавательная функция — это усвоение идей эстетической педагогики, исто­рии художественного образования, эволюции развития искусствознания в истории культуры; ценност­но-ориентационная — освоение эстетических, художественных и искусствоведческих знаний, приво­дящих к формированию ценностных ориентаций; преобразовательная в разных плоскостях: практиче­ской — создание произведения; духовно-идеальной — модель, проект; а также искусствоведческое на­следие; общение — внутриличностный диалог, диалог преподаватель — обучающийся, диалог искусств в аспекте их взаимосвязи и интеграции.

В трудах В.Г.Буданова раскрывается методология синергетического моделирования в гуманитарной сфере и междисциплинарном проектировании, а так как педагогическое искусствоведение в системе ху­дожественного образования будущих бакалавров изобразительного искусства мы рассматриваем как междисциплинарный проект, его обоснование через призму синергетики является правомерным [3].

Междисциплинарными участниками проекта являются смежные области гуманитарного знания. Искусствознание, искусствоведение — обширная сфера гуманитарного знания. В настоящее время в науке существуют различные грани искусствознания: теоретическое, историческое, социальное, приклад­ное, педагогическое искусствоведение.

Поскольку предметом нашего исследования является «педагогическое искусствоведение», надле­жит обосновать появление этого феномена в научной терминологии. Педагогическое искусствоведение—    междисциплинарная область знания, формирующаяся на стыке различных научных гумани­тарных дисциплин: антропологии, философии искусства, теории и истории искусства, семиоти­ки искусства, культурологии, эстетики, искусствознания, теории художественного творчества, педагогики, психологии и др. Следует определить место педагогического искусствоведения в структуре междисциплинарного знания.

Мотивируем гуманистическую взаимосвязь педагогического искусствоведения с педаго­гической антропологией. Б.М.Бим-Бад пишет: «Все виды и типы знаний о человеке служат в той или иной степени ценным источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, фило­софия, науки о человеке, история педагогики, искусств, философии и наук, психология выступают ближайшими и непосредственными источниками педагогической антропологии. Педагогическая антро­пология, опираясь на законы развития личности и сообществ, устанавливаемые различными науками, в свою очередь создает знание о законах развития человека с точки зрения его воспитания. Педагоги­ческая антропология сама выступает как один из источников целостного человековедения» [1].

Проанализируем соотношение педагогического искусствоведения с другими гуманитарными областями знания.

Педагогическое искусствоведение тесно сопряжено с педагогикой искусства, которая понимает­ся как теоретическая составляющая современной педагогики; художественная дидактика, теория ху­дожественного образования, предметом которой является развитие художественно-творческих сил и способностей учащегося (А.А.Мелик-Пашаев, Н.Н.Фомина и др.).

Педагогическое искусствоведение органически взаимосвязано с искусствоведческим образованием — системой подготовки специалистов в области теории и истории различных видов искусства (изобрази­тельного и декоративно-прикладного, архитектуры, музыки, театра, кино), а также художественной критики для работы в научно-исследовательских институтах, вузах, творческих союзах, музеях, теат­рах, в печати, на радио и телевидении и в других учреждениях и организациях культуры и искусства.

Педагогическое искусствоведение базируется на искусствознании — теории и истории искусст­ва. Это — теоретическая дисциплина, изучающая пространственные или пластические виды искус­ства — живопись, графику, скульптуру, архитектуру и прикладное искусство; их возникновение и закономерности развития, с выделением историко-художественных этапов; смену художест­венных стилей, направлений, течений, школ; специфику пластических искусств на основе тол­кования (описания и анализа) произведений искусства и оценки творчества художника. Исто­рия искусства преподается как «художественная картина мира» с доминантой взаимосвязи и синтеза искусств.

Мировая художественная культура — это теоретическая дисциплина, изучающая закономерно­сти развития различных видов искусств в их тесной взаимосвязи, с выделением социально­исторического и культурно-художественных этапов; смену художественных стилей, направлений и школ; специфику различных видов искусств на основе толкования (описания и анализа) произведе­ний искусства и оценки творческого процесса.

Она рассматривается на стыке двух областей знания: культурологии и искусствоведения. Современ­ные исследователи определяют мировую художественную культуру как искусствоведческую дисциплину.

Художественная культура Казахстана (история искусств Казахстана) охватывает широкий вре­менной диапазон художественных проблем культуры Казахстана — от древности до современности. При изучении данного курса особое внимание обращено на анализ изобразительного искусства ХХ в., артефакты современного художественного сознания.

Описание и анализ произведения искусства — искусствоведческая дисциплина, изучающая ме­тодологические типы анализа произведения искусства как художественного текста культуры: фор­мального, формально-стилистического, иконографического, иконологического, семиотического.

Теория и история искусства, мировая художественная культура, художественная культура Ка­захстана рассматривают искусствоведческо-культурологический материал в аспекте синтеза различ­ных искусств — одной из «вечных идей» творческого процесса.

Искусствознание и педагогическое искусствоведение опираются друг на друга, а также на эсте­тику и культурологию.

Являясь методологией искусствознания в целом, педагогического искусствоведения в частности, эстетика — это:

  • теория эстетической деятельности, наука об общечеловеческих аспектах освоения мира;
  • аксиология общечеловеческих ценностей, наука об эстетическом богатстве действительности и искусства;
  • социология искусства, наука об общественной природе художественного творчества, о поли­функциональности искусства;
  • гносеология искусства, наука о художественном мышлении;
  • теория художественного общения, наука о трансляции продуктов художественной деятельности;
  • теория и психология художественного творчества, наука о творческом процессе;
  • семиотика искусства, наука о знаках и знаковых системах художественного и эстетического общения;
  • культурология искусства, наука об искусстве как феномене культуры и о культурном смысле художественной деятельности;
  • теория и психология художественного восприятия, наука о художественной рецепции;
  • морфология искусства, наука о системе видов художественного творчества;
  • генеалогия искусства, наука о происхождении художественной культуры и эстетического чувства;
  • теоретическая история искусства, наука об общих особенностях художественного процесса;
  • герменевтика искусства, наука о понимании и интерпретации художественного текста;
  • теория эстетического воспитания, в нашем исследовании — эстетическая педагогика.

Итак, составной частью предмета эстетики является теория эстетического воспитания, или эсте­тической педагогики. Эстетическое воспитание как один из аспектов антропологической педагогики —  это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры обучающихся. Эстетическая культура включает в себя эстетическое сознание: эстетическое мироощущение, миросозерцание, мировосприятие, мироотношение, эстетическое чувство, эмоционально-чувственное переживание.

Эстетическое воспитание направлено на развитие целостной творческой личности, охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны. Оно способст­вует самопознанию и самоуглублению личности, осознанию ею своей самоценности, является одной из высших форм социализации человека. Желанный, оптимальный результат эстетического воспи­тания — формирование целостной и гармонической, самоценной и социально ценной, творчески ак­тивной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет че­ловеку жить гуманной жизнью и действовать убежденно, целенаправленно, избирательно, продук­тивно, практично и общечеловечески значимо. Эстетическое воспитание формирует креативность —    пробуждение в человеке художника, развитие потребности и способности к творческому воспри­ятию мира и искусства, к творческому характеру деятельности.

Ядро и генеральное средство эстетического воспитания — искусство.

Педагогическое искусствоведение соотносится с культурологией (культурной антропологией) как частное, отдельное и общее.

Культурология (культурантропология) — теоретическая дисциплина, предметом которой яв­ляется изучение культуры во всей полноте проявлений и ее сущности, включает в себя теорию и историю культуры. Отмечается близость культурологии к философии культуры. Специфика куль­турологии усматривается в ее интегративном характере, в центрированности на бытии и деятель­ности человека и общества как целостных феноменов. Культурология обобщает научное знание философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, истории искусства, т.е. создает общетеоретическую базу для названных областей знания.

Теория художественного творчества, включающая психологию художественного творчества, психологию искусства, дает самостоятельный ценный материал для педагогического искусствоведе­ния: помогает осознать сущность художественного творчества, уровни творческих предрасположе­ний (дарование, талант), факторы и условия формирования таланта, психологические механизмы ху­дожественного творчества (чувства и эмоции, интуиция, фантазия и воображение, творческое вдох­новение, эмпатия и др.), специфику творческого процесса, художественного восприятия, педагогические аспекты художественного творчества.

Важно обратить внимание на роль эмоций в педагогическом искусствоведении. Эмоции мотиви­руют потребности, устремления, мобилизуют творческую энергию, организуют мышление и дейст­вия педагога искусства и обучающихся. В связи с этим возникает эмоция интереса. Интерпретируя К.Изарда, подчеркнем, что подстегаемый интересом к объекту или явлению художник (педагог — обучающийся. — Л.З) жаждет исследовать и постичь его (художественный текст. — Л.З.) [4; 27]. Творческая, как и исследовательская, деятельность связана с эмоцией интереса — возбуждения. Инте­рес — важнейшая мотивация, которая обеспечивает работоспособность; он насущно необходим для творческого процесса. Эмоция интереса определяет мысли и воспоминания, обусловливает содержа­ние восприятия, внимания и памяти. Эмоциональный момент сопровождает все сферы деятельности человека, но в художественном творчестве эмоция — это не привносящий элемент, не фактор, сопро­вождающий создание произведения искусства, а необходимая часть его содержания, органично окра­шивающая заключенную в нем мысль. Педагогическое искусствоведение заключает в себе творческий процесс, формирующий эмоционально-чувственную сферу обучающегося.

Среди ученых, занимающихся изучением творческой личности, возрастает интерес к проблеме эмпатии. Эмпатия является универсальной творческой способностью в любой сфере деятельности, в том числе педагогической. Важнейшее эстетико-педагогическое условие — воспитание эмпати- ческой способности. Для того чтобы успешно учить искусству, творчеству, надо создавать благо­приятные условия для развития творческих способностей, в том числе и эмпатической.

Большое влияние на силу эмпатии оказывает сходство между педагогом и обучающимся. Играет роль и вера в то, что говорят другие о сходстве обучаемого с моделью; замечено — чем больше под­ражают, тем больше видят сходство. Сходство особенно эффективно при научении эмпатии, когда оно привлекательно для обучаемого. Привлекательность модели (в частности, педагога или обучаю­щегося), с которой происходит идентификация, часто описывается как особое чувство симпатии, высту­пающее главным мотивационным рычагом эмпатии. Возникает исследовательская задача — как усовер­шенствовать обучение симпатией. Симпатия — это один из законов обучения искусству, творчеству. Кроме нее важны такие мотивы, как «забота», «общее дело» группы, к которой принадлежит или хочет принадлежать обучающийся. В такого рода группе (так называемой референтной группе) эффек­тивно действует механизм замещающего опыта, или замещающего переживания. Учащийся (сту­дент) идентифицирует себя с другими учащимися (студентами) и сопереживает им (так называемая «ролевая идентификация»).

Среди объектов идентификации при научении творчеству важное место отводится делу, кото­рым занимается референтная группа. Идентификация с делом — путь к формированию творческой, с более высокой мотивацией, зрелой, самоактуализирующейся личности.

При формировании творческой личности обучающегося особое значение имеют методы, приемы (например, оживление, олицетворение и др.), способствующие идентификации с художественной формой, со средствами выразительности творчества (линиями, пространственными формами, цвето­выми и др.), с материалом и инструментами (кистью, резцом, скрипкой и т.п.).

Можно было бы указать еще на многие экспериментальные результаты, связанные с обучением эмпатической способности. Знание этих данных необходимо для повышения эффективности науче­ния творчеству. Следует не забывать, что многим теориям художественного обучения воспитания нередко свойствен функционалистский подход. Односторонность его в том, что обучение и воспита­ние в этой области — это формирование художественной, творческий личности как целостности, а не тренаж только отдельных (хотя и важных) способностей, узко направленных мотиваций и т.п. Раз­виваются не отдельные способности, а личность как целостность и вместе с ней способности. На этом необходимо делать акцент в практике формирования творческой личности. Таким образом, взаимо­связь между педагогическим искусствоведением и психологией художественного творчества очевидна.

Итак, проанализировав, как сопрягаются между собой гуманитарные дисциплины в контексте нашего исследования и что впитывает в себя педагогическое искусствоведение из этих наук, областей знания, определим проблемное поле педагогического искусствоведения.

Проблемное поле педагогического искусствоведения — исследование соотношения, взаимосвязи и взаимовлияния теории эстетической педагогики, художественного образования и педагогического искусствоведения.

Далее следует определить предмет исследования. Ю.Б.Борев пишет: «Неизвестный автор поя­вившегося много веков назад трактата «О возвышенном» писал, что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом» [5; 8]. Это верное суждение нужда­ется в существенном дополнении: предмет должен быть рассмотрен в связи с задачами науки, а спо­соб (метод) изучения предмета необходимо связать с ее системой.

Всякая наука имеет свой предмет. Выявить его — значит определить специфику, сферу деятель­ности и задачи этой науки. В настоящее время проблематично (трудно) ответить на вопрос, каков предмет педагогического искусствоведения. Говоря о предмете одной из философских наук, Г.-В.Ф.Гегель в «Науке логики» справедливо писал, что логика «не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изло­жение порождает это знание о ней...» [5; 8]. Такое явление наблюдается на сегодняшний момент и в педагогическом искусствоведении: полное очертание этой области научного знания может дать толь­ко ее подробное изложение.

Определение предмета каждой науки есть акт ее самосознания. Сама наука осознает свои цели, круг своих проблем, сферу своих интересов, свою практику, определяющую угол зрения, под кото­рым рассматривается образование и его связи и благодаря чему только определенные связи и сторо­ны образования входят в предмет данной дисциплины и выявляются ею. Определение наукой своего предмета — это определение внутренних проблем и задач науки. Предмет исследования педагогического искусствоведения — теория и технология художественно-эстетического и искусствоведческого образо­вания обучающихся на основе принципов искусствоведческой дидактики. Специфический предмет педагогического искусствоведения — это процесс формирования творческого специалиста.

Предмет педагогического искусствоведения формируется на стыке искусствоведения и педагогики. Этим объясняется многоплановость предмета познания, интегрирующего (сопрягающего) в себе идеи искусствознания, эстетической педагогики, художественного образования.

Сущностью педагогического искусствоведения является полихудожественность. Именно поли- художественное образование обеспечивает такую форму приобщения обучающихся к искусству, ко­торая позволяет им понять истоки различных видов художественной деятельности и приобрести ба­зовые представления и навыки в области каждого искусства, в отличие от монохудожественного под­хода к преподаванию, когда занятия строятся на основе профессиональной системы одного какого- либо вида художественной деятельности.

Методы исследования педагогического искусствоведения. В методологическом арсенале искусст­воведческо-педагогической науки мы применяем общенаучные принципы познания и специальные ме­тоды в их специфическом для этой области применении. Поскольку каждая из областей гуманитарно­го знания преследует при изучении своего предмета особые цели и задачи, педагогическому искусст­воведению приходится синтезировать данные каждой их этих областей; параллельно осуществлять их интерпретацию; изучать многочисленные факторы художественного творчества. Данные конкрет­ных гуманитарных наук только тогда могут быть ассимилированы педагогическим искусствоведением, когда их переработка доведена до момента превращения их в понятия. Постоянно развивающаяся сис­тема таких понятий дает возможность построить предмет педагогического искусствоведения как «по­средника» между искусствоведением и педагогикой. Законы развития личности, устанавливаемые различными гуманитарными науками, служат главными источниками педагогического искусствове­дения, которое, в свою очередь, создает знание о законах развития человека с точки зрения его худо­жественно-эстетического воспитания и формирования эмоционально-чувственной сферы.

Интерпретация данных и выводов смежных гуманитарных наук, прежде всего искусствозна­ния, являет собой главный метод педагогического искусствоведения. При этом оно руководствуется педагогической деятельностью, теорией и практикой художественного образования и эстетического воспитания (эстетической педагогики). Художественно-педагогическая деятельность выступает одним из самых важных источников создаваемого педагогическим искусствоведением знания. Определяющее значение для педагогического искусствоведения имеет принцип обязательной педагогической интерпре­тации закономерностей искусствознания. В данном случае в понятие интерпретации включаются: иден­тификация проблем, существенных для искусствознания, в частности, обнаружение источников интерпретации; модификация в педагогических целях хорошо зарекомендовавших себя в других гуманитарных науках методов приобретения, проверки и использования знаний; дедукция педагоги­ческих норм из законов индивидуального и группового развития. Этот принцип предполагает широ­кое использование дедуктивного метода. Интерпретация служит собственно педагогическому синте­зу искусствознания во всем его многообразии, педагогической ассимиляции различных областей гу­манитарного, искусствоведческого знания.

Интерпретация искусства обладает большим потенциалом в развитии педагогического искусст­воведения. Художественный образ как форма художественного мышления, обобщая общее, особен­ное и единичное, объективное и субъективное, эмоциональное и рациональное, одновременно прони­кает в глубь неповторимо единичной личности. Метафора, по своей природе соединяя в себе общее и единичное, является одним из самых ценных источников художественного образа. Благодаря искус­ствоведческой интерпретации художественного текста, педагогическое искусствоведение получает знания о духовном, внутреннем мире обучающегося. Они обогащают феноменологическую пробле­матику педагогического искусствоведения, типологизацию художественного мышления развиваю­щейся личности (художественно-аналитический, субъективно-экспрессивный, рационалистический тип и др.). Разумеется, результаты интерпретации художественного текста подлежат проверке дру­гими методами педагогико-антропологического, искусствоведческого познания. Особенно важны сравнительные методы: сравнительно-исторический, сравнительно-биографический, казусный и др. Сравнительно-исторический метод незаменим при изучении стилей и направлений в истории искусст­ва; сравнительно-биографический применяется при исследовании бытийной и творческой биографии художника, для изучения личности художника в единстве с социальной историей; казусный полезен при изучении нетипичных и типичных конкретных ситуаций, взятых из художественной практики.

Указанные теоретические методы исследования получают свое эвристическое значение в соче­тании с опытными и экспериментальными методами.

В ходе непосредственного изучения искусствоведом-исследователем своего объекта особое зна­чение приобретают наблюдения, интервьюирование, анкетирование с помощью опросных листов, изучение продуктов творчества, интроспекция, а также методы эвристики и др.

Экспериментальные исследования в области педагогического искусствоведения тесно связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны модели модернизированного содержания художественного образования, модели проектирования интегративного образовательного пространства. Различные аспекты количественных методов в искусствознании, в педагогическом искусствоведении применяются при изучении, описании и анализе художественных текстов (произведений искусства).

Важно подчеркнуть мысль о методологическом значении идеи целостности и многоуровневости методов исследования.

 

Рисунок. Образовательное пространство педагогического искусствоведения

Итак, педагогическое искусствоведение в широком понимании формулируется как теоретиче­ская образующая современного педагогического и гуманитарного знания; искусствоведческая дидак­тика; теория художественно-искусствоведческого образования, предметом которой является художе­ственно-творческое развитие будущего специалиста — бакалавра изобразительного искусства на осно­ве принципов полихудожественности (рис.).

В более конкретном осмыслении педагогическое искусствоведение определяется как теория и технология преподавания следующих искусствоведческих дисциплин в вузе и школе: «История и теория искусства», «История изобразительного искусства», «Мировая художественная культура», «Художественная культура Казахстана». То есть педагогическое искусствоведение рассматривается как искусство педагогики — педагогической технологии.

Понятие «педагогическая технология» в настоящее время прочно вошло в педагогический лек­сикон, однако в его понимании и употреблении существуют расхождения. В известной педагогической литературе нет единых, унифицированных понятий и определений (В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачев,В.М.Монахов, К.Г.Селевко, М.Чошанов, В.М.Шепель и др.).

Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является определение М.В.Кларина: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [6; 55]. Вместе с тем, исходя из определения педагогической технологии Б.Т. Лихачева, рассмотрим педагогическое искусствоведение как интерактивный инструментарий творческого педагогического процесса.

Проектирование и включение в учебный план КарГУ им. Е.А.Букетова профессионально­художественного факультета по специальности 5В 01.07.00 — «Изобразительное искусство и черче­ние» специального курса «Педагогическое искусствоведение» представляется своевременным и перспективным. Научно-теоретическое обоснование специального курса «Педагогическое искусст­воведение» дано в авторских публикациях [7, 8]. По материалам спецкурса созданы учебно­методический комплекс, курс лекций, электронный учебник «Основы педагогического искусствове­дения» [9].

В программу спецкурса включены следующие темы:

  • -    «Педагогическое искусствоведение — междисциплинарная область гуманитарного знания»;
  • -    «Искусствознание, искусствоведение: история, теория, практика»;
  • -    «Формирование искусствоведения в Казахстане»;
  • -    «Идеи эстетического воспитания, или эстетической педагогики, и их влияние на развитие ху­дожественно-педагогической мысли»; «Современные концепции эстетического воспитания»; «Эстетический аспект педагогической деятельности»;
  •     «Предпосылки педагогики искусства в истории художественного образования»;
  •     «Искусствоведческое образование как специальная отрасль научно-художественного знания»;
  •     «Российская школа педагогического искусствоведения и педагогики искусства XX века»;
  •     «Опыт дальнего зарубежья в области педагогического искусствоведения и педагогики искусства»;
  •     «Художественное образование в Казахстане»;
  •     «Педагогическое искусствоведение и педагогика искусства в Казахстане»;
  •     «Полихудожественность как сущность педагогического искусствоведения»;
  •     «Взаимосвязь и синтез искусств как искусствоведческо-педагогическая проблема»;
  •     «Художественное восприятие как фактор педагогического искусствоведения»;
  •     «Развитие художественного восприятия и творчества на занятиях эстетико-искусствоведческого цикла»;
  •     «Педагогическое искусствоведение — современная образовательная технология»;
  •     «Научно-исследовательская и творческая деятельность по педагогическому искусствоведению и педагогике искусства»;
  •     «Искусствоведческо-педагогическая культура бакалавра изобразительного искусства».

Конструирование содержания специальной дисциплины «Педагогическое искусствоведение» осуществляется с учетом этнохудожественного компонента.

Разработанная теория и технология педагогического искусствоведения направлена на полиху- дожественное развитие обучающихся, формирование искусствоведческо-педагогической культуры будущих бакалавров изобразительного искусства, структуру которой образуют две группы компонентов:

  •  искусствоведческая подготовленность — познавательно-мировоззренческий и эмоционально­ценностный аспекты (искусствоведческие знания, восприятие взаимодействующих искусств, опыт творческой деятельности в сфере взаимосвязи искусств);
  •  педагогическая подготовленность — творческо-педагогический аспект (педагогическое твор­чество на основе взаимосвязи и синтеза искусств).

Сферы приложения самостоятельной творческой деятельности будущих бакалавров изобрази­тельного искусства — студенческое научное общество, республиканские конкурсы научных работ, профессиональная педагогическая практика, написание курсовых сочинений и дипломных исследо­ваний, научно-исследовательские проекты по педагогическому искусствоведению («Современное состояние преподавания курсов «Художественная культура Казахстана», «Мировая художественная культура» в школе»; «Урок-образ как жанр педагогического искусствоведения»; ”«Уроки восприятия»: взаимодействие искусств в художественном восприятии»” и др.), дискуссии (иллюстрацией может быть анализ статьи А.Блока «Краски и слова»), творческие задания (анализ картин-«метафор», «ассоциа­ций»; литературно-художественные эссе («Художник и творчество», «Любовь и творчество»); школа письменного рецензирования; исследование детского творчества (в пространстве школы и музея искусств).

Основным показателем эффективности работы студента на педагогической практике стало то, насколько он сумел подчинить свою деятельность магистральной задаче — использованию взаимо­связи и синтеза искусств. Конкретными примерами может послужить художественно-педагогическая драматургия показательных занятий, сценарии полихудожественных уроков по этнокультурным те­мам: «Архетип в современном изобразительном искусстве Казахстана» — «Небесный хан-Тенгри» (урок-миф); «Песнь о Коркыте» (урок-легенда); «Аруах» — культ предков-казахов» (урок- восприятие); «Тулпар — "верный конь — душа батыра” (урок-повествование из глубины веков); «Этномифология на занятиях художественной культуры Казахстана» — «Байтерек — универсаль­ная модель мира» (урок-исследование); «Символика мифа» — «Символика розы» (полихудожествен- ная композиция); «Синтез искусств в мавританской архитектуре»: «Цветок аз-Захра» (урок- повествование из глубины веков); ,Дллегории“ дворцового зодчества» (урок — художественная ком­позиция с привлечением фрагментов поэмы А.Навои «Фархад и Ширин»); «Графика Казахстана» (на примере иллюстраций к произведениям классической литературы) — «Я — художник-иллюстратор»; «Е.Сидоркин — М.Ауэзов: народная эпопея»; «А.Бегалин — Ч.Айтматов: литературно­художественное единство», а также по темам «Биография художника как эстетическая и психологи­ческая проблема» — «Взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника», «Биография ху­дожника как фактор формирования творческих предрасположений»; «Художественное образование в пространстве дальнего зарубежья» — драматургия полихудожественного урока на основе опыта валь- дорфской педагогики: «Эпоха „История искусств“ (9 класс).

Был предложен опросный лист по внедрению специального курса «Педагогическое искусствове­дение» со следующими вопросами: «Необходимо ли изучать спецкурс «Педагогическое искусствове­дение» будущему бакалавру изобразительного искусства?»; «Что дает изучение спецкурса „Педаго­гическое искусствоведение“ как междисциплинарная область знаний?»; «Что дает изучение спецкур­са „Педагогическое искусствоведение“ для совершенствования педагогического мастерства?»; «Ка­кой раздел спецкурса „Педагогическое искусствоведение” оказал на Вас самое сильное впечатле­ние?»; «Какие хотели бы Вы прослушать темы, не включенные в программу изучения спецкурса „Педагогическое искусствоведение?”; «Устраивает ли Вас уровень и разнообразие творческих зада­ний по педагогическому искусствоведению?»; «Удовлетворяет ли Вас уровень составления тестов по спецкурсу „Педагогическое искусствоведение?”; «Ваша оценка лекций, прочитанных по „Педагоги­ческому искусствоведению“, удовлетворены ли Вы прочитанными лекциями?»; «Какие проблемы Вы хотели бы обсудить на творческих семинарах по „Педагогическому искусствоведению?“; «В какой форме Вы хотели бы провести студенческую научную конференцию по педагогическому искусство­ведению; какой подход в изучении спецкурса „Педагогическое искусствоведение“ Вам импонирует как доминантный (наиболее главный)?»; «Какого жанра работу Вы предложили бы для итогового от­чета?»; «Ваша оценка содержания электронного учебного пособия Л.Р.Золотаревой „Педагогическое искусствоведение“; «Устраивает ли Вас список рекомендуемой литературы по „Педагогическому ис­кусствоведению?^ «Что Вы изучили дополнительно, помимо электронного учебного пособия „Педаго­гическое искусствоведение?“; «На каком курсе следует читать спецкурс „Педагогическое искусствове- дение?“.

Следует взять на вооружение предложение студентов: «читать на профессионально­художественном факультете спецкурсы-компоненты по выбору: «Эстетическое воспитание», «История художественного образования», «Педагогическое искусствоведение» (высказались 100 %).

В современных условиях реформирования образования, когда ставится всеобщая задача развития личности через гуманитарное образование, очевидно, что с точки зрения художественно-педагогического образования введение категории «педагогическое искусствоведение» представляется современным инст­рументарием подготовки специалиста нового типа — человека полихудожественной культуры.

Список литературы

1   Бим-Бад Б.М. Источники и методы педагогической антропологии. [Электронный ресурс] (www. bim-bad.ru)

2   Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории. — СПб., 2003. — С. 77 — 89.

3   Буданов В.Г. Междисциплинарные технологии и принципы синергетики // Человек — Философия — Гуманизм: Ма­териалы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997). — Т. 8. — СПб., 1998. — С. 29 — 33.

4   Изард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 464 с. (Серия «Мастера психоло­гии»).

5    БоревЮ.Б. Эстетика. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с., ил.

6    Сердюченко О.И. Современные образовательные технологии // Завуч. — 2002. — № 2. — С. 54 — 60.

7    Золотарева Л.Р. Концепция инновационного спецкурса «Педагогическое искусствоведение» // Проблемы и перспек­тивы повышения качества образования: Определение проблем повышения качества образования в государствах — членах ЕврАзЭС»: Материалы междунар. конф. — Душанбе, 2009. — С. 151 — 154.

8   Золотарева Л.Р. Проектирование спецкурса «Педагогическое искусствоведение» // Вестн. Карагандинского универ­ситета. Сер. Педагогика. — 2009. — № 3 (55). — С. 5 — 13.

9    Золотарева Л.Р. Педагогическое искусствоведение: УМК для специальности 050107 — «Изобразительное искусст­во». — Караганда: Изд-во КарГУ им. Е.А.Букетова, 2009. — 80 с.; Педагогическое искусствоведение: Курс лекций. — Кара­ганда: КарГУ, 2009. — 292 с. (электрон. носит.); Основы педагогического искусствоведения: Электрон. учеб. издание. — Караганда: КарГУ, 2010. — 3,7 МБ. Свид. о гос. рег. № ЮР — 2276 от 27.08.2010.

Фамилия автора: Л.Р. Золотарева
Год: 2010
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика