Терроризм как главная угроза современной цивилизации

В последние десятилетия во всем мире наблюдается активизация такого явления как терроризм, разнообразие масштабов, форм и сфер его проявления. По мнению специалистов в ближайшем будущем терроризм будет распространяться в различных формах, как например, воздушный терроризм всех видов, используя самолеты и ракеты различного класса (свидетельство тому по своим последствиям теракт 11 сентября 2001 г. в США). Кроме того, стали появляться такие разновидности терроризма как компьютерный (свежий тому пример - запуск в Интернет вируса «I Love you»), информационный терроризм и т.д.

Современный терроризм - сложное, много­аспектное и крайне негативное социально-политическое явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. Были проведены множество международных конфе­ренций с участием руководителей государств, посвященных поиску эффективных методов и форм борьбы с этим глобальным злом. На этих форумах неоднократно констатировалось, что для эффективного противодействия терроризму нужна международная система борьбы с ним. Чтобы противодействовать терроризму нужно точное определение сущности терроризма.

Еще в 1934 г. после убийства в Марселе югославского короля Александра и министра иностранных дел Франции Л.Барту Лига Наций поручила специальному Комитету экспертов сформулировать понятие терроризма как прес­тупного с точки зрения мирового сообщества явления и подготовить конвенцию по предот­вращению и наказанию актов терроризма.

В настоящее время более актуальным для нашего региона является определение терроризма, сформулированное Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в июне 2001 г. в принятой ими Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (в статье 1 п.1): терроризм - это «. любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта».

В настоящее время не существует универ­сального определения понятия «терроризм». Как известно, терроризм непосредственно связан с экстремизмом, т.е. по существу, экстремизм    является    частью терроризма.

Следовательно, раскрытие сущности понятия «терроризм» невозможен без предварительного рассмотрения понятия «экстремизм».

«Экстремизм» как обобщающий термин был введен в активный оборот современной политики не так давно, только во второй половине ХХ века. Согласно определению, данному ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы) в 2003 году, «экстремизм» - это такая форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии.

Экстремизм - это политическая практика, в основе которой лежат радикальные идеи, отрицающие идейно-институтциональные осно­вы данного общественно-политического устрой­ства и призывающие к немедленному насиль­ственному изменению легитимного конститу­ционного строя. Следует уточнить, что понятие экстремизма - искусственное понятие современности, рожденное столкновением госу­дарств с новым комплексом вызовов морально-политического плана. При этом государство еще не знает, как адекватно отреагировать на эти вызовы своей легитимности, начиная смешивать разные явления как «экстремизм», «терроризм», «радикализм».

Субъектами экстремистской деятельности обыкновенно выступают те политические деятели, которые не способны в силу разных причин добиваться своих целей легальными средствами. В силу этого экстремисты широко используют практику политического шантажа действующей власти и общества в целом, направленную на дестаблизацию основ политического режима.

Основным объективным критерием отне­сения к области экстремизма является переход к политической практике, в которой реализуются те или иные политические идеи. Экстремизм законодательно и объективно можно «зафик­сировать» только тогда, когда крайние формы политического мышления переходят в «экстре­мизм действия» - гражданскую войну, нелигитимное насилие, геноцид, этноцид, нарушение прав и свобод человека, закрепленных в консти­туциях современных государств и нормах международного права, ну и разумеется, террор. Поэтому политический радикализм становится экстремизмом только тогда, когда переходит от слов к действию. На теоретическом уровне разницы между ними нет.

Экстремистская деятельность может прояв­ляться в различных сферах. Помимо вышеупо­мянутого терроризма в политической сфере, это могут быть также расизм, шовинизм, рели­гиозная нетерпимость, часто связанная с разного рода фундаментализмом, тоталитарные культы, правовой нигилизм, нарушение юридических и оскорбление моральных законов и т. д.

Специфика философского рассмотрения как экстремизма, так и терроризма позволяет пред­положить, что если под экстремизмом подра­зумевается некоторая крайность, то терроризм определяется как крайность крайности, которая выступает скорее логическим, чем объективным развитием экстремизма. Чаще всего в обы­денном сознании не делают между ними различия. Хотя и то и другое соотносятся как обшее и частное: экстремизм образует своеоб­разную идеологическую основу террористи­ческим действиям; а терроризм, в свою очередь, определяется совокупностью крайних устано­вок, для достижения политических целей нели-гитимным способом. Терроризм рассматри­вается как аксиологическая категория, затраги­вающая проблемы морали и нравственности.

Этимология термина «терроризм» свиде­тельствует о том, что корни этого понятия произрастают из латинского слова «terror», что означает страх, ужас. Необходимым элементом террористической акции является устрашение противника, либо тех людей, которые высту­пают в роли непосредственных жертв терро­ристов. Однако подавление психики не является самоцелью терроризма. Нагнетание страха играет роль вспомогательного средства для достижения определенной цели: получить материальные или политические выгоды, заставить представителей власти выполнить требования террористов, изменить полити­ческий курс и т.д. При этом субъект террори­стической деятельности, как правило, не ограничивается только угрозами.

Основой идеологических доктрин терро­ризма выступает политический экстремизм радикально-революционного и радикально-консервативного характера. Именно экстремизм подпитывает терроризм идейно и духовно, содействует его развитию. Итак, терроризм -это совокупность крайних идейных установок, которые являются обоснованием применения насилия для достижения политических целей. Терроризм в этом аспекте предстает исключи­тельно политическим феноменом.

Жизнь показала, что терроризм в совре­менных условиях перерос рамки национальной проблемы отдельных государств и приобрел международные масштабы. Причины этого явления различны и многоаспектны, как различны оценки и подходы к пониманию, поскольку формы его проявления, методы и тактические приемы осуществления террори­стических акций объективно обусловлены различными условиями и причинами в том или ином государстве либо регионе мира.

В современных условиях терроризм постоянно эволюционирует, приобретает все новые методы и формы. Отдельные полити­ческие, националистические, религиозные орга­низации радикально-экстремистской направлен­ности не только считают допустимым исполь­зование насильственных методов для дости­жения своих целей, но и экспортирует их в различные точки нашей планеты.

Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим оснашением и финансово-экономическими возможностями. Примеры Афганистана, Таджикистана, Чечни, Косово и Ближнего Востока, стоящих за ними мощных покровителей и доноров показывают, что современный терроризм и экстремизм способны вести войны и участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Совре­менными террористами все чаще используются методы запугивания, устранения политических оппонентов, давления на органы государ­ственной власти, срывает их деятельность, используя насилие для удовлетворения отдельных социальных, региональных и экономически выгодных им интересов. Не случайно, что большинство известных в мире мощных террористических организаций имеют своих духовных лидеров и наставников, порой сложную иерархическую и организационную структуру, собственную идеологию и стратегию действий.

После теракта 11 сентября 2001 года в США, многочисленных терактов в других частях света многие начали понимать, что наступила другая эпоха, эпоха войн с терроризмом. С каждым годом в мире развертывается все больше кризисных процессов и тесно связанных с ним экономических, социальных, политических, идеологических, межконфессиональных, межна­циональных, психологических и других конфликтов, обостряемых и осложняемых экстремистами-террористами. Поэтому осмыс­ление природы терроризма, средств и методов борьбы с ним становится важной и неотложной проблемой социальной теории и практики, особенно в период перехода от тоталитаризма к демократии.

Однако терроризм связан не только с экстремизмом. Не менее важную роль в определении терроризма играет и радикализм. Понятием «радикализм» (от латинского «radix» - корень) определяются социально-полити­ческие идеи и действия, направленные на наиболее кардинальное, решительное, «ради­кальное, коренное» изменение существующих социальных и политических институтов. Существуют и более психологические трактов­ки радикализма. Иногда термин «радикализм» употребляется почти как синоним понятия «экстремизм». Однако между ними все же существует разница, как в содержании тех или иных идей, так и в методах их реализации. Радикализм может быть исключительно идей­ным, а не действенным, в отличие от экстре­мизма. Экстремизм, в свою очередь, фикси­руется на методах и средствах борьбы. Радикализм же не всегда находит продолжение в терроризме.

Термин «радикализм» как понятие возникло в Англии в середине XVIII в., в эпоху промышленной революции, позднее этим понятием стали называться «философские ради­калы» в буржуазно-демократических общест­вах. Такие мыслители, как Ж. Локк, Ж. Руссо и др., доказывали необходимость радикальной замены «неестественных» социальных условий и обычаев новым рациональным порядком.

Переход от идейного радикализма к революционному экстремизму, принявшему форму политического экстремизма, пытаясь практически воплотить идеалы Просвещения, был осуществлен якобинцами в ходе Великой французской революции. Далее понимание радикализма расширилось, и он стремительно распространился по Европе как широкое политическое, философское, религиозное, куль­турное, просветительское движение.

В XIX-XX вв. радикализм стал идео­логической платформой для целого ряда левых партий социалистической, социал-демократи­ческой ориентации. Одновременно радикализм нашел своих последователей и среди некоторых правых сил. В последние десятилетия XX в. радикализм стал базой для фундаменталистических исламских политических сил.

Политический экстремизм относится к наиболее неоднозначным и многоплановым проблемам в современной политологии и политической социологии. В последнее время активно проходят научные дебаты относительно его сущности и содержания, связи с другими явлениями общественной жизни. Под вывеской политического экстремизма зачастую смеши­вается разнородные явления: от разнообразных форм освободительной борьбы, сопровож­дающейся применением политического насилия и терактов, до преступлений.

27 сентября 2001 году в Москве Между­народной академией информатизации был проведен круглый стол «Информационное противодействие терроризму». Его участники: видные ученые, специалисты, государственные и   общественные    деятели    России, США,Франции, Израиля, Украины, Болгарии, Канады, Германии, Монголии и Казакстана. По итогам работы форума приняли заключительный документ, в котором выделили следующие виды терроризма: 

  • Индивидуальный терроризм. Индиви­дуальный социально-бытовой и этноконфессио-нальный терроризм как массовое явление наблюдается в сепаратистких регионах с проявлением национального и конфессиональ­ного экстремизма. Такому терроризму подвер­гались после распада СССР.
  • Государственный терроризм со времен Великой французской революции стал многообразнее и изощреннее. В Западной Европе в ХХ в. он получил продолжение в виде фашистских режимов в Италии, Германии, Испании, Румынии, Венгрии, и других странах.
  • Религиозный терроризм. Регигиозный терроризм имеет древние корни в странах Европы, где он столетиями свирепствовал в виде засилья инквизации, многочисленных религиозных войн. Тысячи людей отправляли на костер, под топор палача только за подозрение в нарушении церковных догматов. Характерно, что государственный религиозный террор в европейских странах сопровождался полной моральной деградацией церковных иерархов и феодальной знати.
  • Международный терроризм. Междуна­родный терроризм имеет различные формы воплощения: межгосударственный - средство достижения политических, экономических и иных целей в определенном регионе или между­народных отношениях. Международный терро­ризм носит преимущественно закрытый (анонимный) характер. Во второй половине ХХ и начале XXI в. три основных вида международного терроризма проявляются как взаимно обусловленные и согласованные на этапе формирования террористических структур и сетей. Например, в Афганистане в 70-80-е гг., в Югославии в 90-е гг.
  • Виды терроризма по используемым способам и средствам:
  • политический терроризм: политическая информационно-психологическая или воору­женная провокация: политические или военные санкции; лишение гражданских политических прав по этническому, религиозному или миро-возренческому принципу; закрытие оппози­ционных СМИ; запрет критических публика­ций, преследование неугодных журналистов;
  • экономический терроризм: экономические санкции против отрасли или государства; экономическая блокада с использованием вооруженных сил;
  • вооруженный терроризм: индвидуальные и групповые терракты со взрывами в общест­венных местах, взрывами или захватом транс­портных средств, убийством людей, захватом заложников; полицейский террор; партизанская война; диверсии, операции секретных служб на чужой территории в мирное время, военные операции против другого государства; геноцид этносов, социальных слоев, политических групп;
  • информационно-психологический терро­ризм: дезинформация; внушение СМИ нравст­венно-этических и поведенческих стереотипов, противоречащих традиционным для данного народа нравственным ценностям, социально-бытовым традициям и нормам;
  • социально-бытовой терроризм: оскорб­ления и угрозы; избиения; изнасилования; уничтожение или порча имущества; дискри­минация при приеме на работу, назначениях и т.д.

Поскольку терроризм - это процесс обесчеловечения людей, то считаем небхо-димым упомянуть о виктимологии терроризма. Для террориста жертва - это символ угнетения или просто фигура, цифра, залог в беспощадной и безоглядной силовой борьбе. Оказавшись в качестве заложника-жертвы террористиского акта, человек впадает в состояние шока, приходит в полное замешательство.

Специалисты-виктимологи фиксируют три типа поведения в ситуации заложничества:

1) Регрессия с «примерной» инфантиль­ностью и автоматизированным подчинением, депрессивное переживание страха, ужаса и непосредственной угрозы для жизни.

2)      Демонстративная покорность, стремле­ние заложника опередить приказ и заслужить похвалу со стороны террористов.

3)      Хаотичные протестные действия, демон­страции недовольства и гнева, отказы подчи­няться, провоцирование конфликтов с террористами.

Как видим, терроризм как крайняя форма проявления экстремизма и радикализма разнообразен, многолик, имеет различную природу, разные источники, цели, разные уровни и масштабы, направленность и характер исполнения. Терроризм всегда носит внепра-вовой характер, демонстративно не желает считаться с нарушаемым им правом - уголов­ным, гражданским, экономическим, нацио­нальным и международным, правом другого человека на жизнь и свободу.

 

Литература

  1. Косиченко А.Г., Нысанбаев А.Н., Кенисарин Д.А., Мельник Е.В. и др. Ислам и христианство: возможности духовной консолидации народов Казахстана. - Алматы, 2001 -195 с.

  2. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 348 с.

Фамилия автора: А. Усупова
Год: 2010
Город: Алматы
Категория: Философия
Яндекс.Метрика