Некоторые вопросы теории развития национальной государственности в трудах академика С.З.Зиманова

В статье показано становление С. З.Зиманова как известного ученого и общественного деятеля Казахстана, основавшего целое направление в историко-юридической науке. Авторами выделено, что, по Зиманову, становление национальной государственности в стране следует рассматривать как непрерывный процесс, связанный с социально-экономической и политико-правовой ситуацией, в которой находилось и пребывает наше общество, поэтому предыдущая советская история является важным историческим этапом. Отмечено, что Казахстану была навязана большевистская модель нацио­нальной автономии, развивавшаяся в условиях жесткого ограничения свобод и тотального контроля, но, тем не менее, именно в эти годы регион впервые получил возможность строить самостоятельное госу­дарство. Определено, что тот исторический период насыщен многими интересными проектами и реше­ниями, которые пригодны для сегодняшнего демократического развития Республики Казахстан.

Академик Салык Зиманович Зиманов вошел в историю казахстанской юридической науки как один из выдающихся ученых, заложивших основу становления и эволюции национальной государст­венности. Обширный архивный материал, хранящийся в Казахстане и Российской Федерации, показал, что он не только раскрыл многие историко-правовые проблемы национального государст­венного строительства, но и очертил актуальные перспективные направления для будущих исследо­ваний.

С.З.Зиманов родился 19 февраля 1921 г. в г. Гурьеве (ныне Атырау) Западно-Казахстанской об­ласти. После окончания средней школы в 1938 г. поступил на курсы учителей, где получил специаль­ность учителя математики и физики. До призыва на действительную воинскую службу работал по профессии в казахской средней школе. В 1939 г. был призван в армию. К началу Великой Отечест­венной войны его воинская часть дислоцировалась в Грузии [1; 4].

Салык Зиманович воевал на Закавказском, Северо-Кавказском, Воронежском и Белорусском фронтах в должности командира дивизиона, заместителя командира минометного полка и начальника штаба 651 отдельного артиллерийского полка в звании гвардии майора. Был демобилизован в 1946 г., за боевые заслуги отмечен орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга» и другими наградами [1; 154].

В 1948 г. Салык Зиманович успешно закончил Алма-Атинский филиал Всесоюзного юридиче­ского заочного института. Работал в органах прокуратуры Гурьевской области и г. Алма-Аты. В этом же году он становится аспирантом Академии наук КазССР. В 1950 г. успешно защищает кандидат­скую, а в 1961-м — докторскую диссертацию в г. Москве.

Активная жизненная позиция, энергичность, организаторские способности всегда выделяли С. З.Зиманова в научной среде и способствовали его карьерному росту. Не случайно именно Салык Зиманович возглавил открывшийся в Алма-Ате Институт философии и права АН КазССР, был его первым директором. Позже занимал должность декана юридического факультета Казахского госу­дарственного университета имени С.М. Кирова. Многие годы возглавлял отдел в Институте филосо­фии и права АН КазССР. За заслуги в области науки в 1967 г. С.З.Зиманов был избран академиком Академии наук Казахской ССР [1; 5-7].

Академик Салык Зиманович Зиманов не только в нашей республике, но и за её пределами был известен как крупный общественный и политический деятель, мнение которого отражало реальную действительность в обществе. Непреклонность его жизненной позиции и желание отстаивать свое собственное мнение при любых обстоятельствах представляли массу неудобств официальным вла­стям и, наоборот, вызывали уважение у казахстанских граждан. Поэтому Салык Зиманович пользо­вался большим авторитетом не только среди своих коллег-ученых, но и среди простого населения. К. К. Айтхожин отмечает: «. Он с уважением относился к каждому, кто, так или иначе, соприкасался с ним ....Будучи удостоенным высоких государственных наград и общественных почестей, он до конца своих дней оставался человеком скромным, готовым всегда прийти на помощь людям, которые в ней нуждались» [2; 62].

С началом в нашей стране демократических процессов, связанных с ослаблением диктата авто­ритарно-бюрократической системы, Салык Зиманович в числе других общественно-политических деятелей избирается в 1990 г. в Верховный Совет Казахской ССР. Этому органу представительной власти некогда мощной, но распадающейся Советской державы выпала важная историческая миссия — стать первым Парламентом независимого Казахстана. Как известно, Парламент работал с 1991 по 1993 гг., когда были приняты «Декларация независимости», первая Конституция Республики Ка­захстан и другие жизненно важные документы, создавшие правовой фундамент для будущего демо­кратического общества Казахстана.

Для ученых, общественных и политических деятелей, посвятивших свою жизнь борьбе с тоталитаризмом, открывалась небывалая возможность на практике реализовать свои идеи о созда­нии нового, независимого Казахстана.

Салык Зиманович, будучи депутатом, возглавил Комиссию по подготовке Проекта Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР. Этот исторический документ был принят 25 октября 1990 г. Верховным Советом Казахской ССР. На его открытом заседании С.З.Зиманов выступил с докладом. Позже Салык Зиманович активно участвовал в Комиссии по подготовке Конституцион­ного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», входил в Комиссию по под­готовке проекта новой Конституции Республики Казахстан, возглавляя в ней экспертную группу. Не случайно в 1994 г. Салык Зиманович вновь избирается в Верховный Совет последнего, XIII созыва [1; 7].

С.З.Зиманов для юридической общественности Казахстана известен прежде всего как крупный ученый-исследователь и наставник. Он подготовил свыше 30 докторов и кандидатов юридических наук, создал и оставил после себя целую школу ученых историко-правового направления. Его перу принадлежат крупнейшие исследования в области общественного и политического строя казахов, а также истории становления национальной государственности в Казахстане в условиях Советской власти на различных этапах развития. Венцом его научной деятельности является издание десяти­томника «Древний мир права казахов». Эти труды в целом и каждый в частности раскрывают непо­вторимость творческого гения великого ученого.

Академик М.Т.Баймаханов пишет, что научно-исследовательская манера Зиманова заключалась в нетрадиционной постановке вопросов, в ходе ответа на которые выявлялись такие аспекты, которые зачастую были скрыты за внешней видимостью [3; 13].

Особое внимание в своих трудах С.З.Зиманов уделял истории становления и развития нацио­нальной государственности в Казахстане. Уже в начале 70-х годов он предложил ученым исследовать процесс становления национальной государственности нашей республики в комплексе и неразрыв­ной связи со среднеазиатскими государствами, так как считал, что историческая судьба, культура наших народов имеют много общего. К началу 70-х годов ХХ в. был собран, систематизирован и обобщен огромный материал по национально-государственному строительству наших республик. По мнению Зиманова, в каждой республике сложилась серьезная по составу и квалификации творческая группа ученых, занимающихся исследованием данной проблемы [4; 357].

Главной задачей исследователей в области национально-государственного строительства, по мнению ученого, было выявление всех элементов внутреннего двигательного механизма для вы­работки теоретических знаний об этом процессе и возможности практического воздействия на него в интересах развития нашего общества [4; 359].

Основные фундаментальные труды Салыка Зимановича по истории и теории становления и раз­вития национальной государственности вышли на рубеже 70-80-х годов: «Ленин и национальная го­сударственность в Казахстане» (Алма-Ата, 1970, 18 п.л.); «От освободительных идей к советской го­сударственности в Бухаре и Хиве» (Алма-Ата,1976, 17 п.л.); «Казахский отдел Народного Комисса­риата по делам национальностей РСФСР» (Алма-Ата, 1975, 12 п.л.); «Казахский Революционный Комитет» (Алма-Ата, 1981, 11 п.л.); «Национальная государственность и сближение наций» (Алма-Ата, 1983, 14 п.л.); «Теоретические вопросы советского национально-государственного строительст­ва» (Алма-Ата, 1987, 14 п.л.); «Общественно-политические взгляды Мухамеджана Сералина» (Алма-Ата, 1989, 10 п.л.); «Теория и практика автономизации в СССР» (Алма-Ата, 1998, 7.56 п.л.) [1; 6].

Необходимо иметь в виду, что эти труды писались в условиях жесткой однопартийной системы и правящей в обществе идеологии, поэтому рассматриваемые вопросы были показаны с точки зрения советского государства, однако основное содержание и постановка проблемы в них ни в коей мере не пострадали. Эти работы актуальны и сейчас, поскольку содержат громадный архивный фактоло­гический материал об этом сложном историческом процессе.

По мнению С. З.Зиманова, процесс становления и развития национальной государственности всецело зависел от идейной жизни казахского общества. Она, на его взгляд, стала кардинальным об­разом меняться после первой русской буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. Салык Зиманович отмечал, что революционные события в метрополии и выступления народа против цариз­ма имели огромное значение для революционизирования национальных окраин [5; 26]. Революция оказала серьезное влияние на казахское общество, поскольку по характеру была буржуазно-демократической и проходила под лозунгами борьбы за социальную справедливость. Разумеется, идеи свободы, равенства, реформирования феодально-монархической системы являлись богатым ис­точником и стимулом для формирования местных программ общественного обновления националь­ных окраин, одной из которых являлся Казахстан. Академик писал: «Именно с русской революцией 1905-1907 гг. связаны пробуждение национальной жизни в Казахстане, заметное оживление полити­ческой активности среди населения» [6; 60, 61].

Идейным вдохновителем общественно-политической жизни Края, по Зиманову, являлась казах­ская демократическая интеллигенция, которая на тот период была еще немногочисленной. На его взгляд, уже в 80-х годах XIX в. в Крае появилась первая по-европейски образованная казахская моло­дежь, в начале XX в. насчитывающая уже несколько десятков человек. Получив блестящее образова­ние в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Варшавы, они принесли с собой не только квалифицированные знания по своей специальности, но и дух свободомыслия и демократии из революционных центров России и Европы [6; 59].

Как отмечал Зиманов, перед образованной молодежью стоял выбор: используя свои знания, ра­ботать на колониальную администрацию, что сулило материальное благосостояние и почет, либо за­щищать интересы народа и стать неугодными для существующей власти. И представителей казах­ской интеллигенции, выбравшей второй путь, было немало [6; 59].

Особую роль в качественном изменении идейно-политической жизни в Крае благодаря первой русской революции 1905-1907 гг. стали играть печатные издания на казахском языке. По Зиманову, создание этих органов было процессом сложным и тяжелым, поскольку царизм осуществлял тоталь­ный контроль над национальными окраинами, но, тем не менее, некоторые попытки казахской интел­лигенции увенчались успехом. Выход в свет в 1911 г. в г.Троицке казахского национального журнала «Айкап», весной этого же года газеты «Казахстан», в 1913 г. в г.Оренбурге газеты «Казах» и других печатных изданий поднял политическую жизнь Края на новый уровень. Немаловажным в идейно-политической жизни Края, по Зиманову, был период перехода казахской интеллигенции от просвети­тельских идей к политическим требованиям. В них особое место получили такие вопросы, как ослаб­ление колониального режима, ограничение полномочий генерал-губернатора и других колониальных чиновников, остановка переселения, землеустройство коренных жителей и т.д.

Академик отмечает, что вокруг журналов и газет концентрировалась передовая казахская интел­лигенция, поскольку печатный орган был способен донести до широкого круга населения их мысли и взгляды. Идейная направленность печатных изданий была неоднородной, так как отражала объектив­ное развитие казахского общества на том этапе. Главным являлось то, что каждое из этих идейных направлений ставило цель — улучшить положение народов Степного края, но подходы и методы у них были разными.

Большую роль в развитии национального и политического самосознания в Казахстане, по Зиманову, сыграла Государственная дума России, в двух созывах которой принимали участие депутаты от Степного и Туркестанского края. Перед населением региона благодаря первой русской революции открылась небывалая возможность мирным путем решать свои животрепещущие проблемы. Выборы в Думу, а затем участие в них демократических и революционных сил Степного края стали закалкой для передовой казахской интеллигенции. Парламентская деятельность казахстанских депутатов уси­лила и укрепила их связи с российскими революционерами и демократическими партиями, проявив­шими в парламенте образец сотрудничества и заступничества за интересы национальных окраин. Государственная дума, разумеется, по замыслам царизма не могла стать парламентом в полном смысле слова, однако через ее трибуну легально перед общественностью были поставлены вопросы о переселении, образовании, религии, земском самоуправлении, реформировании Степного положе­ния и т. д. В целом Государственная дума и парламентский опыт сыграли значительную роль в идей­но-политической жизни Степного и Туркестанского края.

Освещая политическую жизнь Степного края, С.З.Зиманов и другие казахстанские ученые, рабо­тавшие под его руководством, — М.Исмагулов, С.Даулетова, К.Идрисов, М.Биндер, З.Кенжалиев — собрали обширный архивный исторический материал, который полно и всесторонне раскрыл идей­ную обстановку Края через деятельность наиболее ярких ее представителей — М.Сералина, Б.Каратаева, Ж.Сейдалина, С.Лапина, Г.Мусагалиева, С.Габбасова, Г.Карашева и многих других.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX в., когда представилась возможность открыто писать об этом, С.З.Зиманов справедливо отмечал, что, исследуя вклад казахской интеллигенции, мы вос­станавливаем историческую справедливость и молодое поколение должно знать об этом. Причинами «белых пятен», по мнению академика, являются перекосы социально-политической жизни общества и откровенный нигилизм по отношению к истории и историческим личностям народов, нарушения принципа справедливости в отношении оценки их деятельности [6; 164].

Если продолжить мысль С.З.Зиманова, то человек в советском обществе оказался задавленным и обесцененным, поскольку деформированная политическая система превратила администрирование и принуждение в свои главные методы обращения с людьми. Для нее человек был простым винтиком, исполнителем и средством политической власти [7, 8].

Известные казахстанские ученые-академики Ж.Абдильдин, М.Козыбаев, К.Сагадиев, член-корреспондент АН РК А.Насанбаев в 1991 г. в статье «Личность в контексте времени», опубликован­ной в «Казахстанской правде», писали, что историко-правовые труды Зиманова дышат жизненной силой созидающего и личностного начала. В них он последовательно и упорно возвращал народу ду­ховное наследие в именах национальных деятелей прошлого, чем обеспечил национально-культурную реабилитацию многим казахским интеллигентам [1; 30].

Одним из концептуальных положений С.З.Зиманова в изучении процесса становления нацио­нальной государственности в Казахстане являлось то, что каждый этап национального государствен­ного строительства был подготовлен предыдущим историческим периодом. Исходя из этого отправ­ного начала можно констатировать, что дореволюционная государственная история Казахстана вне­сла в этот процесс свой значительный вклад.

В своих трудах С. З.Зиманов, раскрывая идейно-политическую жизнь Казахстана, большое вни­мание уделял политическому уровню и экономическому состоянию казахского общества, поскольку они влияли на нее прямым образом. Казахское общество, по мнению ученого, в начале ХХ в. по ха­рактеру и содержанию в нем общественных отношений было патриархально-феодальным. Произо­шедшие изменения в общественной жизни казахов в XIX начале ХХ вв. в целом умещались в рамках отсталого средневековья. К началу ХХ в. усилилась реальная власть России в Степном крае. Царизм все решения хозяйственно-политического развития Края рассматривал с точки зрения колониальной политики, поэтому игнорировал внутренние тенденции казахского общества и интересы кочевого народа.

В рассматриваемый период шло активное проникновение российского капитала во все сферы экономики и внутреннего рынка Края, что содействовало процессу разложения натурального хозяй­ства и развития товарно-денежных отношений. В то же время эти сдвиги были не столь глубокими, чтобы кардинальным образом изменить все экономическое положение региона, поэтому новые отношения уживались со старыми хозяйственными укладами казахского общества [6; 30, 31].

В начале ХХ в. происходит обострение аграрного вопроса в Казахстане, который был связан с переселенческой политикой А.П.Столыпина. По существу, столыпинская реформа решалась за счет земель кочевников, которые изгонялись в пустынные и полупустынные земли, а под устройство без­земельных крестьян из Центральной России отводились лучшие земли кочевников, которые были пригодны для земледелия [6; 33].

Надо отметить, что Салык Зиманович, указывая на колониальную политику русского царизма, отмечал и позитивное влияние России на регион в экономическом, политическом, культурном и об­разовательном аспектах. Это рост городов и образовательных центров, развитие железнодорожных путей и дорог, организация предприятий угольной и горнорудной промышленности, формирование многонациональной структуры общества. Он неоднократно подчеркивал мысль о взаимообогащении кочевой и оседло-земледельческой цивилизации, роли приграничных с Казахстаном городов как крупных очагов передовых и демократических идей, влиявших на Степной край, и в целом выделил такой благоприятный фактор, как вовлечение Казахстана в орбиту социально-экономических и поли­тических отношений.

Академик С.З.Зиманов через всю свою общественно-политическую и научную жизнь пронес идею борьбы казахского народа за суверенитет и независимость, оставаясь при этом последователь­ным и убежденным интернационалистом. Он, раскрывая общественно-политическую деятельность и идейные взгляды наиболее ярких представителей казахской интеллигенции и просветителей, всегда подчеркивал, что освобождение казахского народа от колониальной зависимости было связано с об­щей судьбой России, в которой всегда имелись здоровые демократические силы, способные вывести общество на путь прогресса.

Действительно, за период царизма и в большей степени Советской власти между Казахстаном и Россией выработалась общность в культуре, традициях и менталитете народов. Они сейчас вместе с политическими и экономическими интересами дают возможность объединиться нашим странам в решении серьезных задач в глобальном мире. Например, создание Единого Таможенного союза, перспективные планы образования Единого Экономического пространства, Договор о коллективной безопасности и т.д. усиливают и защищают позиции наших государств на региональном и мировом уровне.

Значительная часть трудов академика С.З.Зиманова о становлении национальной государствен­ности в Казахстане посвящена советскому периоду развития. Это и понятно, поскольку именно в этот период Казахстан получил возможность строить самостоятельное государство, пусть даже под то­тальной опекой большевиков.

Салык Зиманович в период получения Казахстаном независимости писал, что задача ученых со­ветского периода заключалась в обосновании и оправдании идей и политики директивных органов, касающихся национального вопроса и федеративных отношений, поэтому они в целом выглядели беспроблемными. Отклонение от этого правила поведения всегда пресекалось самыми жесткими ме­рами [7; 9].

Отдельное место в национальном государственном строительстве в Казахстане в своих трудах ученый отводит главе Советского государства В.И.Ленину. Он отмечает, что, независимо от нашего отношения к Ленину, «...следует признать, что он был выдающимся теоретиком лево-марксистского толка, обладал большой практичностью при анализе и оценке политической ситуации». Далее, про­должая мысль, Зиманов пишет, что он допускал ошибки, однако фигуру Ленина выделяла способ­ность находить адекватные решения в условиях России того времени. Он жил в сложное и жестокое революционное время, когда рушилась старая социально-политическая система и создавалась новая. Ленин находился во главе этого исторического переворота, который имел мировые масштабы и зна­чение. Все это, по мнению академика, противоречиво отразилось на его наследии [7; 17].

Как считал С. З.Зиманов, идеи Ленина о самоопределении народов на тот исторический период были самыми актуальными и востребованными для национальных окраин, одной из которых являлся Казахстан. Ни одна из политических партий тогдашней России не бралась за этот прогрессивный ло­зунг. В то же время эта идея, переложенная на большевистскую платформу, не представляла опасно­сти для нового режима, поскольку все командные высоты, как в центре, так и на местах, были в руках большевиков. Соответственно этому, «принцип права на самоопределение» не грозил распаду Совет­ской России [7; 13].

Действительно, в период революций 1917 г. ведущие политические силы России, от которых за­висела дальнейшая судьба государства, с большим нежеланием и осторожностью относились к раз­решению национального вопроса, который, как известно, оставался наиболее острым и сложным. «Белое» движение, боровшееся с революцией за реставрацию старых порядков в России, оставалось непоколебимым в своей идее «единой и неделимой России!», поэтому любые предложения со сторо­ны национальных окраин получали жесткий отпор.

Либеральная буржуазия в лице кадетской партии, а также революционеры в лице эсеров, вхо­дившие в состав Временного правительства, уклонялись от этого вопроса, откладывая его решение до созыва Учредительного собрания России. Однако, как свидетельствуют исторические факты, их замыслы не выходили за рамки культурно-национальной самостоятельности. Именно это стало при­чиной «охлаждения» отношений между Временным правительством и лидерами движения «Алаш». Казахская национальная интеллигенция, входившая в него, стала форсировать создание национально-территориальной автономии «Алаш-Орда», видя нежелание и неготовность либерально-демократических партий России к позитивному решению национального вопроса [8; 73]. Надо отме­тить, что большевики в этой ситуации со своим демократическим лозунгом находились в выгодном положении, однако методы установления Советской власти вызывали справедливое недовольство и сопротивление национальных окраин. Всем известно, что любое неприятие большевистских идей и реформ в национальных регионах бывшей Российской Империи сопровождалось применением открытой военной силы.

На первых этапах, как указывает академик, Советская власть придерживалась ленинского прин­ципа «кнута и пряника» в отношении национальных окраин, проявляла уступчивость в решении мно­гих проблем национального государственного строительства. Позже, с уходом Ленина с политиче­ской арены и укреплением сталинской диктатуры, эти вопросы решались только с позиции принуж­дения и администрирования.

Установление Советской власти в Казахстане, с ее реформами в области экономики, культуры, здравоохранения, образования, а также учреждением органов власти и управления, правоохранитель­ной и судебной системы, формированием права, в целом принималось С.З.Зимановым позитивно, поскольку казахскому народу, долгие годы мечтавшему о самостоятельности, представилась реаль­ная возможность создать свою национальную государственность.

Исходя из этого многие труды академика Салыка Зимановича Зиманова посвящены анализу и исследованию государственно-правовых реформ и учреждений того исторического периода. В част­ности, в работе «Казахский отдел Народного Комиссариата по делам национальностей РСФСР» пока­зана роль Наркомнаца в образовании Казахской советской национальной государственности. Нар-комнац в своей практической деятельности охватывал целые национальные общества тогдашней Рос­сии со всеми их внутренними интересами и потребностями, тогда как другие Наркоматы занимались конкретными областями жизни общества. Целевыми задачами Наркомнаца, по Зиманову, являлись такие вопросы, как «введение освободительных революций наций в советское русло», «обеспечение мирного сожительства и братского сотрудничества всех национальностей и племен РСФСР» и т.д. Основные направления функциональной деятельности Наркомнаца не имели аналогов ни среди дру­гих Наркоматов, ни в мировой истории [9; 38, 39].

Задачами Казахского отдела Наркомнаца РСФСР в первой половине 1918 г. были: а) распро­странение среди коренных жителей идей социализма и планомерное проведение их в жизнь; б) куль­турно-просветительное развитие казахского народа; в) поднятие его экономического благосостояния; г) выработка проектов гражданских и уголовных законов в соответствии с обычным правом казахов, за основу которых взять идеи социализма; д) урегулирование землепользования между коренными жителями и крестьянами-переселенцами на основе Закона «О социализации земли», принятого III Всероссийским съездом Советов; ж) выработка на началах Советской Конституции Положения о Ка­захской автономии [9; 82].

Следующим органом той революционной эпохи по созданию Казахской советской националь­ной государственности был Казахский революционный комитет — Казревком. С.З.Зиманов пишет, что политико-правовой статус Казревкома был определен Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 июля 1919 г., где утверждалось, что он осуществляет высшее военно-гражданское управление. По мнению ученого, Казревком не являлся первым правительством Казахстана, посколь­ку в Казахстане еще не было национальной государственности. Казревком был временным переход­ным органом новой власти до созыва Всеказахского съезда Советов [10; 50].

Далее академик Зиманов отмечает, что Казревком осуществлял руководство народно­хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизнью Края. Все свои функции он реализовывал при помощи Реввоенсоветов армии и фронтов, а также губернских и уезд­ных Советов приграничных российских городов и, разумеется, правительства РСФСР [10; 51].

По мнению Зиманова, Казревком, так же как и Казахский отдел Наркомнаца, сыграл большую роль в территориальном оформлении будущей Казахской автономии, поскольку многие земли при­граничных районов оставались спорными. И наконец, итогом работы Казревкома явилась подготовка условий для образования Казахской советской автономии [10; 193].

После образования Казахской советской автономии, учреждения ее органов власти и управления стали формироваться правовые основы новой государственности. Первые нормативно-правовые ак­ты, отменившие институты патриархально-родового строя, по мнению Салыка Зимановича, позитив­но повлияли на развитие казахского общества, в особенности на положение женщин. В частности, Декреты об отмене калыма и многоженства открывали возможность для участия казахских женщин в социально-экономической жизни Советского Казахстана и сыграли свою роль в развитии политиче­ских прав и свобод женщин республики [11; 249, 250].

Большую роль в укреплении казахской национальной государственности на тот период развития автономной республики сыграл ряд реформ в области земельных отношений, в частности, Декрет ЦИК Туркестанской АССР от 14 декабря 1920 г., предписавший ликвидировать все самовольные по­селки, возникшие на основе захвата земель у коренного населения после восстания 1916 г. По данному акту государство брало на себя землеустройство на этих местах согнанных жителей и восстановление его нарушенных прав на пользование водой при орошении земель [11; 365].

Другими нормативными актами, такими как Декреты ЦИК КазАССР «О возврате трудовому киргизскому (казахскому) населению свободных участков в губерниях Семипалатинской, Акмолин­ской, Тургайской и бывшей Уральской» от 2 февраля 1921 г. и «О возврате киргизскому (казахскому) трудовому населению земель, отчужденных царским правительством в собственность: а) Сибирскому казачьему войску; б) Уральскому казачьему войску из киргизских земель» от 19 апреля 1921 г., Советская власть пыталась ликвидировать последствия колониальной политики царизма [11; 372].

По данным законам коренным жителям восстановили право землепользования плодородными землями по рекам Ишиму, Иртышу и Уралу, отобранным у них переселенческим управлением в пользу казачьих войск.

В истории становления национальной государственности в Советском Казахстане С.З.Зиманов особо отмечает государственную политику в области народного образования. Вначале это были пункты ликвидации безграмотности, а затем целые масштабные мероприятия по введению всеобщего начального, а позже и среднего образования. Как пишет Зиманов, центральные и местные советские органы повседневно руководили работой школ, заботились об их ремонте, обеспечении инвентарем и необходимыми учебными пособиями. Все это создавало благоприятные условия для нормальной ра­боты образовательных учреждений. Благодаря материальной поддержке со стороны государства школьная сеть Казахстана значительно выросла. Особенно важным достижением было строительство казахских школ. Если в дореволюционном Казахстане в 1915 г. их было 500 с 13 000 учащимися, то в 1924 г. их стало 1248 с 54 128 учащимися, а к 1930 г. в 3 454 начальных школах обучались 120 000 детей [12; 120].

Академик отмечал, что огромную роль по подготовке казахских национальных кадров сыграли ву­зы Москвы, Ленинграда, Томска, Ташкента и других крупных культурных центров Союза. В те годы учреждения просвещения РСФСР и отделы национальностей при Президиуме ВЦИК бронировали для автономных республик места в вузах Москвы и других городов. Например, в 1926 г. для Казах­ской автономии было забронировано 55 мест в вузах крупных городов. При казахском представи­тельстве в Москве был создан студенческий комитет, в который входили представители студенчества и Казпредства при Президиуме ВЦИК. Обучающимся выплачивалась стипендия, а также оказывалась материальная помощь из средств, выделенных правительством Казахстана [12; 123].

Немаловажным, по мнению С.З.Зиманова, в области развития образования был переход казах­ского языка на новый латинский алфавит. В июне 1927 г. был создан правительственный Комитет содействия пропаганде латинского алфавита под руководством Председателя Совнаркома Казахской АССР. В этом отношении была проведена масштабная работа по внедрению нового казахского алфа­вита. В 1928/29 гг. было обучено грамоте на новом алфавите 194,5 тысячи человек, а в 1929/30 гг. — 368 тысяч человек. В 1930 г. на новый алфавит перешли все школы первой ступени, значительная часть школ повышенного типа, высшие учебные заведения и подавляющее большинство газет [12; 122, 123].

В условиях индустриализации в Казахстане стали создаваться средние и высшие учебные заве­дения, ориентированные на подготовку высококвалифицированных рабочих, а также специалистов высшего и среднего звена из казахской молодежи для нужд промышленного производства. Это по­ложило начало профессиональному образованию, необходимому для развития казахстанской эконо­мики.

Позже, с увеличением кадрового потенциала и ростом специалистов, в Казахской Республике стали создаваться вузы не только педагогического, но и многопрофильного направления. Возникли благоприятные условия и предпосылки для создания научно-исследовательских институтов гумани­тарного и естественнонаучного направлений. Благодаря этому в республике было образовано вначале отделение, а позже Академия наук Казахской ССР, Казахский государственный университет и т.д.

При всех идеологических ограничениях и постоянном контроле со стороны существующей вла­сти казахстанская наука становилась на ноги и укреплялась именно в советский период. За эти годы сложилась тесная и плодотворная связь между научными центрами и учеными Казахстана и других республик Союза. С обретением Казахстаном независимости, созданием демократического общества научно-образовательные связи переносятся на качественно новый уровень, соответствующий миро­вым стандартам.

Положительная и созидательная деятельность Советской власти в области образования, науки и культуры, по мнению С.З.Зиманова, в республиках сопровождалась «революционной» ломкой при­вычной жизни, традиционных устоев, насильственными оседлостью и коллективизацией, раскулачи­ванием и массовыми репрессиями, направленными на искоренение инакомыслия в обществе. Поэто­му весь достигнутый прогресс в республике в духовной сфере проходил в трудных условиях и сопро­вождался крупными социальными и моральными издержками [7; 79].

Надо отметить, что установление Советской власти в национальных регионах было невозмож­ным без привлечения национальных кадров в органы власти и управления, в партийные и админист­ративные учреждения. Поэтому важное место в национальном государственном строительстве, по мнению Зиманова, занимала кадровая политика Советского государства. Зиманов пишет, что кад­ровая политика в регионах «. была той зоной, которая оберегалась и в которой особенно наглядно проявилась проимперская направленность режима» [7; 77].

В истории национального государственного строительства кадровая политика по привлечению национальных кадров в управление государством получила название «процесс коренизации».

Первый этап процесса коренизации, который начался в 1920 г. и продлился до 1925 г., был озна­менован попытками органов власти и управления КазАССР ввести в государственный аппарат авто­номии представителей казахской национальности. В историко-правовой литературе этот период по­лучил название «процентной коренизации», поскольку итоговым результатом являлся определенный процент заполнения штата управленческих должностей лицами коренной национальности.

Второй этап рассматриваемого процесса охватывает 1926-1929 гг., когда государство осуществ­ляло «функциональную коренизацию». На данном этапе проводилась политика замещения опреде­ленных должностей лицами, владеющими казахским языком, что обеспечивало перевод делопроиз­водства данного учреждения на национальный язык [12; 55].

На третьем этапе, начавшемся в 1933 г., в Казахской автономии были осуществлены значитель­ные мероприятия по коренизации государственного аппарата, которые совпали с укреплением Совет­ской власти в Крае и проведением насильственных коллективизации и оседлости кочевого и полуко­чевого населения. Этот период ознаменован окончательным утверждением основ государства дикта­туры пролетариата в Казахстане [13; 251].

Практическая жизнь показала неготовность Советского государства серьезно оценить сложность данного вопроса, поэтому первый этап коренизации, в силу слабого финансирования, а главное не­правильного подхода к решению проблемы в виде процентного метода, был провален. На втором этапе скорректированная государственная программа была более эффективной и финансово подкреп­ленной. В то же время коренизация проходила в условиях жестких партийных «чисток» и изгнания из советских и партийных органов всех инакомыслящих. И наконец, третий этап совпал с ликвидацией последствий страшного голода и эпидемий в Казахстане, и неплохие изначальные его результаты бы­ли сведены на нет началом массовых репрессий в республике.

Как отмечал С.З.Зиманов, кадровая политика в национальных регионах никогда не была выдер­жанной и цивилизованной. Игнорирование интересов республик, методы навязывания, в особенности при назначении руководящих номенклатурных кадров, становились особенно чувствительными при наметившемся общем кризисе советской системы в 80-х годах. Академик приводит пример из истории назначения нового Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана в 1986 г., когда причинами массовых волнений молодежи стали укоренившиеся в кадровой политике центральных органов субъ­ективизм и вседозволенность [7; 81].

В то же время академик считает, что при всех проблемах кадровой политики в республике здо­ровое начало не исчезало, хотя в тех социально-политических условиях не получало должного разви­тия. Среди руководящих работников республики имелось достаточно много компетентных и высоко­нравственных работников-интернационалистов. Они пользовались большим авторитетом в республи­ке и влиянием среди населения. К таким личностям, по Зиманову, можно было отнести Пестковского, Мирзояна, Боркова и многих других [7; 91].

Отдельное место в трудах С.З.Зиманова в истории национального государственного строитель­ства в Казахстане нашли вопросы национальной автономизации, федеративной системы и ее соотно­шения с тоталитарным государством. Национальная автономизация, по мнению ученого, являлась стержневой конструкцией разрешения национального вопроса по советской модели. Ей отводилось особое место в генеральной линии Коммунистической партии, определявшей стратегию развития Советского государства. Именно советские национально-государственные отношения обеспечили основу роста политического могущества и экономического благосостояния Советского Союза, и в то же время эти отношения стали причиной, приведшей его к гибели. В теории и практике автономиза-ции национальных территорий, по Зиманову, были применены оригинальные решения — политика «кнута и пряника», навязывание державной воли, идеологический прессинг для достижения главной цели — ликвидации национальных различий и самих наций в пользу великорусской [7; 5].

Продолжая данную мысль, хочется отметить, что академик С.З.Зиманов, тщательно исследовав­ший историю процесса национального государственного строительства в Казахстане, отмечает, что потенциал идеи Советской Федерации так и не был реализован. Главными причинами тому стали то­тальная централизация власти и управления, которая свела к минимуму и без того ограниченные су­веренитеты республик. Имперская политика ощущалась во всех областях жизни Советского государ­ства. Казахстан в числе других республик был превращен в сырьевую базу метрополии. Народно­хозяйственные отрасли регионов развивались в таком направлении, чтобы постоянно поддерживать ее зависимость от Центра. Сферы духовной жизни нации и народности также отставали в своем раз­витии или вовсе оставались без внимания. Все эти обстоятельства вели к кризису федерации и распа­ду Советского Союза [7; 6].

Успехи и неудачи в национальном государственном строительстве на примере нашей республи­ки имеют огромную ценность сегодня, когда Казахстан обрел независимость и строит демократиче­ское общество и правовое государство. Неисчерпаемый опыт прошлых лет реально показывает, на­сколько хрупко национальное сознание и сложны национальные отношения, особенно там, где они в прошлом подавлялись. По мнению академика С.З.Зиманова, в толще завалов в области национальных отношений и национально-государственного строительства имеется много интересных теоретических и практических построений, пригодных для сегодняшней демократии [7; 5].

 

Список литературы

1      Баймаханов М.Т. Выдающийся ученый-юрист // Гражданин и выдающийся ученый, академик Зиманов Салык Зима­нович (Юбилейный сборник) / Под ред. К.А.Сагадиева, М.А.Кул-Мухаммеда. — Алматы: Атамұра, 2001. — 300 с.

2      Айтхожин К.К. Из плеяды великих академиков: О Зиманове Салыке Зимановиче // Право и государство // Социаль­ная модернизация: политика и правовое обеспечение. — Алматы, 2013. — № 1 (58). — С. 61-63.

3      Баймаханов М.Т. Выдающийся ученый-юрист // Гражданин и выдающийся ученый, академик Зиманов Салык Зима­нович (Юбилейный сборник) / Под ред. К.А.Сагадиева, М.А.Кул-Мухаммеда. — Алматы: Атамұра, 2001. — 300 с.

4      Зиманов С.З. Вопросы методологии изучения национально-государственного строительства // Общественный строй казахов первой половины XIX века и Букеевское ханство. — Алматы: Арыс, 2009. — 400 с.

5      Зиманов С.З. Ленин и советская национальная государственность в Казахстане. — Алма-Ата: Наука, 1970. — 303 с.

6      Зиманов С.З., Идрисов К.З. Общественно-политические взгляды Мухамеджана Сералина. — Алма-Ата: Наука КазССР, 1989. — 165 с.

7      Зиманов С.З. Теория и практика автономизации в СССР. — Алматы: Жеті-Жарғы, 1998. — 144 с.

8      АманжоловаД.А. Казахский автономизм и Россия. — М.: Россия молодая, 1994. — 216 с.

9      Зиманов С., Даулетова С., Исмагулов М. Казахский отдел Народного Комиссариата по делам национальностей РСФСР. — Алма-Ата: Наука КазССР, 1975. — 224 с.

10   Зиманов С., Даулетова С., Исмагулов М. Казахский Революционный Комитет. — Алма-Ата: Наука КазССР, 1981. — 196 с.

11   История государства и права Советского Казахстана (1917-1925 гг.) / Под ред. С.З.Зиманова, М.А.Биндера. — Алма-Ата: АН КазССР, 1961. — Т. 1. — 447 с.

12   История государства и права Советского Казахстана (1926-1937 гг.) / Под ред. С.З.Зиманова, М.А.Биндера. — Алма-Ата: Наука, 1963. — Т. 2. — 474 с.

13  Кожахметов Г.З. Становление национальной государственности в Казахстане в условиях советской автономии (1917-1936 гг.). — Алматы: Білім, 2010. — 482 с.

Фамилия автора: Г.З.Кожахметов, Р.Б.Ботагарин
Год: 2014
Город: Караганда
Категория: Юриспруденция
Яндекс.Метрика