Современый Казахстан демонстрирует мощное развитие во всех сферах жизни. Особенно зримо это проявляется в социокультурном плане. Обновление коснулось архитектуры городов, музыки, кино, индустрии туризма, спорта и развлечений, образовапия, традиций, языка, религиозных взглядов и многих других сторон жизни общсства. Однако все еще сложно говорить о полноценном развитииказахской культуры и языка,
Молодому поколению казахстанцев - ровесников Независимости нашей республики - особенно близко все новое, передовое. Расширяющийся круг общения молодежи, интернет, выезды за пределы государства по туристическим маршрутам, на языковые курсы или различные конкурсы, соревпования (часто уже с детского возраста), все это значителано расшнряет кругозор и эрудицию молодежи, дает почву для размышлений, сравнений выбора своего пуги в жизни. И в то же время, молодое поколение казахов-антох гонов сгремится утвердить свою национальвую самобытнно, оригинальность культуры и вострсбованность родного языка. Все эти тенденции и стремления ярко проявляются в образовании, особенно в сфере преподавания отечественной истории как опоры, истоков и корней любого автохтонпого народа. Поэтому на преподавателей истории возложйна высокая ответственность - формировать не безликих и социально пассивных профессиопалов-гехнократов. а иастоящих граждан- патриотов.
Преподавательский опыт показывает, что студенчество искренне, патриотичпо верит в большос будущее нашсго молодого государства. И это выдвигает особые требования к прсподаванию истории Казахстана в вузе. Ясно, что знание истории своего народа и своей страны у молодых должно быть осознанным, не формальным (ради сдачи тестов в рамках ГНТ). Только тогда мы сможем говорить о преемственности традиций и поколений, формировании гражданского общества ответственных личностей, подннмаіъ реальные проблемы казахстанского общества и обсуждать пути их решения, говорить и строительстве достойного будущего страны.
Сейчас сама отечественная история находится в развитии, уходит от догм и стереотипов колониального прошлого. Историки поднимают новые вопросы и проблемы, концептуально пересматривают различные периоды прошлого и современности и т.д. Тут имеются свои болезни роста, дискуссионные темы, например, «мифологизация» истории, вопросы генезиса казахского этиоса, исторических личностей (Атгила, Чингизхан, казахские ханы, батыры и т.д.), возвсличивание родоплеменных батыров и героев и т.д.
История покинула кабинеты и архиры, она встречает неподдельный ингерес у широких слоев Казахстанского общества, ибо впервые потомки кочевников получили шанс осмыслить и оценить свою историю и культуру не с европоцентрисгских позиций оседлых западных народов, воспринимающих номадов как варваров-разрушителей, а с собственной суверснной точки зрения. Отсюда и острые дебаты на гелевидении, в прессе, интернете и т. д., где припимают участие далеко не только профессирнальные ученыс, историки, а представителй разных страт н возрастов.
У еовременной аудитории, интересующейся историей, есть большое разнообразие исгочников от учебников и книг, теле и радиолередач, статей в газетах и журналах до необъятного пространства интернета, гдс каждый находит нужную информацию, участвуют в форумах и т.д. Даже меняющиеся облики наших городов, изменения в их топономике, новые архитектурные памятиики и меморнальные комнлексы, чаще всего связанные с историсй родного края, прославлепными имепами казахской земли, дают дополнитсльную историческую информацию. Таким образом, история как бы незримо постоянно окружаст нас.
Поэтому преподавание гуманитариого цикла, и в частности, отечественной истории, прямо и непосредствекто влияет на формирование мировоззрсния личносги, уровень сс нациопальиого самосознания и самооценку (отсюда тезис об «истории как служанке политики» или о соседней России как стране с непредсказуемым прошлым»). Использование интерактивных методов в процессе изучения акгивизирует интерес и творческий подход студентов, которые самп создают электронные версии ссминаров, самостоятедьных семестровых работ и дажс сайты, собирают видеотеку, фотоальбомы исторических личпостсй, памятпиков культуры в рамках учсбной программы по истории Казахстана, м все это не может нс радовать.
Но вместе с тем возрастает актуальность вонросов методологгш отечествениой истории. Необходимо признать, что в исторической науке остается доминируюіцим европоцептризм, с позицнй которого номадические общества не получили глубокого и многомерного рассмотрення и, как слсдствие, объективного признания и достойной оценки их роли в равитии человечества.
В то же врсмя мы должны прязнать, что потомкам номадов будет тяжело излечиться от синдрома культурпо-исторической вторичности и неполноцеппости. Казахи, обретя суверенитет и пытаясь возродить родную культуру и язык, столкнулись с рядом трудностей . которые носят совершенно объективный харакгер и имеют исторнчсские корни,
Всли рассматривать в сравнительном аспекте, то генезис казахского народа резко отличается от остальных оседлых народов. Предки казахов в силу есчественно-географичсского фактора сложились как помады, и формироваиис самого казахского народа происходпт в стихпи кочевой цивилизации и устной культуры. В этом проявляется основное отличие от оседлой, земледельчсской цивииизацией. Но безусловно, эти два мира пересекались: и стшікивались в битвах, п сосдинялись в единое пространс-тво мира и торговли.
Но колонизация казахских земель, политика форсировапной коллективизации 1920-30-х гг. привели к полному оседанию вчерашних кочевннков, которыс потеряли свои кочевой мир. Произошла хозяйственная, демографическая и культурно-историческая катастрофа, их массовое вымирание. Таким образом, деградация номадов, потерявших свое естество, привела их к необходимости приспосабливаться, заимствовать новый осед.тый способ хозяйствования и жизни в цеиом. И как следствие, проявлением культурно-историчсской отсталости казахов на фопе русского и других европейских народов воспринимается наша история 19-20 вв.
Вместе с тем нсобходимо отметигь ряд достижений, привнесенных кочсвниками в мировое наследие. История не статична, и казахи-кочевникм. и их предки имслп яркис страницы свосй истории. Ими созданы ряд мощных мировых империй, заложены основы государственного и административного управления, демократические принципы самоорганизации военно-демократического общества, коллективные решения вопросов на общих собраниях, выборы и инаугурации ханов, талантливо организованы армии воинов-победителей. Многие их образцы военного и государственного строительства (например, конфедеративного союза) были заимствованы другими, в том числе и оседлыми пародами. А сами воины-номады не только опекали торговые маршруты и глобальные коммуникации, но и сами выступали активными синтезаторами и переводчиками различных цивилизации и культур. По сути Центральпая Азия была местом равноправного общения мировых религий и культур, их «плавильным котлом».
Еще одним важным признаком, актуальность которого возрастает в наши дни, является экономичность и экологичность кочевого способа производства (при всей ее бесперспективности с исторической точки зрения). Он полностью и на практически безотходной основе удовлетворял все текущие потребности общества в продуктах питания, товарах для обмеиа или продажи, сырье для дальнсйшей обработки и изготовления одежды, обуви, предметов быта.
Вообще природа и экосистема имели огромное значение для кочевника, они пропитывали насквозь его жизнь. Мировоззренческие основы жизни кочевников заключались в единстве и гармонии человека с природой, животным миром и окружающей экологией. Это не только алгоритм способа производства. Такова по своей сути вера номадов-тенгрианцев, или их юрта как модель мира с высшим, средним и низшим мирами, правой (мужской) и левой (женской) половинами и т. д. Все эти признаки глубоко пропитали казахскую культуру и нашли свое выражение в музыке, прикладном искусстве и т.д.
То есть кочевники создали свою цивилизацию, которая занимала свою естественную «нишу». Организация государства и общества. хозяйство и культурно-мировоззренческий комплекс были полностью подчинены закономерностям космоса, номадического способа производства, вместимости экосистемы и окружающего ареала. В связи с чем можно утверждать о перспективности основ этой системы в политическом, экономическом, экологическом и культурно-мировоззренческом аспектах в дальнейшем развитии мировой цивилизации, переживающей сейчас глобальный экологический, гуманитарный и моральный кризис.