Среди зарубежных и отечественных исследований, связанных с изучением феномена социального самочувствия, мало работ, где данное явление подверглось бы системному анализу. В проблеме социального самочувствия остается много неясных и дискуссионных моментов, в частности связанных с его структурой и типологией. До сих пор оно не имеет общепризнанного определения, используется для описания широкого круга явлений. Не решена проблема субординации и взаимообусловленности социального самочувствия и социального настроения, не выяснены особенности функционирования поведенческих механизмов в координатах пространства и времени. Сегодня доминируют эмпирические работы, часто направленные на воспроизведение известных моделей в новых контекстах и условиях.
Тем не менее, сложность данного понятия, отсутствие сложившихся теоретико-методологических оснований анализа и сравнительного изучения территориальной специфики, неразработанность эффективных аппаратных средств выявления и мониторинга социального самочувствия обуславливает необходимость углубленных системных исследований.
Системный подход был предпринят известными российским (Ж.Т.Тощенко) и казахстанским (С.В.Харченко) социологами при разработке концепции социального настроения, ставшей одним из социологических подходов к изучению социального самочувствия.
В 1996 году вышла монография Ж.ТТощенко и С.В.Харченко «Социальное настроение», в которой анализируется феномен социального настроения, как целостная форма восприятия людьми их жизни в личном и общественном плане. Речь идет о способе нового понимания и истолкования сущности и значения доминанты общественного сознания, предвосхищающей действительное, реальное поведение людей. Социальное настроение, по мнению авторов, представляет собой такое явление, которое по силе своего воздействия и степени значимости превосходит другие измерения общественного сознания в смысле его готовности действовать во имя достижения (или отвержения) предпочитаемых (или отрицаемых) социальных и личных целей. Роль социального настроения в детерминации индивидуальной и коллективной форм поведения особенно возрастает на этапе общественных трансформаций, когда эмоции зачастую преобладают над разумом и, соответственно, увеличивается вероятность ситуативных, волевых и даже случайных поступков людей.
Авторы поставили перед собой задачу дать социологическую интерпретацию социального настроения. Социологи раскрывают сущность и структуру социального настроения, а также его места среди родственных понятий - общественного сознания, массового сознания, общественного мнения и т.д. В ходе данной работы выделены сущностные черты анализируемого феномена.
Во-первых, социальное настроение носит результирующий характер, оно вбирает в себя как влияние объективных условий, так и субъективных факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств, умонастроений, ценностных ориентации и установок, который не является их механической суммой, неким условным объединением. Это принципиально новое качество общественного сознания, по которому можно говорить о нем с большей долей достоверности и определенности.
Во-вторых, социальное настроение более наглядно «отражает» предшествующий опыт, «переваривает» его, сопоставляя прошлое и уже происходящее в общественной и личной жизни, делая выводы и уроки на будущее.
В-третьих, социальное настроение - это «неотложное», актуализированное, реальное сознание, которое управляет жизнью человека в данный момент времени.
В-четвертых — это тот элемент реально функционирующего сознания, который означает практическую готовность к действию и является непосредственным предшественником и даже компонентом поведения.
И, наконец, социальное настроение - это еще и фон, который «окрашивает» жизнь людей, показывает с высокой степенью вероятности направленность их поведения и помогает спрогнозировать возможные усиления позитивных и ослабление негативных аспектов общественного сознания.
Рассуждая о структуре социального настроения, авторы определяют в качестве исходного уровня данного феномена социальное самочувствие. Результирующим показателем этого уровня социального настроения выступает потребность в самосохранении себя как социального существа, члена группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучия непосредственной микросреды. На втором уровне структуры рассматриваются оценка и самооценка социального статуса, социального положения, которые отражают представления людей об их социальных ролях и престижности этих ролей в обществе. Третий структурный элемент социального настроения включает социальные ожидания и социальные притязания, которые проявляют себя в установках, ценностях, убежденности и готовности к действию. Именно на этом уровне проявляются воля, упорство и осознанное стремление к достижению поставленных целей, жизненные ориентации. Завершающим компонентом описываемой структуры выступает социальная позиция, базу которой составляет мировоззрение как система взглядов на мир, оказывающая существенное влияние на деятельность человека.
Таким образом, социальное настроение представляет собой многоплановое, многокомпонентное явление, оказывающее важное, а порой решающее воздействие на общественные процессы.
Используя возможность классификации социального настроения по субъекту (носителю), авторы применяют философский подход, акцентирующий внимание на категориях «единичного», «особенного» и «общего». В соответствии с этим подходом рассматриваются такие субъекты социального настроения, как человек (индивид, личность), социальная группа и общество.
Таким образом, социальное настроение анализируется по нескольким направлениям его проявления;
- как непосредственная реакция индивида на социальную действительность, характеризующая его отношение к социальной практике, условиям жизни и т.д.;
- как социально-психологическое, эмоционально окрашенное и оценочное состояние группы людей, объединенных едиными социальными целями, интересами и устремлениями;
- как массовое психосоциальное явление, обладающее способностью «заражать» и объединять людей, подчинять их действия единым целям. При этом подчеркивается, что на переломных этапах истории приоритет принадлежит не столько массовому, сколько групповому, а иногда и индивидуальному социальному настроению, которые в силу своей повышенной активности и динамичности способны задавать тон и социальную окраску всему общественному сознанию.
Социальное настроение не только выражает общую характеристику жизнеощущения, но и обладает предметной направленностью, связанной с тем или иным видом деятельности, причем в конкретном своем воплощении может превалировать над всеми другими формами своего проявления, подчиняя или освещая их своей бесспорной для личности или группы значимостью при решении общественных и повседневных проблем. Авторы расчленяют общество на экономическую, социальную, политическую и духовную сферы, в рамках которых находят свое конкретное воплощение соответствующие формы деятельности и социального настроения. Наряду с рассмотрением предметной направленности социального настроения оно анализируется и как нерасчлененный общий эмоциональный фон (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), а также как четко идентифицированное состояние (скука, печаль тоска, страх, увлеченность, радость, ликование, восторг и т.д.). Данные формы социального настроения переживаются по-разному: как влияющие на все без исключения виды и типы поведения людей либо как временное направленное воздействие на решение отдельных социальных проблем. Подвижность, изменчивость социального настроения проявляется и в его интенсивности: сильная, умеренная, слабая. Она может проявляться бурно, на основе самых глубоких эмоций, со стремлением непременно (а нередко - немедленно) реализовать на практике самую высшую степень убежденности в своей правоте. В другой своей крайности социальное настроение может практически не проявлять себя, полностью или в значительной степени отождествляясь с общественным сознанием, в котором могут отсутствовать доминирующие установки и ориентации, побуждающие к активной деятельности.
Авторы также обстоятельно анализируют причины и результаты парадоксальности функционирования социального самочувствия на разных этапах общественного развития; рассматривают роль формальной и неформальной информации в регулировании социального настроения; выявляют, на основе конкретных социологических исследований, закономерности пульсации данного феномена. Отдельная глава посвящена превращенным формам социального настроения, в которых неадекватно отражаются происходящие в обществе процессы. Разрыв между действительностью и реакцией субъектов социального процесса может возникать по нескольким причинам:
во-первых, из-за ограниченных возможностей людей познавать, воспринимать и понимать явления окружающего мира во всей их полноте;
во-вторых, в связи с глобальным по отношению к индивиду характером некоторых условий (теневая экономика, политический беспредел и т.п.);
в-третьих, из-за умышленного искажения сущности и природы общественных процессов, что обычно является результатом воплощения воли, амбиций и корпоративных целей социально-экономических и политических организаций. Именно здесь мы имеем дело с манипуляцией общественным сознанием, его дезориентацией, навязыванием установок и ценностей, которые чужды людям, но в которых заинтересованы определенные общественные (чаще всего - политические) силы.
Таким образом в своей концепции Ж.Т. Тощенко и СВ. Харченко выделяют понятие «социальное самочувствие» как базовый элемент, первый уровень социального настроения. Оно включает в себя актуальное знание, эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение. В данной концепции феномен социального самочувствия представляется в качестве некой основы, исходного структурного элемента для формирования социального настроения личности, его направленности. В целом социальное самочувствие является эмоциональным фоном, влияющим на настрой личности.
В целом авторы раскрыли специфику социологического подхода к изучению социального настроения. Эта специфика состоит в том, что социальное настроение представляет собой интегральное образование, обладающее высокой степенью динамики и кумулятивности, возникающих в результате накопления некоторого комплекса разнородных характеристик и показателей социального и социально-психологического состояния индивида, группы или массы людей, трудно сводимых суммарно, но вместе с тем образующих в совокупности устойчивое социальное явление.