Cлужение многонациональному обществу  как принцип дальнейшего совершенствования Казахстана – правового государства

В данной статье рассмотрены внутренняя и внешняя политика Республики Казахстан. Правовое изменение в гражданском обще­ стве. Проанализированы характерные особенности глобализации и интеграции. Выявлена и обоснована необходимость совместного ис­ пользования методов юридического и политического анализа в про­ цессе толкования. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить Республику Казахстан как субъекта между­ народного права.

Сегодня, спустя более 23 лет со дня обретения независимости, Казахстан стал общепризнанным в мировом сообществе государством. Отказавшись от тоталитарного прошлого, мы осуществили системное преобразование казахстанского общества. Да, этот путь был чрезвычайно тяжелым. После обретения независимости мы оказались в особенно тяжелом положении. Межнациональные конфликты, возникшие после распада союза заставило волноваться всех национальностей проживающих на территорий Республики Казахстан. Тем более когда повсюду была безработица и не хватка продуктов питания, а также дефицит товара. У нас были  узкоспециализированные города, обслуживавшие горнорудные предприятия, привязанные к прежнему народнохозяйственному комплексу и малоэффективное сельское хозяйство. В таких тяжелейших условиях, когда казна государства была пустой, были оборваны все вертикальные народнохозяйственные связи, практически остановились все горнорудные предприятия, возникла массовая безработица в городах, обслуживавших эти комплексы. Острые социальные проблемы чуть ли не взорвали молодое государство. В такой сложнейшей ситуации Президент страны, проявив недюжинную активность, летая во все развитые страны, приглашал бизнесменов в Казахстан взять в доверительное управление предприятия страны, обещая создать благоприятный инвестиционный климат. Эта находчивость Президента страны вывела республику из того тупика, в котором она оказалась. Видя крайне затруднительную ситуацию в республике, некоторые транснациональные гиганты поставили руководство на колени, навязав не очень выгодные контракты на освоение месторождений полезных ископаемых.

Тем не менее, за годы независимости мы стали состоявшимся государством, о котором сегодня знает весь мир, мы интегрированы в мировую экономику, сформировали интерес многих ведущих стран мира на многостороннее сотрудничество, выросло новое поколение людей, живущих в своей свободной стране. Мы построили чудо-город, которым восхищаются все – новую столицу Астану в сердце Сары-Арки. Мы успешно перенимаем передовые технологии, жизнь показывает, что наши люди достаточно быстро осваивают те новые оборудования, которые завозятся из других стран и выпускают качественную продукцию. Деятели культуры стали часто выезжать в зарубежные страны и знакомить мировую общественность с оригинальной культурой нашей страны.

Во внешней политике мы осуществили беспрецедентный в мировой истории шаг, отказавшись от арсеналов ядерного оружия, и, тем самым, показывая всему мировому сообществу народов изначально миролюбивый характер нашего молодого государства. Внешнеполитические инициативы лидера страны Н. Назарбаева, направленные на преодоление мирового финансового кризиса, создание безъядерного мира и др. вызывают живейший интерес у мирового сообщества. Портал «G global» уже имеет десятки тысяч своих читателей со всех стран мира. Как отметил Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на 1V Астанинском экономическом форуме (Астана, 3 мая 2011г.) «Казахстан сегодня – динамично развивающееся государство. Мы успешно преодолели несколько кризисов... Думаю, что мы выходим на траекторию устойчивого экономического роста с высокими темпами, на уровне семи процентов. Глобализация в Казахстане видна во всех ракурсах развития. С полной уверенностью Казахстан вступает в ряды развитых стран мира. Что гарантирует нашему будущему поколению стабильность и процветание. Глава государства заявил, что казахстанское общество и власть должны строить правовое государство в Казахстане совместными усилиями. По мнению Президента, сегодняшние достижения Казахстана не случайны, это результат неустанного   труда   всего   народа  Казахстана, «только на основе высокой правовой культуры каждого казахстанца мы можем достичь целей развития страны в 21 веке, без высокой правовой культуры не будет ни эффективной экономики, ни законодательства, работающего во благо народа, ни динамичного развития», – сказал Назарбаев. Сейчас эксперты называют Казахстан «машиной времени» для СНГ и даже действующей моделью для осуществления политических и социальных преобразований в других странах.

Модернизация политической и государственной системы Республики Казахстан, проводимая планомерно «сверху» на десятилетия вперед, дает перспективный позитивный пример для грядущих безболезненных преобразований во многих государствах Евразии. Определяющую роль в этом становлении молодого евразийского государства, сочетающего в себе черты Востока и Запада, сыграл институт президентства и лично Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Правовое государство является одной из центральных и актуальных тем юридической науки. В последние годы ей посвящено немало исследований, хотя многие проблемы ждут своего решения. В прошлом отношение к государству и праву было иное, был классовый подход к этим категориям. Правовое государство было    государством   «антисоциалистическим», «буржуазным». И только в 80-е годы ХХ века вновь приобретает популярность теория правового государства. Но это социалистическое правовое государство, где оно выступает в качестве формы и внутренняя структура новых экономических отношений социализма, в центре которых – социалистический производитель, он   же социалистический потребитель.

В условиях перестройки идея социалистического государства означала освобождение гражданского общества от тоталитарного огосударствления, становление его как свободной от государственной опеки, самоуправляющейся ассоциации свободных производителей. В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей. В общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах правовое государство может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка. Практика формирования правовой государственности всюду имеет свои особенности. Можно, однако выделить и общие черты, определяемые тем, что граждане стран, в которых достигнуты успехи в строительстве правового общества, стремились к свободе, подлинному праву, обеспечению своих прав и свобод, приоритету права над государством. Формирования правового государства в той или иной мере сопряжено с наличием необходимых для этого условий.

Среди них важное значение имеет достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности, духовного потенциала общества. Правовое государство политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию готовностью подчиняться общим правилам и интересам. Гражданское общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих свою индивидуальность и творческую инициативу. Легитимность всех государственных и общественных институтов и структур, которые создаются на основании закона, с соблюдением установленных правил и процедур, и их цели, задачи, формы и методы функционирования детально регламентируются в официальном порядке. Конституция РК провозглашая государство правовым, закрепила ряд принципов правового государства. Одним из которых реализуется – разделение властей.

Советская юридическая наука исходила из марксистского тезиса о механизме государственной власти как «работающей корпорации» – и законодательствующей, и исполняющей законы одновременно. Власть рассматривалась в плане разделения труда по ее осуществлению, характеризовалась в структурно-функциональном «ключе» отрицалась сама целесообразность исследования законодательной и судебной власти по отдельности. Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо именно эта, изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и противовесов позволяет обществу защищать себя от попыток узурпации власти, от злоупотреблений. В Конституции РК статья 3 п. 4 закреплен принцип, согласно которому государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Каждая из этих ветвей представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно. Критерием изменения уровня демократичности и эффективности правового государства является установление такого порядка, когда государство существует для человека и главное свое назначение видит в том, чтобы реализовывать свои права и интересы. Высокая степень государственнои общественно-правовой защищенности интересов личности – одна из неотъемлемых составных частей характеристики общего состояния и развития гражданского общества.

Фундаментом правовой государственности являются права и свободы  человека. Принцип их приоритета составляет ядро принципов правового государства. Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникло на путях поиска свободы и в свою очередь стремиться быть гарантом этой свободы. Цель правового государства – обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного правом, запрет применения насильственных мер, не основанных на праве. В Послании Президента народу Казахстана от 19 февраля 2005 года основной акцент был сделан на то, что в стране предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека; учрежден институт уполномоченного по правам  человека;  Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека. Работает представительная и авторитетная по составу Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества. Правовое государство предполагает последовательное воплощение в жизнь взаимной ответственности государства и личности. В государствах с авторитарными политическими режимами господствует ответственность гражданина перед государством. В правовом – государственные органы и должностные лица ответственны перед гражданами в случае нарушения их прав и свобод. Правовое государство в его взаимодействии с человеком обеспечивает и защищает его жизнь, здоровье, честь и достоинство, свободы; является средством борьбы с таким отрицательными явлениями как бюрократизм, местничество, ведомственность.

XXI век – это век где происходит усовершенствование технологии, инновационные открытия в науке, однако паралеллно прогрессирует ожесточенные войны в разных континентах земли. Имя этому – терроризм. Терроризм ужасная глобальная сила – которая уничтожает цивилизацию и человечество. Казахстан уязвим и слаб для того чтобы подавить агрессивные силы. С небывалым ростом каждый день растут межнациональной и религиозной вражды. На наших глазах разваливаются целые государства. Причина развала – столкновение национальных интересов. Поэтому когда мы говорим, что главным достижением страны является межэтническое согласие, мир и стабильность в нашем общем доме, это не просто известная истина. Это серьезный успех в нестабильном мире. В этом велика роль и заслуга Ассамблеи народов Казахстана.

Развитие мировых процессов на рубеже столетий принесло человечеству немало опасностей и тревог. Одна из них обострение межнациональных   отношений.   В   ряде европейских стран серьезной проблемой становится массовая  миграция  из   развивающихся  стран и возникающее в связи с этим культурно-национальное напряжение. Острые столкновения на национальной почве происходят в некоторых азиатских государствах. Каждое открытие становиться рано или поздно оружием в руках агрессоров. Радикальные движенцы потеряли человечность и каждая группировка направлена на неповиновение государству.

По религиозно-этническим причинам продолжается многолетнее противостояние между государствами Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии. В Африке этнические конфликты иногда приобретают форму братоубийственных войн целых народов. Межнациональные проблемы имеют тенденцию к обострению и в ряде регионов Содружества Независимых Государств. Мы наблюдаем, казалось бы, парадоксальное явление. В процессе глобализации, который охватывает все новые и новые стороны жизни человечества и унифицирует мир, обостряется национальный вопрос.

Причины этнических конфликтов на планете многообразны. Но все же в основе большинства из них лежат три главные проблемы.

Во-первых, глобализация расширяет взаимодействие народов. Она дает возможность всем обществам приобщиться к достижениям технологий, радикально меняет экономические структуры, превращает мир в единую коммуникационную систему. Но вместе с тем, она порождает у многих людей естественные опасения утратить свои исторические корни – национальную идентичность, язык, культурные и религиозные традиции. Эти чувства вызывают иногда неприязнь к носителям иных этнических и религиозных ценностей.

Во-вторых, вследствие глобализации в некоторых национальных государствах нарастают внутренние противоречия. Государственные границы становятся более прозрачными. Через них в общество проникают не только блага цивилизации, но и многие общемировые угрозы. Прежние механизмы безопасности, основанные исключительно на защите внешних рубежей страны, военном сдерживании уже недостаточно эффективны в борьбе с такими явлениями, как международный терроризм и религиозный экстремизм, транзит наркотиков и торговля людьми. В-третьих, корни большинства межнациональных конфликтов питает нерешенность социально-экономических проблем. Явным стал дисбаланс в развитии различных регионов мира, неравномерность социального положения людей даже внутри одного общества. Бедность, безработица, ограниченный доступ к ресурсам, социальная неустроенность, низкий уровень грамотности порождают жесткий ответ. Верно было подмечено, что «Ненависть – это гнев бедных». На планете около восьмисот миллионов голодных, более миллиарда – пятая часть – живет менее чем на один доллар в день. А огромные богатства в руках только лишь двадцати процентов населения. Вот отсюда этот гнев и возникает. В современном мире он принимает острые конфликтные формы – от экстремистских действий до террористических актов в отношении представителей других народов.

К примеру политический кризис на Украине (2013–2014) – спровоцированный в ноябре 2013 года решением украинского правительства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это решение привело к массовой акции протеста в центре Киева, а также в других городах Украины, получившей в социальных сетях и СМИ название «Евромайдан» по аналогии с событиями 2004 г.

В качестве основных причин такого развития событий называют социальную несправедливость, огромную поляризацию доходов и уровня жизни населения Украины и разгул коррупции, пронизывающей исполнительную и судебную власть, правоохранительные органы [2]. В результате силового противостояния в центре Киева, начавшихся захватов административных зданий и органов власти в столице и областных центрах, создания параллельных органов власти, организации неформальных силовых структур Украина оказалась на грани введения чрезвычайного положения, утраты территориальной целостности и экономического коллапса. Распад братского союза между Россией и Украины явный пример того как глобализация межэтнических отношений движется не только прогрессом но и регрессом.

Таким образом, на рубеже столетий мир переживает острую фазу обострения межэтнических отношений. Можно сказать, что одна из главных проблем ХХI века заключается в том, что человечество не выработало универсальной формулы межнационального согласия. Эта проблема обладает огромным разрушительным потенциалом, лежит в основе многих глобальных угроз и вызовов миру. Развитие Казахстана за 23 года Независимости мы идем вопреки этой опасной тенденции.

Межнациональное согласие в казахстанском обществе – это не результат какой-то особой природы тех или иных народов. К сожалению, национальная история Казахстана полна таких же примеров кровавых межнациональных конфликтов, как и история любой страны в прошлом. Наше национальное согласие результат кропотливой работы государства при поддержке институтов гражданского общества на протяжении всех этих лет. В сложных условиях нам удалось создать оптимальную модель взаимоотношений между всеми этническими группами населения страны. Она основана на взаимопонимании и терпимости, патриотизме и гражданской ответственности за судьбу страны у представителей всех этносов, живущих на древней земле казахов. В Казахстане закреплено в законодательстве и реализовано на практике этническое равноправие граждан страны во всех сферах общества. Наконец, нами создан уникальный общественнополитический институт Ассамблея народов Казахстана, как главный механизм межэтнического взаимодействия. На уровне областей действуют региональные ассамблеи народов. В нынешнем году сформирована вертикаль исполнительных рабочих структур большой и малых ассамблей.

Сегодня в Казахстане действуют более трехсот пятидесяти республиканских и местных национально-культурных центров. Они объединяют сотни тысяч людей, заинтересованных в сохранении и развитии языка, культуры и традиций своего этноса. Государство поддерживает эти процессы. Наш опыт получил признание на самом высоком международном уровне. Его отметили Генеральный секретарь ООН и Верховный комиссар по делам нацменьшинств ОБСЕ, Совета Европы, политические и духовные лидеры, общественные деятели многих стран мира. Наша модель межэтнического согласия рекомендована государствам планеты как воплощенная на практике формула гражданского мира в многонациональном обществе. Это нас ко многому обязывает.

Нам необходимо  постоянно  «сверять часы» с общим ходом мирового развития, учитывать особенности нашего многонационального общества при решении практических задач, стоящих перед страной. Иными словами, обществу нужны постоянная переоценка и осмысление опыта межнационального согласия как определяющего фактора нашего движения вперед. Казахстан становится неотъемлемой частью мирового сообщества. Мы стремимся к тому, чтобы занять свою нишу в мировой экономике. Это объективный процесс. Но при этом не следует забывать, что мы вступаем в жесткий конкурентный  мир.

Наше стремление  идти  вперед  провозглашено в Стратегии «Казахстан-2030». На ее выполнение направлены действия государства по возрождению аула, по реализации Программы индустриально-инновационного развития страны до 2015 года. Этой логике подчинены основные задачи и только что утвержденной мною Государственной программы «Культурное наследие».

Обеспечение единства многонационального народа Казахстана для нас не только достижение прошлого и настоящего, но и задача будущего. Если в результате тех или иных действий мы позволим нарушить сложившееся межнациональное согласие, то  неминуемо утратим все те социально-экономические завоевания, которых с огромным напряжением  сил достигли за 12 лет независимости. Это нужно отчетливо понимать и казахской нации, и всем этническим диаспорам современного Казахстана. Сфера межнациональных отношений – не поле для экспериментов. Это наиболее деликатная и важная сфера отношений,  ответственность  за которую в равной степени несут и государственные органы, и институты гражданского общества.

Поэтому, прежде всего, нам важно иметь полное представление о том, какие угрозы представляют опасность для межэтнических отношений в Казахстане сегодня и в ближайшем будущем.

Первый вызов – это попытки использовать религию как инструмент международного терроризма  и  экстремизма.  В   сознании человека религиозное и национальное  чувство  всегда были тесно переплетены. И сегодня  религия рассматривается как важный защитный механизм перед опасностью утраты моральных, культурных и духовных основ народа. Вполне естественно,чтопроцессдуховно-нравственного возрождения казахстанского общества, сбросившего оковы тоталитаризма, привел к усилению роли религии в жизни людей. В независимом  Казахстане  были  приняты  законы, гарантировавшие светский характер государства, равные возможности для деятельности всех религиозных общин страны. При этом государство оказало активную помощь в строительстве и открытии культовых зданий – мечетей, храмов, молитвенных домов. Серьезных внутренних предпосылок для осложнения отношений между религиями в Казахстане нет. Эта опасность имеет, в основном, внешнюю природу. Она связана с использованием постулатов веры для оправдания экстремистских  действий в политике, террористических актов. Но не менее опасен и тезис об «исламской угрозе». Ислам религия мира и справедливости, однако по нынешней ситуации во вселенной «святая религия ислам» под угрозой. Радикалы со всего света путем террора оскверняют веру во Всевышнего. История знает немало примеров, когда для оправдания террористических актов использовались самые разные вероучения. Об этом, в частности, свидетельствует и хроника террора на планете за последние полстолетия. В Казахстане большинство населения составляют мусульмане. Но у нас также представлена почти вся религиозная палитра современного мира – православные христиане и католики, протестанты, иудеи, буддисты, приверженцы многих других культов. Всего  46  конфессий  и  номинаций  действуют в нашей стране. В силу этого наше общество очень восприимчиво к различным инсинуациям по поводу агрессивности той или иной религии. Импортиактивнаяэксплуатацияэтогоклишеспособны подорвать межконфессиональный баланс и, вместе с тем, поставить под угрозу этнический мир в Казахстане. никакая религия по своей природе не может быть агрессивной. Агрессию порождает псевдорелигиозная деятельность, прикрывающая узкие политические и иные цели. Государство, безусловно, играло, и будет играть важную роль в поддержании и укреплении межэтнического согласия. Поэтому нам необходимо полнее использовать этот потенциал для укрепления единства между народами Казахстана. Неправительственные организации могли бы стать мощным инструментом межнационального согласия в набирающем зрелость гражданском обществе. Все это не мифические, а жизненные примеры эффективности национальной политики государства. В то время, когда вокруг происходят масштабные террористические акты, когда люди боятся ехать в другие страны, когда на улицах великих столиц мира бесчинствуют расисты, Казахстан остается местом цивилизованных национальных отношений. Именно поэтому мы смотрим в будущее с оптимизмом.

Внешнеполитическая стратегия независимого Казахстана, как и любого суверенного государства, основывается на общепризнанных международных принципах и основополагающих целях. Таких, как защита национальных интересов и стратегических приоритетов государства, обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности страны, укрепление ее национальной безопасности, обеспечение благоприятных внешних условий  для   прогрессивного  экономического  и  демократического  развития   государства, установление и развитие равноправных партнерских отношений с другими государствами, укрепление роли нашей страны в региональном и глобальном масштабе, содействие упрочению глобальной безопасности и стабильности, расширению международного  сотрудничества в различных сферах. Казахстан, войдя в ООН, сразу же громко заявил о себе. В первом же своем выступлении глава нашего государства выдвинул инициативу глобального характера о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Также очень интересно прозвучала еще одна инициатива о создании фонда миротворческих усилий ООН, когда каждое государство из своего оборонного бюджета один процент перечисляло бы на миротворческую деятельность ООН. Каждое выступление главы нашего государства привлекало большое внимание, поскольку выдвигались серьезные политические инициативы, имеющие значение не только для нашего региона, но и в целом для укрепления глобальной безопасности. Исторический вклад Казахстана в ее укрепление – отказ от ядерного оружия – показал серьезность нашего отношения в решении международных проблем, что вызвало уважение к нашей стране, высокую степень доверия со стороны государств-членов ООН. Сегодня государство, хотя и главное, но уже далеко не единственное действующее лицо на международной арене, как это было ранее. Государство должно учитывать интересы других участников международных политических процессов. Прежде всего, транснациональных корпораций, неправительственных организаций, различных движений и т.д. Однако подобное размывание государственного суверенитета не означает его исчезновения или отрицания. Оно приводит лишь к изменению содержания государственного суверенитета в новых условиях. И государство как таковое не исчезает в результате глобализации. Государство подвергается воздействию глобализации, оно изменяется, меняется роль государства, его функции, оно должно адаптироваться к новым условиям глобализации. Однако государство по-прежнему остается главной формой политической организации современного общества.

Последнее особо важно как важная предпосылка складывающегося миропорядка, легитимности и безопасности международной системы.

Вместе с тем национальные государства как основные субъекты международных отношений должны   своевременно   корректировать  систему международного права. Эта система должна развиваться и совершенствоваться с тем, чтобы соответствовать стремительно меняющемуся миру.

Казахстан, как национальное государство, располагает всеми предпосылками для становления в качестве самостоятельного  субъекта геополитики и современных международных отношений.

 

Литература 

  1. Конституция РК от 30 августа 1995 года.
  2. Государственная программа развития РК на 2011-2020. Астана, www.minplan.kz.
  3. Жусупов Э.Б. «Международно-правовые формы сотрудничества Казахстана с международными организациями при европейском отделении ООН». Автореферат. Алматы, 2003 год
  4. Орманова А.Ш. «Республика Казахстан как субъект международноправовых отношений». Автореферат. Алматы, 2004 год
  5. Кулжабаева Ж.О. Международное публичное право – Алматы, 2002 год
  6. Толкумбекова Н.О. Актуальные проблемы развития международной правосубъектности Республики Казахстан. Автореферат – Алматы 2002 год
  7. Сарсембаев М.А. Международное право. Алматы – Данекер, 2001 год
  8. Арыстанбекова А.Х. Глобализация. Алматы – Дайк-пресс, 2007 год.
  9. Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20.10.2008 N 70-4
  10. Назарбаев Н.А. 10 лет. Ассамблея народов Казахстана. Астана – Елорда-2005 год.
Фамилия автора: Досжанова М.Т.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Юриспруденция
Яндекс.Метрика