Проблемы типологии правовой культуры

Данная статья посвящена анализу правовой культуры современного казахстанского общества. Целью статьи является изучение проблем типологии правовой культуры. В статье рассмотрена сущность и понятие правовой культуры, основные подходы к пониманию правовой культуры. Особое внимание автором уделяется изучению ценностных аспектов правовой культуры Республики Казахстан в процессе развития демократического государства и формирования гражданского общества. Научная работа написана на основе анализа научных исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам природы правовой культуры, ее значения в процессе формирования гражданского общества и правового государства в Республике Казахстан.

Культура влияет не только на социальную жизнь индивида, но и на социальную общность в целом. Это выражается через процесс социализации и формирования личности. Отсюда мы приходим к мнению, культура является неотъемлемой частью жизни общества, т.е. неотделима от человека как существа социального.   Однако человек не рождается уже с определенным уровнем культуры, он в процессе своей жизнедеятельность постепенно накапливает ценности в соответствии с существующей общественной системой. Уровень развития человека  зависит от степени освоения им культурного наследия, норм, традиций и обычаев общества. В процессе развития самого общества изменяется и сам человек. Таким образом, мы полагаем, что вполне приемлемо соотносить уровень правовой культуры личности с уровнем правовой системы общества.

Правовая культура и ее типы формировались исторически. Отсюда следует правильность суждений многих исследователей, считавших, что правовая культура – многосложное общественное явление, одна из важнейших частей культуры всего общества. Любая правовая культура отдельного общества отражает уровень правосознания населения данного общества, состояние законности, законодательства и правовой практики в нем, кроме того, действие правовой культуры для личности – это своеобразный результат деятельности в сфере права [1, 9].

На сегодняшний день существует множество авторских определений правовой культуры. Так, например, Б.С. Кабыкенова определяет правовую культуру как «неотъемлемую часть культуры общества в целом, и ее значение выходит за пределы сферы права и юридической практики». В правовой культуре, представляющей собой достигнутый уровень развития регулятивных качеств права и правовых ценностей, правового прогресса и духовной культуры, реализуется правосознание общества [2, 13-16].

Другую трактовку правовой культуре дает Турлаев А.В., который считает, что правовая культура и права человека – это взаимосвязанные явления, определяющие пределы свободы личности и обуславливающие их эффективную реализацию [3, 162].

Правовая культура является составным элементом культуры общества и личности и может служить показателем развитости культуры. Это одна из сторон социально-нормативной системы, показывающей нравственно-правовой уровень общества в целом. Правовая культура – это показатель восприятия правовых знаний и навыков, правового поведения каждого индивида и его умения реализовывать нормы действующей системы права [4, 238-242].

Любая деятельность человека не может быть таковой без создания определенных норм и стереотипов поведения, которые будут организовывать его деятельность. Если все элементы этой деятельности в каждой отдельной системе культуры  будут  связаны  между  собой  и будут взаимодействовать, то их типологизация может осуществляться посредством научных исследований по  различным  критериям  и основаниям в контексте общей типологии культуры. Например, отдельная типология культуры может производиться по связи с религией: светские или религиозные культуры; региональной принадлежности культуры: культуры Запада и Востока, афроамериканская, латиноамериканская; регионально-этническая     особенность:   казахская, русская, украинская; принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального и постиндустриального общества; определенной сферы общества или вида деятельности: культура политическая, производственная, экономическая, педагогическая; связи с территориальным устройством: городская и сельская культуры; вида специализации: обыденная и специализированная культуры и др. В правовой науке достаточно полно представлены разработки, подходы, которые посвящены вопросам типологии правовых систем государств, где прослеживаются классификации по типам государств и их правовых систем. Так как на сегодняшний день в юридической науке пока не сложились четко обозначенные критерии типологии правовой культуры, возникает необходимость создания определенных схем, отражающих сущность типологии правовой культуры и опирающихся на следующие понятия:

1) отрасли правовой культуры;

2) типы правовой культуры;

3) виды правовой культуры;

4) формы правовой культуры.

Остановимся на характеристике отраслей правовой культуры. Любая отрасль правовой культуры – это итог человеческой деятельности, который представлен в закрепленных формах – нормах права, методах и способах регулирования на их основе соответственной сферы общественных отношений. Например, сфера уголовного преследования регулируется уголовным правом. Если провести анализ уголовного права с позиций лингвистического исследования, то можно сделать вывод об их исторических предпосылках возникновения, этапах становления, связях с правовыми системами.

Если изучать отрасль профессиональной правовой культуры, то необходимо отметить что она формируется в процессе соответствующей юридической   деятельности  в  определенном  общественном или частном секторе. Данный вид культуры включает в себя ряд элементов: теоретические и практически знания, которые подтверждены соответствующим документом; формальная квалификация, удостоверенная дипломом или другим документом; реальная квалификация, полученная после конкретного срока работы и удостоверенная соответствующим документом.

В нашем обществе можно насчитать множество профессий, связанных с юридической деятельностью, которые, в свою очередь, делятся на специальности, а те на специализации. Поэтому действуют специальные системы отбора, отсева людей для занятия соответствующей должности, например, судьи, нотариуса, адвоката. Эти системы вполне объективны и определяются конкретными нормативными требованиями и спецификой правовой деятельности. Любые результаты правовой работы в любой сфере, которые достигаются путем соблюдения принципов законности, гуманности, справедливости в разрешении дел в отношении людей, как правило, создают положительное отношение общества к правовой деятельности, т.е. формируют доверительное отношение к существующей правовой системе.

Если, например, в государстве будет преобладать авторитарный стиль управления, то развитие гражданских правоотношений «сойдет на нет», т.к. все указания органов управления будут преобладать над правовыми актами (законами). А это, в свою очередь, приведет к «отчуждению» общества от существующей правовой системы. Поэтому в Республике Казахстан, планомерно ведется государственная правовая политика, главной целью которой является информатизация населения правовой информацией, воспитание правовой культуры каждого гражданина и создание всех условий для развития демократического государства.

По нашему мнению, любая правовая культура различается не только в зависимости от типов деятельности. Большое значение здесь играет наличие различных сфер (отраслей)  правового регулирования. Отсюда, можно обозначить правовую культуру: административную, уголовную, трудовую, т.е. в зависимости от области правовой науки. Таким образом, можно сделать вывод, что правовая культура делится по направлениям, которые ориентированы, например, на уголовное, административное, трудовое право.

Типология правовой культуры может рассматриваться с двух сторон: во-первых, как определенный тип человеческой деятельности; во-вторых, ориентация и направленность на конкретную отрасль права. Отсюда, производить типологию правовой культуры необходимо исходя из уровня глубины познания правовых знаний и явлений, а также степенью овладения ими. Здесь можно привести деление правовой культуры на уровни, предложенное В.П. Сальниковым, который  выделяет  обыденный, профессиональный и теоретический уровни правовой культуры. На обыденном уровне осмысливается и осознается определенная социально-правовая практика, которая поверхностный характер, т.е. происходит отражение правовых явлений без проникновения в сущность, содержание объективных законов развития общества. Обыденная правовая культура основывается в основном на чувственноэмоциональном уровне, посредством которого способствует соблюдения правовых норм, претворению их в жизнь, что в конечном итоге направлено, главным образом, на регулирование общественных отношений. Уровень профессиональной правовой культуры в основном формируется у лиц, занимающихся юридической деятельностью, т.е. когда они соприкасаются с правовой действительностью ежедневно. Для этого уровня присуще системность, конкретность, способность овладения правовыми знаниями и их использование на практике. Данный уровень основывается на совокупности научных понятий, суждений. На профессиональном уровне правовой культуры рациональный компонент преобладает над эмоциональным, т.к. этого требует характер реализации данного уровня [5, 311-312]. Аксиологический аспект правовой культуры изучал П.А. Сорокин. По его мнению, все законы в идеациональной культуре дается Абсолютом (Богом). Причем все правовые действия расписываются очень подробно, посредством использования определенных священных формул, действий, которые не дают возможности исправить или изменить что-либо. Этот вид правовой культуры (идеоциональной) не руководствуется такими соображениями как польза, выгода, целесообразность,  благополучие, даже в таких утилитарных сферах деятельности как обмен, производство, создание и потребление экономических ценностей. Однако чувственная правовая культура по содержанию является  механизмом подчинения одного социального слоя другим. В данном контексте закон относителен, изменяем и условен [6, 497–499].

Сорокин П.А. считал, что любой закон подвержен изменениям в процессе его применения, здесь большую роль играет эффективность применения правового акта, соответствие его правовой действительности, и что немаловажно степень его признания обществом. Однако, мы не согласны с тезисом о том, что чувственная правовая культура является инструментом подчинения одного слоя другим. Здесь важен, прежде всего, экономический аспект, т.е. способность одного социального слоя посредством материальных ценностей влиять на другой слой, что в принципе и наблюдается. Это, в свою очередь, порождает тот факт, что угнетенный слой становится практически не способным участвовать как в политической, так и в экономической жизни общества, т.е. остается в стороне от правовой действительности [6, 497–499].

Исследовав правовую культуру в диахроническом, т.е. процессном аспекте, можно выявить определенные количественные показатели раскрытия процессов по времени. Здесь можно выделить западную и восточную правовые культуры, производными которых являются англосаксонская, романо-германская, исламская правовые культуры и др. Однако,  в тоже  время в каждая правовая национальная система представляет собой мир с присущими ему чертами и особенностями, которые характеризуют его, делают отличным от других правовых систем.

Правовые учения ориентации Запада проповедуют точку зрения, что право является главным средством и целью общественного развития, что создавая совершенные законы, можно достичь идеального правового государства, что даст возможность достичь совершенного (демократического) общества. Те отношения, которые построены на естественно-правовых и договорно-правовых отношениях, рассматриваются как приоритетные, интересы каждого индивида будут браться за первооснову. В учениях Востока преобладает традиция коллективного направления, право рассматривается как способ разрешения социальных задач. Мораль и религия ставятся выше права, в тоже время это позволяет сделать народ единым в решении возникающих проблем. В этом контексте права отдельной личности практически не учитываются, т.е.   самобытность каждого индивида не сопряжена с интересами всего общества.

Если использовать диахронический метод, то можно провести анализ типа правовой культуры казахстанского общества. Этот тип формировался на протяжении долгого времени с учетом сменяющихся политических режимов, изменения экономической модели развития общества, территориальных изменений и т.д. Многие черты характера казахстанской правовой культуры определялись религиозными нормами поведения (сначала тенгрианством, затем нормами ислама), а именно смирением с судьбой, толерантностью, стремлением прийти на помощь и др. Кроме того, на более современном этапе большую роль играли идеологические и культурные течения, привносившие в правовую культуру индивидуальные для нее черты, т.е. ее особенности. К этим особенностям можно отнести, прежде всего, динамичный характер формирования правовой культуры, способность адаптироваться к сменяющимся условиям и т.д.

Таким образом, тип правовой культуры современного казахстанского общества обуславливается, прежде всего, присутствием различных этнических групп населения, проводимыми правовыми реформами, направленными на стимулирование роста уровня правовой культуры каждого гражданина, что в итоге даст возможность создать действительно демократическое государство.

Процесс исследования правовой культуры может быть проведен качественно лишь в том случае, если будут четко определены ее типы и методы анализа, также необходимо отслеживать связи, взаимодействия элементов правовой культуры со всеми составляющими правовой системы общества. В современной науке под правовой системой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом правовых явлений (например, правосознания, права), посредством которых осуществляется воздействие на поведение людей, социальных групп. Кроме того, правовая система выступает как особая разновидность общественной (социальной) системы, которая возникает, развивается через связь с экономической и политической системой общества, ее духовной и культурной сферой. По нашему мнению, правовая система отличается двумя аспектами: во-первых, она обусловлена    экономическими,    политическими и иными факторами общественной жизни; во-вторых, правовая система довольно активно влияет на экономику, политику, культуру, т.е. практически на все сферы общественной жизни. Данное влияние будет иметь положительный эффект, если право, юридическая практика выражается в полном соответствии с законами и служит полному удовлетворению интересов и потребностей граждан. Негативным моментом этого воздействия могут выступать, например, возникающие противоречия в законодательстве, а это в свою очередь приведет конфликтам в процессе реализации права.

Правовая культура в широком смысле пронизывает все элементы правовой системы общества и является частью культуры общества. Это дает право нам сказать, что правовая культура выступает лишь частью всей юридической системы общества, однако при этом обладает собственным своим значением и является самостоятельным правовым явлением. Отсюда можно сделать вывод, что правовую культуру необходимо и можно рассматривать в качестве конкретного предмета исследования.

Исследуя типологию правовой культуры, необходимо понимать, что выделение правовой действительности личности не ставится приоритетным звеном в исследовании правовой культуры, т.к. немаловажно уделять внимание и профессиональным группам, социальным слоям, общественным и государственным органам. Если взять конкретную сферу, например, сферу государственного управления, то здесь важнейшее значение для эффективности реализации управленческой культуры имеют такие показатели как: соблюдение законности, деловитость, профессионализм, степень обеспечения законных интересов и прав граждан и др. На данном уровне правовая культура проявляет регулирующее воздействие, главной целью которого является обеспечение позитивно-социального поведения граждан. Кроме того, правовая культура позволяет предупредить негативные проявления и решить социальные задачи любой сферы, уровня жизни общества. Развитие демократического общества во многом зависит именно от уровня правовой культуры, т.к. она проповедует принципы законности и справедливости, которые являются необходимыми элементами развития демократии в обществе.

Если измерять уровень правовой культуры в узком смысле, то ее можно обозначить как определенный уровень позитивных и негативных проявлений в правовой жизни общества. Здесь можно привести пример, когда в обществе проводится реализации правовых актов, что влечет за собой динамику снижения преступности, также, когда правовая и правоприменительная деятельность осуществляется в борьбе с искаженным правовым сознанием людей, т.е. правовым нигилизмом и т.д.

На наш взгляд, главной сложностью типологизации правовой культуры является, прежде всего, то, что она взаимосвязана с другими областями культуры (экономической, политической, этической). Те элементы, которые образуют правовую культуру общества, также входят и в другие структуры. Например, право включается в систему социальных норм, правоотношения являются отдельной разновидностью общественных отношений, правосознание представляет собой форму общественного сознания, правоприменительная деятельность входит в систему социальной деятельности людей и т.д.

Таким образом, возникают трудности при попытке выделения правовой культуры из системы общечеловеческой культуры, которая является результатом всей деятельности общества. В государственном управлении, право правовые институты, учреждения являются не только необходимыми механизмами управления и воздействия, но и выступают как важнейший показатель положения личности в обществе, кроме того, они являются средством охраны и реализации интересов граждан. Культура в общем смысле, ее уровень определяет возможности реализации права, при зависимости от существующих правовых норм. Еще одним важным моментом при изучении общей и правовой культуры является составляющая правовой культуры, которую можно обозначить как право, которое призвано обеспечить качественное функционирование общества как целостного организма. Сам уровень развитости права в обществе показывает насколько эффективна защита интересов государства, кроме того, дает возможность увидеть способность поддержания общих условий существования людей в данном обществе, степенью устойчивости его к меняющимся условиям.

Любая общественная система в процессе своего развития нуждается в создании общих правил  для  управления  повторяющихся  актов производства, распределения и обмена его продуктов, и в конечном итоге, подчинения каждого индивида этим правилам. Данные правила выражались сначала в виде обычаев, затем создавались, утверждались и санкционировались государством, т.е. выражались в виде законов. Эти законы дают необходимость создания органов, которые должны их охранять от нарушений. Отсюда следует, что если в правовой культуре содержатся общечеловеческие ценности, создаваемые и почитаемые конкретным обществом, то и остальные составляющие правовой культуры тоже будут восприняты данным обществом.

На современном этапе прослеживается заимствование стереотипов Запада, что стало характерной чертой казахстанской правовой культуры. Западные стереотипы с их моделью демократии становятся неким эталоном для многих стран постсоветского пространства, в т.ч. и для Казахстана. Конечно же, в западной модели тоже есть свои положительные стороны, это, прежде всего равенство всех перед   законом, ценность человеческой жизни, участие граждан в политических и правовых реформах государства и т.д. Однако наше государство должно определить собственную модель развития правовой идеологии, отсюда правовой культуры, в основе которой будут прослеживаться опыт правового прошлого. Здесь также необходимо руководствоваться опытом более развитых стран, однако все, же национальная идея государства должна быть главной составляющей правовых перемен казахстанского общества, которая будет давать импульс в осуществлении правовых реформ на основе идей, теорий, программ, концепций и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовая культура – неотъемлемая часть всей культуры определенного народа, этноса, которая основывается на ее началах, т.е. является отражением уровня ее состояния и развития. Процесс развития правовой культуры зависит от развития других видов культуры (политической, эстетической и т.д.).

 

Литература 

  1. Новичкова, И.Ю. Правовая культура в гражданском обществе [Текст]: дис. … канд. социол. наук: 00.05 / И.Ю. Новичкова. – Саратов, 1995.119 с.
  2. Кабыкенова, Б.С. Философия правовой культуры [Текст] / Б.С. Кабыкенова // Вестн. Каз. нац. ун-та. Сер. политологии, философии, культурологии. – 2007. – №2. – С. 13-16.
  3. Турлаев, А.В. Правовая культура личности и права человека [Текст] /А.В. Турлаев // Актуальные проблемы современности. – 2007. – №2. – С. 162.
  4. Ахметов, А.С. Особенности правовой культуры казахстанского общества [Текст] / А.С. Ахметов // Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. – 2013. – №5 (96). – С. 238-242.
  5. Сальников, В.П. Правовая культура [Текст] /В.П.Сальников //Общая теория права: курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. – Н. Новгород, 1993. – С. 495-512.
  6. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.А. Сорокин.М.: Политиздат, – 543 c.
Фамилия автора: А.С. Ахметов
Год: 2014
Город: Алматы
Категория: Юриспруденция
Яндекс.Метрика