Факторы и основания религиозной толерантности в Республике Казахстан

Статья посвящена становлению и развитию политики религиоз­ ной толерантности и фактора толерантного взаимодействия в сов­ ременном обществе и культуре. В статье раскрыты причины возрос­ шего влияния религии в современном обществе, показаны условия формирования факторов религиозной толерантности, раскрыта эволюция оценки толерантного поведения и общения в обществе и религиозной среде, уточнены некоторые закономерности возросше­ го влияния религиозной толерантности в современных социальных структурах и институтах общества.

В конце 80-х и в начале 90-х годов ХХ в. радикально меняются социальные и политические условия в постсоветском Казахстане, наступает новая эпоха радикальной свободы, рынка культурных и религиозных идей и строительства новой государственности в новых социально-экономических, геополитических условиях и ситуациях цивилизационных выборов. Радикальные трансформации в западноевропейской культуре в ХХ и начале ХХI века показывают, что религия и религиозные отношения не могут быть исключены из политической сферы, но часто переходят в сферу культуры и духовности. В этих сферах религия еще полнее может реализовать свой нравственный потенциал. В данном случае религия проявляет свой интегрирующий характер. Религия начинает работать на гармонизацию социальных и культурных отношений, выполняя свою интегративно-коммуникативную, духовную, нравственную функции. Постепенно возрастает роль традиционной религиозности. Религия все чаще становится индивидуальным выбором. С этим непосредственно связано расширение спектра религиозных течений.

В современном казахстанском обществе актуализировался вопрос о религиозной и гражданской идентичности, проблема выбора между установками верующего и обязанностями гражданина. В современном Казахстане в условиях поликонфессиональности имеются позитивные механизмы, целью которых являются обеспечение стабильных условий для религиозной толерантности на основе стратегии взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей как различных религий, так и различных культур.

Сегодня в Республике Казахстан религия является не только одним из факторов межнационального согласия и социальной стабильности, но и одним из источников «возрождения культуры». Для развития культуры современности необходимо учитывать религиозные ценности, так как многие религиозные истины несут в себе духовно-нравственный потенциал. В религиозных учениях выношены многие гуманистические идеи, альтруистические  и  общечеловеческие  ценности. Процессы «религиозного возрождения» играют особую роль в   условиях обретения культурной идентичности на постсоветском пространстве. В Казахстане существует религиозное многообразие, поэтому необходимо духовное согласие различных религий, прежде всего ислама и христианства, которые выдержали «испытание» на духовность и ценностную «состоятельность».

На основе теоретического исследования феномена религиозной толерантности выделены аксиологические, нравственно-теологические, социокультурные подходы к влиянию религиозных ценностей, институтов и организаций в осуществлении стратегии толерантности в обществе и государстве. Религиозная толерантность является одним из наиболее сложных феноменов и считается добродетелью особого вида. Толерантность в религиозной сфере для Казахстана стала одной из центральных тем предупреждения социально-политических конфликтов и построения современного гражданского общества в силу утвердившегося плюрализма религиозных объединений. С получением независимости в Казахстане за последние годы возник ряд проблем, связанных с религиозной идентичностью. Ученые уже не раз отмечали опасность «самостоятельного» развития религиозного опыта среди населения. Также остро стоит вопрос о связи этнической и религиозной идентификации самих граждан Казахстана, потому как отношение к религии существенно трансформировалось за последние два десятилетия во всех постсоветских странах. Религиозные ценности, институты и организации играют все большую роль в межкультурной коммуникации с точки зрения распространения установок и «идеологии» толерантности. Религиозная толерантность – явление многоаспектное и содержательное, и это понятие имеет различные интерпретации и способы восприятия. В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев. В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве. В обоих случаях, независимо от того, на чем основана религиозная толерантность в отношении иноверцев – на уважении или безразличии, она обеспечивает  общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп. Тем не менее, из двух вышеотмеченных  видов  религиозной терпимости предпочтителен первый – приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости.

За последнее время произошли определенные изменения в положении религии:

  1. Созданы реальные возможности отдельным индивидам и религиозным объединениям для осуществления свободно и без препятствий своей религиозной жизни.
  2. Открыто существуют и «работают» многочисленные религиозные конфессии, места богослужения – церкви, мечеты, костелы, учебные заведения различной религиозной ориентации и др.
  3. В казахстанском обществе значительно возрос авторитет религии, в том числе и ислама, в этой связи имело место изменение тонуса и содержания общественного мнения в ее пользу.
  4. После многих десятилетий у казахстанцев появилось осознание себя частью верующих остального мира. Поставлены на должную основу взаимоотношения с такими крупнейшими религиозными центрами, как Иерусалим, Мекка, Мадина.
  5. Имеет место проявление среди социальных, этнических, религиозных культурных групп и отдельных людей страны устремления к демократии, свободе, справедливости, толерантности, сотрудничеству, культурному плюрализму, диалогу и принципам тепимости и взаимопонимания.
  6. Произошло формирование и дальнейшее развитие в Казахстане своеобразной оптимальной модели государственно-религиозных отношений.

Новый закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» оказался в этом отношении по-настоящему насущным, новым и системным [1]. Он достаточно продуман, чтобы выводить взаимоотношение государства и религии на качественно новый уровень. Сейчас в стране осуществляются принципы новой государственной политики РК, которые обеспечат необходимый простор позитивнм изменениям в области государственно-религиозных отношений. Государство весьма ответственно относится к религиям и религиозной деятельности, гарантируя им достаточно широкие права и свободу. Оно весьма ответственно относится к выбору религиозных предпочтений граждан. Важным фактором представляется 6-й пункт, где утверждается и гарантируется религиозная свобода каждого гражданина страны. Каждый гражданин вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Закон определяет и четко очерчивает основные принципы взаимоотношений между государством и религией. Подтверждается, что государство отделено от религии и религиозных объединений. Выполняет свои функций, не вмешиваясь во внутренние дела религиозных общин. Государство, ограничивая сферы властных, административно-правовых методов государствнного вмешательства в определенных аспектах, выступает как равноправный и надежный партнер.

Светский характер нашего государства – это важное условие успешнего развития Казахстана. Религиозные объединения и граждане РК равны перед законом. Однозначно определено, что никакая религия не может быть установлена в стране в качестве государственной или обязательной. Это имеет принципиальное значение в дальнейшем успешном развитии межконфессиональных отношений в Казахстане. Реализация данного положения должна надежно укрепить гуманистическую основу взаимоотношений государства и религиозных  конфессий  в  стране. В настоящее время идет процесс укрепления светского характера системы образования и воспитания в РК. Фиксируется и подчеркивается уважительное отношение к религии и религиозной деятельности со стороны общества и государства, важность недопущения оскорбления их религиозных чувств, почитаемых верующими предметов, строений и мест отправления религиозных обрядов. Вместе с тем сформулировано важное положение о том, что никто не имеет право по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами РК. В статьях 8 и 9 определяются пределы деятельности религиозных объединний. Предусмотрено укрепление гуманистических принципов в религиозной сфере: запрещение их деятельности в тех аспектах, которые связаны с насилием, принудительным вовлечением и отчуждением имущества граждан в определенных аспектах жизнедеятельности общества (статьи 10-15).

Заслуживает внимания определение компетенции уполномоченного органа, непосредствено участвующего в реализации государственной политики в данной сфере. В ней дается характеристика религиозной деятельности в Республике Казахстан. Здесь освещаются правовые основы осуществления религиозных обрядов и церемоний, миссионерской деятельности, распространения религиозной литератуы и предметов религиозного назначения, а также международных связей и контактов верующих и религиозных объединений. В предыдущие годы механизмы создания религиозных объединений имели определенные упущения. В настоящее время ситуация, связанная с формированием и развитием релииозных объединений, кардинально изменилась. В Республике Казахстан сформирована совершеннно новая система организации деятельности религиозных объединений, действующая на трех уровнях: местном, региональном и республиканском. В стране предусмотрено недопущение возможности искусственного расширения и фрагментации религиозного поля. Известно, что в Казахстане в последние годы появилось множество малочисленных религиозных групп, не всегда считающихся с законом и соответствующими государственными структурами. Их общая численность в стране достигла 579-ти [2]. Из них 346 исламских, 210 протестантских, иудейских и буддийских и других. Наибольшее количество таких групп имели место в Южно-Казахстанской (114), Северо-Казахстанской (113), Акмолинской (104) и Карагандинской (103) [2]. С учетом всего этого ныне в Республике уже преодолена сложившаяся ситуация и осуществлена регистрация и перерегистрация религиозных объединений. В Республике зарегистрировано и действует около 20 соответствующих новым требованиям религиозных конфессий. Все это в конечном счете существенно стабилизировало обстановку в религиозной сфере. Следует отметить, что в Казахстане, в первую очередь его западных регионах, обозначилось знчительное улучшение религиозной ситуации. В этом отношении особое значение приобретает консолидация народа Казахстана вокруг не только традиционных, но и новых духовных ценностей и целей. Безусловно, возникает непростой вопрос о естественном возрождении религии и возвращении к позитивным истокам духовности. Естественно, в этом плане решению его должна способствовать активизация соответствующей работы Агентства по делам религий, руководства ДУМК и других релитиозных конфессий. Значительно продвинул свою деятельность созданный при Правительстве РК Совет по    связи с религиозными организациями. Они  призваны оберегать молодежь от влияния деструктивных религиозных течений, укреплять  традиции межконфессионального диалога и толерантности. Значительно продвинул свою деятельность созданный при Правительстве РК Совет по связи с религиозными организациями. Опыт показывает эффективность конкретной информационно-пропагандистской работы местных государственных органов, имамов и других священно служителей среди населения, особенно среди молодежи, вовлеченной в нетрадиционнные религиозные течения.

Новый политический курс государства предполагает формирование новых надежных механизмов преодоления социальной, этнической и религиозной напряженности и конфликтов. Казахстан должен превратиться в страну, способную эффективно реагировать на любые вызовы времени, где гражданская инициатива будет определяющей во всех сферах жизни общества. Она придаст новый импульс государственно-конфессиональным отношениям в стране. На качественно высоком уровне должно быть обеспечено равноправие всех граждан и их общая ответственность за благополучие страны, а также за развитие фундамента казахстанского патриотизма. Реализация стратегических задач во всех, в том числе и межконфессиональных, сферах развития казахстанского общества будет осуществляться на основе строжайшего соблюдения принципа свободы совести, традиций толерантности и веротерпимости. Все это обеспечить качественное обновление в религиозной сфере. Одновременно возрастет социокультурная роль религии, влияния ее на духовно-нравственое развитие казахстанского общества. Таким образом, в Казахстане ныне  присходит  процесс   совершенствование и формирования нового конфессионального пространства, что является условием гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в стране. Важным представляется сохранение социально-политической стабильности, углубление и совершенствование на началах толерантности и цивилизованности, взаимопонимания и взаимоуважения между этническими группами и конфессиями, государством и народом страны. Гармонизации и гуманизации государственно-конфессиональных отношений, что, безусловно, влечет за собой дальнейшее совершенствование сферы межконфессиональных отношений. Они определят перспективу развития межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, снимая все возможные риски обострения противоречий. Все это является условием дальнейшего развития взаимоотношений общества, религии и государства.

Наша страна одна из немногих, где в мире и согласии проживают более 130 этносов и около 40 конфессий и деноминаций. Об этом говорит Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия,  религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан.

Религиозная толерантность является одним из наиболее сложных феноменов и считается добродетелью особого вида. С обретением независимости толерантность в религиозной сфере для Казахстана стала одной из центральных тем предупреждения социально-политических конфликтов и построения современного гражданского общества в силу утвердившегося плюрализма религиозных объединений. Республика Казахстан, в целом, имеет репутацию устойчиво прогрессирующей страны с точки зрения развития демократии и соблюдения прав человека.

Политика доверия, толерантности, транспорентности, сотрудничества, характерная для Казахстана, вынуждена реагировать на новые тенденции в глобальном сообществе. За последние годы на мировой арене активизировался религиозный экстремизм, который стал одним из потенциально и реально дестабилизирующих факторов внутриполитического развития стран мира. Решением этой проблемы является политика религиозной толерантности, именно той толерантности, которая соответствует определению: «религиозная толерантность – это признание права на свободу религиозного самоопределения, уважительное отношение граждан к этому праву, к культурно-религиозному плюрализму общества, утвержденных как исходные положения и демократические нормы государства» [3].

Религия испокон веков является интегрирующим либо дезинтегрирующим  фактором в обществе, в силу множества конфессий в нем. К сожалению, религиозная нетерпимость становится причиной большинства войн и политических конфликтов.  Она стала сильным   оружием в руках враждующих государств, с точки зрения внесения раскола и дестабилизации в эти страны. В связи с этим вопрос религиозной толерантности крайне важен для обеспечения безопасности в современном обществе. Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции, пресекающей раскол наций и государств. «В качестве главной причины межэтнической толерантности и отсутствия жесткой политики культурноязыковой ассимиляции нетитульных этносов в современном Казахстане можно отметить наличие негласного договора между основными этносами своеобразного социального контракта» [4, с. 20]. В этой связи напомним, что различия между цивилизациями коренятся в истории, традиции, менталитете религии. Эти различия не обязательно приводят к насилию. «Философские воззрения, основополагающие ценности, социальные отношения, обычаи и общие взгляды на жизнь значительно отличаются в разных цивилизациях. Возрождение религии в большей части мира усиливает эти культурные различия» [5, с. 25]. С. Хантингтон определяет ряд факторов, способствующих конфликту цивилизаций, среди которых выделяются различия в области культуры, морали, ценностных установок. Культурно-цивилизационное разделение народов Казахстана не ведет к этническим и другим конфликтам. «Цивилизационное» разделение между основными этносами не принимает экстремальных и кризисных форм. На развитие политических, экономических, культурных отношений в казахстанском обществе влияет его «биполярная структура» [4, с. 15]. Религиозные и этнические факторы существуют в контексте развития общечеловеческих отношений и основных социальных ценностей, а также включения в общий социальный диалог всех членов общества, социальных групп, этнических и культурных образований. «Исторически, отношения между религиозной идентичностью и другими лояльностями (этнической, гражданской и другими) были достаточно гармоничными» [6, с. 35]. «Постепенно возрастает роль традиционной религиозности. Религия все чаще становится индивидуальным выбором. С этим непосредственно связано расширение спектра религиозных течений. Отношения между религиозной, этнической, гражданской идентичностями усложняется, приобретает новые оттенки» [6, с. 36].

Имеется   множество   определений  понятия «религиозная толерантность», большинство из которых  являются  спорными.  Религиозную толерантность можно сформулировать следующим образом: «это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других» [7]. Тем не менее религиозная толерантность – явление многоаспектное и содержательное. Г. Шлымова, говоря об обеспечении общественной консолидации в Казахстане, в стране, отличающейся этническим и религиозным многообразием, подчеркивает важность в этом деле роли просветительской работы, которая должна быть направлена на повышение уровня взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп [8]. Действительно, зачастую причиной нетерпимости становится незнание. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создает ощутимую положительную настроенность по отношению к ним.

Отсюда следует прямой вывод, что одна из сторон, стоящих на пути религиозной толерантности – это религиозная неграмотность. Имеется много решений данной проблемы, но хотелось бы выделить основную: воспитание религиозной толерантности в системе образования. Молодежь является главным резервом будущего Казахстана, и обеспечение их компетентности – основная задача республики.

С 2009 г. становится обязательным для изучения   всеми   школьниками   Казахстана курса «Религиоведения». Мы полагаем, что основы религиозной терпимости и толерантности должны закладываться еще в детском возрасте» [9]. Было очень много споров и выступлений на эту тему, учитывая то, что в реализации этого проекта есть свои минусы, к примеру, нехватка преподавательского состава. Но нельзя рассматривать данную ситуацию однобоко, в связи с обострением экстремизма. Поэтому, внедрив это новшество, следует искать пути его реализации, дополнения, развития. Решением данной проблемы можно выделить то, что в ведущих университетах страны, таких как Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева и т.д., на философских факультетах открылись кафедры религиоведения. Студенты полноценно получают знания в данном направлении, что в будущем приведет к положительным результатам для страны. Наши Вузы выпускают   отличные кадры, которые готовы поделиться своим опытом и знаниями.

Также в пример можно привести «Концепцию воспитания в системе непрерывного образования РК», цель которой: формирование единого подхода к воспитанию подрастающего поколения, согласование действий и обеспечение преемственности всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания детей и молодежи в Республике Казахстан [10]. Одними из основных задач данной концепции являются:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, национальным традициям;
  • формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде;
  • воспитание на основе сформированных в казахстанском обществе устойчивых традиций этнической и религиозной толерантности;
  • формирование у детей и молодежи навыков противодействия различным формам этнорелигиозного экстремизма и радикализма, проникающим в Казахстан извне.

Как мы видим, одним из основных направлений концепции также является тема, непосредственно касающаяся толерантности: гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание. Они должны формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, принятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания молодежи и всех членов казахстанского сообщества готовности противостоять противоправным проявлениям; повышение социального статуса гражданско-патриотического, правового и поликультурного воспитания детей и молодежи; проведение научно-обоснованной организаторской политики по гражданско-патриотическому, правовому и поликультурному воспитанию; повышение уровня содержания, методов и технологий гражданско-патриотического, правового и поликультурного воспитания в организации образования на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур.

В качестве основных условий реализации концепции выступают:

  • концентрация интеллектуальных, организационно-педагогических, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на реализации задач воспитания;
  • создание организационных условий повышения социальной компетентности и ответственности воспитанников за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свое здоровье и благополучие;
  • воспитание молодого поколения казахстанцев на общечеловеческих и национальных ценностях: толерантности, согласия и культуры межэтнического общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что толерантность является важнейшей и неотъемлемой частью политики любой страны. С учетом современного положения в мире, где с каждым днем становится все больше и больше различных конфессий, и религиозных организаций, религиозная толерантность должна прививаться в каждом обществе. И  прививаться  она должна с самого детства. Именно к такой политике пришла Республика Казахстан, о чем говорят соответствующие новшества, вводимые в закон об образовании, когда основам религиоведения обучаются уже в школе, что поможет подрастающему поколению быть толерантными. Сам факт того, что на сегодняшний день в стране религии уделяют огромное внимание и почти каждый гражданин заинтересован данным вопросом, показывает, что религиозная толерантность необходима современному обществу.

Толерантность в религиозной сфере есть признание внутренней религиозной толерантности и религиозного плюрализма. Религия, основанная на конститутивной, откровенной, относящейся к спасению истине, не может приписывать ценности религии, противоречащей этим истинам. Если это так, то в структуре религиозной толерантности должно содержаться утверждение об истинности того верования, к которому верующий должен относиться толерантно. Анализируя структуру толерантного сознания, следует задать вопрос о том, что предпринимает толерантный человек для того, чтобы, сохранив верность своим убеждениям, отказаться, при этом, от интолерантного воздействия на то или иное отклонение? Иначе говоря, толерантный человек как бы «забывает», выносит  за скобки свое несогласие, фокусируя внимание на личности того, с чьим поведением или мнением он не согласен. В случае религиозной толерантности мы имеем не просто внутренний конфликт, но, зачастую, конфликт ценностей. Как и на каких весах можно взвесить эти ценности? И еще более важно – при каких условиях в этой ситуации возможен выбор толерантности? В конце концов, вера не является предметом рационального выбора, ее не выбирают, к ней «приходят». Правда, верно и то, что в истории религии эта самая любовь часто приводила к самым страшным последствиям – очищающему огню инквизиции, например. Тем самым задача еще более осложняется – толерантный человек не просто выбирает уважение (или любовь) к носителю еретических или греховных заблуждений, но такое уважение, которое было бы гарантией против любых интолерантных действий по отношению к ее предмету.

Всякое толерантное отношение предполагает некоторую процедуру взвешивания двух мотивов: мотива всеми средствами уничтожать неприемлемое и его отклонение; мотива признавать право личности выбирать то, что она считает нужным, даже если при этом она и выбирает что-то «морально неправильное». В таком случае и когда человек будет реализовывать принципы   толерантного   поведения   и отношения? очевидно, только если у него будут основания для следования именно второму, а не первому ряду мотивации.

В настоящее время ислам в Казахстане как религия существенной части населения является одной из форм выражения этнической и духовной идентичности и используется в целях консолидации тюркских народов. Мусульмане 24 национальностей составляют 70% населения Казахстана. Основная часть мусульман Казахстана казахи, составляющие 65% населения (более половины всех мусульман). На втором месте среди мусульман по численности стоят узбеки. Далее следуют уйгуры, киргизы, таджики, азербайджанцы, дунгане, турки, чеченцы, ингуши и другие. Большинство из них исповедуют ислам суннитского толка.

Религиозная ситуация в Казахстане характеризуется стремительным ростом религиозности населения, особенно молодежи, активной деятельностью зарубежных миссионеров и проповедников. Наблюдается расширение сферы действия ислама, усложнение религиозного фактора, внутриисламской ситуации, опасность религиозного  фундаментализма  и экстремизма.

Современная религиозная ситуация осложняется проблемой столкновения традиционного ислама и фундаменталистcких радикальных течений. Актуальны и дискуссии о религиозной идентичности казахов. Сложился разнообразный спектр мнений, один из вариантов которого, являются ли казахи мусульманами, либо им присуще тенгрианство с элементами шаманизма.

В настоящее время, наряду с преимущественным в Казахстане традиционным умеренным исламом суннитского толка,  возрождается суфизм, а также широко распространяются несвойственные казахам исламские течения, наблюдается взрыв исламизации. Если традиционный ислам практикует традиционные формы мусульманского общества, мечети и медресе, то для возросших в стране, различных исламских центров, нетрадиционных течений, религиозноэкстремистских сект «нетрадиционного» ислама характерна организация политических движений, партий и массовых митингов. Именно религиозно малообразованная молодежь подвергается активному влиянию экстремистких течений и образует 80 процентов таких организаций. События в мусульманском зарубежье, деятельность радикальных исламистов влияют на исламскую ситуацию в стране. В целях недопущения политизации ислама на территории Казахстана официально запрещена деятельность политических организаций на религиозной основе, радикальных религиозных организаций.

В Казахстане уже сформировались два «нетрадиционных» направления: салафиты (зачастую, представители запрещенного в Казахстане ваххабизма называют себя салафитами) и кораниты. Для сторонников этого консервативного течения в исламе характерно признание принципа единобожия и Корана как единственного авторитетного источника божественного откровения и отрицание Сунны, стремление восстанавить изначальный «истинный», «чистый» ислам, отвергая нововведения («бид-а») в исламе.

Противодействия религиозному экстремизму должны носить комплексный характер. В целях профилактики распространения религиозного экстремизма проводится религиоведческая экспертиза религиозной литературы, уставных документов религиозных объединений, аудиои видеопродукции и других печатных изданий. Руководство мусульманского духовенства, обеспокоенное религиозной неграмотностью молодежи, примкнувшей к радикальным движениям, предпринимает шаги в борьбе за прихожан и направляет главный упор на широкое религиозное просвещение населения, распространение знаний об исламе, о ценностях «традиционной религии».

Использование всех этих мер должно способствовать получению знаний о религиях в Казахстане и формированию прогрессивного общественного сознания молодежи. Как один из выходов в борьбе с радикальными движениями предложена активная пропаганда свойственного казахам традиционного умеренного ислама суннитского направления.

Толерантность является важным феноменом, отвечающим современным процессам межэтнического, межконфессионального и культурного общения народов. Современная цивилизация может выжить и развиваться при условии толерантного отношения к представителям различных этносов, религий и культур. Выход из ценностного кризиса в целом возможен на пути переоценки старой и выработке новой ценностной системы общества, формирования новых эффективных подходов для преодоления вызовов глобализации. Обращение к историко-культурным традициям народов мира показывает необходимость выработки гуманистического миропонимания,  новой  концепции  человека  и его роли в современном обществе.  Безусловно, такое миропонимание несет в себе огромное конструктивное начало и является важнейшим ценностным ориентиром, позволяющим человеку находить свое место и назначение в потоке социальных перемен, «реализации» религиозной идентичности и в осуществлении религиозного воспитания в условиях социальной модернизации, изменения порядка глобального мироустройства и решения острых социальнополитических конфликтов, в том числе затрагивающих напрямую религиозную сферу. Республика Казахстан является полинациональным и светским государством, в котором религия отделена от государства и все религии мирно сосуществуют. Специфику ислама в Казахстане составляет его переплетение с национальными традициями, приверженность казахов к традициям и обычаям. Это главные ценности страны, которые являются основой стабильности казахстанского общества. Конфессии в Казахстане – это культурный комплекс, сохранение которого напрямую связано с сохранением, импликацией и развитием принципов толерантности и толерантного взаимодействия.

 

Литература 

  1. О религиозной деятельности и религиозных объединениях. Закон Республики Казахстан // Казахстанская правда. – 2011 года. – 15 октября.
  2. Телебаев Г.Т. Религиозная идентификация населения и религиозная ситуация в Республике Казахстан // Социс. – 2003. – № 3. –C.101-105.
  3. Цепкова И.Б. Реалии и мифы казахстанской религиозной толерантности. http://www.religiopolis.org.
  4. Кадыржанов Р. Межэтническая стабильность и национальная консолидация в Казахстане // Национальная консолидация Казахстана. Сборник материалов круглого стола (г. Алматы, 28 марта 2013 г.). – Алматы: ИФПР КН МОН РК,
  5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Издательство АСТ»,
  6. Султангалиева А. Религиозная идентичность и национальная интеграция в Казахстане // Национальная консолидация Казахстана. Сборник материалов круглого стола (г. Алматы, 28 марта 2013 г.). – Алматы: ИФПР КН МОН РК,
  7. Артемьев А.И., Цепкова И.Б., Маульшариф M. Этноконфессиональная толерантность в Казахстане. http://www.humanrights.kz/hrproblemsrus.php?id=5051.
  8. Абуов А.П. Межконфессиональный диалог как основа социального согласия. http://www.embkaztm.org/article/142.
  9. Шлымова Г.Е. Религиозная толерантность как фактор интеграции современного общества. http://www.embkaztm. org/article/140.
  10. Ирсалиев С.  Курс  религиоведения  сделают  обязательным  в  школах    Казахстана.     http://www.patriarchia.ru/db/ text/715781.html. 
Фамилия автора: Габитов Т.Х., Карабаева А.Г., Исмагамбетова З.Н.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Религиоведение
Яндекс.Метрика