Система ценностей в современном исламском обществе

В соответствии со ст.1 Конституции Республики Казахстан человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью. Ценности, как известно, есть мера значимости объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом. Они определяются не самими их свойствами, а во­влеченностью в сферу человеческой деятельности интересов и потребностей, социальных отноше­ний. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности [1; 487].

Основные ценности того или иного народа находят свое признание и закрепление в важнейших и основополагающих документах или источниках. Таковыми являются светско-правовые (Конститу­ция, основные принципы), религиозные (Библия) и религиозно-правовые (Коран) источники. Именно в них в разнообразных формах находят свое закрепление различные ценности.

В своем выступлении на съезде мировых и традиционно-национальных религий Президент Ка­захстана Н.Назарбаев отметил: «Есть неоспоримые великие ценности, никак не связанные с матери­альным благополучием, которые навсегда останутся для человека приоритетными и основополагаю­щими. Главные из них — духовность, нравственность. Их основным носителем является религия, со­храняющая выработанные веками национальные и религиозные традиции, самобытный культурный исторический опыт каждого народа» [2].

Современная религиозная ситуация в стране обусловливает необходимость повышения внима­ния государства и общества к новым реалиям в религиозной сфере. Рост религиозности населения — свершившийся факт, который был связан с крахом прежней идеологической системы.

Ислам, как и другие религии, оказывает огромное влияние на общественное развитие. В мире живет более 1,2 миллиарда человек, исповедующих Ислам. Сунниты составляют 92,5 % мусульман мира. Среди них ханифиты — 47 %, шафииты — 27 %, маликиты — 17 %, ханбалиты — 1,5 %. По сведениям ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана), в стране насчитывается 11 млн. му­сульман, что составляет 65 % населения. Представители 24 этносов, проживающих в Казахстане, яв­ляются приверженцами исламской религии (некоторые эксперты считают, что эти цифры завышены)[3; 7].

Ислам, возникнув как религиозная система зарождающегося феодального общества, нес на себе отпечаток той социально-этнической среды, в которой начал функционировать. Ислам и остатки ро­доплеменных отношений подверглись взаимному влиянию: с одной стороны, мусульманская религия впитывала в себе племенные религиозные представления арабов, тесно связанные с их жизнью, хо­зяйством и бытом, с другой — стремилась заменить традиционные ценности и институты, не совмес­тимые с ее идеологией. Этот процесс носил двуединый характер. С одной стороны, Ислам впитывал в себя племенные верования и культы, этнические традиции народов, среди которых распростра­нялся, и таким образом приобретал этническую окраску. Происходила своеобразная «этнизация Ислама». С другой стороны, Ислам накладывал отпечаток на все сферы жизнедеятельности этниче­ских общностей, предоставляя им свои социально-экономические, политические, нравственные принципы, догмы, праздники и обряды, т.е. «исламизировал» этническую общность. Отсюда прояв­ляется этноконфессиональная специфика Ислама [4; 10].

Многие культурные вопросы ислам относит к области права. Поэтому деятельность государства по гарантированию свободы вероисповедания и беспрепятственного исполнения мусульманами сво­их религиозных обязанностей, принятие им конкретных организационно-правовых мер (например, по созданию условий для совершения молитвы, осуществления паломничества или соблюдения поста) обязательно предполагает учет соответствующих положений мусульманского права.

Но дело не ограничивается сугубо религиозно-культовыми вопросами (имеющими отношение преимущественно к праву на свободу вероисповедания) либо гарантиями общегражданских прав му­сульман независимо от их конфессиональной принадлежности. Не меньшее, а возможно даже боль­шее значение в настоящее время приобретает использование достижений мусульманско-правовой культуры в интересах развития правовой системы страны.

Сегодня из чисто теоретической данная проблема очень быстро превращается в вопрос практи­ческой правовой политики. Следует отчетливо сознавать, что возрождение ислама в нашей стране, возвращение к его ценностям неизбежно ставят вопрос о признании ряда сторон мусульманско- правовой культуры, в том числе об их законодательном закреплении [5; 34].

Следует оговориться, что обращение к основам шариата и мусульманского права может иметь место только при соблюдении ряда взаимосвязанных условий. Главное из них — последовательно правовой подход при отборе и использовании исламского наследия. Поскольку речь идет о мирских делах и принятии некоторых достижений исламской цивилизации всем обществом, в том числе и не- мусульманами, перспективы ислама в нашей стране во многом зависят от того, будут ли его осново­полагающие ценности облечены в правовую форму, сориентированы на правовые критерии. Иначе говоря, вне рамок религиозного культа и сугубо бытовых вопросов шариат может получить призна­ние общества и государства в Казахстане только в качестве права. И наоборот — выделение из всего исламского наследия мусульманско-правовой культуры позволяет поставить ее достижения на служ­бу казахстанскому праву. Если обоснованно ставится вопрос о возможности и необходимости ис­пользовать опыт других правовых систем, удачные решения которых активно осваиваются, то в принципе нельзя исключать перспективу обращения и к исламской правовой культуре, включения ее потенциала в правовое развитие страны [5; 36].

Исламу, как одной из трех величайших религий, присущи определенные ценности. Именно на их отстаивание, обеспечение нормального функционирования направлены нормы шариата.

В исламе выделяются и подлежат защите следующие основные ценности: религия; жизнь; разум; продолжение рода; собственность. Указанные ценности выступают в качестве основных объектов охраны шариата. Первая наиважнейшая ценность в исламе — религия. Религия, как известно, есть одна из форм общественного сознания — совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклоне­ния.

Религия обозначается на арабском языке словом «дин», однако это не совсем точно, поскольку в собственном смысле слова это один из аспектов того, что включает термин «дин». Как считает из­вестный арабский исследователь О.Яхья, «дин» в арабском языке имеет более широкое значение — это обычаи и традиции, мировоззрение человека и собственно религиозная доктрина. Этимологиче­ски ислам происходит от глагола «аслама», что значит «свободно подчиняться». По определению

О.Яхья, ислам — это определенная позиция человека в отношении к Богу [6; 15]. В Коране термин «дин» употребляется свыше 100 раз, причем в разных значениях. Он может обозначать «суд», «воз­даяние», «религию», «веру» отдельного человека и религию как систему ритуальной практики, являющуюся основой жизни религиозной общины. Наиболее широкое распространение получило определение, согласно которому «дин» есть совокупность веры (ал-иман), исполнения религиозных предписаний (ал-ислам) и совершенствования в искренности веры (ал-их-сан) [7; 70].

«Дин» — это прежде всего исполнение обязанностей, которые Бог предписал человеку. «Дин» охватывает пять столпов, или пять религиозных основных правил Ислама, которые должен соблю­дать и выполнять каждый мусульманин. Это символ веры (шахада — свидетельство); молитва (ас- салат, намаз); пост (ас-саум, руза, ураза рамадан); благотворительный налог и милостыня в пользу бедных (закят, садакат); паломничество в Мекку (хадж) [8; 161].

В системе иерархии ценностей ислама религия занимает первое место.

И это не случайно. Ведь религия составляет основу основ ислама. Именно религия, пять ее столпов — основные правила ис­лама — закладывают и в последующем определяют и развивают отношение человека к другим важ­нейшим ценностям — жизни, разуму, продолжению потомства и собственности.

Пять столпов ислама были сформулированы Пророком Мухаммедом в ответ на вопрос Му-ад-ха ибн Джабля о том, какие действия могут привести в рай и уберегут от ада. На данный вопрос Пророк ответил: «Ты должен поклоняться лишь «одному Богу единому — Аллаху, не придавая Ему никого в соучастники; ты должен платить очистительную милостыню (закят); ты должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан; и, наконец, ты должен совершить паломничество в Мекку» [9; 98].

Коран не содержит единой нормы, где раскрывалось бы содержание и значение указанных основ ислама. Это осуществлено в различных сурах Корана и хадисах сунны Пророка.

Религия является основой основ не только ислама. Как известно, «религия по самому существу своему претендует на руководство во всех делах и отношениях. Она ищет и находит высшее слово и последнее слово; она указывает человеку то, через что сама жизнь его становится воистину жизнью и каждое действие получает свой существенный смысл, свое последнее освещение... Иметь религию есть право человека и это право — право быть духом — лежит в основе всех других его прав» [10; 212]. Религия есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточением всего сущест­вующего.

Второй ценностью ислама, подлежащей охране шариатом, является жизнь.

В исламе жизнь вос­принимается как Божий дар, как самая ценная из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее — исключитеельная привилегия Бога. Мусульманин никогда не дол­жен забывать о том, что жизнь — Божий дар, и для мусульманина считается священной обязан­ностью жить насыщенной жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад с легкой совестью, по пер­вому требованию Бога, ибо, как сказано в Коране: «Он отсрочивает им до определенного предела, когда же придет их предел, они ни на час не замедлят его и не ускорят» [11; 16:63]. Однако жизнь может быть прекращена и насильственным путем — убийством и самоубийством.

В исламе самоубийство так же запрещено, как незаконное лишение жизни другого человека. Провозглашая недозволенность самоубийства, в хадисе Пророка, переданном Муслимом, сказано, что «убивающий себя мечом или ядом или бросающийся вниз с горы будет мучим тем же самым вплоть до дня Воскресения» [8; 182].

Прощению за самоубийство подлежат лишь лица, прибегшие к этому в результате каких-либо умственных заболеваний.

Шариат предусматривает три категории людей, чьи действия остаются безнаказанными: спящий человек, пока он не проснется; человек, страдающий умопомешательством, пока у него не восстано­вится разум; дитя, не достигшее зрелости.

Если какой-либо человек, подпадающий под одну из названных трех категорий, совершит пре­ступление, то наказывать его за это не следует, и при подписании таковым человеком какого-либо контракта надо считать такой контракт недействительным и ни к чему не обязывающим. В силу этого, если человек, находясь в состоянии умопомешательства, совершит самоубийство, то с него снимается всякая ответственность за содеянное. Вместе с тем преднамеренное и тщательно рассчи­танное самоубийство рассматривается как абсолютная утрата веры в Бога и считается ужасным пре­грешением [8; 158].

Жизнь в исламе — священная, исключительная ценность, даруемая Богом. В своем единственно полноценном паломничестве к святыне Каабы, известном как Последнее паломничество, Пророк в прощальной речи провозгласил последнюю проповедь, где, в частности, сказано, что «жизнь, имуще­ство и честь каждого человека Аллах сделал неприкосновенными и священными...» [12].

Ислам наряду с самоубийством также отвергает и эвтаназию, рассматривая ее как «милосердное убийство».

Чрезвычайно сурово в исламе карается преднамеренное убийство. За совершение умышленного убийства Коран предусматривает смертную казнь в виде кровной мести. «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых... и предписали Мы им в ней, что душа — за душу, и око — за око...», — говорится в Коране [11; 2:173].

Кровная месть как наказание выполняет общепредупредительную функцию. «Для вас в возмез­дии — жизнь, о обладающие разумом! — может быть, вы будете богобоязненны», — отмечается в Коране [11; 42:38].

Шариат запрещает самолично вершить суд. Право кровной мести может быть реализовано лишь после вынесения официальным судебным органом обвинительного приговора, подтверждающего преднамеренный характер совершенного убийства.

Кровная месть являет собой не только право потерпевшей стороны, но и ее власть, выражаю­щуюся в том, что только эта сторона может решать окончательно судьбу преступника. Месть носит исключительно адресный характер, т.е. распространяется только в отношении преступника лично.

Коран запрещает причинение смерти другому лицу по недозволенным обстоятельствам, одно­временно предупреждает и о последствиях несоблюдения введенного запрета, провозглашая: «Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине ему оказана по­мощь» [11; 17:35]. Устанавливая право мести, шариат требует строгого соблюдения его соразмерно­сти. Оплатой за зло, отмечается в Коране, пусть будет соразмерное зло [11; 42:38].

Лишение человека жизни по недозволенным обстоятельствам шариатом отнесено к грехам пер­вого порядка, т.е. к смертным грехам. Именно дела человека, связанные с кровопролитием, в Судный день будут рассматриваться в первую очередь. Лицо, лишившее человека жизни не в оплату за дру­гую жизнь, будет пребывать в аду вечно [9; 129].

Третьей ценностью является разум, т.е. способность человека понимать, логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.

Разум — исключительный дар, которым в сравнении с другими чувствами наделен человек. «Не может быть сомнений в том, что волевые действия и поступки людей во всем их многообразии про­истекают из их внутренней мотивации. Все наши усилия суть отражение наших намерений и идей, попыток их осуществления; они подобны утвердительным ответам на наши наклонности и пожела­ния... Мы несем исключительную ответственность за наши поступки, ибо человек волен поступать в этой жизни, как ему заблагорассудится, не считая себя простым винтиком общества или истории»

[13; 20].

В исламе разуму придается исключительное значение. Ведь нести обязанность, отвечать за со­вершенные поступки может только лицо, находящееся в здравом уме. Инкриминировать лицу можно лишь деяние, которое он совершил в состоянии свободной воли. Отличие человека от иных существ заключается в том, что он наделен сознанием и свободной волей.

Ислам исходит из веры в Судный день и потустороннюю жизнь.

О жизни после смерти говорят многие нормы Корана, где, в частности, сказано: «Здешняя близ­кая жизнь — только забава и игра, а обиталище последнее — оно жизнь, если бы они это знали!»; «К Господу твоему в тот день прибежище!»; «Ведь к Господу твоему возвращение!»; «Разве вы доволь­ны ближней жизнью больше последней? Ведь достояние ближней жизни в сравнении с будущей ни­чтожно» [11; 29:64].

Итак, смысл земной жизни мусульманина заключается в том, что он должен вести правильный образ жизии, готовя себя к неземному существованию. Человек должен действовать, осознавая каж­дый свой поступок. С этой целью мусульманин не должен подвергать свой разум порче, беречь его от различных посягательств.

Разум может подвергнуться посягательству и претерпевать повреждение или ущерб в силу воз­действия различных факторов. К таковым, например, относятся раздражительность, гневливость, стремление к корысти, невоздержанность и т.д.

Так, в хадисах сунны Пророка не единожды говорится об отрицательных последствиях гнева как о факторе, помутняющем разум. По преданию, на неоднократное обращение к Пророку одного чело­века о том, что он считает особо важным, Пророк отвечал: никогда и ни при каких обстоятельствах не поддаваться порыву гнева [9; 131].

Шариат запрещает судьям рассудить двух противников, находясь в состоянии гнева. Преодоление гнева считается одним из лучших качеств. Силен и могуществен не тот, кто сбивает человека с ног (своим ударом). Действительно, сильным является тот, кто способен сдержать себя в порыве гнева.

Объявляя потребление алкогольных напитков и наркотиков хамром, ислам установил общее правило, согласно которому потребление веществ, вызывающих зависимость и лишающих человека здравомыслия, запрещается [14; 10].

Мусульмане не могут войти в состояние вуду (омовение), акта очищения, определяющего пере­ход человека от обычного состояния к молитвенному и производимого перед молитвой, находясь под воздействием наркотика или алкоголя, а также пребывая в полубесчувственном состоянии и рассея­нии ума. В силу этого в исламе всякое одурманивающее средство запретно. «Аллах проклял хамр и тех, кто производит его, и тех, для кого он производится, и тех, кто подает его, и тех, кто носит его, и тех, кому его приносят, и тех, кто продает его, и тех, кто покупает его» [8; 219].

Запрет на употребление алкоголя, наркотиков основывается на общемусульманской доктрине о том, что единственно Аллаху принадлежат наши тела, а потому все вещества, причиняющие им вред и зло, являются не только хамром, но и харамом (нечестивыми).

Итак, разум являет собой бесценный дар, которым наделен человек. Оберегать разум от воздей­ствия пагубных для него средств есть священная обязанность человека. В силу этого мусульманину запрещено употреблять все, что «пьянит и травит ум» и является разрушителем нравственных устоев общества.

Согласно хадису Пророка, возрастание потребления опьяняющих и отравляющих разум веществ будет способствовать пришествию конца света [9; 114].

Четвертой ценностью ислама, охраняемой шариатом, является собственность.

Как уже было отмечено, собственность в исламе считается священной и неприкосновенной. Данное положение зафиксировано ныне и в конституциях многих исламоисповедующих государств, при этом основной акцент делается на всестороннее укрепление и развитие частной собственности, являющейся экономической основой этих государств, обеспечивающей, по мнению их руководите­лей, возможность дальнейшего развития на пути социального прогресса.

Ислам не отрицает и не отвергает экономическую деятельность. Его экономические принципы служат построению справедливого общества, в котором честные и ответственные люди смогли бы найти себе достойное место и заниматься праведным трудом, который не основан на коррупции, об­мане, мошенничестве.

Труд в исламе имеет очень важное значение. Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Порицается пребывание в безделье; человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе.

В исламе категорически запрещено попрошайничество. Согласно преданиям, которые подлежат неукоснительному исполнению, просить подаяние разрешено только лишь трем категориям людей: тому, кто находится в безвыходной нищете, тому, кто много задолжал, и тому, кто взял на себя долг и не может выплатить его. В силу этого также не одобряется поведение людей, которые, всецело по­святив себя религии, ожидают тем самым всесторонней поддержки окружающих.

Трудоспособные лица должны сами зарабатывать себе на жизнь, а не существовать на чужие по­даяния, что считается крайне постыдным явлением. В исламе не проводится разница между видами работ, их характеристикой. Любая общественно полезная работа уважаема. Главным критерием явля­ется законный характер труда. Каждый мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь и создавать свою собственность только законным и достойным способом. Согласно мусульманской доктрине ли­цо, зарабатывающее себе на жизнь незаконным способом, не войдет в рай.

Незаконным и недостойным способом существования считается зарабатывание с причиненнем ущерба другим людям. Такой способ считается нечистым — харам, наоборот, честно и справедливо заработанное считается чистым — халал.

Зарабатывание ростовщичеством крайне отвратительно. Запрещение такого способа зарабатыва­ния установлено Кораном: «Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением... Аллах разрешил торговлю и запретил рост... Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню. Поистине, Аллах не любит всякого неверного грешника!... О вы, которые уверовали.., бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие» [11, 2:276].

В исламе право собственности охраняется и гарантируется шариатом. В современных исламских государствах собственность подразделяется на две формы: частную и государственную (обществен­ную). Посягательство на собственность карается достаточно сурово. В Коране четко установлено: «вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели» [11, 4:92]. Однако такое од­нозначное установление реализуется в зависимости от формы хищения, форм собственности, катего­рии преступлений и наказания.

Наказание в шариате классифицируется на: худуд, касас, дийат и тазир. По шариату, преступле­ния, посягающие на собственность, влекут применение наказания категории худуд (предельные) и тазир (исправительные).

Продолжение потомства представляет собой пятую основную ценность ислама.

В продолжении потомства видится продолжение веры и жизни. В силу этого шариат запрещает искусственное пре­рывание беременности, обеты безбрачия, оскопление и т.д. В исламе отсутствуют институты мона­шества и затворничества. Нормы шариата довольно подробно регулируют семейно-бытовые отноше­ния и устанавливают четкие права и обязанности супругов относительно друг друга.

Появление ребенка в семье есть дар Бога, а не «случайность» или «ошибка». Детоубийство даже в условиях нищеты является тягчайшим грехом. Продолжение потомства в исламе видится исключи­тельно через брак. Согласно доктрине «вступивший в брак наполовину уже исполнил предписания веры своей». Кораническое положение о браке гласит: «Одно из знамений Его есть то, что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость» [11, 10:20].

Шариат требует от правоверных супружеской верности. Супружеская измена, прелюбодеяние караются сурово. «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это — мерзость и плохая дорога... Прелюбодея и прелюбодейку побивайте сотней ударов... И пусть присутствует при их наказании группа верующих» [11, 17:34], — установлено в Коране.

Брак в исламе носит обоюдно-добровольный характер и на такой же основе может быть прекра­щен. Развод в исламе не запрещен. Однако, по мнению Пророка, из всего разрешенного в исламе са­мым ненавистным в деснице Аллаха является развод. Коран довольно подробно регулирует процеду­ру развода и отношений разводящихся супругов, предусматривая возможности, направленные на со­хранение семьи.

Итак, религия, жизнь, разум, собственность и продолжение потомства есть основные ценности ислама. На защиту этих ценностей в первую очередь направлены нормы шариата. В действительно­сти шариат охватывает жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. В шариате освещаются как светские, так и религиозные проблемы. Шариат призван регулировать как поведение верующих и порядок жизни мусульманской семьи, так и защищать, отстаивать основные ценности ислама.

Важной предпосылкой в процессе национального возрождения сторонники модернизации исла­ма считают работу по нравственному воспитанию молодежи, подразумевая под ним формирование в их сознании определенных качеств, среди которых на первое место ставят «духовную силу». Отме­чая, что только на пути возрождения духовности людей можно создать условия, необходимые для процветания общества, что каждый человек должен стремиться к самосовершенствованию, каждый индивид должен не только сознательно и свободно подчиняться интересам общества, но и осозна­вать, что исламская религия — это, прежде всего, образ жизни народа. Ведь для развития и укрепле­ния независимого государства необходимо, чтобы каждый мусульманин осознал себя патриотом и делал все для того, чтобы в обществе царила гармония.

Общеизвестно, что ислам стоит на стороне законопослушания и лояльности по отношению к власти, которая готова уважать, разделяемые им ценности. Большинство из них созвучно современ­ным правовым системам и не противоречит принципам казахстанского права.

Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М.Прохоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: «Норинт», 1997. — 1456 с.
  2. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на съезде мировых и традиционно-национальных ре­лигий 23 сентября 2003 г. // Вечерний Алматы. — 2003. — 24 сент.
  3. Джалилов З.Г. Ислам и общество в современном Казахстане. — Алматы: «Дайк-Пресс», 2006. — 204 с.
  4. Щелокова Е.А. Особенности этноконфессиональных отношений в Казахстане: социально-политический анализ: Авто­реф. дис. ... канд. полит. наук. — Астана, 2004. — 19 с.
  5. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. — М., 1997. — 408 с.
  6. Yahia O. Aspects interieurs de I’Islam / Normes et valeure dans L’Islam conte mporain. — P., 1976. — 280 p.
  7. Ислам: Энциклопедический словарь / Под ред. Г.В.Милославского, Ю.А.Петросяна, М.Б.Пиотровского. — М.: Наука, 1991. — 320 с.
  8. Максуд Р. Ислам. — М.: «Фаир- Пресс», 2008. — 304 с.
  9. Аль-Хадис Аль-Кудсийя. Хадисы пророка. — Дамаск: «Аль-Фуркан», 1998. — 256 с.
  10. Ильин И.А. О сущности правосознания. — М., 1993. — 235 с.
  11. В текстах Корана первая цифра — номер суры (главы), цифра после двоеточия — номер аята (стиха).
  12. Аль-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды //sunhome.ru/religion/
  13. МальцевГ.В. Социальная справедливость и право. — М.,1998. — С. 450.
  14. Масаб Али Саид. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с наркотизмом в Йеменской Республике и Саудовской Аравии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Рязань,2000. — 21 с.
Фамилия автора: Н.Б.Туякова
Год: 2010
Город: Караганда
Категория: Юриспруденция
Яндекс.Метрика