Одним из приоритетов развития национальной системы высшего образования является реализация принципов Болонской декларации, в числе которых обозначено «содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий» [1].
В силу сложившихся традиций каждая национальная система образования имеет свои особенности, которые не всегда прозрачны и понятны для мировой образовательной системы. Поэтому закономерным было соглашение министров, принятое на Берлинской конференции, где акцентировалось внимание на качестве высшего образования как основы построения ЕПВО [2]. Было принято решение, что к 2005 г. национальные системы обеспечения качества должны включать в себя следующее:
- определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;
- оценка программ и вузов, в том числе внутренняя оценка, внешняя экспертиза, участие студентов и публикация результатов;
- система аккредитации, сертификации или подобных процедур;
- свидетельства международного участия в оценке международного сотрудничества и в работе сетей (networks).
Именно тогда министры образования поручили Европейской сети обеспечение качества в высшем образовании (ENQA) в сотрудничестве с Европейской ассоциацией университетов (EUA), Европейской ассоциацией высших учебных заведений (EURASHE) и Национальным союзом студентов Европы (ESIB) разработать приемлемый набор стандартов, процедур и методик оценки качества и адекватную систему внешней экспертизы для гарантии качества и/или систему аккредитационных агентств (органов).
Соответственно для реализации целей Болонского процесса были определены три основные задачи:
- разработать европейские стандарты для внешней и внутренней оценки качества и для аккредитационных агентств;
- обязать европейские аккредитационные агентства каждые пять лет проходить проверку своей деятельности;
- издавать Европейский регистр аккредитационных агентств.
В связи с этим были разработаны «Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве», содержащие требования к самооценке (внутренней экспертизе), внешней экспертизе и деятельности аккредитационного агентства.
Следует особо отметить, что Стандарты имеют рекомендательный характер и призваны обеспечить сопоставимость национальных систем гарантии качества при сохранении их исторических и культурных традиций. Именно разнообразие сложившихся социокультурных и образовательных традиций обусловило необходимость разработки единого подхода в определении стандартов качества и обеспечении качества в высшем образовании. Поэтому при описании стандартов внимание в большей мере уделяется общим принципам таким как:
- равная заинтересованность в высоком качестве высшего образования всех сторон (студенты, работодатели, общество);
- рост ответственности вузов в соответствии с расширением прав институциональной автономии и независимости;
- направленность внешнего обеспечения качества на смягчение ответственности вузов за достижение поставленных целей.
В этом контексте роль Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества в становлении и развитии национальных систем определяется целью данных стандратов: создание полноценной системы обеспечения качества для формируемого в рамках Болонского процесса Европейского пространства высшего образования [3]. В ходе Болонского процесса доказаны значимость и эффективность Стандартов ESG, их огромное влияние на развитие систем, процессов и процедур гарантии качества на институциональном и национальном уровнях.
Вопрос обеспечения качества вновь стал предметом обсуждения в 2012 г. на Конференции министров в Бухаресте. Отметив значимость обеспечения качества для установления доверия к ЕПВО и усиления привлекательности его предложений, министры приняли решение пересмотреть ESG в целях его совершенствования [4]. Связано это, прежде всего, с повышением и диверсификацией требований к агентствам гарантии качества.
Как известно, сформировавшиеся в европейских странах основные модели систем гарантии качества (система оценивания качества, система аккредитации, система аудита качества, бенчмаркинг) в последние годы трансформируются в системы аккредитации [5]. Об этом упоминалось и во время работы в Дублине Генеральной Ассамблеи Европейского реестра гарантии качества высшего образования (13 марта 2013 г.), где эксперты признали, что «агентства по обеспечению качества — все еще относительно новая практика в ЕПВО». Вместе с тем наблюдаемая интенсивность роста числа таких агентств вызывает некоторые опасения по поводу их независимости и профессионализма. Поэтому целесообразно рассмотреть возможность их слияния по различным основаниям, в частности, по признаку региональной или языковой близости, по возможностям расширения дисциплинарного поля деятельности, т.е. в отличие от узкой области профессиональной специализации данные группы агентств могут сертифицировать отдельные специализированные учреждения либо, совместно с национальными оценками, — отдельную соответствующую область.
По мнению Президента ENQA Ахима Хопбака, при пересмотре Стандартов важно обратить внимание на усиление их соответствия поставленным целям, а именно на обеспечение единого набора ценностей и принципов как ориентиров для всех субъектов системы гарантии качества. При этом речь идет не о создании унифицированной системы с абсолютно одинаковыми процедурами во всем мире. Все это касается общих ценностей и принципов, ориентированных на:
- развитие (учет ожиданий вузов: поддержание внутреннего развития);
- подотчетность (учет интересов политиков в области образования: получение достоверной информации для принятия политических и управленческих решений на уровне отдельных образовательных систем);
- прозрачность (учет интересов широкой общественности: получение надежной информации об отдельных образовательных программах или группах программ для их сравнения) [6].
Таким образом, система обеспечения качества образования функционирует в режиме развития, когда на основе наработанного опыта продолжаются поиски путей по дальнейшей доработке отдельных ее аспектов. Одним из векторов подобного поиска выступает реализация параметров Болонского процесса, поскольку Европейские стандарты и руководящие принципы совершенствуются вместе с развитием Европейского пространства высшего образования.
Сегодня Болонский процесс обусловливает многие инновационные процессы в высшем образовании. Об этом свидетельствуют решения по пересмотру Европейских стандартов и рекомендаций, недавно принятые Генеральной ассамблеей EQAR в Дублине, которые четко и ясно прописывают пути дальнейшего развития системы обеспечения качества в рамках Болонского процесса. Прежде всего, аккредитационным агентствам рекомендовано:
- 1) соблюдать Болонскую структуру высшего образования (три цикла) для соответствия обеспечения качества с Европейской рамкой квалификаций и квалификациями Европейского пространства высшего образования. Кроме того, следует дать четкие рекомендации касательно приложения к диплому и ECTS, так как они не в полной мере применяются в большинстве стран;
- 2) отразить в стандартах качества в Европейском пространстве высшего образования такие приоритеты, как трудоустройство и мобильность;
- 3) стандарты внутренней гарантии качества также могут учитывать и другие ключевые аспекты (качество услуг для студентов, карьера/профориентация для школьников и выпускников, развитие финансового управленческого потенциала и др.).
В этой связи значимость Европейских стандартов и руководящих принципов заключается теперь уже в непосредственном содействии реализации параметров Болонского процесса в ЕПВО. Пересмотренные Стандарты проецируются на становление национальных систем оценки качества, которые при условии включения указанных параметров будут способствовать гармонизации образовательных программ и других аспектов деятельности вузов в рамках Болонского процесса.
В соответствии с руководящими принципами ESG свои стандарты разработали и недавно созданные в Казахстане национальные независимые аккредитационные агентства. При этом в силу комплексной природы образовательной деятельности вузов стандарты казахстанских агентств направлены на выявление качества инфраструктуры образовательного процесса, качество самого процесса, ППС вузов и качество подготовки выпускников.
Пересмотр Европейских стандартов и руководящих принципов, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию деятельности всех (не только казахстанских) агентств, вошедших в Национальный реестр, через гармонизацию их стандартов.
Кроме того, совершенствование Стандартов и руководящих принципов во многом снимет напряженность назревших проблем в области международной аккредитации вузов, в частности:
- выбор вузами конкретной зарубежной модели, поскольку соответствие критериям одной из них потенциально может привести к несбалансированным результатам аккредитации (т.е. затруднение вызывает определение степени полезности аккредитации для всех заинтересованных сторон);
- установление эквивалентности содержания образовательных программ;
- признание и идентификация зарубежных документов об образовании;
- сопоставимость объемов и сроков подготовки.
Таким образом, роль Европейских стандартов и руководящих принципов в становлении и совершенствовании национальной системы оценки качества высшего образования заключается:
- в создании единой системы ценностей и принципов оценки качества высшего образования в соответствии с международными стандартами;
- в создании инструмента гарантии качества деятельности аккредитационных агентств и обеспечении взаимного доверия между ними;
- в предоставлении вузам возможности выбора агентств на основе определения степени полезности и ценности результатов аккредитации для вуза, обучающихся, работодателей;
- в содействии эффективной реализации основных параметров Болонского процесса.
Дальнейшее совершенствование казахстанской системы обеспечения качества в соответствии со стандартами и рекомендациями для гарантии качества в ЕПВО позволит в комплексе решать такие приоритетные задачи, как: увеличение прозрачности в обеспечении качества, совершенствование качества обучения и исследования, активизация процедур аккредитации технического и профессионального образования, переход в перспективе к аккредитации организаций среднего образования, а также полное членство национальных аккредитационных агентств в ENQA и вхождение национальных аккредитационных агентств в EQAR.
Все это будет способствовать:
- повышению конкурентоспособности казахстанских вузов;
- интеграции в европейскую зону высшего образования;
- усилению привлекательности образовательных программ казахстанских вузов.
Безусловно, независимая национальная система гарантии качества оказывает свое влияние на достижение ожидаемых результатов, указанных выше. При этом придавать исключительный характер этой роли было бы нецелесообразно, поскольку гарантия качества направлена на достижение, прежде всего, измеряемого эффекта. Количественное описание качества не способно охватить все аспекты образовательного процесса. Поэтому следует говорить об оценке влияния национальной системы гарантии на качество конкретного аспекта высшего образования. В целом положительное влияние гарантии качества на высшее образование не подлежит сомнению.
Список литературы
- 1 Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (г. Болонья, 19 июня 1999 г.), see-educoop.net
- 2 Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров высшего образования (Берлин, 19 сент. 2003 г.) // socio.msu.ru
- 3 Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area - 2005, Helsinki (сайте ENQA:enqa.Net/bologna.lasso.). Предисловие президента ENQA Кристиана Тюна.
- 4 Извлечение максимальной пользы из нашего потенциала: Консолидация Европейского пространства высшего образования. Бухарестское Коммюнике, 3 апр. 2012 г. /coe.int/t/dg4/highereducation/2012/Kommjunike.pdf
- 5 Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. — М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. — 106 с.
- 6 Из материалов интервью с президентом Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании Ахимом Хопбаком // Аккредитация в образовании. — № 61. — 2013. — С. 8-11.
- Р .Ғ. Сейдахметова, Л. С. Сырымбетова