История возникновения и развития кабельного телевидения Республики Корея

Доминирующей мировой тенденцией раз­вития СМИ за последние десятилетия являет­ся все более интенсивное и широкое внедрение телевидения, а с 80-х гг. XX в. и компьютерной техники, в жизнь человека. В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями теле­видение превращается в значительный и много­функциональный социокультурный институт, активно участвующий в глобализационных про­цессах современности. Во всем мире оно явля­ется самым популярным средством массовой коммуникации и как неотъемлемая часть куль­турной жизни, что, безусловно, вызывает к себе исследовательский интерес и требует глубокого осмысления.

Создаются глобальные информационные каналы с привлечением средств спутниковой и кабельной связи, Интернета. Глубинные из­менения в сфере информационных технологий приводят к революционным переменам в раз­личных сферах культуры и жизнедеятельности современного человека, к большей открытости и демократизации мирового сообщества. На се­годняшний день одной из функций современно­го телевидения в культурном контексте вполне может считаться укрепление международных отношений, поддержание, раскрытие и развитие общественных связей между различными стра­нами. Комплексные социокультурные, полити­ческие, экономические преобразования, рост об­разовательного и культурного уровня населения, резко увеличивающиеся объёмы информации, циркулирующие в СМИ, и бурное развитие си­стемы телекоммуникации делают необходимым изучение воздействия телевидения на современ­ное общество.

Говоря о современной массовой культуре, мы часто олицетворяет ее с медиакультурой, так как массмедиа оказывает формирующее влияние на облик современного человека, его культуру по­вседневности, моду и жизненный стиль. Совер­шенно очевидно, что ведущее место среди форм массмедиа принадлежит телевидению: «телевиде­ние и есть форма популярной культуры конца XX в. Оно, несомненно, является самой популярной формой проведения свободного времени во всем мире» [1]. Телевидение стало важнейшим факто­ром в формировании нового социокультурного пространства, характерного для постиндустри­ального (или информационного) общества [2].

Начиная с середины ХХ в., возникают новые факторы, постепенно меняющие ситуацию. Те­левидение, казалось бы, создает нечто совершен­но новое: отказываясь от жанрового принципа, заимствованного им от предшествующих форм отражения действительности, оно переносит на экран сам поток жизни. И, следовательно, если и можно говорить о какой-то телевизионной картине мира на ранних этапах развития теле­видения, то ныне она растворяется в жизненном потоке, теряя свою специфику. На самом деле, должно быть сделано прямо противоположное заключение. На ранних этапах развития телеви­дение информировало о существовании других картин мира, в то время как с конца ХХ в. оно обрело способность такую специфическую теле­визионную картину мира создавать [3].

Передача видеосигнала по кабельным сетям является наиболее перспективным способом рас­пространения информации. В качестве основной магистрали применяются оптоволоконные ка­бели, а для доставки информации до конечного потребителя («последняя миля») используется витая медная пара или коаксиальный кабель [4].

Первая в мире экспериментальная кабельная сеть была внедрена в Москве в 1939 г., она об­служивала два дома на Петровском бульваре по 30 абонентов в каждом. У конечного пользова­теля в квартире располагался четырехламповый телевизор упрощенной конструкции Алексан­дровского радиозавода.

Первую примитивную кабельную сеть в США в 1948 г. соорудил владелец магазина быто­вой техники Джон Уолсон в небольшом городке Маханой-сити (шт. Пенсильвания). В Западной Европе большинство жителей получают телеви­зионный сигнал по кабелю, телецентры достав­ляют по нему эфирные, спутниковые и местные каналы собственного производства [4].

С 1960-х гг. кабельная сеть, или как ее еще на­зывают САТВ (CATV) (или Community Antenna TВ), приобрела популярность у жителей мало­обеспеченных регионов, где телевидение было еще слаборазвитым. Было несколько небольших операторов, которые покрывали только несколь­ко тысяч домов, но с таким же хорошим каче­ством, как и операторы на 200,000 тысяч абонен­тов других компаний. Общее количество абонен­тов САГВ на конец 1960-х гг. увеличилось до 6,5 миллионов [5, с. 529].

Телевидение в Южную Корею пришло имен­но из Америки, и с самого начала корейской телевизионной истории в стране используется американский стандарт ЭнТиЭсСи (NTSC)1 и американское оборудование [6].

Работа первой корейской телевизионной станции началась 12 мая 1956 г. Официально станция называлась КОРКАД (англ. KORCAD), но в обиходе за ней закрепилось другое название - ЙЧЛКЗ-ТВ (англ. HLKZ-TВ) в честь связанной с ней радиостанции ЙЧЛКЗ. Корея стала четвёр­той по счету азиатской страной, в которой появи­лось телевещание [7, с. 3].

Поскольку главным препятствием развития телевидения того времени была бедность стра­ны, вначале телевидение не пользовалось боль­шим успехом. К концу 1956 г. во всём Сеуле было всего лишь 300 телеприёмников, причём лишь небольшая их часть находилась в частных домах. Большинство первых телевизоров было установлено в общественных местах - в витри­нах универмагов, в офисах ведущих газет, в ве­стибюлях дорогих гостиниц. Даже после начала регулярных телевизионных передач число теле­визоров росло очень медленно. В 1958 г. во всей Южной Корее насчитывалось всего около 7 тыс. телеприемников, а к 1962 г. их было всего лишь 8 тыс. Телевизор в те времена был недоступен даже относительно зажиточным семьям [6].

Поскольку в то время рекламная индустрия еще не существовала на телевидении, КОРКАД по причине финансовых трудностей 2 февраля 1959 г. сменила владельца. Вскоре после этого в её студии произошёл пожар. Несмотря на то, что пожар был быстро потушен, оборудование было полностью повреждено. Компании помогли аме­риканские коллеги со станции АЙФКН-ТВ, кото­рые предоставили им возможность пользоваться своими передатчиками. Однако инвесторы окон­чательно потеряли интерес к телевидению, и в апреле 1960 г. вещание прекратилось.

Вскоре 31 декабря 1961 г. телевидение было восстановлено, но на этот раз уже как государ­ственное учреждение. Пришедшее к власти в результате военного переворота правительство генерала Пак Чжон Хи решило создать государ­ственную теле- и радиокомпанию Кей-Би-Эс2 (англ. Korea Broadcasting System, рус. Корейская Система Вещания). Руководствовалась власть как пропагандистскими, так и экономическими соображениями, поскольку в условиях Кореи частный рынок был не в состоянии заниматься телевидением, так как на том этапе оно неиз­бежно было убыточным экономически [6]. Теле­вещательная компания Кей-Би-Эс начала вести ежедневные передачи с 18 часов и до 22 часов 30 минут по единственному телеканалу [8].

В будние дни корейские телеканалы обслужи­вали 14 часов, с 6 утра до 12 дня и с 5 вечера до 1 ночи. В выходные дни телевидение работало по 19 часов с 6 утра до 1 ночи [5, с. 529].

Ниже представлен список некоторых теле­компаний, медиа групп и комитетов Республики Корея на сегодняшний день1.

Несколько лет назад под эгидой правитель­ства в Южной Корее стала создаваться сеть ка­бельного телевидения. Впервые кабельное теле­видение было представлено в Республике Корея в 1970-х гг. в небольших масштабных трансля­циях, однако лишь в 1990-х гг. данные виды ус­луг начали использоваться активнее. В мае 1990 г. был образован подготовительный комитет, в 1991 г. прошли пробные передачи, а в начале 1992 г. в Сеуле кабельная сеть, правда, пока еще небольшая, начала действовать [9, с. 87].

В 1993 г. Министерством Информации и Свя­зи были лицензированы 21 поставщик программ и 50 системных операторов, которые вместе с компаниями Корея Электроник Пауэр Ко и Корея Телеком стали операторами кабельной сети [10, с. 196].

Нехватка конвертеров и отсутствие сотруд­ничества с заинтересованными правитель­ственными министерствами и компаниями по технической экспертизе не давало возможности для развития кабельного телевидения в Юж­ной Кореи на ранних стадиях. Однако уже к концу 1993 г. в связи с тем, что было установле­но достаточное количество проводов и допол­нительно было подключено 6 каналов, общее число подписчиков составило 500 000 человек [10, с.198]. В итоге кабельная сеть Кореи к кон­цу работы своего первого года (вводный год) смогла распространиться достаточно глубоко, и доля подписчиков росла быстрее посравнению с другими странами, внедрившими кабельное телевидение [10, с. 199].

В 1994 году правительство выбирало 53 си­стемных операторов, которые начали свою трансляционную работу 1 марта 1995 г. По дан­ным 1997 г. в компании CATT! действовали 29 каналов в 16 программных категориях, включая 3 общественных [5, с. 529].

Первая национальная кабельная система на­чала свою работу с 27 каналов [10, с. 195]. С 1 марта 1995 года, с запуском Телевизионных Новостей Ёнхап (Yonhap) (YTN), настала новая эра кабельного телевидения в Южной Корее, когда 20 стаций кабельного телевидения запу­стили свои программы по всей стране. Это явля­лось сигналом, символизирующим наступление новой эпохи СМИ. Была завершена монополиза­ция телевизионной сети, теперь зрители смогли выбирать любой из понравившихся каналов в любое время [11, с. 227].

1 марта 1995 г., во время начала функциони­рования станций, действующий тогда президент Ким Ен Сам приветствовал эпоху кабельного телевидения в стране, «Наши усилия ускорить появление информированного общества и улуч­шение культурной жизни нации принесли свои плоды», заметил президент. Также он отметил, что новые источники СМИ помогут продвигать­ся стратегии глобализации, поощряемой прави­тельством, и обеспечивать население необходи­мой информацией, удовлетворять их многосто­ронние потребности в культуре, информации и развлечении [11, с. 230].

С этого времени в общей сложности 20 стан­ций кабельного телевидения по всей стране вместе с 48 региональными станциями начали свою вещательную деятельность. Помимо это­го, 24 телевизионных канала в стране, включая 20 эксклюзивных кабельных каналов, а также каналы Кей-Би-Эс 1, Кей-Би-Эс 2 и канал BBS, предоставили доступ к кабельному телевидению для 229 463 абонентов. Уже к 1 апреля 1995 г. число абонентов возросло до 380 тыс. человек, поскольку скорость установки конвертеров в до­мах, а также прокладка кабеля, увеличилась.

Первый канал новостей, транслирующийся 24 часа в сутки, был запущен в 11.50 утра 1 мар­та 1995 г. и затем продолжил свою работу с регу­лярным выпуском новостей каждые полчаса.

В марте 1995 г. Компания Самсунг Электрик начала производить конвертеры корейского типа для кабельного телевидения, называемые «hanulim». Конвертер компании, который был произведен на сумму примерно 1 миллиард вон, имел возможность считывания секретного зако­дированного сообщения и мог расшифровывать картинку, сообщая станции кабельного телеви­дения, что канал был выключен зрителем.

18 марта того же года правительством было выдвинуто предложение, дающее право неза­висимым компаниям, имеющим собственные средства связи предоставлять услуги кабельного телевидения. Корейская Ассоциация кабельного телевидения официально начала свою работу с провайдерами программ, операторами станций и операторами телевизионной сети со встречи с данными фирмами 20 апреля в Сеуле. Председа­телем ассоциации был избран Ким Чжа-ги, а быв­ший посол Кореи в Японии Ким Кванг-сик был назначен заместителем председателя [11, с. 232].

До того, как запустить кабельное телевиде­ние, для каждой станции был выбран номер ка­налов [10, с. 199].

С 17 августа пробный запуск кабельной теле­визионной станции был испытан в городе Сувон с доступом к серверу примерно 100 абонентов. Цель данного теста состояла в том, чтобы про­наблюдать, как оборудование, произведенное на местном рынке, а также части системы кабель­ного телевидения смогут работать в условиях местности.

Министерство Информации выбрало допол­нительное число операторов кабельной сети 8 октября 1995 г., включая каналы для покупок на дому, мультфильмы, культуру, искусство и пря­мые трансляции спортивных состязаний. Кана­лы для покупки товаров на дому были переданы двум успешным кандидатам из 8 претендентов: компании LG Коммуникации и Информации и компании Samku Коммуникации. Станция для мультфильмов была передана компании Orion Cartoon Network (Сеть Мультфильмов Orion), до­черней компании Orion Confectionary Co., канал для прямых трансляций спортивных состяза­ний перешел к Корейской Ассоциации Прямых трансляций, права на трансляцию каналов куль­тура и искусство были переданы Компании A и C Kolon.

Комитет по подготовке Программ Кабельного телевидения Протестанской Церкви, консорци­ум всех протестантских церквей страны, после полутора лет борьбы выиграл право использо­вать кабельный канал исключительно в религи­озных целях, и Министерство Информации вы­несло данное постановление 5 декабря 1995 г. [11, с. 230].

Промышленность, однако, не была лишена проблем с момента основания кабельного ТВ. Задержка установки специального кабеля и не­эффективной поставки конвертеров замедлила рост подписчиков на подключение к кабельно-

 

Название канала

Номер канала

YTN (канал новостей)

24

Maeil (экономические новости)

20

Catch One (канал транслирующий фильмы)

31

Cinema Network (канал транслирующий фильмы)

22

Корейский Спорт

30

Канал Q (информационный канал)

25

Century TV (центральное телевидение)

29

Hyundai Broadcast (развлекательный канал)

19

Телепрограмма Cheil

36

My TV

44

Dasom TV (образовательный канал)

26

Dusan Supernetwork

23

Музыкальный канал

27

Koryo Music TV (музыкальный канал)

21

Daekyo TV

17

Dong-A TV

34

Green TV (женский канал)

35

Pyonghwa Broadcast TV

33

Buddhist Broadcast (канал о буддизме)

32

Канал Транспорт и Туризм

28

Для общественных телепередач

6

 

му телевидению. Число подписчиков составило всего 100 000 человек по всей стране с момента запуска, и станции переживали трудные времена относительно размещения рекламы и заполне­ния эфирного времени качественными програм­мами. В связи с недостаточным количеством под­писчиков компании, занимающиеся кабельным телевидением, были вынуждены отложить сбор абонентской платы до мая 1995 г. [11, с. 229].

Индустрия кабельного телевидения значи­тельно пострадала от экономического кризиса 1997 г., что в большей степени было связано с нехваткой рекламы, поступающей от крупных корпораций. Подписчики кабельного телевиде­ния на 1997 г. составляли всего лишь 850 000 че­ловек, от запланированного 1 млн.

Снижение количества подписчиков на ка­бельное телевидение частично явилось послед­ствием кризиса и предрасположенностью зри­телей сокращать расходы в трудные времена на несущественные услуги. Однако существовали и другие проблемы, такие, как низкое качество транслируемых программ, повторные програм­мы, которые составили 90% всего эфира. Неко­торые кабельные операторы были проданы.

Трудности, возникшие вследствие экономи­ческого кризиса, заставили кабельное телеви­дение осуществить реструктуризацию, для того чтобы продолжать работать. Многое компании предприняли серию реорганизаций, включая со­кращение персонала и заработных плат.

Буддистское телевидение и Христианское телевидение сократили от 40 до 60% своего пер­сонала, в то время как многие операторы, такие как My TV, Dasom Broadcasting и GT, сократили от 20 до 50% персонала каждый [12, с. 247].

В 1997 г. впервые была показана американ­ская драма про врачей «Скорая помощь» на ка­бельном телевидении каналом Catch-One. Далее, в том же году два канала, продающие товары на дому, 39 shopping и LG Home Shopping, замети­ли, что их продажи резко возросли. Их успеш­ный опыт подтолкнул другие кабельные каналы создать подобные программы покупок на дому [12, с. 248].

На конец 2005 г. в стране были зарегистриро­ваны 14 млн. абонентов кабельного телевидения, которые могли на 70 каналах смотреть 77 тема­тических телепрограмм.

На сегодняшний день кабельное ТВ в Южной Корее имеет уникальную трехстороннюю струк­туру, состоящую из программного поставщика -провайдера (ПП), системного оператора (СО) и сетевого оператора (СО) [5, с. 529].

Кабельное телевидение является окончанием сверхширокополосного тракта передачи инфор­мации, создание которого правительство Респу­блики Корея планирует закончить в 2015 г. [11, с. 229]. Данная отрасль принесет доход отраслям, связанным с телевидением, с огромным ожидае­мым эффектом роста в экономике.

Однако, несмотря на то, что кабельное ТВ в Республике Корея развивается достаточно бы­стрыми темпами, ему необходимо будет еще пройти определенный путь развития.

В первую очередь, системе кабельного теле­видения необходимо большое количество про­грамм для эфира, вызывающих развитие про­изводства программ и сопутствующих произ­водств. Понадобится 30 000 персонала для соз­дания программ, а также 7 триллионов вон для приобретения оборудования, продуктов и про­грамм.

Другим источником беспокойства относи­тельно индустрии кабельного телевидения явля­ется то, какой эффект она окажет на социальную сферу. Положительным аспектом явился боль­шой выбор программ, удовлетворяющих любого на 20 каналах, а именно 12 различных направле­ний, включая новости, спорт, образование, кино, религиозные программы, развлекательные про­граммы, каналы культуры, искусства и многое

другое.

Критики обеспокоены тем, что количество телевизионных программ влияет на мышление зрителей, что зрители не могут мыслить раци­онально, становясь зависимыми от телевизион­ных программ без смысловой нагрузки. Они так­же волнуются, что слишком много иностранных программ могут посягнуть на местную культуру, включая традиционный образ жизни [11, с. 229].

Благодаря своей несомненной аудиовизуаль­ной привлекательности и влиянию, телевидение стало важным средством массовой информации и культуры. Первоначально основная функция телевидения была исключительно развлека­тельная, но с некоторых пор оно стало уделять большее внимание информационным и образо­вательным программам, составляя серьезную конкуренцию радио и газетам.

Сегодня массмедиа является неотъемлемой частью массовой культуры. Массмедиа контро­лирует бизнес индустрию, ее экономические и культурные функции. Республика Корея, как и другие страны с развитой телевизионной сетью, уделяет огромное внимание росту массмедиа и популярной массовой культуре. Телевидение занимает центральное место в процессе дина­мичного культурного изменения. Телевидение, прочно закрепившись в повседневной жизни на­рода, является ярким представителем массовой культуры, которое влияет на наши умы и сердца, на наши желания и возможности.

Телевидение стало могучим конструктором современной культуры. Телевидение, являясь са­мым доступным и распространенным средством массовой информации в условиях современной жизни, обеспечивает большинство людей сведе­ниями из всех областей человеческой деятель­ности, тем самым влияя на информационную и культурную ситуацию в современном обществе.

Телевидение заполняет досуг человека, ин­формирует его о состоянии мира, развлекает, иногда обучает его, а также достаточно силь­но воздействует на духовные ценности, на весь строй мышления людей, на стиль мировоспри­ятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Совре­менная же культура - массовая культура, склады­вается не только из совокупности освоенных и вновь созданных ценностей, но также формиру­ется средствами массовой коммуникации, в том числе телевидением, которое выступает меха­низмом распространения этих ценностей.

 

Литература

  1. Storey J. Culture Studies and the Study of Popular Culture. Edinburgh. - 1998. - P. 9.
  2. Акопян К. З. Массовая культура: учебное по­собие. - М.: Альфа-М; ИНФРА-Мб, 2004. - С.230.
  3. Луков М.В. Телевидение: влияние на культу­ру (тезаурусный анализ) // Науч. труды аспи­рантов и докторантов. - Вып. 2005*12(49). -М.: МосГУ, 2005. - С. 53-58. (0,4 п. л.).
  4. Кабельное ТВ. Материал из свободной Эн-циклопедии@Broadcasting.Ru. //  broadcasting.ru/wiki/index.php?title=%D0%92
  5. Suh Cheon-Soo. Television Broadcasting. An encyclopedia of Korean culture. Seoul.Hansebon. 2006, р. 647.
  6. Андрей Ланьков. Ранние годы корейского телевидения. /lankov.oriental.ru/d64.shtml
  7. Taehee Lee. Accounting Separation in the Korean
  8. Telecommunication Industry. Korean social science journal. Vol. XXIV №2 1998, p. 3
  9. Гуенков В., Южная Корея полностью перей­дет на цифровое телевещание к 2012 году. Сеульский вестник // vestnik.tripod.com/novosti07/060603.html
  10. Круглов Е.В. Средство массовой информации Южной Кореи в условиях обновление и де­мократизации. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.Журналистика. - 1993. - №3. - С. 87.
  11. Korean annual. a comprehensive handbook on Korea. 31st annual edition. Mass communications. Seoul - 1994. - Р. 820.
  12. Korean annual. a comprehensive handbook on Korea. 32nd annual edition. Mass communications. - Seoul, 1995. - Р. 818.
  13. Korean annual. a comprehensive handbook on Korea. 35th annual edition. Mass communications. - Seoul, - 1998, - Р. 247.
Фамилия автора: Ж.Н. Алимбаева
Год: 2012
Город: Алматы
Категория: Востоковедение
Яндекс.Метрика