Развитие ремесла в северном Азербайджане и его влияние на внешнюю торговлю

В историко-географических источниках античных и средневековых авторов содержатся крайне непоследовательные, но очень важные сведения о структуре ремесленного производ­ства, отдельных его отраслей, в том числе и о керамике, торговле, количестве и этническом составе населения городов Северного Азер­байджана указанного периода.

Изготовление керамических изделий (вклю­чая фаянс) средневековыми мастерами зависело от многих, различных факторов, главными из которых являлись различные климатические типы, наличие богатых естественных, природ­ных ресурсов и уровень экономического и культурного развития населения данной тер­ритории. С учётом вышесказанного можно предположить, что для производства местного, высокохудожественного, полихромного фаянса, кроме вышеуказанных слагаемых был необ­ходим минимум объективных и субъективных факторов, имеющих специфические особен­ности (общие, внутренние и внешние):

  1. Богатые каолино-огнеупорные и бенто­нитовые глины.
  2. Неглинистые материалы минерального и органического происхождения, обладающие клейкостью и некоторой пластичностью.
  3. Наличие местного топлива.
  4. Проверенные временем технические и технологические приёмы изготовления и об­жига.
  5. Географическое расположение и состоя­ние городов.
  6. Торговые и культурные связи со странами-производителями фаянсовых изделий.

В VII-XIV вв. в Северном Азербайджане гончарное производство достигло высокой степени развития, сырьём для которого служили высококачественные легкоплавкие и тугоплав­кие, первичные и вторичные каолино-огнеупор-ные глины Малого Кавказа [9]. В частности, рек Гянджачая и Кошкарчая, Загликского, Кызыл-джинского, Геташенского, Готульского, Караму-радского, Шахбузского, Бала-Кюльфинского, Чардахлинского месторождений, а также бенто­ниты северо-восточных предгорий Малого Кавказа, Шемахинско-Кобыстанские и Апше-ронские месторождения глины, удовлетворяю­щие   потребности   гончарного производства.

Тесно связанным с Восточным и Западным миром в XII-XIV вв. в поэме «Арест» Хагани Ширвани в «Хамсе» Низами Гянджави и в сборнике рассказов Мустауфи (казначея) Ма'суда ибн Намдара имеются сведения о различных металлических окислах, рецептах и об изготовлении строительных материалов и глиняных (фаянсовых) изделий. Учёные Азер­байджана Абу-л-Фазл Хубайш ибн Ибрахим Тифлиси (XII в.) в «Описании ремесел» [10], Насиреддин Туси (XIII в.) в «Джавахирнаме» (Тансугнамейи - Элхани), Хамдаллах Казвини (XIV в.) в «Усладе сердец», Мухаммед ибн Хиндушах Нахчывани (XIV в.) в «Дастур ал-Катиб фи тайин ал маратиб» хорошо освещают ключевые вопросы, связанные с памятниками народной, бытовой химии.

Учёные-естествоиспытатели, путешествен­ники, поэты, миссионеры и исследователи в своих трудах, дневниках и записках сообщают об активной добыче естественных полезных ископаемых при помощи примитивных техни­ческих средств и о применении их в метал­лургии и керамическом производстве Северного Азербайджана.

Есть отдельные рецепты изготовления разно­образных цветных глазурей для красногли-няных и фаянсовых, керамических предметов. Здесь же рассказывается о производстве эмалей и о рецептах изготовления их из так называемой «глины мудрости». С появлением расписной керамики в Северном Азербайджане был сделан важный шаг к первому этапу интенсивного раз­вития сложных керамических ремесел. Распис­ная керамика являлась одним из основных субъективных факторов, способствующим раз­витию производства местной глазури, стекла и высокохудожественных фаянсовых изделий. Скопление в городах Северного Азербайджана многочисленных изделий средиземноморских мастеров (стеклянных бус, различных видов украшений из Египетского фаянса) несущих на себе отпечаток двух больших культур, создало реальные условия для обогащения технологи­ческого и физико-термического процессов производства, возникновения традиции анго-бирования белой массой. Большую роль в процессе становления производства керамико-фаянсовых изделий сыграло также производство силикатных пронизок, бус, подвесок, мелких амулетов, найденных в большом количестве в городах Северного Азербайджана до арабского периода. А. Лукас считал, что стекловидные связующие вещества, несомненно, сыграли во все последующие периоды одно из главных ролей изображения нового вида керамической продукции - фаянса [5], свидетельствующего о стремлении к роскоши, близости вкусам насе­ления и о широком размахе торговли. Расчёты показывают, что технические и технологические успехи, достигнутые к концу первого тысяче­летия до н.э. и появления в III-IV вв. поливных керамических изделий, дали новый толчок углублению художественного творчества и открывали широкие перспективы для достиже­ний конечной цели производства фаянсовых изделий. Интенсивному развитию металлурги­ческого и керамического производства в городах Северного Азербайджана способствовало также сооружение печей из каолино-огнеупорных глин с различными примесями. С. М. Казиев, О.Ш. Исмизаде, В.Г. Алиев, Г.М. Ахмедов, Г.А. Джидди, Ф.А. Ибрагимов, К.Г. Алиев [1], А. Б. Нуриев, Г. С. Исмаилзаде, М.М. Алиев, М. А. Кашкай [2], Т.И. Голубкина [3] и Г. Г. Агаев указывают, что разработка место­рождений высокосортных глин, кварцитов и исландского (полевого) шпата, необходимых для гончарного ремесла и которых в Северном Азербайджане немало, началась с глубокой древности. К сожалению, пока не изучен химико-минералогический состав кирпичей, кладочных растворов, плавильных, обжигатель­ных печей различных периодов, обнаруженных во время археологических раскопок. Некоторые исследователи, не изучая минералогический состав и физико-механические свойства кладок, кладочных растворов, мест расположения залежей каолино-огнеупорных глин, отрицают производство фаянсовых изделий в средневе­ковых городах Северного Азербайджана. Фун­даментная часть кабалинских и гарасаккалских (Гейгельский район) керамических печей, относящихся к IX-X вв., согласно минералогии, химико-технологическому анализу забутовы-вались слоем каолино-огнеупорной глины. Внешняя сторона стенок этих аркообразных, квадратных печей была обмазана каолинитом с примесями полевошпатовых пород. При кладке шамотных кирпичей, связующим материалом служили каолино-огнеупорные глины местного значения, не меняющие своих свойств от воздействия высоких температур до 1330оС и выше [6]. Археологический материал, подверг­шийся химическому анализу, близок по минера­логическому состав вышеуказанным залежам. Как известно, традиционные приёмы склады­ваются лишь там, где имеется достаточное количество необходимого материала [7]. Высо­котемпературный тепловой режим в пределах 700-1000оС и более достигался за счёт печи с открытием пламенем сильной тяги, что являлось завершающим этапом производства местных фаянсовых изделий, которые носили на себе отпечаток вкусов населения. З.М. Буниятов отмечал, что добыча полезных ископаемых велась почти в тех же местах, где в наше время добываются те же минералы и металлы. С эпохи Энеолита непластические материалы с инерт­ными заполнителями минерального происхож­дения были использованы во всех видах керамических изделий как примеси-связки. В результате анализов керамики поселений и погребальных памятников от эпохи Бронзы до развитого средневековья было установлено, что в качестве скрепляющих средств были исполь­зованы вяжущие материалы различных видов: гипс, известь, алебастр, мрамор, глиногипс, гажа, соль, природная сода, квасцы, яичный белок, пчелиный воск, смола, крахмал, кровь, молоко, творог и др., обеспечивающие значи­тельную механическую прочность изделий. В начале развитого средневековья пластичные глины стали использовать как связку для кварцевых и огнеупорных материалов, состав­ляющих основу фаянсовых изделий. Архео­логические и этнографические наблюдения позволили установить, что естественные, твёрдые, нетеплостойкие массы (более 300 видов древесных и кустарниковых пород как дуб восточный, гарагач, кохская и Эльдарская сосна, арчан, ореховое дерево) имеют в своём составе больше всего углерода и являются одним из возобновляющихся видов топлива.

Вероятно, интенсивное использование эль-дарской сосны для обжига керамических изде­лий, постройки домов и кораблей привело к ее массовому уничтожению [8]. Установлено, что при контроле над процессом топки, можно при небольшом количестве соснового топлива до­биться большого теплового эффекта. Думается, что при обжиге фаянсовых изделий мастерам-ремесленникам Северного Азербайджана из­вестны были секреты регулировки поступления воздуха в печь с целью получения двуокиси углерода (СО2) для балансирования операции обжига в целом.

Сложившиеся в глубокой древности тра­диции в производстве художественной керамики в городах Северного Азербайджана развились, сохраняя свою самобытность, стиль, харак­терные черты, образуя тем самым различные художественные школы. В найденных кера-мико-фаянсовых изделиях прослеживаются своеобразные особенности технологической и художественной стороны школ. В процессе исторического развития школам удалось вопло­тить свои сокровенные чувства и переживания, нравственно-эстетические идеалы и непревзой­денных керамических сосудах, великолепных архитектурных сооружениях, предметах декора­тивно-прикладного искусства и в оригинальных миниатюрах. Мастера вносили в ее использо­ванные свои особенности, присущие социально-экономическим, климатическим условиям, тех­нике производства, строительным работам и этническим традициям.

С начала развитого средневековья усилилась роль городов Астара, Байлакана, Баку, Гянджа, Барда, Шамкира, Кабала, Шамахы и Шабрана как связующего звена и перевалочного пункта между двумя важнейшими мировыми культур­ными и религиозными центрами. Через эти города пролегали международные торговые пути, соединяющие Северный Азербайджан с восточными славянами, Сирией, Ираком, Сред­ней (Центральной) и Малой Азией, Восточной Европой, народами Прибалтики, Скандинавии и Дальнего Востока. В эти города съезжались купцы, через них перегоняли пленных, в этих городах оседали целые племена и народы. Находили здесь убежища недовольные и беглые как с востока, так и с запада. При сравнительном и химическом анализах массового археологи­ческого материала, в особенности фаянса, хорошо прослеживаются технические и техно­логические контакты и следы миграции ремес­ленников. Кроме того, страны и народы этого региона развивались в обстановке постоянных культурных контактов и торговли. Ремеслен­ники, работающие на рынок, вывозили в более отдаленные места, а иногда в далёкие страны различный ассортимент товаров, также пред­метов, изготовленных другими ремесленниками. Ещё важнее для них был обмен знаниями и опытом. Следовательно, они были заказчиками литературы и распространителями химических трактатов, а также новых технических приёмов, традиций и достижений народов этих стран, чтобы производить подобные товары на месте.

Ремесленники - купцы из городов Северного Азербайджана продолжали взаимовыгодную торговлю со странами-производителями фаянса. В этих странах они продавали шафран, краску, марен, керамическую посуду, ремесленные изделия и минеральное сырье [4]. Одновременно иранские, сирийские, греческие, египетские, китайские и индийские мастера-ремесленники имели возможность познакомиться с самобыт­ными ремесленными традициями североазер­байджанских городов, некоторые даже обосно­вались здесь. В документах упоминается, что ремесленники, нередко родившиеся в одном месте, а ведущие свои дела в другом, занимали значительное место в экономической жизни страны. Всестороннее изучение фаянсовых изделий из городов Северного Азербайджана позволяет сделать определенные выводы не только о характере или способности произ­водства керамико-фаянсового ремесла средневе­ковых городов, но и открывает до сих пор нераскрытые следы технологических возмож­ностей средневековых мастеров-керамистов.

 

Литература

  1. Алиев К. Г. Античная Кавказская Албания (I в. до н.э. - II в. н.э.). Баку: изд-во «Азернешр»,1992, 238 с.

  2. Алиев М. М., Кашкай М. А. Из истории геологи­ческих понятий в горнорудном деле в древнем и средне­вековом Азербайджане. // Труды института истории Естествознания и Техники т. IX, М.: изд-во АН СССР, 1957. С. 138-154.

  3. Голубкина Т. И. Об использовании каолина в Кав­казской Албании. В кн.: Материалы к сессии, посвященной итогам полевых археологических и этнографических иссле­дований 1971 г. в СССР. Тезисы докладов археологов и этнографов Азербайджанской ССР. Баку: изд-во АН Азербайджанской ССР, 1972, С. 24-25.

  4. Гусейнов Р. А. Сирийские источники XII-XIII вв. об Азербайджане. Баку, изд-во АН Азербайджанской ССР, 1960, 181 с.

  5. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Перевод с английского Б.Н.Савченко. М.: изд-во «Иностранная литература», 1958, 747 с.

  6. Общая химическая технология топлива. М.-Л., изд-во «Госхимиздат», 1947, 495 с.

  7. Петрунь В.Ф. Об одном интересном направлении изучении состава отстающих примесей в керамических изделиях прошлого. В кн.: Материальная культура Азер­байджана, т. VII, изд-во «Элм», 1973, сс. 40-45.

  8. Сафаров И.С. Сосна эльдарская и ее разведение в южных районах СССР. Баку: изд-во «Элм», 1972, 93 с.

  9. Тихомиров В.В., Хаин В.Е. Краткий очерк истории геологии. М.: изд-во «Госгеолтехиздат», 1956, 260 с.; Оруджев А. Ш. Керамическое производство в ранне-средневековом Азербайджане (IV-VII вв.). Автореф. канд. истор. наук. Баку: изд-во АН Азербайджанской ССР, 1971, 16 с.

  10. Хубайш Тифлиси. Описание ремесел. Памятники письменности Востока 51. Перевод с персидского Г. М. Михалевича. М.: изд-во «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1976, 256 с.

Фамилия автора: Г. Рамазанлы
Год: 2011
Город: Алматы
Яндекс.Метрика