Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Социально-философский аспект анализа языка

Язык, по мысли немецкого философа М. Хайдеггера, впервые дает имя сущему и через такое именование «впервые изводит сущее в слово и явление». Язык таит в себе «офор­мленную концептуальность», и путь к подлинному смыслу бытия лежит через реф­лексию над языком. Хайдеггер предлагает при философских размышлениях «вслушиваться» в забытые и повседневно используемые слова, «слушая», что они говорят «сами по себе», вне исторических контекстов, и часто прибегает сам к этой установке при осмыслении философских терминов. Так, при интерпретации понятия «метафизика» он опирается на лингвистический анализ слова «предмет» (Gegenstand от gegen «против» и stehen «стоять»), обыгрывая идею противостояния, лежащую в основании значения данного слова, и полагая при этом, что метафизика с самого начала относится к сущему как чему-то противостоящему человеку, как к чему-то внешнему и чуждому.

Выход на теоретическую авансцену фило­софского постмодернизма был связаобраще-нием к весьма значимому для интеллектуальных кругов Запада феномену, лежащему на стыке литературы, критики, философии, лингвистики и культурологии, - феномену "поэтического языка" или "поэтического мышления", в офор­млении которого важную роль сыграли философско-эстетические представления восточ­ного происхождения, в первую очередь дзэн буддизма и даосизма.

Важное последствие этого уже описанного нами выше явления -высокая степень теорети­ческой саморефлексии, присущая современным писателям постмодернистской ориентации, выступающим как теоретики собственного творчества. Да, пожалуй, и специфика этого искусства такова, что оно просто не может существовать без авторского комментария. Все то, что называется "постмодернистским рома­ном" Джона Фаулза, Джона Барта, Алена Роб-Грийе, Рональда Сьюкеника, Филиппа Соллерса, Хулио Кортасара и многих других, непре­менно включает весьма пространные рассуж­дения о самом процессе написания произве­дения. Вводя в ткань повествования теорети­ческие пассажи, писатели постмодернистской ориентации нередко в них прямо апеллируют к авторитету Ролана Барта, Жака Дерриды, Мишеля Фуко и других апостолов постст­руктурализма, заявляя о невозможности в новых условиях писать "по-старому" [1, с. 269].

Как же сложилась эта модель "поэтиче­ского" мышления вполне естественная для ху­дожественного творчества, но, на первый взгляд, трудно объяснимая в своем философско-литературоведческом варианте? Она сформиро­валась под несомненным влиянием философско-эстетических представлений Востока, что разумеется, не предполагает ни автомати­ческого заимствования, ни схематического ко­пирования чужих традиций во всей их целостности.

Аллан Меджилл выявляет один сущест­венный общий признак в мышлении Ницше, Хайдеггера, Фуко и Дерриды: все они -мыслители кризисного типа и в данном отношении являются выразителями модернист­ского и постмодернистского сознания: "Кризис как таковой - настолько очевидный элемент их творчества, что вряд ли можно оспорить его значение [2,с.12]."Кризис" - «это утрата авто­ритетных и доступных разуму стандартов добра, истины и прекрасного, утрата, отягощен­ная одновременной потерей веры в божье слово Библии" . Высказывания подобного рода можно в изобилии встретить сегодня практически в любой работе философского, культурологиче­ского или литературоведческого характера, претендующей в какой-либо степени на па-норамно-обобщающую позицию. В этих условиях дискредитации европейской философ­ской и культурной традиции возникла острая проблема поисков иной духовной традиции, и взоры, естественно, обратились на Восток.

Мишель Фуко представитель позднего структурализма; хотя в последних работах он довольно решительно протестует против причи­сления его к этому течению, и, может быть, поэтому историки философии предпочитают его называть «постструктуралистом». В своем труде «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» Фуко уже прочно вдохновлялся идеей, что на человеческую деятельность оказывают влияния сохраняющееся на протяжении определенных периодов истории, социально закрепленные формы духа и знания. При этом обращение к « археологическому» ракурсу осмысления проб­лемы означало для Фуко решительный отказ от трансцендентализма в любом виде, т. е. от наделения наблюдающего и познающего су­бъекта абсолютным приоритетом [3, с 122].

Фуко не только ставит в центр своего внимания язык, но и рассматривает его как некую реальность, в онтологическом плане не только независимую от говорящих людей и даже базисную. Для того чтобы достичь этого уровня в исследовании языка, он считает необ­ходимо провести довольно радикальную «ре­дукцию»: сначала надо «оставить за скобками » конкретное содержание фраз и слов - в результате мы получим синтаксис - хотя и « формальный», но все еще несущий определен­ную семантическую; затем сделать то же со смыслом как таковым. Когда в результате от языка останется только «чистая структура», связанное лишь с различиями в материале, ко­торый может служить знаками, у нас останется нечто вроде абсолютного условия бытия речи. Нетрудно сделать вывод, что «фонологическое» пространство (пространство возможностей знаковой системы) несравненно шире, чем «пространство» любого « конкретного» языка. Последнее, в свою очередь, шире, чем простран­ство речи, наполненной осмысленными словами и выражениями.

Это общее предпосылки, отправляясь от которых Фуко предпринял оригинальную по­пытку реконструкцию исторического процесса с целью выявить его структуру и его наиболее фундаментальный слой. В этом плане он сам считает, одним из своих главных предшест­венников К. Маркса, с его материалистическими пониманием истории как последовательной смены общественной формации, отделенных друг от друга краткими периодами революций. Тем самым, по мысли Фуко, именно Маркс внес большой вклад в формирование нового подхода к истории, нового ее понимания, «когда историки могут позволить себе раскрывать, описывать, анализировать структуры, не заботясь о том, не упускают ли при этом живую, нежную и трепетную историю» [4, с.15].

Согласно Э. Гуссерлю, существование какой-либо культурной формы возможно только благодаря традиции. Производство же самой культурной формы происходит исключительно внутри творца и при этом принадлежит исклю­чительно духовному пространству. Это значит, что произведенное содержание не психично и не существует только в сфере частного созна­ния, оно существует в качестве объективно сущего для «каждого» и обладает во всех своих особенных формах своеобразным, сверхвремен­ным, для всех людей доступным бытием. И в дальнейшем любые кем бы то ни было произведенные новые формы на основе этих форм, тут же принимают такую же объектив­ность. Объективность эта «идеальна», и она присуща целому классу духовных образований культурного мира. Произведения этого рода, полагает Гуссерль, не обладают в отличие от инструментов техники повторяемостью во многих сходных друг с другом экземплярах. При посредстве языка «идеальная предмет­ность» из своего изначального внутриличного истока, находящегося в творце, достигает идеальной объективности. Живя в мире человек, сознает его как горизонт своей жизни, как гори­зонт «вещей», его действительных и возможных интересов и занятий. К этому горизонту чело­вечества принадлежит язык. Только через язык и его фиксации как возможные сообщения горизонт человечества является открыто беско­нечным, каковым он всегда существует для людей. Мир, о котором мы говорим, с одной стороны, и язык - с другой - нераздельно переплетены, и всегда уже осознаны в своей неразделимой связанности. В контакте взаим­ного языкового понимания первоначально произведенное отдельным субъектом будет потом активно воспринято и понято другими.

Таким образом, Гуссерль подводит нас к решению ряда существенных проблем - это проблемы традиции, производства и воспроиз­водства культурного содержания, значимости при этом языка (письменности) и топологи­ческого параметра (горизонта мира). Предлагае­мый Гуссерлем подход позволяет по-новому взглянуть на историко-культурный процесс, при котором история предстает не в качестве линейного непрерывного становления, а в ка­честве непрерывно воспроизводимого историче­ского опыта, обладающего интенциональным существом. При этом традиция понимается не в «каузальной» перспективе, а как обобщенный опыт практического выживания людей в совместности. Вечное и историческое здесь не противопоставляются. Вечность есть не что иное, как некоторая историчность, ибо она яв­ляется возможностью самой истории. Гуссерль подчеркивает, что действия людей не есть исполнение заранее заданной идеи. Последняя предстает как смысл и цель, для исполнения которых история практической деятельности людей имеет сущностное значение.

Создается впечатление, что Гуссерль про­ходит мимо «горизонта» языковой идеальности, но все, же постулирует, то обстоятельство, что язык и сознание человеческого сообщества выступают в качестве уже «данного» в тот самый момент, когда возникает возможность науки. «Горизонт сообщества предполагает горизонт мира, вместе они означают одну, но бесконечно открытую тотальность возможных опытов. Сознание сообщества в одном и том же мире основывает возможность универсального языка» [ 5,с.322]. Какими бы разнородными ни были сущностные структуры различных языков и культур, по Гуссерлю, перевод между ними в принципе возможен, поскольку их носители будут обладать сознанием общей принадлеж­ности одному и тому же человечеству, жи­вущему в одном и том же мире. Здесь обна­руживается выход на топологическую пробле­матику, правда толкуемую Гуссерлем однопланово. Языковые различия, полагает Гуссерль, преодолеваются потому, что люди способны сойтись перед лицом одного и того же естественного сущего. Чисто естественное сущее принадлежит чувственному миру, кото­рый является первоосновой общения. Земля наиболее универсальная стихия (она объектив­нее, постояннее и устойчивее всех других «первостихий» и в более широком смысле включает их в себя) и она закономерно предо­ставляет почву для первых идеальностей. Но не является ли «чистая природа» всегда уже скрытой, а не-коммуникативность и не­понимание действительным горизонтом языка и культуры? Также и абсолютная переводимость обнаруживает свои границы, как только означаемое, оказывается, невозможно перевести в модель объективного и чувственного сущего. На всех уровнях язык сопротивляется абсо­лютной переводимости, поскольку несет на себе следы эмпирической субъективности, индиви­дуальности или социальности. В поле же зрения Гуссерля находится объективный язык науки, а поэтический язык (в противоположность тому, что думает Хайдеггер), чьими значениями, как ему кажется, не являются «объекты», не обладает трансцендентальной значимостью.

Резюмируя вышесказанное, и придя к выводу, поэтому язык, традиция и история существуют лишь постольку, поскольку они выходят на поверхность. Так, что же тогда такое Земля - поставщик однозначных структур счета и геометрии, идеализированных ее форм, порождаемых в интерсубъективном сообществе, или то, что в совместностном взаимодействии людей способно производить многомерность и множественность способов человеческого существования? И вообще, насколько решение данных вопросов возможно на ниве чистой феноменологии?

Структуралисты - философы поставили целый ряд интереснейших проблем: возник­новения и развития языка, мифологии, религии, культуры и их влияния на социальные структуры; взаимосвязей психического и со­циального, структуры личности и ее само­сознания. Философия структурализма разви­вается в русле позитивизма, является его модификацией.

 

Литература

  1. Зубкова Л.Г. Язык как форма. - М.,1999.
  2. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М., 1977.
  3. ФукоМ. Слова и вещи. -М.,1973.Фуко М. Археология знания. - Киев, 1996.
  4. Гуссерль Э. Собр. соч. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. - М.: Гносис, 1994.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.