Формирования отношений между религией и государством в казахстанском обществе

1- Генезис отношений между религией и государством

Религия и политика, появившиеся на исторической арене вместе с появлением человечества, являются одними из самых значительных определяющих элементов общества, играющих важную роль в жизни человека. Согласно взглядов Эмиля Дюкхейма, которые являются общепринятыми, религия представляет собой систему верований и ритуалов, обеспечивших появление той или иной общины, духовно принявшей эту систему[1, 7]. Государство, в свою очередь, в самом широком смысле является наиболее организованной политической структурой человечества. И религия, и государство, с точки зрения регулирования сферы и формы человеческого существования, несут в себе очень схожие задачи и функции. Так, государство является политическим объединением, которое создает различные человечес­кие общества, после чего управляет и контролирует его членов; религия же - это структура, придающая форму взглядам, идеям и поведению в этих обществах посредством верований и ритуалов. Однако, не смотря на то, что оба эти понятия специализируются на определении и регулировании общественной жизни, зачастую они вступают в противоборство между собой.

С развитием первобытнообщинных обществ понятия бога и божественной воли были синонимичны, отчего религиозная и политическая власть сливались воедино. В результате власть в те времена обладала религиозным статусом, формировавшим общественные взгляды, согласно которых правитель, будучи потомком бога, получал власть от бога и своими повелениями он передавал божественную волю. Например в традиционном японском обществе считалось, что императоры являются потомками богини солнца Аматэрасу. Египетские фараоны свято верили, что являются потомками бога солнца, который создал этот мир и назначил их управлять им. В тюркском каганате правители верили, что своими повеле­ниями изъявляют божественную волю бога неба. В процессе исторического развития такие теократичес­кие политические формирования можно наблюдать в израильском, российском и византийском обществе. Как видно из вышесказанного, с самых древних времен отношения религия-государство находились в самой тесной связи, что было продиктовано необходимостью четко определять форму человеческого существования.

История христианства представляет перед нами три различных понимания, представляющих три различных направления христианства. Первое из них - теократическая форма существования. Согласно этого понятия правитель является эффективным передатчиком божественной воли, то есть важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам, причем религиоз­ные деятели имеют решающее влияние на политику государства Средневековая инквизиция, отлучение от церкви, предание анафеме и сожжение еретиков - вот наиболее яркие примеры теократии. Вторым направлением является византийская форма существования. Согласно этого понятия, правитель является единоличным представителем божественного на земле. Это положило начало православию в христианст­ве. И, наконец, третье направление проповедует секуляризованный образ жизни, где церковь отделена от государства. Согласно этого понятия бог и правитель - это две разные реальности, существующие раз­дельно. Это понятие стало принципом для протестантов. Онтологические исследования показывают, что эти три различных направления создали три различных вида государства и политического устройства [2, 26].

Первый из указанных типов государства - теократическое, которое представляет собой государствен­ную систему, привязанную к религии. Если кратко рассматривать такое государство, можно заметить, что оно повсеместно существовало в дохристианский период. Нет смотря на то, что в дохристианский период правила идеология, где римское право наделало императора божественными чертами, в начале своего существования христианская вера, управление и право преследовались Римской империей.

Можно сказать, что теократическое государство представляло собой политическую систему, сформи­рованную в соответствии с религиозными догмами. К примеру, лицо, осуществлявшее управление религиозной общиной одновременно являлось лидером политической власти. В данном случае речь идет о власти религии во всех сферах политической и социальной жизни, во всех государственных и общественных структурах. В этой системе источники политического правления опирались на религиоз­ные, сверхестественные божественные устои. Из этого выходило, что восприятие вины и греха происхо­дило сквозь религиозные основы и оценивались именно с этой точки зрения. То есть, таким образом, обосновывалась легальность теократической государственной структуры.

Второй тип государственности отдает приоритет политике, причем религия привязана к политике, то есть это такой тип государства, где религия стоит на службе политики и правительства. В такой государственной системе религия не имеет каких-либо надстроек в политической власти, однако некоторые религиозные догмы и правила власть может использовать в своих интересах. Религия как способ восприятия для людей является неким формальным разъяснением действительности. В этой структуре государство принимает какую-либо религию как официальную, причем отношения религия-государство довольно тесные. Однако в таких тесных отношениях наблюдается превосходство государ­ства, имеющего надстройки над религиозным институтом. В историческом процессе таким примером может послужить православная церковь в России. Такие государственные системы иногда носят названия полурелигиозного государства.

Третьий вид отношений религия-государство является основой для либерального типа государства, защищающего принципы независимости друг от друга государства и церкви. В более широком смысле ни государство не связано с религией, ни религия не связана с государством. Это два разных института осуществляют функции каждый в своей сфере деятельности. То, что является грехом для религии, не обязательно является преступлением в государстве. В секуляризованной политической системе государство не может утвердить какую-либо официальную религию, потому что эти две реальности совершенно отделены друг от друга в профессиональном плане. В этом случае такое государство перестает быть в одинаковой мере приближено ко всем имеющимся в нем религиям. Согласно данной системы религиозные правила и юридические нормы могут время от времени пересекаться, однако это не означает, что общество обязано подчиняться религиозным правилам. Вместе с этим в секуляризирован­ной государственной системе религия не является общественной службой. То есть государство не может выделить какую-либо религию в качестве общественной службы, оно обязано создать безопасную среду для проживания какой-либо религиозной общины как части общества, причем люди остаются вольны в выборе вероисповедания. Эта свобода всегда находится под защитой самой структуры секуляризирован­ного государства. Какой бы веры не был человек, он не имеет права вмешиваться в личное пространство других лиц, задевая их религию. Это в частности показывает свободу отношений в таком обществе. Если политическая система соблюдает юридические положения, то отношение к религии остается свободным и те или иные последователи той или иной веры свободны в своих действиях. Таким государством можно назвать Францию.

В нашем исследовании отношений религия-государство изучены отношения религии и государства в теории, однако при более глубоком рассмотрении данной темы можно заметить некоторые противоречия, которые требуют дальнейшего изучения, особенно интересны взгляды некоторых наиболее известных мыслителей.

Например, Никола Макиавелли для решения насущных практических и политических проблем взял за основу понятие «нового человека». Наблюдая за жизнью, он старался отделить церковь от государства. В своих трудах он исследовал завоевание политической власти, ее защиту, рост и разрушение. Наблюдая за теми или иными событиями, он подходил к этому процессу не с позиции религии либо морали, а старался вывести непредвзятое мнение. Во времена Макиавелли во всех сферах жизни западного мира властвовала религия. Истина была в руках монахов - в Библии. Согласно Макиавелли, силу имеет только то государство, которое опирается на один, единый народ [3]. В этой ситуации церковь должна быть национальной, а национальная политика должна служить во благо национальным интересам [4, 42].

Главным все взглядах Мартин Лютера была борьба с принуждением в вере. То есть каждый имел право по своему желанию выбирать и следовать той или иной религии, напрямую общаться с богом и быть монахом для себя. Такие взгляды делали ненужным класс религиозных деятелей и монахов, связывающих бога с человеком. Лютер утверждал, что никакой человек не может быть посредником между богом и человеком и отрицал все авторитеты в этой области, включая папу. Единственным авторитетом в этом деле согласно Лютера, была священная книга, которую христиане могли ее изучать и следовать ей [3].

Томас Хоббс и Жан-Жак Руссо с помощью научных подходов защищали идею вывода государства из-под власти религии, его национализацию, предлагая примеры новых взаимоотношений людей в обществе, где вместо определяющей роли религии предлагалось понятие «общественного договора».

Согласно Хоббса в природе существует понятие «кто сильнее - тот и прав», поэтому этот принцип должен был войти в основу государственности [3]. Для людей естественна борьба всех против всех. Государство же - это средство регулирования человеческих взаимоотношений и создание необходимых юридических норм.

В истории мира отношения между религией и государством в западных обществах находились в постоянном противостоянии. В некоторых западных обществах отношения между религией и государ­ством строились в рамках секуляризованной системы, в некоторых - государство принимало одну религию и строилось на ее основе, в третьих - определенной религии отдавалось особое предпочтение. Во второй статье Конституции Франции указано «... Республика обеспечивает равноправие всех граждан, независимо от пола, расы или религии» [4, 45].

В Конституции США отношения между религией и государством выражены следующим образом: «Конгресс не принимает законов, создающих религию либо запрещающих свободное верисповедание» [4, 46]. В Англии наблюдается правление теократической системы: «Корона представляет не только политическую власть, но и религиозную. Англиканская церковь Англии до сих пор имеет характер как национальной церкви, так и религиозной власти»[4, 46]. Конституция Германии начинается следующим образом: «Немецкий народ., осознающий свою ответственность перед Богом и людьми» [4, 46]. Свобода вероисповедания и совести указана в 4 статье Конституции Германии «Свобода вероисповеда­ния и совести, свобода религии и философских принципов неприкосновенны. Свобода в исполнении религиозных обрядов и действий гарантируется» [4, 47]. В Италии наблюдается предпочтение, отданное католической церкви по отношению к другим религиям, поэтому в 7 статье Коституции указано: «Государство и католическая церковь независимы и суверенны в своих областях деятельности» [4, 48] А в 8 статье Конституции определено положение других религиозных течений: «Все религиозные течения равноправны перед законом. Все религиозные течения, кроме католических, имеют право на организа­цию в рамках своего статуса, при условии, что это не противоречит итальянскому законодательству». На основании этого положения представители религии строят свои отношения с итальянским правитель­ством. В Португалии тоже наблюдается предпочтение, отданное католической церкви по отношению к другим религиям, так как католическая церковь является традиционной религией португальцев. В Испании единственной полноправной религией является католицизм, всем остальным религиям права и свободы не предоставлены. Согласно Конституции Монако государственной религией явялется католицизм.

В Швеции, являющейся протестантским государством, король Швеции и члены правительства обязаны быть приверженцами лютеранской церкви. Согласно датской Конституции религией Дании является лютеранско-евангистско-христианское направление, поддерживаемое государством. В Конституции Греции главенствует ортодоксальная религия [4, 49].

Согласно сложившейся ситуации Дж.Роберт отношения между религией и государством в современ­ной Европе собрал в три группы: «Государство и религия друг в друге (смешение), государство и религия отдельно друг от друга, но вместе (союз), и государство полностью отдельно от религии (разделение)» [4, 50]. А.П. Стокс предлагает собрать отношения между церковью и государством в четыре группы: «1. Государство управляет религией, 2. Официальная религия расслаблена и не дает свободы другим религиозным сообществам, 3. Две или несколько религий имеют одинаковые права и сосуществуют, 4. Государство и религия полностью разделены» [4, 51].

Можно сделать вывод, что в конституциях современных западных государств при рассмотрении взаимоотношений между религией и государством, мы сталкиваемся с различными системами и структурами.

В заключение следует заметить, что отношения религия-государство порой очень сложны и запутанны. Эти сложности в течении всего исторического развития вносили свои коррективы в исторические процессы. Изменения и развитие политики и религии породили различные научные взгляды. Влияние религии на политику и наоборот порождали различные социальные процессы и были довольно переменчивыми. В теории эта переменчивость породила различные структуры взаимоотно­шений между религией и государством. Эти два института, будучи неотъемлемой частью человеческой жизни, продолжают вести борьбу за приоритет. Поэтому тип общественного управления прямо пропорционально зависит от степени религиозного влияния в данном обществе.

Такой опыт взаимоотношений между религией и государством, ставший результатом активной деятельности социальной мысли, был взят на вооружение при формировании рекомендаций и предложений, касающихся внутренней и внешней политики независимого Казахстана в сфере религии и религиозных отношений. 

2- Особенности отношений между религий и государством в казахстанском обществе

После объявления независимости в 1991 году, Республика Казахстан стало социальным государством, гарантирующим свободу совести и вероисповедания для каждого гражданина, толерантным по отноше­нию к различным религиозным учреждениям и структурам, принявшим принципы равноправия, демокра­тии и свободы. В 1 статье Конституции определено: «Республика Казахстан утверждает себя демократи­ческим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» (5,1 статья), то есть ясно указано, что страной приняты секуляризо­ванные принципы и дела религии и государства полностью отделены друг от друга.

Казахстан - многонациональное государство и гордится этим, причем это одно из тех редких государств, которое смогло использовать многонациональность в лучшую сторону. Во втором пункте 14 статьи Конституции указано: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам», то есть все граждане имеют равные права и свободы, что гарантировано государством.

В 19 статье Конституции указано, что каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность, и каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Таким же образом любой гражданин может указывать или не указывать свое вероисповедание, никаких ограничений в религии нет, никто не имеет права насаждать ту или иную религию. Кроме того, 22 статьей Конституции гарантировано, что каждый имеет право на свободу совести, и осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

В первый год независимости Республики Казахстан 15 января 1992 года был принят Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», где было признано, что Республика Казахстан является демократическим, светским государством, уважающим право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, и важность межконфессионального согласия, религиозную толерантность и уважение религиозных убеждений граждан (6, 1 раздел).

В этом законе, принятом в 1992 году, в 3 статье прямо указано, что «Граждане Республики Казахстан, других государств и лица без гражданства вправе свободно исповедовать как единолично, так и совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, какое-либо принуждение в определении отношения к религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии не допускается» (6, 3 статья).

Опять же в 4 статье указанного Закона определено: «Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиоз­ные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения. Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Не допускается образование партий и иных политических форми­рований религиозного характера, а также участие религиозных объединений в деятельности политичес­ких партий или оказание им финансовой поддержки. Служители религиозных объединений могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами только от своего имени. Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утвержде­ние в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию. Запрещается пропаганда религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях».

Вместе с этим в Казахстане имеют широкое распространение различные религиозные группы и организации. Деятельность некоторых из них запрещена в других странах. Эти группы воспользовались гарантиями государства о свободе вероисповедания и создали различные секты.

Некоторые представители таких групп выступают против закона, отказываясь от выполнения воин­ского долга, не пускают детей в школу, а некоторые переняв взгляды фундаменталистов, занялись терро­ристической деятельностью, разрушая тем самым взаимоотношения между народами, стабильность и порядок в стране.

Если продолжать не обращать внимание на отношения между религией и государствам, предоставлять всем религиям равные права и свободы, то со временем наблюдается негативное влияние вредных религиозных течений на стабильность в стране.

18 мая 2011 г. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подписал указ «Об Агентстве Республики Казахстан по делам религий». В соответствии с 3 пунктом 44 статьи Конституции Респуб­лики Казахстан вышел приказ о реорганизации Агентства Республики Казахстан по делам религий путем вывода Комитета по делам религий из структуры Министерства культуры республики Казахстан [7].

В результате новых веяний и накопленного опыта возникла необходимость внести некоторые изменения в законодательство. Так появился Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». В аннотации к документу указано: «Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направле­ния и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессио­нального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан» [8]. Исходя из этого можно сделать вывод, что в Казахстане особое внимание уделяется истории, культуре, демогра­фической структуре и религиозным ценностям народа, а отношения между религией и государством стали объектом особого внимания, в результате чего формируются новые отношения между религией и государством.

3 статья настоящего закона регулирует отношения между религией и государством. Согласно этой статьи, государство отделено от религии и религиозных объединений, религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер, воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквер­нение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются, каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан, никто не имеет права по мотивам своих религиозных убежде­ний отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.

Таким образом, в соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства, государство не вмешивается в определение гражданином Республики Казахстан, иностран­цем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключе­нием случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан; не возлагает на религиозные объединения выпол­нение функций государственных органов; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан; способ­ствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

Далее, в соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства религиозные объединения не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность; не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью; обязаны соблюдать требования законодатель­ства Республики Казахстан.

Во второй главе Закона, которая носит название «Государственное регулирование в сфере религиозной деятельности» в 4 статье определены компетенции уполномоченного органа, согласно которым «Уполномоченный орган участвует в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области взаимодействия с религиозными объединениями» (8, 4 статья, 1 пункт). Кроме то, проводит изучение и анализ деятельности созданных на территории Республики Казахстан религиозных объединений, миссионеров, духовных (религиозных) организаций образования. С другой стороны «обеспечивает проведение религиоведческих экспертиз и проверки списков граждан-инициаторов создания религиозных объединений» (8, 4 статья, 6 пункт) , то есть государство тщательно регистрирует религиозные объединения и «согласовывает деятельность иностранных религиозных объединений на территории республики, назначение иностранными религиозными центрами руководи­телей религиозных объединений в Республике Казахстан». Таким образом, государство ведет строгий контроль иностранных религиозных объединений, которые ведут религиозную деятельность на территории Казахстана.

Этим законом Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православ­ного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетаю­щиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений гражда.

С обретения независимости и по сей день в Казахстане уделяется особое значение вопросам религии. 23 сентября 2003 года прошел первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане, созванный по инициативе Нурсултана Абишевича Назарбаева. Аналогов данному форуму в мире нет. Впервые в истории собрались вместе руководители мировых и традиционных религий. В работе первого межрелигиозного форума приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма. Были представлены все ветви христианства, включая право­славие, католицизм, протестантство, главные центры исламской мысли и представители суннизма и шиизма, иудаизма и других азиатских религий. Съезд внес огромный вклад в глобальный процесс межцивилизационного и межкультурного диалога. Форум отразил усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и конфликтов на основе культурных и религиозных различий и построению толерантного, стабильного мира, достижению устойчивого развития. IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел 30-31 мая 2012 года в Астане. По замыслу Главы государства, диалог между лидерами мировых и традиционных религий, построенный на основе доверия и взаимо­понимания, откроет широкие перспективы для международного сотрудничества в этой сфере и будет способствовать преодолению таких негативных проявлений нашего времени, как насилие, экстремизм и терроризм. По итогам работы Съезда принято Обращение его участников. В этом документе прозвучал призыв, наполненный высоким духовным смыслом. Религиозные лидеры обратились ко всему челове­честву - стремиться к взаимодействию, согласию и миру, справедливости и созиданию во имя будущего нашей планеты. Кроме того, был построен символ мира - «Дворец мира и согласия» и создан «Междуна­родный центр культур и религий».

Казахстан стал центром, где создается общий религиозный и культурный диалог западной и восточной цивилизаций. Эти конгрессы не только проявление внешней и внутренней политики страны, это совершенно своеобразная модель сотрудничества между религиями. Эта модель полностью раскрывает и определяет отношения между религией и государством, представляя перед нами пользу от объединения общества и религии, взаимопонимание между различными религиозными направлениями, уважение к правам и свободам, соблюдение принципов демократии. Религия отделена от государства, однако общество не отделено от религии. Некоторые секты через посредство общества могут нанести вред государству. Поэтому задача государства обеспечить религиозный порядок в обществе. В республике Казахстан, с целью обеспечить безопасность и процветание народа, стабильность страны, сформировано особое понятие взаимоотношений между религией и государством, которое развивается в позитивном направлении.

 

Литература 

  1. Yildiz, Hasan,    Ortadoguda    Dinler    Uzerine    Bir   Ara§tirma    (Yahudilik- Hiristiyanlik-Islamiyet), belgeler.com/blg/1cdq/ortadogu-da-dinler-uzerine-bir-arastirma-yahudilik-hiristiyanlik-islamiyet-in-the-middle-
    east-a-research-about-religions, 23.10.2011.
  2. Bollu, Cahit, Turk Basininda 1950 Segimleri Qergevesinde Din - Siyaset Tarti§malari, tez2.yok.gov.tr/tezvt/,
    28.10.11.
  3. Buyuk, Celal, Yeni Qag Bati Dugiincesinde Hiristiyanlik ve Siyaset lligkisiyle Ilgili Bazi Dugunceler. e- atauni. edu. tr/index.php/SBED/article/view/86/80, 30.10.2011.
  4. Koktag, M. Emin, (1997), Din ve Siyaset-SiyasalDavranig ve Dindarlik, Vadi Yayinlari, Ankara.
  5. КонституцияРеспублики                        Казахстан,                         1995 г.,
    akorda.kz/kz/official documents/the constitution/the constitution, 22.10.2011
  6. Закон РК от 15 января 1992 года № 1128-XII "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", adiletminjust.kz/kk/doc/show/75501, 30.11.2011
  7. Международный центр культур и религий mckr.kz/kz/about-centre, 22-09-2012
  8. Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» din.gov.kz/kaz/pravovaja baza/,21.11
Фамилия автора: Ильяс Эрпай
Год: 2013
Город: Алматы
Категория: История
Яндекс.Метрика