В данной статье рассматриваются культурные связи декоративно-прикладного искусства Казахстана и Средней Азии. Рассматривая особенности декоративно-прикладного искусства казахов, мы рассмотрим динамику трансформации, развития декоративно-прикладного искусства в период наступления эпохи колониализма. Проведен детальный литературный анализ по исследуемой проблеме, и установлено, что на всей территории казахской степи шла постоянная трансформация во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в области декоративно-прикладного ремесла.
Средняя Азия, благодаря своему географическому расположению в самом центре азиатского континента - рядом с могущественными цивилизациями Китая, Индии, Ирана многие века являлась посредником в торговом и культурном обмене между Востоком и Западом. Здесь соприкасались и взаимодействовали два мира - оседлых земледельцев и кочевников. В период раннего средневековья сюда проникают тюрки, потеснив древнее ираноязычное население. За среднеазиатским регионом, где продолжают бок о бок жить народы, говорящие как на тюрских, так и на иранских языках, закрепляется название Туркестан ("Страна тюрков"). Ислам, начавший распространяться в Средней Азии еще в VIII веке, в большей степени оказал влияние на искусство городского оседлого населения Туркестана. В степях, пустынях и горных ущельях население сохраняло самобытность традиционной культуры.
Установлено, что на всей территории казахской степи шла постоянная трансформация во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в области декоративно-прикладного ремесла. На территории Средней Азии быстрая и необратимая трансформация традиционных обществ начала происходить с XVIII века в результате промышленной революции. Для стран, не являвшихся территориями промышленной революции, выпадала судьба колонизации и серьезной культурной трансформации. Однако изменения могут происходить не только под насильственным влиянием колонизации, но и в связи с естественными изменениями торговли и рынков К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир. Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Другие воспринимают изменения в культуре как новые возможности получения новых социальных статусов. В конечном счете, эти процессы являются функциональной частью форм декоративно-прикладного искусства.
Рассматривая особенности декоративноприкладного искусства казахов, мы рассмотрим динамику трансформации, развития декоративноприкладного искусства, а также определим значение традиционных форм и традиции. Традиция, это нечто, находящееся в постоянном движении, изменения; и источник этого движения в ней самой: "динамика культурной традиции - это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых. Рассмотренный с системно-кибернетической точки зрения, он выступает в качестве стержня процесса социальной самоорганизации" [1].
Для российских авторов традиция - феномен принципиально динамичный и саморазвивающейся. Однако при этой легкости и естественности перетекания форм, которую казалось бы описывает российская наука, сам процесс этого "перетекания" волнует российских ученых в большей мере, чем западных, во всяком случае в тех аспектах культуры, которые не являются материальными.
Трактовки традиции, которые возникли к началу 70-х годов в России ближе всего стоит к пониманию традиции Ш. Айзенштадтом, много трудов посвятившего изучению принципов формирования и изменения традиции.
Однако следует выделить некоторые нюансы, на наш взгляд существенные, которые отличают сформировавшееся в России понимание термина "традиция" от его понимания у Айзенштадта. Прежде всего, бросается в глаза, что для российских авторов процесс развития традиции, смена одних стереотипов другим столь же естественен и органичен, как течение реки, как смена дня и ночи. Для любого западного автора, и для Айзенштадта в частности, изменчивость традиции - нечто нуждающееся в доказательствах и он прибегает к этим доказательствам, используя довольно сложный научный аппарат.
Феномен "традиция" также развивался казахстанской историографией. Большинство работ, посвященных народному искусству, рассматривалось как традиционное и малоизменяемое. В связи с этим большинство работ посвящено семантике декоративно - прикладного искусства. В трудах казахстанских ученых А. Маргулана, У.Джанибекова аспект декоративно-прикладного искусства изучен в комплексном варианте. Детальное исследование ДПИ проведено И.В. Захаровой, Р.Д. Ходжаевой. Семантику рассматривает в своей монографии Н.Ж. Шаханова, символическое значение отдельных элементов структуры казахского национального костюма раскрыто и в работе Б.А. Ибраева. Комплекс украшений казахского национального костюма досконально изучен Ш.Ж. Тохтабаевой: проведен анализ художественной структуры, технологии, выявлена символика орнаментально-декоративных составляющих и материалов. В других работах этого автора раскрыты семантические особенности казахского национального костюма, выявлена знаковая функция его отдельных элементов. В трудах К.Т. Ибраевой, М.Ш. Омирбековой с большой полнотой изучена орнаментика казахского декоративно-прикладного искусства в целом (и костюма, в частности).
Традиции в декоративно-прикладном искусстве складываются двумя путями. Один идет "снизу", когда можно сказать, что традиция "возникает", "зарождается". Это спонтанный, стихийный процесс, в который вовлечены достаточно большие массы людей. Все начинается с того, что кто-то обращает особое внимание на определенные фрагменты исторического наследия. Затем интерес, уважение, пристрастие, почтение распространяются вширь, охватывая все более широкие слои населения, и принимают форму ритуалов, церемоний, побуждают к поискам и обновлению старых объектов, к новой интерпретации старых кредо. Индивидуальные предпочтения и действия становятся массовыми и превращаются в поистине социальный факт. Так рождается традиция. Парадоксальным образом данный процесс очень сходен с распространением новаций, хотя в рассматриваемом случае речь идет, скорее, об открытии того, что уже существовало в прошлом.
Второй "маршрут" формирования традиции начинается "сверху", действуя через механизм навязывания, когда традиция выделяется, отбирается и даже навязывается теми, кто обладает властью или влиянием. Это может быть монарх, вводящий для своих подданных традиции своей династии; диктатор, делающий упор на прошлой славе нации; полководец, напоминающий воинам о великих исторических сражениях, или известный модельер-дизайнер, находящий вдохновение в прошлом и диктующий стиль "ретро"[2].
Анализируя процесс заимствований, следует отметить, что существовала декоративно - прикладном искусстве казахов некая грань в восприятии "чужого". Так, например, нельзя было надевать весь ансамбль иноэтничных ювелирных изделий. "Чужая" вещь могла включаться в костюм на фоне традиционного комплекта. Вместе с тем, среди имущих мужчин в ходу были иноэтничные изделия, в основном это оружие, полученное в качестве дарственных подношений. Они являлись знаком отличия высокого социального положения. Важную роль в культурном взаимодействии играли торговые связи, вовлечение обозначенных стран в деятельность Шелкового пути, а также урбанистические эффекты Исламского халифата, Золотой Орды, "синтетическая" культура которых явилась итогом гармонического сплава творческих усилий среднеазиатских, кавказских, поволжских, ближне и средневосточных народов. Отдельную группу источников составляют иллюстрации этнографического характера, начиная с рисунков, опубликованных в работах П. С. Палласа, И. Г. Георги, А. И. Левшина, Рошенберга, до картин и зарисовок художников Барбиша, А. Орловского, А. Чередеева, М. Фёдорова, Т.Г. Шевченко, В. В. Верещагина, Н.Н. Каразина, Джузеппе Кастильоне (также известного как Лян Шинин), Ш. Юхна и других. Особую ценность представляют зарисовки Ч. Валиханова, этнографические альбомы художников В. Н. Плотникова и П. М. Кошарова [3].Накопление материалов о среднеазиатском декоративноприкладном искусстве в европейской литературе началось в средние века, начиная со времен первых путешествий в этот регион. Благодаря находкам археологов в распоряжении науки имеется богатейший материал настенных росписей доарабского времени. Книжные миниатюры дают возможность специально исследовать средневековый костюм. Зачинательницей исследований выступила Г.А. Пугаченкова, которая опубликовала статьи по истории среднеазиатского костюма. Продолжал исследовать историю костюма на основании этого же источника - М.В. Горелик. Изучением по росписям занимались Н.П. Лобачева, по скульптуре - В.А. Мешкерис.
Таким образом, казахская степь являлась территорией, где перекрещивались десятки караванных путей, направлявшихся из Китая на запад, из России на юг и восток, что способствовало активному обмену, торговле в самой степи. Это было основой появления новых вкусов и как результат, формирования новых культурных форм и трансформаций в прикладном искусстве.
На всей территории казахской степи шла постоянная трансформация во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в области декоративно-прикладного ремесла.
В целом же традиционная культура казахов, в том числе и исследованная нами декоративноприкладное искусство, постепенно трансформируется под влиянием модер-низационных процессов в направлении унификации и упрощения. Одним из основных рычагов, приведших в движение процесс капиталистической модернизации, явилось преобразование экономики на базе создания местной индустрии и развития торгово-рыночных отношений, при одновременно доминантно сохраняющихся приоритетах кочевого хозяйства.
Список литературы:
- Алимжанова А.Ш. Динамика эстетических ценностей художественной культуры казахского народа. - Алматы: Раритет, 2004. - 120 с.
- Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т.1-2 - Алма-Ата: "Онер", 1986-1987.
- Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. Главная редакция Восточной литературы. - М.: Наука, 1968.-С.342-362. - 757 с.