В статье рассматривается механизмы формирования этнокультурной компетентности личности в образовательной среде.
Одним из источников актуальных проблем для общества являются современные условия этнического многообразия, в которых растет и формируется современная личность. Открытость мира, глобализация политического, экономического, религиозного и культурного пространств выдвинули проблему формирования этнокультурной толерантности так как сегодня обособленное существование народов и культур становится невозможным. В ряде причин этого явления стали интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах, что значительно расширило рамки межэтнического взаимодействия.
В современном мире, где страны и народы становятся все более зависимыми, ориентация в воспитании на личностное и общественное качество этнокультурная толерантность, которая сближает этносы и их представителей, даёт возможность адаптироваться людям в быстро меняющемся мире, становится приоритетной задачей и для Казахстана прежде всего. Особенность народа Казахстана состоит в том, что он не может реализовать себя в рамках своей этнической идентичности в чистом виде, в виде классической нации, т.е. территориально, политически, этнически независимо от всех этносов, проживающих на великих просторах Казахстана, поэтому целостность и будущее Казахстана во многом связаны с ее полиэтничностью и культурным многообразием.
Сегодня необходимость подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных задач в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию подчеркивает, что одна из важнейших функций образования - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение и познавательный интерес к другим культурам.
Этнокультурная компетентность предполагает готовность к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие студентов в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий, внутренней устремленностью на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установкой на активную и целесообразную деятельность.
Этнокультурная компетентность как объективно-субъектное явление включает в себя готовность изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов.
Формами формирования этнокультурной компетентности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.). Образовательные учреждения призваны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам. В самой общей форме критерии эффективности этнокультурной компетентности могут быть выражены в степени: а) обученности (знания и представления о географии, природных условиях, истории, выдающихся деятелей, обычаях, фольклоре, искусстве, основных хозяйственных занятиях людей и традиционных ремеслах в прошлом и настоящем, устройстве быта, религиозно-мифологических представлениях, народных играх, нормах и ценностях как собственной, так и другой этнической общности; представления об антропологическом типе этнофоров, их национальной одежде и др.; понимание (принятие) культурных универсалий и специфики традиций и обычаев этносов; знание последствий интолерантного поведения и отношения к представителям иной национальности; умения правильно интерпретировать культурно обусловленное поведение этнофоров, налаживать с ними конструктивный диалог, разрешать конфликты и разногласия мирным путем; б) воспитанности (преодоление этноцентризма, этнической, расовой и конфессиональной предубежденности, интолерантности в общении и поведении; готовность к коррекции собственного поведения и взглядов); в) адаптации ребенка (от приспособления к полиэтнической среде до принятия культурного плюрализма).
Чтобы познать другую культуру, приобщить к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. П.П. Блонский указывал, то «путь к общественной культуре лежит через национальное воспитание» (1). В ходе опроса студентов мы попытались выяснить, как студенты относятся к культуре своего народа и насколько глубоко они ее знают. 12 человек считают, что знают ее хорошо; 18 - знают частично; 8 - плохо и 2 - не знают совсем. На вопрос «Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?» 6 студентов ответили - всегда; 21 - иногда; 8 - очень редко и 5 - не соблюдают. При этом 28 опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа; 6 заявили, что их это не интересует, и 6 не желают этого делать. Думается, педагогам в своей работе необходимо учитывать факт хождения таких суждений среди респондентов.
Как указывают некоторые исследования, положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам. В нашем исследовании на вопрос «Какие чувства у вас вызывает принадлежность к своему народу?» 16 студентов отметили - гордость; 14 - спокойную уверенность; 3 - никаких чувств; 3 - обиду; 4 - ущемленность, униженность, остальные указали разные положительные эмоции. Отрадно уже то, что подавляющее большинство опрошенных гордятся и довольны принадлежностью к своему народу. Вместе с тем некоторые цифры свидетельствуют о необходимости усиления самых различных аспектов воспитательной работе.
В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия (воспитанника и взрослого, воспитанников между собой) и коллективных взаимоотношений.
Этнокультурный компонент в образовании - это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей студентов, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество.
Анализ научно-исследовательских работ, нормативных документов, теории и практики образования позволяет выделить пять моделей введения национально- регионального/этнокультурного компонента в содержание общего образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую.
Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам. Вопросы национального и регионального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона, России и стран мирового сообщества рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по разным дисциплинам и темам.
Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона, Казахстана, других народов и стран.
Монопредметная модель предполагает углубленное изучение этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории, географии, искусства региона, Казахстана, других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебных предметах в школе.
Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории, казахской литературы, географии, биологии и экологии и Т.д.
Дополняющая модель предполагает изучение национально-регионального, этнокультурного компонентов в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий. Так, в школах имеются хореографические, музыкальные, хоровые студии, кружки с направленностью; проводятся краеведческие, этнографические выставки, экскурсии. Все эти кружки, студии, объединения позволяют приобщить студентов к сфере духовно-практической деятельности разных народов. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть и творить прекрасное. Приобщение к этнокультуре осуществляется через овладение «инструментарием» ее познания «языком» ее художественных форм, проникновением в ценностно-смысловое содержание символов этнокультуры.
Особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, Казахстане, своем населенном пункте, микрорайоне образовательного учреждения.
Исследовательские проекты представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в другую культуру. Исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (2). Первые предполагают изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (в архивных документах, записках путешественников, фольклорных произведениях и др.). Вторые построены на наблюдениях, экспериментах и практической деятельности и предполагают работу с информаторами, т.е. непосредственное общение с этнофорами, исследование этнографических объектов, подлинных предметов народного быта, их воспроизведение (копии, слепки, муляжи, макеты, модели и др.), реконструкцию, участие в историко-этнографических экспедициях и пр. Приведем названия тем некоторых исследовательских проектов студентов, например, «Национальные украшения казахского народа», «Общее и особенное в играх разных народов», «Традиции и обряды казахов, связанные со строительством жилья» и др.
Студенты постепенно в практике реального общения открывают для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому наша цель - не только ознакомить их с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты. Наиболее оптимальными формами работы в этом направлении являются дискуссии, диспуты, дебаты по той или иной проблеме полиэтнического общества(З).
Процесс формирования этнокультурной компетентности закономерно связан с феноменом этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимодействия. Понятия «этнокультурной компетентности» и «этнической толерантности» не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения и представляют собой двуединую сущность.
Этнопедагогизация образовательного процесса рассматривается как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению учащимися ценностями национальной и мировой культуры. Предполагает использование в учебно-воспитательном процессе средств и методов народной педагогики, учет национально- психологических особенностей детей и специфики семейного воспитания этносов (4).
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному. Многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому и настоящему нашего народа. Как живут люди в Азии, в Европе, в Африке? Как живут представители диаспор в Казахстане? Как работают и отдыхают? Что их радует и тревожит? Какие они соблюдают традиции и обычаи? Чем украшают свой быт? Ответить на эти и последующие вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Песни, танцы, сказки, обряды - это не только элементы народной культуры, но и первые средства воспитания. Необходимость их изучения и использования на уроках весома. Народная культура является значимым элементом воспитания молодежи.
Литература:
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М. Педагогика. 1974.-304 стр.
- Ром Т.А. О социальном в воспитании.// Вопросы воспитания.2009.№1. С.28-31.
- Проблемы этнологии и этно педагогики. Сборник статей и материалов. Под ред. Bacexa Л. А. Новосибирск. Изд-во НГПУ. 1999. Вып.8. 183 стр.
- Манджиева В.Б. Воспитание детской одаренности в образовательном учреждении с этнокультурной ориентацией. Автореф.дисс. канд пед .наук. Элиста. 2002. 26 с.