Всевозрастающая роль человеческого фактора в современном мире выдвигает на первый план изучение резервов и ресурсов человеческого развития. От них зависят во многом успешность обучения и продуктивность в различных видах деятельности, включая способность к саморазвитию, самопознанию человека и становление его индивидуальности. В современной ситуации социально- экономических изменений в нашем обществе повысился спрос на социальноактивную личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию [1].
Основанием для определения назначения общего среднего образования служит цель среднего образования, которая призвана обеспечить развитие у обучающихся способностей к познанию, к творческому использованию приобретенных знаний в учебной и жизненной ситуации, к саморазвитию, самоуправлению, самоконтролю и самосознанию посредством формирования ключевых и предметных компетенций, инициирования деятельности школ по саморазвитию и самосовершенствованию на основе анализа и сопоставления реально достигнутых результатов, полученных при организации объективного контроля достижений обучающихся [2].
На современном этапе развития педагогической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В социально-педагогической литературе показано, что являясь «ядром личности», самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека [3].
В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания [4; 5; 6; 7].
Различные аспекты проблемы самосознания поднимались в трудах таких известных педагогов и психологов, как: Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, М.А. Кусаинова.
Сегодняшний интерес к проблематике самосознания связан с основными тенденциями развития современной социальной педагогики, ценностями свободы, активности, творчества, самореализации, самоконтроля [8].
«Перемены, происходящие в общественно-политической жизни страны за последние десятилетия, неизбежно повлекли за собой изменение нравственнодуховных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. Развитие воспитания в системе образования Казахстана является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Решение задач социализации детей в современных условиях диктует необходимость перехода в новое качественное состояние всего процесс образования» [9].
Значительные возможности для развития самосознания заложены в курсе «Самопознание». Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации, а следовательно и условий для развития самосознания. Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте природного и социального аспектов бытия. Человек, являясь сложноорганизованной системой, проявляет себя как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.
Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности. Под самосознанием понимается процесс осознания личностью самой себя во всем ее многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самосознание - это и отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. В процессах самосознания формируется и выделяется Я личности как некое образование определенной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором [10].
До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию по мнению П.Ж. Жумабаевой [11, с. 112-114].
В дальнейшем самосознание как специфический вид сознания выполняет в психической жизни личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе. В развитии самосознания большое значение имеет соотнесение личностью своего реального Я с тем идеальным Я, которым каждая личность обладает. Расхождение реального и идеального Я является источником различных внутренних противоречий личности. Вопрос самосознания человека чрезмерно сложен. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего «Я», каким это «Я» предстает в глазах других людей [12].
Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И.С. Кон дает следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я» [6].
В понимании ИИ. Чесноковой самосознание представляет собой «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я» [13, с. 15].
По мнению В.Г. Маралова «Самосознание - это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я». Самосознание - это особая форма сознания, которая также как и сознание, имеет отражательную природу. Объектом самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир [14].
В определениях самосознания выделяются, как правило, два момента: во-первых, подчеркивается, что самосознание является свойством личности как социального существа, во-вторых, указывается, что объектом самосознания является сам познающий субъект - человек, осознающий различные стороны своей психической деятельности и проявления собственной активности.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от имеющихся ситуаций способна оставаться самой собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое [15].
Своеобразие подростка состоит в том, что у него появляется интерес к своему внутреннему миру; его поведение и деятельность начинают опосредоваться самосознанием. Происходит осознание себя с точки зрения своих индивидных (физических, функциональных), личностных и субъектных качеств. В этом заключается более высокий уровень развития личности, позволяющий подростку самому осуществлять отбор желаемых качеств, их тренировку и сознательное управление собственным поведением на основе этих качеств, т. е. заниматься самовоспитанием.
В фазе подросткового возраста (14-15 лет - учащиеся восьмого класса) происходит социальная переориентация личности, которая выражается в появлении «комплекса взрослости». Новый тип социальных контактов, затрагивая нравственную сферу отношений, начинает регулироваться более сложным набором личностных качеств. Наряду с волевыми сюда входят различного рода нравственные качества и оценки. Переход на новую ступень социального развития требует более высокого уровня самосознания, выделения и формирования именно тех свойств, которые обеспечивают складывающиеся взаимоотношения. Поскольку для старшего подростка особую значимость приобретает мир взрослых, отношение и оценка последних оказывают решающее влияние на развитие его самосознания. В этот период уровень самооценки подростка характеризуется значительными колебаниями под влиянием педагогических воздействий. Старший подросток обнаруживает повышенную чувствительность к нравственным поступкам взрослых, особенно к проявлению доброты, справедливости по отношению к нему.
Л.С. Выготский - основоположник изучения самосознания в подростковом возрасте, считает, что развитие функции самосознания совершается в шести направлениях, из которых и складываются основные моменты, характеризующие структуру самосознания подростка.
Первое направление - это рост и возникновение собственного образа. Подросток начинает все более «обосновано и связано» узнавать себя.
Второе направление в развитие самосознания ведет этот процесс из вне во внутрь. Важно, что развитие во втором направление не идет параллельно с нарастанием самосознания в первом направлении.
Третье направление развития самосознания - это интегрирование. Подросток все более и более начинает осознавать себя как единое целое. Отдельные черты все более и более становятся в его самосознании чертами характера, частью целого.
Четвертое направлением развития самосознания является отграничение собственной личности от окружающего мира, сознания отличия и своеобразия своей личности. Чрезмерное развитие самосознания может привести к замкнутости, к мучительным переживаниям отъединенности которые часто отличают переходный возраст.
Пятая линия развития состоит в переходе к суждениям о себе по внутренним моральным критериям, которые начинают применяться ребенком и подростком для оценки своей личности и которые заимствуются ими из «объективной» культуры.
Шестая - и последняя линия развития самосознания и личности подростка заключается в нарастании интериндивидуальной вариации. По мере все более зрелого развития задатков и большой длительности влияния среды люди всё менее становятся похожими друг на друга [5, с. 52].
Таким образом, устанавливается три существенных момента, характеризующих самосознание в переходном возрасте:
E рефлексия, и основанное на ней самосознание, представлены в развитии, где самосознание производный факт в психологии подростка, возникающий не путем открытия; а путем длительного развития;
2. обнаружение связи между развитием самосознанием и социальным развитием подростка (где различия необходимо объяснять с точки зрения иной структуры, иного типа самосознания);
3. самосознание - сущность, поддающаяся эмпирическому анализу, где рефлексия влияет перестраивающем образом на субъект, выступает третичным условием формирования личности, ее внутренних, моральных критериев (первичное условие - наследственность, задатки; вторичное - окружающая среда).
Следовательно, можно сказать, что развитие самосознания подростка в самом общем виде выглядит следующим образом. «Вначале это просто накопление представлений о самом себе. В связи с этим происходит все большее узнавание себя, все более обоснованное все более связное. Затем, по мере обобщения этих представлений, происходит их интериоризация. Дальнейшая интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений,
Социально-педагогическое сопровождение
полового воспитания подростков
к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и самооценки своей личности» [13,с.62 ].
Таким образом, мы видим, что возникновение самосознания означает переход к новому принципу развития, к образованию третичных признаков; истинное содержание развития функций в переходном возрасте, состоящее из образования новых связей, новых отношений, новых структурных сцеплений между различными функциями.
Литература:
- Кабдыкайырулы К.К.. Нургалиева Д.К. Реализация условий формирования профессиональной компетентности студентов в период педагогической практики // Білім - Образование, 2011. - № 3. - С. 69.
- Государственный Общеобразовательный Стандарт Образования Республики Казахстан: общее среднее образование 2.003.01. - Астана, 2009.
- Концепция развития непрерывного образования PK до 2015г. - Астана, 2013.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - M.: Изд- во института практ. психологии: Воронеж НПО «МОДЭК», 2010. - 352 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - M.: Педагогика, 2011.-480 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. -М. 2014 -335 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 2. -M.: Педагогика, 2013. - С. 94-231.
- ШороховаЕ.В. Проблема «Я» и самосознания. -M.: Академия, 2011. - 322с.
- Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» // BNews.kz «www.bnews.kz». - Астана, 2014.
- ПодласыйИ.П. Педагогика. - M.: Владос, 2013. - 575 с.
- Давыдов В.В. Курс лекций по педагогической психологии: Учебное пособие. - M.: Академия, 2014. - 224 с.
- Жумабаева П.Ж. Проблемы персонификации и социализации личности в современных условиях.//Білім-Образование, 2014. -№2. - С.112 -114.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2014. - 336 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - M.: Наука, 2011. -143 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 576 с.
- Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности и самосознание. - Пермь, 2012. - 82 с.